Дрезина-пионерка как средство железнодорожного транспорта.
Задался я целью постройки самоходной железнодорожной дрезины для нечастых покатушек по заброшенным и малоиспользуемым железнодорожным веткам, до которых пока не добрались любители черемета. Как правило такие ветки пролегают через леса, в которых полно грибов и ягод, поля и прочие весьма живописные места.
По проекту агрегат должен получится разборным и относительно легким: рама из профильной трубы Д16Т 50х50х3, силовой агрегат — Lifan 168f, пластиковые трибунные сиденья.
Так вот. Целью озадачился но столкнулся с наиболее важной проблемой — где взять правильные колёса? Поискал, поспрашивал — оказывается дефицит!
Вот я и подумал — привлечь коллективный разум ганзовцев. Может быть кто-то знает где разжиться на такие колёса? Или есть опыт в постройке пионерок?
Буду рад любой помощи и любым подсказкам.
Спасибо за внимание!
опиум_пожух
По проекту агрегат должен получится разборным и относительно легким: рама из профильной трубы Д16Т 50х50х3, силовой агрегат — Lifan 168f, пластиковые трибунные сиденья.
Следует отказаться от конструкции классической 4-колесной платформы.
Нужно делать что-то велосипедоподобное. Как вариант — на два седла, на двоих.
Его можно будет с легкостью снять с путей и спрятать. С 4-колесной телегой это будет геморно и безрадостно.
keks139
Изолятор (резинка) обязательна иначе на участках с автоблокировкой диспетчер будет на мониторе воспринимать вас как поезд.
Топикстартеру это не нужно.
Нет живых узкоколеек уже давно. Нигде. Разве что на детских железных дорогах )))
Спецмопед на один рельс и опорное колесо (аутригер) на другой рельс вроде как у туземных лодок.
На него можно багаж помещать, чтобы устойчивость была.
Чтобы не съезжал с рельса, на колеса закрепить плоские кольца по бокам.
На третье колесо не надо.
Что касается проекта:
Дрезина строится для колеи 1520мм.
Варианты по типу велосипедного не рассматриваю по причине того, что как я уже писал, дрезина будет оснащена ДВС. Посадочных места должно получится четыре. Плюс небольшая грузовая корзина на корме для размещения в ней запаса топлива, набора инструментов и ЗИП. Вес и габариты меня сильно не пугают, поскольку кататься один я не планирую, а снять с путей вдвоём или вчетвером проблем не составит.
Шунт — на самом деле важный момент. Если использовать колеса от лейтера, то вопрос, в принципе, можно считать решённым , только вот поговаривают что такие колеса изначально кривые, так как рассчитаны на катание лейтера со скоростью не больше 5 км/ч и на дрезине очень быстро развалятся.
Я планирую развивать скорость до 40 км/ч. На такой скорости опасен сход. Есть мнение, что увеличив диаметр колеса снижается вероятность слететь с колеи из за стыков.
Насколько я осведомлён, колеса от пионерки имеют достаточный диаметр, и не шунтуют рельсы в виду особой конструкции ступичного узла.
ВАН 60
Мотодрезина на норм. колею, да на 4 места с большими колесами- будет весить прилично.
Как её доставлять планируете к трассе и как снимать с колеи, если что?
ВАН 60
Велоколёса раздолбаются «в дым» при 40-ка км и 4-рёх пассажирах- поверьте.
Работая после армии в нац.парке использовали двуколку на мопедных колёсах( одна лошадиная сила- кобыла), так в «ужасающих условиях» Лосиноостровского ЛП( г.Москва), подвижная часть пришла в швах за три недели.
опиум_пожух
Буду рад любой помощи и любым подсказкам.
Я бы подумал о велодрезине. Видел картинки, как железнодорожные мастера едут на велосипедах: велосипед едет по одному рельсу, сбоку кронштейн, на его конце маленькое колёсико. Намного легче агрегат, чем пионерка. Из дополнительного оборудования — только этот самый кронштейн, присоединяемый к велосипеду. На кронштейн иногда крепят полку или ящик для инструмента, груза.
