Доска гальтона своими руками

Доска гальтона своими руками

Доска Гальтона представляет собой ящик, на задней стенке которого укреплены две наклонные планки, образующие воронку; в середине — несколько рядов вбитых в стенку и расположенных в шахматном порядке гвоздей; внизу — система одинаковых вертикальных ячеек (рис. 1.1). Передняя стенка ящика стеклянная.


Рис. 1.1

Пронумеруем ячейки 1, 2. . Возьмем горошину, бросим ее в воронку и проследим за ее движением. Горошина, претерпев ряд столкновений с гвоздями, попадет в какую-нибудь, например, i-тую ячейку. Достанем горошину из ящика и вновь бросим ее в воронку. И теперь горошина после ряда столкновений с гвоздями попадет в какую-нибудь ячейку. Но в общем случае эта ячейка будет уже другой. Совершим так N бросаний горошины, каждый раз отмечая, в какую ячейку она попадет. Пусть n1 — число попаданий в первую ячейку, n2 — во вторую и т.д., ni — в i-тую, nk — в k-тую. Число N называют числом испытаний, а число — числом положительных исходов. Отношение — частота положительных исходов для i-той ячейки.

Если N — велико (в идеале бесконечно большое), то — вероятность положительного исхода, т.е. вероятность того, что горошина после столкновений с гвоздями попадет в i-тую ячейку.

Во всех этих рассуждениях очень важно отметить следующее:

  1. Столкновения горошины с гвоздями — это случайные (непредсказуемые) процессы. Мы никогда не знаем, с какими гвоздями, с каким количеством гвоздей и каким образом столкнется горошина.
  2. Так как столкновения случайны, то мы никогда не знаем, где и с какой скоростью горошина покинет слой гвоздей и, как следствие, в какую ячейку попадет.

Траектория горошины, число столкновений, конечная скорость (после последнего столкновения), ячейка, в которую попадает горошина — все это игра случая, пока число бросков (испытаний) невелико. Хотя движение горошины подчиняется законам механики Галилея-Ньютона, мы не можем знать конечного результата. Другое дело, когда число испытаний (бросаний) огромно. Траектория и число столкновений горошины также непредсказуемы, но конечную скорость и число попаданий в i-тую ячейку мы можем рассчитать с некоторой вероятностью. Построим гистограмму частот положительных исходов и проведем огибающую. В случае, когда , каждый из столбиков гистограммы соответствует вероятности положительного исхода, тогда .

Но Pi — это площадь i-того столбика на гистограмме и — площадь под огибающей кривой (рис. 1.2).


Рис. 1.2

Огибающая кривая показывает, как распределены вероятности по номерам ячеек. Математическая функция, которой соответствует эта кривая, называется статистической функцией распределения вероятностей. В нашем конкретном случае такое статистическое распределение называют нормальным, а функцию называют функцией Гаусса. Ее аналитическое выражение имеет вид:

Изменим характер опыта. Возьмем N одинаковых горошин и каждую из них бросим в воронку один раз. Мы вправе ожидать уже полученного результата. Почему? Горошины совершенно одинаковы! Следовательно, и результат будет прежний.

Изменим еще раз характер опыта. Возьмем N одинаковых горошин и высыпем их все разом в воронку. Что изменится в движении горошин? Изменится число столкновений, т.к. теперь горошины сталкиваются не только с гвоздями, но и друг с другом. Но в конечном случае все горошины распределяются по ячейкам. Обозначим — число горошин в i-той ячейке, тогда — вероятность того, что горошина попадет в i-тую ячейку. Обращая внимание на то, что кривая распределения вероятностей имеет такой же характер, как и в двух предыдущих опытах, приходим к выводу:

т.е. наша система из N горошин подчиняется статистическому закону распределения. Окончательный вывод: система из N элементов с внутренними случайными процессами подчиняется законам статистики. Такие системы называются статистическими системами.

Читайте также:  Буржуйка для бассейна своими руками

Обсуждение вопроса о том, как распределены молекулы по компонентам скорости

В начале своего падения горошина не имела скорости. Вертикальную составляющую скорости в конце падения она приобрела за счет силы притяжения Земли, а горизонтальную составляющую — только за счет случайных столкновений. При этом разные горошины имеют разные значения этой горизонтальной составляющей скорости, так как попадают в разные ячейки. Следовательно, полученное в опыте распределение горошин по ячейкам можно трактовать как статистический закон распределения молекул по компонентам скорости.

Распределение молекул по компонентам скорости имеет вид (например, по ):

Источник

Доска гальтона своими руками

Как обычно гуглил по теме (делаю это периодически, вдруг чего нового нагуглица), и нашёл одно видео (ниже будет), а с него вышел на сайт, а с сайта вышел на замечательную галерею конструкций досок Гальтона (заинтересовавшимся рекомендую после прочтения поста пройтись по ссылкам). Итак, машины:

Эх, было бы у меня такое финансирование, как при создании такой машины, то я бы создал множество таких и ещё лучше и интереснее машин!

