- Изготовление доспехов. Создание готического нагрудника для косплея рыцаря
- «Моя мечта» или «Как я доспехи делал»
- Исторический костюм и доспехи- выкройки
- Все записи Записи сообщества Поиск Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена GROSSE HANSA СЕДЬМАЯ подборка материалов на тему красителей и натурального крашения из нашей электронной библиотеки. Исторический костюм и доспехи- выкройки поделился ссылкой Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена НОВАЯ ЭТНОГРАФИЯ мастерская Публикуем выдержку из книги В.Никитиной «Наряды и обряды Южной России»: ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР «СОРОКА», Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее. Приведена прорисовка деталей, схема кроя и соединения деталей, описание. Мы завели альбом с материалами в помощь, будем регулярно пополнять. Изучайте, шейте традиционный костюм! Павел Шепаревич запись закреплена Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена ЖИВАЯ ИСТОРИЯ Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена Acta Archaeologiae Militaris Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена Terra Teutonica 1360-1440 Мы уже говорили про окетон сестры Людовика Святого, которая монахиней была и ей явно было мёрзло, если такую штуку шить пришлось. Это безрукавное сюрко(по крою), которое шло между коттой и исподней рубахой. В русском языке есть слово «поддёвка» и хорошо воспринимается с этим предметом. Да, это именно окетон, как нечто простёганное через вату. Показать полностью. Во французском языке оно означало в первую очередь именно это, а уже потом функционал предмета. Не надо думать, что окетонами называли только воинское снаряжение. Ссылочку на предмет подвесил. Помимо св. Изабеллы Французской, есть ещё одна такая штука и датируется она так же 13ым веком. Вторая такая поддёвка уже принадлежит другой святой: Елизавете Тюрингской. И вот тут в названии есть прям чёткое указание, что оно носилось именно снизу — унтеркляйд. Находится сейчас в одной из церквей города Трир: «Abbildung einer Reliquie. Das Unterkleid der heiligen Elisabeth von Thüringen.Aufbewahrt in der Mutterhauskirche der Borromäerinnen in Trier.» [Picture of a relic. The under-dress of St. Elizabeth of Thuringia. Preserved in the church of the mother house of the Sisters of Mercy of St. Borromeo, in Trier.]» В сети лежит вот такое описание: «Sog. Untergewand der Heiligen Elisabeth Oberstoff Leineköper 2/1 Z Grat Wollwattierung Leinwandbindiges Leinenfutter. Beschnitten durch Reliquienentnahme.» Это ещё один вариант термина, который применителен к данному изделию — унтергевант или исподнее на наш. В общем, послойность мы поймали: она носится под верхней плечевой на исподнюю рубашку, а может быть и вместо, но мне кажется, что на. Так же нам дают описание вещи по текстилю и наполнителю. Покрышка из саржевого льна 2.1 с ниткой Z скрутки(наверное оба направления. ), подкладка из полотняного льна и проложено оно шерстью(такой пушистой после кардирования, которая на валяние идёт). На данный момент нам известно про три такие штуки. Две из них в этой заметке и ещё одна «где-то». Упоминание есть, но сам артефакт мы не нашли. Может плохо искали, а может его в доступе нету. Такое более чем возможно, как показывает практика по обнаружению подобных вещей))) И ещё есть несколько интересных изделий, которые нам дают понимание о стёганных через утеплитель/уплотнитель предметов одежды или воинского снаряжения. Дмитрий Часовитин: «Вот, из Хроники Кольмара, та немецкая заметка Anonymous, Chronicon Colmariense, March 1298 MGH SS 17 p. 264 Armati reputabantur, qui galeas ferreas in capitibus habebant, et qui wambasia, id est, tunicam spissam ex lino et stuppa, vel veteribus pannis consutam, et desuper camisiam ferream, id est vestem ex circulis ferreis contextam, per quae nulla sagitta arcus poterat hominem vulnerare. Англ. перевод: Thus considered armed, that he had an iron helm on his head, and his gambeson, that is, a thick tunic made out of linen and tow, or sewn with old rags, and above an iron shirt, that is a garment woven together of iron rings, through which no man was able to wound with the arrows of bows. et stuppa — обычно переводят как «из пакли», но это неверно, ступпа — это кудель, материал, подготовленный для прядения, а пакля — отходы от такого приготовления, если материал растительный. А вот из чего эта stuppa — эрудированному читателю предложено догадаться самостоятельно.» Ну, и конечно же бриаль доны Терезы Гиль так же был простёган через некий утеплитель/наполнитель(у неё хлопковая вата). Картиночки изделия подвесил. 