Детские музыкальные инструменты своими руками
Людмила Сусой
Детские музыкальные инструменты своими руками
Хочу поделиться опытом изготовления детских музыкальных инструментов своими руками.
Как только в нашем саду был объявлен конкурс, тут же откликнулись педагоги, дети и родители. У нас появились прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы детям для музицирования и самостоятельной музыкальной деятельности
Звонкий барабан появился из пустого пластикового ведра из под майонеза
Из палочек от флажков и колокольчиков, украшенных ленточками, появились удивительные маленькие колокольчики
Забавные маракасики получились из ложичек и коробочек из-под «киндер-сюрпризов»
Маракасики из баночек, пузыречков и т. д., в которые насыпана разная крупа.
Это и красочные бубны
И пальчиковые барабанчики (они же маракасики) из баночек из под кофе.
Даже варежки теперь служат кастаньетами
Вот такой у нас оркестр!
Дети с большим удовольствием импровизируют на инструментах, изготовленных дома, вместе с родителями. Импровизации сопровождаются радостью. В силах взрослого помочь детям в изготовлении самых простых инструментах- трещеток, деревянных ложек, бубнов. Самое главное, чтобы они были легкими и прочными, пригодными для использования в музыкальной деятельности детьми.
Музыкально-шумовые инструменты своими руками в детском саду Удивителен мир звуков, окружающий нас! Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя.
Консультация для родителей «Музыкальные инструменты своими руками» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные инструменты своими руками»Экспериментирование- один из эффективных методов работы с детьми. В процессе.
Консультация для воспитателей «Музыкальные инструменты и игры своими руками» В настоящее время значимость развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического.
Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками Мастер-класс. «Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками»Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.
Музыкальные инструменты. Мастер-класс из бросового материала своими руками Мастер – класс «Музыкальные инструменты своими руками» Слизкая Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ ДС.
Презентация «Музыкальные инструменты своими руками» Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен?.
Музыкальные инструменты своими руками Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из.
Проект по ТРИЗ-технологии «Музыкальные инструменты своими руками» Проект по ТРИЗ-технологии «Музыкальные инструменты своими руками» Авторы проекта:Ишмакаева Катя Козлова Вероника Ковалёва Саша Габдрахманова.
Творческий шум или оркестр дома. Музыкальные инструменты своими руками Подарите детям ритм Все дети обожают шумные игры, поэтому не отучайте малыша шуметь, а направьте его энергию в творческое русло. Попробуйте.
Выставка «Музыкальные инструменты своими руками» Выставка «Музыкальные инструменты своими руками» В нашей средней группе проходила выставка музыкальных инструментов, посвященная дню.
Источник
Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)
Ефремов Юрий Иванович
учитель технологии СШ №1
Костанайского района, Костанайской области
Специалист высшего уровня квалификации 1 категории
План-конспект открытого урока в 9 классе на районном семинаре учителей по трудовому обучению
Раздел. Художественная обработка древесины
Тема урока «Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки»
(Интегрированный урок технология +музыка)
Образовательные: усвоение технологии изготовления сувенирной домбры, формирование у учащихся трудовых знаний и умений, развитие творческих способностей у учащихся
Развивающие: совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, дать возможность учащимся при помощи последовательности действий изготовления сувенирной домбры, достичь цели.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, правильной организации труда; развивать мотивацию изучения этапов изготовления сувенира, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
— фронтальная, индивидуальная работа.
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация.
Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: история, география
Материально-техническое оснащение урока:
Линейка, карандаш, рашпиль, эл.лобзик, , сверло, наждачная бумага, маршрутная карта, заготовки древесины, стамеска, шаблон, копир, токарный станок, минициркульная пила
— продолжить формирование основных технологических операций по изготовлению домбры
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
I II . Ознакомление с УТД. Выполнение практического задания: изготовление сувенира с использованием технологической карты
I. Организационный момент.
Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, цели занятия.
Тема сегодняшнего занятия «изготовление сувенирной домбры»
Овладеть практическими навыками по изготовлению музыкального инструмента
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но это вас пусть не смущает. Вы полны сил, энергии, хорошего настроения и мы начинаем наш урок.
На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем наиболее интересные моменты из истории музыкального инструмента – домбра и попытаетесь изготовить её в сувенирном варианте не только полностью вручную (как это делалось веками мастерами из цельного куска дерева путём выдалбливания стамеской углубления в корпусе), но и с использованием станочного оборудования наших мастерских. Это экономит и время на изготовление, и передаёт более точные формы изделию. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.
Как гласит пословица» Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра», что в переводе означает: истинный казах не сам казах, а домбра. «Коснись — песня слагается, звуку все живое покоряется», — отмечает поговорка о домбре, самом любимом казахском музыкальном инструменте.
Но в начале, послушайте, как звучит тенор-домбра (альт-домбра рассчитана на детей). Звучание инструмента во многом зависело от используемого мастером материала, толщины стенок корпуса, который является усилителем звука (чем тоньше стенки, тем звук звонче) из какого материала сделана дека, которая служит для отражения звука (крышка корпуса). Обычно её делают из сосны или ели
Поэтому при изготовлении корпуса необходимо учитывать эти моменты.
Музыкальное сопровождение (учащийся играет на домбре)
А сейчас вы узнаете о происхождении этого инструмента, её историю.
В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау)
, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов в городе Алматы. Изображенный древним художником на скале рисунок сильно похож на домбыру по форме. На основании этого сделали вывод, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.
Домбра — самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов
О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
Откуда же появилось само слово домбра. Версий достаточно много. Вот одна из них
Одни полагают что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дунбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка»
Другие полагают, что лексема (слово) домбра состоит из двух слов: дем (дыхание) и беру (дать), связанных непосредственно с музыкальным исполнительством. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.
Изготовление домбры считается одним из уникальных видов ремесленничества. Как говорят мастера смастерить домбру – дело сложное. Если, к примеру, работать не покладая рук, в течение месяца можно изготовить всего, лишь один инструмент. Издревле было принято, чтобы в каждой семье кто-нибудь мог с этим справиться. Хотя мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов костанаец Мухамбеткали Рахалиев изготовил за свою жизнь три тысячи штук казахского народного инструмента домбры.
II. Изучение нового материала.
Из каких же основных частей состоит домбра.(демонстрация)
Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.
Основные части домбры:
Ученики демонстрируют основные части инструмента
Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.
Какпак — дека домбыры, воспринимая посредством вибрации, звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Гриф — с расположенными на ней ладами и нотными точками (ладов 19 точек 7).
Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки, использовали и в качестве материала для струн, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передаются колебания струн на деку и колебаний к корпусу, подставка является ключом к звучанию домбры.
Пяточная подструнная подставка
Пороговая подструнная подставка
Подвижная подструнная подставка
После всего услышанного и увиденного можно перейти к практической части урока, предварительно ознакомившись с технологией изготовления музыкального инструмента, представленных в технологической карте, и техникой безопасности
Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов
1. подготовка материала (подготовительный этап)
2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру
3. изготовление отдельных частей изделия
5. декоративная отделка
Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности
Технология изготовления сувенирной домбры
Источник