Следующая машина ахренительна тем, что имеет в своём составе счётчик падающих шариков, что весьма показательно для оценки флуктуаций.

Ну и ещё несколько девайсов:

Остальное можно поглядеть у них в альбоме.

Ну и собственно говоря завораживающее видео работы этой чудесной машины.

З.Ы. По ссылке, которую я уже давал выше есть ещё несколько интересных видео их работы.

Все ли видели волшебное видео о том, как каждый цвет имеет свою частоту и сталкиваясь с кристаллами кварца каждый цвет попадает только в свою ячейку?

Это видео конечно же фэйк – все шары в видео изначально белые, им назначен цвет уже в компьютерной обработке в зависимости от того в какой ячейке они были в конце.

Но вот само использованное устройство довольно примечательно. Это вариация доски Гальтона, и в нем кроется настоящая магия.

Galton box, также распространены названия квинкункс, quincunx и bean machine) — устройство, изобретённое английским учёным Фрэнсисом Гальтоном (первый экземпляр изготовлен в 1873 году, затем устройство было описано Гальтоном в книге Natural inheritance, изданной в 1889 году) и предназначающееся для демонстрации центральной предельной теоремы, нормального (гауссова) распределения.

В идеальном случае сталкиваясь со штырьком, шарик каждый раз с одинаковой вероятностью может повернуть либо направо, либо налево. Нижняя часть ящика разделена перегородками (число которых равно числу штырьков в нижнем ряду), в результате чего шарики, скатываясь на дно ящика, образуют столбики, которые тем выше, чем ближе к середине доски (при достаточно большом числе шариков внешний вид столбиков приближается к кривой нормального распределения).

Если нарисовать на задней стенке треугольник Паскаля, то можно увидеть, сколькими путями можно добраться до каждого из штырьков (чем ближе штырёк к центру, тем больше число путей).

В некоторых настольных играх, а также игровом автомате Патинко, используется доска Гальтона или схожие с ней устройства.

Доска́ Га́льтона (англ. Galton board , также распространены названия квинкункс, quincunx и bean machine) — устройство, изобретённое английским учёным Фрэнсисом Гальтоном (первый экземпляр изготовлен в 1873 году [1] , затем устройство было описано Гальтоном в книге Natural inheritance, изданной в 1889 году) и предназначающееся для демонстрации центральной предельной теоремы.

Устройство

Доска Гальтона представляет собой ящик с прозрачной передней стенкой. В заднюю стенку в шахматном порядке вбиты штырьки, образующие треугольник. Сверху в ящик через воронку (выход из которой расположен ровно посередине между левой и правой стенками) кидаются шарики. В идеальном случае сталкиваясь со штырьком, шарик каждый раз с одинаковой вероятностью может повернуть либо направо, либо налево. Нижняя часть ящика разделена перегородками (число которых равно числу штырьков в нижнем ряду), в результате чего шарики, скатываясь на дно ящика, образуют столбики, которые тем выше, чем ближе к середине доски (при достаточно большом числе шариков внешний вид столбиков приближается к кривой нормального распределения).

Читайте также:  Кабинет директора своими руками

Если нарисовать на задней стенке треугольник Паскаля, то можно увидеть, сколькими путями можно добраться до каждого из штырьков (чем ближе штырёк к центру, тем больше число путей).

В некоторых настольных играх, а также игровом автомате Патинко, используется доска Гальтона или схожие с ней устройства.

Распределение шариков

Обозначим как n общее число столкновений шарика со штырьками; как k число раз, когда шарик поворачивает направо (таким образом, он оказывается в k-м по порядку столбике). Тогда число способов, которыми он может добраться до k-го столбика, определяется биномиальным коэффициентом ( n k ) > . Отсюда следует, что вероятность оказаться в k-м столбике равна ( n k ) p k ( 1 − p ) n − k p^ (1-p)^> , где p — вероятность поворота направо (обычно можно считать, что p = 0 , 5 ). Это функция вероятности биномиального распределения, которое в соответствии с центральной предельной теоремой при достаточно большом n аппроксимирует нормальное распределение.

Примечания

Ссылки

  • Видео, демонстрирующее работу устройства (англ.)
  • Симуляция (англ.)
  • Симуляция на сайте университета Джона Кэррола (англ.)
  • Quincunx and its relationship to normal distribution (англ.)
  • Анимации (англ.)
  • Доска Гальтона (рус.)

Вероя́тность — степень (относительная мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события. Когда основания для того, чтобы какое-нибудь возможное событие произошло в действительности, перевешивают противоположные основания, то это событие называют вероятным, в противном случае — маловероятным или невероятным. Перевес положительных оснований над отрицательными, и наоборот, может быть в различной степени, вследствие чего вероятностьневероятность) бывает большей либо меньшей. Поэтому часто вероятность оценивается на качественном уровне, особенно в тех случаях, когда более или менее точная количественная оценка невозможна или крайне затруднительна. Возможны различные градации «уровней» вероятности.