1. Мы точно знаем, что в качестве наполнителя в стёганные изделия использовалось два материала: шерсть и хлопок. Мы точно не знаем, как именно из этих материалов делали вату, но знаем готовый результат и технологические карты. Уже есть с чем работать. 2. Очень интересно, что на одной такой женской стёганке покрышка была из саржевого льна. Такое мы встречаем в более поздний период в прочей стёганной экипировке, ток уже воинской. Это есть в подшлемниках, включая турнирные и мы даже можем точно сказать, что сама диагональ была достаточно крупной. Аналогия сама собой просится. 3. Ещё, мы видим опять некую региональность. Немцы ставят уплотнитель из шерсти, как в этом ватнике или любеках, но при этом мы знаем, что вата хлопковая закупалась для производства стёганок под доспехи. Возможно хождение обоих наполнителей. Ещё добавлю, что лудель Жоана пошили по принципу ваппенроков и тоже из шерсти. Либо португальцы взяли технологию от немцев целиком, либо к концу 14го века уже не было никакой разницы для них, но всё же все три + португальский проложены именно шерстью. 4. Сами по себе стёганные изделия служили не только для защитных функций, но и для сохранения тепла. У нас есть такие вот поддёвки, а ещё есть несколько изо, где обычные крестьяне возделывают землю в стёганках военного типа. Удобно, практично, тепло. ) С каждым новым артефактом наш пазл про стеганную одежду и экипировку обрастает новыми деталями. это очень радует, так как вопрос изготовления правильных предметов сейчас интересуют всё большее количество людей. По мере сил будем такие вот заметки со сборками подвешивать под дискуссии. Тема открыта для обсуждения и может чего ещё найдётся интересного — это копать можно лопатой всю жизнь и до дна останется ещё на две. Но мы попробуем) И последнее. Ватник Тюрингской тоже на сувениры разодрали, как и любеки. Дикари эти немцы))) Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена SEW OR DIE / ШЕЙ ИЛИ УМРИ Комплект нижнего белья к костюму казака-пластуна XIX вв Рубаха туникообразная, штаны с широким шагом Северный Кавказ, XIX век. Хлопок, хлопковые нити Источники: Показать полностью. Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв. http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/kavkazodechda.. Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв. http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/vainah.html Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ Позднеримские штаны во все стороны равны Льняные штаны византийского времени. 545-645 год. Экспонируются в Лувре. Late Roman linen trousers hosted in the Louvre and broadly dated to the period (C14 IRPA 2008) (laboratory analysis) (545 — 645). https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl0100453.. Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена ЭТНОКНИГА Редкое исследование. Тираж 200 шт. Семиотика народного костюма. Учебное пособие. Калашникова Н. М. — Изд. 2-е перераб. и доп. — СПб., 2016. —321 с., илл. 1100 р Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры, который представляет собой своеобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее. Показать полностью. Именно в традиционной одежде аккумулируется и посредством семиотической системы трансформируется социокультурный опыт. Указанные положения раскрыты в книге, посвященной изучению влияния народного костюма на формирование российской моды XVIII-XX вв., анализу семи-отического статуса основных типов одежды сельского населения России в конце XIX — начале XX в., рассмотрению закономерности появления во второй половине XX в. фольклорного стиля. Учебник рассчитан на студентов, обучающихся на кафедрах моделирования и дизайна, этнологии и культурной антропологии, искусствоведения и социологии. Книга адресована всем, кто занимается историей культуры разных народов. ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИЙСКОЙ МОДЕ XVIII-XX ВВ Традиция — мода — стиль (11-18). Народные черты в городском костюме XVIII-XIX вв. (18-31). Своеобразие городского костюма начала XX в. (31—45). Влияние русского искусства на формирование европейской моды начала XX в. (45—54). Использование народных традиций в советском моделировании 1920-1940-х гг. (54-69). Примечания (69-72). Иллюстрации (73-88). ГЛАВА II. СЕМИОТИЧЕСКИЙ СТАТУС ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ НАРОДОВ РОССИИ В XX В Знаковые функции народного костюма (83-103). Русский костюм (103-116). Одежда народов запада и юго-запада России (116-128). Одежда народов Поволжья и Приуралья (139-150). Одежда народов Сибири и Дальнего Востока (150-161). Одежда народов Средней Азии и Казахстана (161-170). Одежда народов Кавказа (170-185). Примечания (185-188). Иллюстрации (189-212). ГЛАВА III. ФОЛЬКЛОРНЫЙ СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в Стилистические направления исследуемого периода (213-215). Молодежная мода и фольк-стиль (215-220). Фольклорное направление в моде 1950-1960-х гг. (220-230). Роль народных художественных промыслов в создании фольклорной группы изделий (230-238). Фольк-стиль в одежде 1970-1990-х гг. (238-250). Роль экологии в сохранении традиционных материалов при создании современной одежды (250-255). Специфика фольклорного сценического костюма (255-264). Примечания (265-268). Иллюстрации (269-276). Одежда содержит информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т.д. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Одежда формирует внешний облик человека в соответствии со знаковой функцией культуры общества, а, следовательно, можно говорить, как считал испанский философ X. Ортеги-и-Гассет, о своеобразной философии в гардеробе человека. Анализ психологических и выразительных механизмов восприятия внешности через внешность другого человека, показывает, что одежда является продолжением образа индивида. Совокупность физических данных, манеры поведения и традиционного костюма является базовым определителем внешнего облика представителя того или иного этноса. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая знаковость костюма. Народный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образует единую знаковую систему. А поскольку знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для получения информации о нем1, то и одежду (как вариант знака или предмета) следует рассматривать как своеобразный язык культуры, который благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы, отражает определенный образ жизни. Рассмотрение народной одежды в качестве своеобразного языка культуры впервые предложил П. Г. Богатырев, представив структуру народного костюма как особый вид семиотической системы. Он показал, что традиционная одежда может быть знаком, приобретая при этом значение, выходящее за пределы обыденного представления2. Исследователь выделил практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социально-половую (функция костюма замужней женщины) и тесно связанную с ней моральную функции, а также функцию праздничного костюма Источник
Изготовление доспехов. Создание готического нагрудника для косплея рыцаря
Запаситесь терпением! Изготовление нагрудника может отнять у вас много (очень много) времени и нервов.
Ну что же.. приступим.
Я долго думал, с чего начать работу. Картон слишком мягкий, выдержать выпуклую форму не получается.
В итоге пришла следующая мысль: «А если сделать сперва из проволоки? Скелет своего рода.»
Сразу скажу, что я всё делал без линейки, никаких размеров дать не могу. Всё на глаз и с последующей примеркой на себя. В конце концов у меня получилось нечто вроде этого. Соединял я всё изолентой.
Когда «нагрудник» стал более менее симметричным можно приступать к обшивке. В качестве обшивки я использовал старый добрый зелёный картон. Кто следил за моими предыдущими постами, тот знает, что у меня его хоть завались.
Обшиваем следующим образом: вырезаем длинную полосу картона и загинаем с двух сторон, затем степлерим. Каждую следующую полосу прихватываем к предыдущей.
Бочины нагрудника вырезал на глаз. Главное, чтобы руки свободно двигались и ничего не мешало.
Важно! Проверьте, что бы руки свободно двигались даже в толстой одежде.
