Дорога для сцены своими руками

Театральный занавес: оформление и фото

Изначально театральный занавес использовался для того, чтобы отделить сцену от зрительного зала и обозначить начало и завершение пьесы. Эти функции он выполняет и сегодня. Но из простой портьеры занавес превратился в техническое устройство и красивую декорацию, нередко участвующую в представлении.

Как менялся театральный занавес в разные времена

Хотя театр существует с древних времен, закрыли сцену тканевым полотном лишь в Средние века. И сделали это не в Европе, а в Индии. Тогда занавес выполнял сакральную функцию, олицетворяя силы добра и зла.

Античные театры имели круглую сцену, которую невозможно было занавесить. Хотя в отдельных театрах, таких как шекспировский «Глобус» в Англии или итальянские площадные подмостки, появился тряпичный тент, спускавшийся с перекладины над сценой.

Впервые идея скрыть «черновое» закулисное действо от глаз зрителей и разработать для этого специальный механизм пришла в голову немецкому театральному декоратору Йозефу Фуртенбаху в XVII в.

Работая над «увеселительной архитектурой», Фуртенбах подумал, что сокрытие рабочих моментов позволит зрителям полностью погрузиться в мир пьесы, не отвлекаясь на закулисные действия актеров и перемещение декораций.

Однако оформление театральных сцен еще долго проходило без использования тряпичной ширмы. Занавес появился во всех театрах только в XVIII в.

Исторические типы

Со временем мировые театры стали применять не стандартные занавесы, а разрабатывать оригинальные.

Так появилось несколько исторических типов театрального занавеса:

  1. Брехта. Самый старый тип устройства. Представляет собой 2 полотнища на горизонтальном тросе, которые скрывают лишь нижнюю часть сцены. Открывается вручную. И хотя сейчас существуют разные механизмы, некоторые режиссеры намеренно используют этот простой вид занавеса.
  2. Вагнера. Усовершенствованный тип занавеса Брехта. Полотнища полностью скрывают сцену и раскрываются с помощью механизма, который стягивает уголки ткани к краям площадки.
  3. Полишинель. Этот тип занавеса придумали во Франции. Полотно, скрывающее сцену, похоже на экран. И поднимается оно с помощью барабана над просцениумом.
  4. Кабуки. Эффектный вид театрального занавеса. Полотно не поднимается и не раскрывается, а просто падает перед просцениумом.
  5. Итальянский. Классический тип устройства, когда 2 половины портьеры раздвигаются к краям сцены.
  6. Французский. По механизму похож на итальянский занавес, только кроме боковых есть дополнительное полотнище, которое перемещается вверх.
  7. Австрийский. Этот вид узнаваем по драпировке с множеством горизонтальных сборок.
  8. Венецианский. Другой вид занавеса с драпировкой, только складки не горизонтальные, а вертикальные.
  9. Римский. Цельное опущенное полотно без пышных складок. Полностью поднимается под потолок.

Для чего предназначен

Театральные режиссеры используют полотнище, скрывающее сцену, как прием, усиливающий предвкушение праздника. Это как занавеска на объективе фотоаппарата. Ее убирают, и начинается действо.

Зрители смотрят на тканевый «экран», который может быть пустым или пышно украшенным, сложным или простым. Так они уже могут зарядиться необходимой атмосферой предстоящей игры.

Недаром в театре занавес оформляется художниками. Они создают не просто большую штору, которой закроют площадку. Учитывается все: фактура ткани, цвет, рисунок, дизайн. Даже то, как будет раскрываться полотнище.

Читайте также:  Как вибрировать бетон при заливке своими руками

Разновидности и механизмы занавесов

Существует несколько механизмов и разновидностей театральных занавесов. Все они активно используются в театрах, несмотря на то, что современные технологии позволяют усовершенствовать старые устройства и создавать новые конструкции.

Антрактно-раздвижной

Антрактовый занавес относится к стандартному оборудованию сцены. Сейчас им оснащены не только театры, но и большинство культурных заведений. Чаще всего используется раздвижной тип.

Главное требование к раздвижному полотнищу – синхронное движение его частей к краям сцены. Раздвинуть полотна ровно позволяет особая система. Она должна работать тихо и без сбоев.

Только синхронное раскрытие 2 полотен, красиво укладывающихся в складки у края просцениума, произведет впечатление на зрителей до выхода актеров.

Подъемно-опускной

Этот вид появился в театрах первым. Им оборудовались некоторые площадки в Древней Греции. Сегодня подъемный механизм чаще используют в музыкальных театрах. Такой занавес, величественно поднимающийся и опускающийся, создает торжественную обстановку.