Исследование вероятности с математической точки зрения составляет особую дисциплину — теорию вероятностей. В теории вероятностей и математической статистике понятие вероятности формализуется как числовая характеристика события — вероятностная мера (или её значение) — мера на множестве событий (подмножеств множества элементарных событий), принимающая значения от 0 до 1 . Значение 1 соответствует достоверному событию. Невозможное событие имеет вероятность 0 (обратное вообще говоря не всегда верно). Если вероятность наступления события равна p , то вероятность его ненаступления равна 1 − p . В частности, вероятность 1 / 2 означает равную вероятность наступления и ненаступления события.

Классическое определение вероятности основано на понятии равновозможности исходов. В качестве вероятности выступает отношение количества исходов, благоприятствующих данному событию, к общему числу равновозможных исходов. Например, вероятность выпадения «орла» или «решки» при случайном подбрасывании монетки равна 1/2, если предполагается, что только эти две возможности имеют место и они являются равновозможными. Данное классическое «определение» вероятности можно обобщить на случай бесконечного количества возможных значений — например, если некоторое событие может произойти с равной вероятностью в любой точке (количество точек бесконечно) некоторой ограниченной области пространства (плоскости), то вероятность того, что оно произойдёт в некоторой части этой допустимой области равна отношению объёма (площади) этой части к объёму (площади) области всех возможных точек.

Эмпирическое «определение» вероятности связано с частотой наступления события исходя из того, что при достаточно большом числе испытаний частота должна стремиться к объективной степени возможности этого события. В современном изложении теории вероятностей вероятность определяется аксиоматически, как частный случай абстрактной теории меры множества. Тем не менее, связующим звеном между абстрактной мерой и вероятностью, выражающей степень возможности наступления события, является именно частота его наблюдения.

Читайте также:  Бампер своими руками круглый

Вероятностное описание тех или иных явлений получило широкое распространение в современной науке, в частности в эконометрике, статистической физике макроскопических (термодинамических) систем, где даже в случае классического детерминированного описания движения частиц детерминированное описание всей системы частиц не представляется практически возможным и целесообразным. В квантовой физике сами описываемые процессы имеют вероятностную природу.

Гальтон, Галтон, Голтон (англ. Galton) — имя собственное; распространено в виде фамилий.

Гальтон, Дороти (1901—1992) — британка, подозревавшаяся британскими спецслужбами в шпионстве на русских (однако доказано это никогда не было).

Галтон, Питер (род. 1942) — американский палеонтолог.

Гальтон, Фрэнсис (1822—1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.

Голтон, Лия (род. 1994) — английская футболистка.

Сэр Фрэ́нсис Га́льтон (Го́лтон; англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик. Родился в Бирмингеме, в Англии.

Дом занимательной науки — музей, открытый 15 октября 1935 года в Ленинграде с целью популяризации научных знаний среди детей и взрослых и закрытый 29 июня 1941 года, с началом Великой Отечественной войны.

Доска — профильная деталь из древесины для покрытия полов.

Иконная доска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании.

Доска — игровое поле в ряде настольных игр.

Доска для игры в нарды

Доска для игры в Сянци

Доска — наименование спортивных снарядов в ряде видов спорта.

Роликовая доска — Скейтборд.

Сноуборд (спортивный инвентарь)

Доска Гальтона — устройство, предназначающееся для демонстрации центральной предельной теоремы.

Доска Уиджи (на авианосце) — специальный двухуровневый стол.

Доска для плавания — приспособление для плавания.

Доска объявлений — место, на котором размещаются объявления.

Электронная доска объявлений

Виртуальная доска объявлений

Доска почёта — в Советском Союзе — стенд с именами и фотографиями передовиков производства.

Гладильная доска — портативный, складной стол с жаропрочной крышкой.

Классная доска — используемая в образовательных учреждениях поверхность.

Аспидная доска — письменная принадлежность в виде пластины из сланца, на которой некогда учились писать.

Доска для рисования маркерами — вид классной доски.

Интерактивная доска — сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.

Мемориальная доска — плита, увековечивающая память о знаменитом человеке или событии.

Приборная доска — Вертикальная передняя панель транспортного средства.

Стиральная доска — приспособление для ручной стирки.

Разделочная доска — предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания, реже разрубания продуктов питания.

Чертёжная доска — приспособление для черчения.

Патинко (яп. パチンコ) — игровой автомат, представляющий собой промежуточную форму между денежным игровым автоматом и вертикальным пинболом, необычайно популярен в Японии.

Так как в Японии не разрешены казино, а тотализатор допускается исключительно на лошадиных скачках, велосипедных и лодочных гонках, игра в патинко пользуется большой популярностью: 15 млн японцев регулярно посещают около 16 тыс. залов патинко, и существует около 34 тыс. профессиональных игроков, прибыль некоторых из них достигает 3 тыс. долларов в месяц. Согласно заявлениям некоторых профессиональных игроков, их ежемесячный выигрыш достигает 100 тыс. долларов, но это представляется маловероятным[кому?].

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Источник

Оцените статью