Каркас вроде как готов, самое сложное позади (ага, почти). Дальше можно приступать к оклейке нагрудника многочисленными слоями бумаги. Режем А4 на квадраты 7х7 см.(можно и больше) и обклеиваем.
После 5-7 слоёв бумаги нагрудник стал таким:
Затем я приклеил «кант-юбку» нагрудника. Сделать ее очень просто. Приклеиваем короткие полосы картона у основания нагрудника, а затем загинаем их под 45° и после этого обклеиваем бумагой. Вы можете заметить черную нить, которая опоясала нагрудник. Она сжимает его, что бы после высыхания он остался в такой форме.
Далее мы начинаем создавать каркас для латной юбки. (Ей я посвящу отдельную статью ибо она сложна в изготовлении и заслуживает поста)
Нарезаем длинные полосы и приклеиваем к нагруднику.
После этого при помощи степлера крепим горизонтальные полосы юбки.
Очень важно! Обязательно заужайте юбку к низу. Старайтесь, что бы получилась как можно более сферическая форма.
Как и нагрудник, обклеиваем юбку 5-7 слоями бумаги. После этого она будет примерно такой:
Ответственный шаг! Аккуратно отрезаем юбку и выравниваем основание нагрудника.
Заготовку латной юбки можно отложить. Она нам пока что не нужна.
Наверняка вы заметили красные полосы на нашем нагруднике. Рисуем точно так же — это будущее ребро жесткости (полоса в центре просто ориентир).
Вот нам и пригодились наши красные полосы. Из папье-маше делаем треугольное ребро жесткости от области ключиц и до конца бочин нагрудника. Вам понадобиться много массы папье-маше.
Когда всё как следует высохнет, нужно обклеить бумагой и ребро жесткости, чтобы оно имело законченный вид.
Теперь мы должны просверлить отверстия для ремней, благодаря которым наш нагрудник будет держаться на груди.
Сверлим по 4 отверстия в области плеч и на бочинах под руками, а также 8 отверстий на юбке нагрудника по 2 отверстия на одинаковой дистанции друг от друга.
Используем специальную сетку вроде этой. Можно купить в любом строительном магазине.
Обклеиваем весь нагрудник вместе с ребром жесткости. Я его не обработал и потом мне это аукнулось. Не повторяйте моих ошибок.
Далее используем шпаклевальную гладь. Покупается там, где и сетка — в любом строительном.
Наносим гладь на нагрудник двумя слоями. Первый для замазки всех неровностей нагрудника. Когда он высохнет — затираем наждачной бумагой все погрешности. Второй слой должен быть намного тоньше. Ним мы заделываем самые заметные впадинки. После полного высыхания всё шлифуем. Должно получится приблизительно так:
Важно! Не забудьте обновить отверстия в нагруднике пока гладь ещё сырая!
Ну вот, почти конец.
Черной краской (подойдёт любая) красим нагрудник. Мда уж.. выглядит не очень, но это пока что.
Используем краску «Суперхром» из любого строительного магазина.
Красим нагрудник 2-3 слоями с промежутками в 5 минут. После финальной покраски ждём полчаса для уверенности.
В любом швейном магазине можно приобрести вот такие отличные ремни (5 см шириной) и соответствующие карабины к ним. Купите карабины с зубчиками для регулировки.
Проделываем отверстия в ремнях и пришиваем их к карабинам и нагруднику.
Я разместил карабины внизу ибо так удобнее надевать нагрудник самостоятельно, к тому же массивные карабины на плечах будут цепляться за наплечники (те, что мы создавали в прошлой статье)
—У меня спрашивали: «Подойдут ли стикеры для обклеивания изделий?» Нет, ребята, стикеры не подойдут. Они тоньше, а значит их нужно больше. Кроме того, придётся обрезать липкую кромку на каждом стикере (а их могут быть сотни. ) В противном случае клей ПВА смешается с клеем стикеров и превратиться в кашу. Не советую так делать.