Подъемный механизм в небольших театрах представляет собой крупный валик, который располагается под потолком. Полотно наматывается на валик. В больших зданиях с высокими потолками полотнище крепится к балке, которая тянет за собой ткань.

Механизм с балкой позволяет создавать большие полотнища из толстых тканей со сложной драпировкой. В отличие от раздвижного занавеса, который может слегка шуршать во время движения, подъемное полотнище никогда не опускается до конца, чтобы штанкет не стучал о площадку.

Комбинированный

Встречается и более сложный механизм – комбинированный. Полотнища могут как раскрываться, так и подниматься. Иногда обе системы включаются одновременно. Какой механизм использовать, определяется возможностями театра и стилевыми характеристиками постановки.

Складной

Более сложный вид подъемной портьеры. Только полотно не передвигается вверх, а складывается под потолком. Итальянцы называют этот механизм «подъем наполовину».

В ткань вставляются направляющие. С их помощью полотно складывается частями: нижняя часть скрывается за средней, а та – за верхней. Такой механизм применяется в помещениях, где по техническим причинам невозможно использовать подъемные или раздвижные устройства.

Австрийский

Австрийский занавес – это не только оригинальная драпировка, но и особенный механизм. Полотнище разделено на секции, собранные в складки. Каждая секция разделяется вертикальными направляющими.

Снизу расположены специальные точки, за которые по вертикальным направляющим полотно поднимается. Особенность австрийского занавеса заключается в том, что все секции могут подниматься ровно, а могут изгибаться, образуя фигурную линию. Например, повторять форму изгиба арки.

Варианты оформления

Оформлением занавеса в театре занимаются художники. Однако эта работа более ответственная, чем разработка костюмов. Ведь занавес нередко становится визитной карточкой театра.

Зрители видят полотнище перед каждым представлением и ассоциируют его с качеством и уникальностью предлагаемого на сцене материала.

Поэтому многие театры стараются создать необычные портьеры, украсить их оригинальным рисунком, эмблемой с масками и прочей театральной атрибутикой.

Например, Большой театр гордится историческим «золотым» полотнищем, которое восстанавливалось по картинкам и фотографиям театра Российской Империи.

А в Мариинском театре огромное величественное полотнище, дизайн которого разработан в начале XX в., является не просто эмблемой и большой работой художников, а настоящим произведением искусства.

Читайте также:  Железнение бетона цементом после заливки своими руками

Антрактное полотнище служит театру много сезонов. Но есть и игровой занавес, который создается на 1 сезон или для спектакля. Здесь художник дает волю фантазии.

На полотнище наносится яркий рисунок, печатаются фото, ткань обильно украшается тесьмой, лентами и бахромой. А иногда полотнище не украшают совсем и оставляют без раскраски и изображений, что тоже отвечает характеру постановки.

Устройство театральных штор

Сначала театральные шторы открывались вручную. Но со временем изобрели механизмы, позволяющие автоматически раздвигать или поднимать полотна. В XIX – XX вв. это были электрические механизмы, а в XXI в. занавес переведен на компьютерное управление.

Механические устройства позволяют создавать тяжелые, объемные и сложные портьеры. Такие, какие раньше бы не подняли вручную. Теперь же эти сложные конструкции не просто украшают сцену, но и красиво двигаются.

Для движения прокладывается специальная «дорога». Она может быть тросовой, линейной или нелинейной. А с появлением компьютерных технологий появилась возможность прокладывать рельсовые системы. Так полотнища, контролируемые дистанционно, могут двигаться по сложной траектории.

Виды тканей для изготовления

Классический вариант оформления театральной сцены – это бархатный бордовый занавес с тесьмой и бахромой золотого цвета. Это аристократическое сочетание цветов и благородная ткань отвечали запросам публики и подчеркивали их статус – долгое время театр был развлечением привилегированного сословия.

Красный бархат остается любимым вариантом многих театров. Конкуренцию ему составляют плотный шелк или не такой дорогой блэкаут. Эти ткани почти не пропускают свет. Кроме красного встречаются синие и зеленые цвета.

Однако сегодня используются и необычные по составу материалы, сочетание тканей и даже синтетические шторы, которые, например, способствуют шумоизоляции и устойчивы к износу.

Какие еще существуют элементы одежды сцены

Сцена украшается не только занавесом. Бывают арлекины – ламбрекены, которые крепятся сверху. Падуги – полоски ткани под потолком в глубине сцены, маскирующие техническое оборудование. Кулисы размещают сбоку, чтобы скрыть артистов и инвентарь за сценой, а также разбить площадку на зоны. В глубине ее размещается задник.