—Помните, я упомянул, что мне аукнется лень (это когда я не стал покрывать сеткой ребро жесткости)? Так вот гладь треснула в двух местах на ребре жесткости. Это никак не повлияло на состояние нагрудника, а вот меня огорчило. Пришлось реставрировать.
—Если режете текстильный ремень, то сразу же прижигайте место отрезания иначе он начнет сататься. Это касается и отверстий в ремне. Лучше не пробивать их, а прожигать разогретым шилом.
Вот и всё! Удачных вам поделок!
Источник
«Моя мечта» или «Как я доспехи делал»
Эта статья посвящена изготовлению средневекового шлема 14-15 ст. в домашних условиях.
Стоит начать с того, что я просто фанат Средневековья и всего, что с ним связано. Я пересмотрел множество фильмов, бывал на исторических реконструкциях, в музеях и т.п. И вот однажды в очередной раз пересматривая «Царство Небесное», мне в голову пришла мысль: «А почему бы не сделать себе полный рыцарский комплект лат?» Затем возник вопрос: «А как сделать красивые латы без листовой «нержавейки?» И тут руки опустились.
Решил я значит достать завалявшийся картон и сделать из него «макет». Это даже макетом сложно назвать.. сами посмотрите.
Затем я решил заклеить весь каркас бумагой. Здесь очень пригодилась моя алгебра.
Начало положено. Я получил прилив сил, чтобы серьёзно заняться шлемом.
Следующей стадией было обклеивание шлема многочисленными слоями бумаги. А4, нарезанный на маленькие прямоугольники, идеально подошел для этого.
Обклеивая шлем, я стал замечать, что он становится невероятно прочным! Уже на 5 слоях бумаги изделие выдерживало 5 (. ) кг груза на куполе.
Канту будущего шлема я придал невероятную прочность, обклеивая его двумя десятками слоев бумаги, от чего он стал словно фанерным (а возможно и крепче)
Возможно, вы заметили глубокие выбоины на куполе шлема. Этого не избежать ибо мокрая бумага сильно деформируется, а высыхая, её выровнять становится невозможно. И этому есть решение. Я попробовал замесить массу для папье-маше и затереть ею все неровности. Получилось даже лучше, чем я предполагал.
Такой же самой массой я обработал основание шлема. Это прибавило прочности изделию, а также улучшило внешний вид.
После всего этого я снова нанес 3 слоя бумаги на шлем (внутри тоже), объединив тем самым все элементы. Теперь он был похож на настоящий шлем, который носили гордые рыцари сотни лет назад.
Третья глава не спроста так называется.
Шлем вроде как готов.. всё отлично, но нужно что-то ещё, что-то такое, что придало бы шлему неповторимости и уникальности. И угадайте, что я решил сделать? Я стал шпаклевать его. НИКОГДА не повторяйте моей ошибки.
Когда штукатурка высохла, она стала трескаться. Куски отваливались вместе с бумагой, все разваливалось на глазах. Я потерял надежду, что у меня будет великолепное украшение на полке. Но, собрав волю в кулак, я решил попробовать снова. Отреставрировав все критичные места, я обклеил шлем специальной сеткой. Купить её можно в любом строительном магазине.
После обклейки моё творение стало выглядеть примерно так:
Штукатурку я решил больше не использовать. Её я заменил шпаклевальнной гладью. Она так и называется. Купить её можно в том самом строительном магазине за гроши.
Вооружившись резиновым шпателем, я приступил к работе. Шаг за шагом я покрывал поверхность шлема. 3 тонких слоя толщиной в пару миллиметров.
После полного высыхания я зашлифовал поверхность наждачной бумагой. Шлем преобразился!
Шлем прекрасен, но не хватает деталей, а именно крестовидной накладки на лицевой части, мы же рыцари как-никак.
Сложность заключается в том, что вырезать хотя бы заготовку из бумаги невозможно — лицевой изгиб и смещённое смотровое отверстие не дают сделать это.
Не долго думая, я решил клеить накладку поверх шлема. Что бы не испачкать поверхность, я обмотал изделие пищевой пленкой.
Затем наносил клаптики бумаги в то место, где будет накладка. Слой за слоем. В итоге вышло 15 повторений. Этого вполне достаточно.
После высыхания я нарисовал маркером саму накладку. Выглядит неплохо:)
Далее снял пленку, а вместе с ней и накладку. Она легко отделилась и я принялся вырезать данную деталь.
На следующий день я «довёл до ума» накладку, обклеив её бумагой, что бы скрыть разметку маркером. После этого приклеил ее на шлем обувным клеем.
Вот и близятся завершающие этапы изготовления.
Не спрашивайте зачем, но я почему-то решил, что нужно покрыть шлем черной краской.
И вот он — завершающий этап. Осталось придать шлему сталистый цвет. Для этого нам подойдет «эмаль суперхром»
Я покрывал шлем 3 слоями краски. Кадый высыхает на протяжении 5-7 минут. Важно не подносить баллончик слишком близко ибо будут некрасивые подтёки, но вы и так это знаете.
В итоге у меня получилось ЭТО!
Источник
Исторический костюм и доспехи- выкройки
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
GROSSE HANSA
СЕДЬМАЯ подборка материалов на тему красителей и натурального крашения из нашей электронной библиотеки.
Исторический костюм и доспехи- выкройки поделился ссылкой
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ — народное искусство
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
НОВАЯ ЭТНОГРАФИЯ мастерская
Публикуем выдержку из книги В.Никитиной «Наряды и обряды Южной России»: ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР «СОРОКА», Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее. Приведена прорисовка деталей, схема кроя и соединения деталей, описание.
Мы завели альбом с материалами в помощь, будем регулярно пополнять. Изучайте, шейте традиционный костюм!
Павел Шепаревич запись закреплена
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
Acta Archaeologiae Militaris
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
Terra Teutonica 1360-1440
Мы уже говорили про окетон сестры Людовика Святого, которая монахиней была и ей явно было мёрзло, если такую штуку шить пришлось. Это безрукавное сюрко(по крою), которое шло между коттой и исподней рубахой. В русском языке есть слово «поддёвка» и хорошо воспринимается с этим предметом. Да, это именно окетон, как нечто простёганное через вату.
Показать полностью. Во французском языке оно означало в первую очередь именно это, а уже потом функционал предмета. Не надо думать, что окетонами называли только воинское снаряжение. Ссылочку на предмет подвесил.
Помимо св. Изабеллы Французской, есть ещё одна такая штука и датируется она так же 13ым веком. Вторая такая поддёвка уже принадлежит другой святой: Елизавете Тюрингской. И вот тут в названии есть прям чёткое указание, что оно носилось именно снизу — унтеркляйд. Находится сейчас в одной из церквей города Трир:
«Abbildung einer Reliquie. Das Unterkleid der heiligen Elisabeth von Thüringen.Aufbewahrt in der Mutterhauskirche der Borromäerinnen in Trier.» [Picture of a relic. The under-dress of St. Elizabeth of Thuringia. Preserved in the church of the mother house of the Sisters of Mercy of St. Borromeo, in Trier.]»
В сети лежит вот такое описание:
«Sog. Untergewand der Heiligen Elisabeth
Oberstoff Leineköper 2/1 Z Grat Wollwattierung
Leinwandbindiges Leinenfutter.
Beschnitten durch Reliquienentnahme.»
Это ещё один вариант термина, который применителен к данному изделию — унтергевант или исподнее на наш. В общем, послойность мы поймали: она носится под верхней плечевой на исподнюю рубашку, а может быть и вместо, но мне кажется, что на. Так же нам дают описание вещи по текстилю и наполнителю. Покрышка из саржевого льна 2.1 с ниткой Z скрутки(наверное оба направления. ), подкладка из полотняного льна и проложено оно шерстью(такой пушистой после кардирования, которая на валяние идёт).