Источник

Как шьют занавес для театра

Как шьют занавес для театра, и почему театральный ламбрекен не всегда уместен в наших домах. У сцены каждого театра особенный характер. Как у женщины. Может быть, поэтому наряд для сцены: занавес, кулисы, падуги – так и называют одеждой. Совсем как у одушевленного предмета. И чтобы этот наряд был удачным, как и в любой одежде нужно соблюдать определенные правила.

Нашей фабрике приходилось оформлять сцену Ивановского театра кукол, Самарского театра и другие сцены. Это сложная и очень интересная работа. Несмотря на то, что, все каноны платья для сцены давно прописаны, остается множества нюансов. Но обо всем по порядку.

Составляющие сцены

Одежда сцены состоит из определенных деталей:

  • генеральный занавес,
  • кулисы – откуда выходят актеры,
  • задник – задняя часть,
  • фон,
  • и горизонтальные полосы ткани наверху — это арлекин, который неподвижно закреплен в верхней части портальной арки сцены и падуги. Они маскируют верхние пролеты над декорациями, световую аппаратуру и прочее.

Если занавес двигается по дороге и его функция закрывать сцену, то у кулис есть подъемный механизм. Чем богаче театр, тем больше направляющих у кулис и больше падуг.

В каждом уважающем себя театре как минимум две одежды на «каждый день», как правило, это черный и белый фон, которые дополняются декорациями, и праздничный вариант. В одежде сцены шик, блеск, красота как и в любом наряде зависит от бюджета. В модных театрах Москвы и Санкт-Петербурга одежды сцены – настоящее произведение искусства.

Читайте также:  Глюкометр ремонт своими руками

Они выполнены из очень дорогих материалов с ручной работой. Цену занавеса определяет, в первую очередь, качество ткани. Дело в том, что по правилам противопожарной безопасности одежда сцены должна быть создана из негорючих материалов. Существуют специальные ткани с волокнами тривира. Они во время горения плавятся, а не горят огнем.

Но эти специальные ткани стоят очень дорого. Второй вариант более экономичный, обработка ткани противопожарной пропиткой. В зависимости от цены и качества, пропитки служат от 2-5 раз после стирки. Также ткань должна обеспечивать хорошую шумоизоляцию.

Для чего плотный занавес

Если сцена построена правильно и занавес достаточно плотный, то зритель не услышит топота ног за ним и смены декораций. Вообще, ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на сцене, перебивать особый дух театра, поэтому и цвета для одежды сцены выбирают темные, приглушенные синие, бордовые, зеленоватые оттенки.

Здесь, как и в платье для людей, говорят, если никто не помнит, во что вы были одеты, значит, вы были одеты правильно. Поэтому зрители чаще всего даже не догадываются о сложной конструкции занавеса и кулис. Тем не менее для тех, кто шьет театральную одежду это огромная работа.

Представьте только, чтобы сделать обычный ламбрекен, его нужно заколоть на планшете длиной 3 метра и каждую складку закладывать вручную. А для создания театрального арлекина нам нужна конструкция 8 метров. Для того, чтобы выполнить заказ для театра мы изготавливали «гуливеровские» козлы, на которых наши маленькие девочки-портнихи как лилипуты ползали по ткани выше их роста. Это выглядит очень забавно со стороны.

Подобный заказ редкость для фабрик и всегда интересный опыт. В конце работы у всех моих швей были исколоты и перемотаны пальцы, как у Элизы, которая шила рубашки из крапивы своим братьям. Я их так и называла, мои Элизы. Конечно, красивые ламбрекены мы делаем гораздо чаще.

В больших домах с высокими потолками и просторными комнатами такое сценическое оформление окна смотрится по-царски. Но вот вносить театральную атмосферу с помощью ламбрекенов в маленькую квартиру я не советую.

Так не стоит делать

Одно из самых главных правил дизайна – это соблюдение масштаба. Если вам очень хочется создать театральный дух в небольшой квартире, то лучше сделать это с помощью других деталей, а окно не усложнять тяжелыми конструкциями. Ведь тогда каждый посетитель вашего дома только и запомнит — эти театральные ламбрекены на окне, а мы с вами знаем, что одежда правильная, когда она не перетягивает на себя внимание от сути.

Всему свое место. Театральной сцене – ее одежды с ламбрекенами, а нашим уютным домам – красивый текстиль на окнах, который чаще всего не нуждается ни в каких сложносочиненных конструкциях.

Источник

Оцените статью