На данный момент нам известно про три такие штуки. Две из них в этой заметке и ещё одна «где-то». Упоминание есть, но сам артефакт мы не нашли. Может плохо искали, а может его в доступе нету. Такое более чем возможно, как показывает практика по обнаружению подобных вещей))) И ещё есть несколько интересных изделий, которые нам дают понимание о стёганных через утеплитель/уплотнитель предметов одежды или воинского снаряжения.
Дмитрий Часовитин:
«Вот, из Хроники Кольмара, та немецкая заметка
Anonymous, Chronicon Colmariense, March 1298 MGH SS 17 p. 264
Armati reputabantur, qui galeas ferreas in capitibus habebant, et qui wambasia, id est, tunicam spissam ex lino et stuppa, vel veteribus pannis consutam, et desuper camisiam ferream, id est vestem ex circulis ferreis contextam, per quae nulla sagitta arcus poterat hominem vulnerare.
Англ. перевод:
Thus considered armed, that he had an iron helm on his head, and his gambeson, that is, a thick tunic made out of linen and tow, or sewn with old rags, and above an iron shirt, that is a garment woven together of iron rings, through which no man was able to wound with the arrows of bows.
et stuppa — обычно переводят как «из пакли», но это неверно, ступпа — это кудель, материал, подготовленный для прядения, а пакля — отходы от такого приготовления, если материал растительный.
А вот из чего эта stuppa — эрудированному читателю предложено догадаться самостоятельно.»
Ну, и конечно же бриаль доны Терезы Гиль так же был простёган через некий утеплитель/наполнитель(у неё хлопковая вата). Картиночки изделия подвесил.
1. Мы точно знаем, что в качестве наполнителя в стёганные изделия использовалось два материала: шерсть и хлопок. Мы точно не знаем, как именно из этих материалов делали вату, но знаем готовый результат и технологические карты. Уже есть с чем работать.
2. Очень интересно, что на одной такой женской стёганке покрышка была из саржевого льна. Такое мы встречаем в более поздний период в прочей стёганной экипировке, ток уже воинской. Это есть в подшлемниках, включая турнирные и мы даже можем точно сказать, что сама диагональ была достаточно крупной. Аналогия сама собой просится.
3. Ещё, мы видим опять некую региональность. Немцы ставят уплотнитель из шерсти, как в этом ватнике или любеках, но при этом мы знаем, что вата хлопковая закупалась для производства стёганок под доспехи. Возможно хождение обоих наполнителей. Ещё добавлю, что лудель Жоана пошили по принципу ваппенроков и тоже из шерсти. Либо португальцы взяли технологию от немцев целиком, либо к концу 14го века уже не было никакой разницы для них, но всё же все три + португальский проложены именно шерстью.
4. Сами по себе стёганные изделия служили не только для защитных функций, но и для сохранения тепла. У нас есть такие вот поддёвки, а ещё есть несколько изо, где обычные крестьяне возделывают землю в стёганках военного типа. Удобно, практично, тепло. )
С каждым новым артефактом наш пазл про стеганную одежду и экипировку обрастает новыми деталями. это очень радует, так как вопрос изготовления правильных предметов сейчас интересуют всё большее количество людей. По мере сил будем такие вот заметки со сборками подвешивать под дискуссии. Тема открыта для обсуждения и может чего ещё найдётся интересного — это копать можно лопатой всю жизнь и до дна останется ещё на две. Но мы попробуем)
И последнее. Ватник Тюрингской тоже на сувениры разодрали, как и любеки. Дикари эти немцы)))
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
SEW OR DIE / ШЕЙ ИЛИ УМРИ
Комплект нижнего белья к костюму казака-пластуна XIX вв
Рубаха туникообразная, штаны с широким шагом
Северный Кавказ, XIX век.
Хлопок, хлопковые нити
Источники:
Показать полностью.
Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.
http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/kavkazodechda..
Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв.
http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/vainah.html
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ
Позднеримские штаны во все стороны равны
Льняные штаны византийского времени. 545-645 год. Экспонируются в Лувре.
Late Roman linen trousers hosted in the Louvre and broadly dated to the period (C14 IRPA 2008) (laboratory analysis) (545 — 645).
https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl0100453..
Исторический костюм и доспехи- выкройки запись закреплена
ЭТНОКНИГА
Редкое исследование. Тираж 200 шт.
Семиотика народного костюма. Учебное пособие. Калашникова Н. М. — Изд. 2-е перераб. и доп. — СПб., 2016. —321 с., илл.
1100 р
Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры, который представляет собой своеобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее.
Показать полностью. Именно в традиционной одежде аккумулируется и посредством семиотической системы трансформируется социокультурный опыт. Указанные положения раскрыты в книге, посвященной изучению влияния народного костюма на формирование российской моды XVIII-XX вв., анализу семи-отического статуса основных типов одежды сельского населения России в конце XIX — начале XX в., рассмотрению закономерности появления во второй половине XX в. фольклорного стиля.
Учебник рассчитан на студентов, обучающихся на кафедрах моделирования и дизайна, этнологии и культурной антропологии, искусствоведения и социологии. Книга адресована всем, кто занимается историей культуры разных народов.
ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИЙСКОЙ
МОДЕ XVIII-XX ВВ
Традиция — мода — стиль (11-18). Народные черты в городском костюме XVIII-XIX вв. (18-31). Своеобразие городского костюма начала XX в. (31—45). Влияние русского искусства на формирование европейской моды начала XX в. (45—54). Использование народных традиций в советском моделировании 1920-1940-х гг. (54-69). Примечания (69-72). Иллюстрации (73-88).
ГЛАВА II. СЕМИОТИЧЕСКИЙ СТАТУС ТРАДИЦИОННОЙ
ОДЕЖДЫ НАРОДОВ РОССИИ В XX В
Знаковые функции народного костюма (83-103). Русский
костюм (103-116). Одежда народов запада и юго-запада России
(116-128). Одежда народов Поволжья и Приуралья (139-150).
Одежда народов Сибири и Дальнего Востока (150-161).
Одежда народов Средней Азии и Казахстана (161-170).
Одежда народов Кавказа (170-185). Примечания (185-188).
Иллюстрации (189-212).
ГЛАВА III. ФОЛЬКЛОРНЫЙ СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в
Стилистические направления исследуемого периода (213-215).
Молодежная мода и фольк-стиль (215-220).
Фольклорное направление в моде 1950-1960-х гг. (220-230).
Роль народных художественных промыслов в создании
фольклорной группы изделий (230-238). Фольк-стиль в одежде
1970-1990-х гг. (238-250). Роль экологии в сохранении
традиционных материалов при создании
современной одежды (250-255). Специфика фольклорного
сценического костюма (255-264). Примечания (265-268).
Иллюстрации (269-276).
Одежда содержит информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т.д. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Одежда формирует внешний облик человека в соответствии со знаковой функцией культуры общества, а, следовательно, можно говорить, как считал испанский философ X. Ортеги-и-Гассет, о своеобразной философии в гардеробе человека.
Анализ психологических и выразительных механизмов восприятия внешности через внешность другого человека, показывает, что одежда является продолжением образа индивида. Совокупность физических данных, манеры поведения и традиционного костюма является базовым определителем внешнего облика представителя того или иного этноса. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая знаковость костюма.
Народный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образует единую знаковую систему. А поскольку знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для получения информации о нем1, то и одежду (как вариант знака или предмета) следует рассматривать как своеобразный язык культуры, который благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы, отражает определенный образ жизни.
Рассмотрение народной одежды в качестве своеобразного языка культуры впервые предложил П. Г. Богатырев, представив структуру народного костюма как особый вид семиотической системы. Он показал, что традиционная одежда может быть знаком, приобретая при этом значение, выходящее за пределы обыденного представления2. Исследователь выделил практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социально-половую (функция костюма замужней женщины) и тесно связанную с ней моральную функции, а также функцию праздничного костюма
Источник