Нынче мода пошла на оборудование велосипедов электротягой. Можно не крутить педали. Электропривод практически бесшумный.
ВАН 60
У нас, когда служил под славными знамёнами ЖДВ, на трассе использовали вагонетку( несамоходную) для бензоэлектростанции ( пол запорожского движка) для питания электрошпалоподбоек.
Перекидывали мы её(по необходимости) легко, но это были бойцы желдорвойск, и раскидывалась она по частям: платформа сидела на 2-х колёсных парах, мелкого, кстати, калибра просто нахлобученая сверху.
Вы собрались сделать легковесную конструкцию?
Совершенно верно. В конструкции рамы преимущественно будет использоваться дюралевый профиль 60х60х5мм.
ВАН 60
Мотодрезина на норм. колею, да на 4 места с большими колесами- будет весить прилично.
Как её доставлять планируете к трассе и как снимать с колеи, если что?
По моим прикидкам, сухая масса составит не многим более 80кг, что вполне приемлемо. Доставлять планирую в разобранном виде. Снимать с колеи оперативно в 4-6 рук.
ВАН 60
Опиум( не для народа- это типа шутка), а к чему колёса большие?
Ухабов и ям на рельсах нет, а малое колесо крепче и жёстче.
Когда сбацаете- киньте фоты, интересно посмотреть.
Движок какой думаете поставить?- Лифан?( у меня такой на каракате стоит).
Удачи.
Ухабов и ям нет, но есть кривые стыки. Особенно много их на ржавых заброшенных путях. Можно подпрыгнуть на таком и сойти.
Фото буду публиковать по мере их поступления.
Двигатель — Lifan 168f.
Задумал изготовить оси используя олимпийский гриф в качестве заготовки. Сталь там хорошая. Пружинная. Гриф ровный. По моему — идеально!
Источник
«Нелегалы» — Пионерки Апшеронской УЖД
Всем привет!! Сегодня мы поговорим о транспорте, использующемся на нашей Апшеронской узкоколейной железной дороге!
С другими моими статьями о разнообразных железнодорожных вокзалах и станциях (платформах) вы также можете ознакомиться у нас на канале .
Думаю, для большинства аудитории, которые являются моими читателями, местонахождение Апшеронской УЖД не станет новостью! Но.
Для тех кто впервые на нашем канале, вкратце расскажу! Апшеронская узкоколейка находится в селе Черниговское Апшеронского района Краснодарского края и является единственной горной узкоколейкой в России.
А вот теперь к теме статьи! Пионерка, дрезина, мотодрезина как ее только не называют, но смысл остается един. Почему именно «Пионерка»? все просто в пятидесятых годах прошлого века выпускались дрезины ТД-5 и ТД-5У «Пионерка», и со временем из-за большого количества данных моделей название «Пионерка» стало нарицательным для данного вида транспорта.
В условиях, в которых на данный момент находятся поселки, расположенные на нашей узкоколейке, не трудно представить, что на каждые 4-5 дворов есть в наличии собственная дрезина. Иногда кому-то везет иметь в соседях работника путейский бригады, которому разрешено на рабочей дрезине передвигаться по служебной необходимости. Но большинство дрезин прячется в сараях хозяйств и точное них количество не узнать простому приезжему в путешествие по узкоколейке .
Как видно на фото выше, некоторые и не стараются спрятать.
Почему «Нелегалы»? Этот термин, видимо, я сам придумал, но смысл его никакого негатива в сторону дрезин либо их наездников не несет. Все просто:
На Апшеронской УЖД есть утвержденный список транспортных средств, которые имеют право передвигаться по указанной узкоколейке. Причем каждый выезд производится по предварительному согласованию.
«Почему некоторым приходит в голову мысль, что узкоколейка это игрушечная железная дорога, я не могу понять! Нельзя привести свой транспорт и спокойно поехать! Почему люди на широкой колее не поставят свою дрезину и не поедут??»
Ребят, Вы как думаете по этому поводу?? Пишите в комментариях, очень интересно Ваше мнение!!
Источник
Мотодрезина своими руками
Самодельная мотодрезина с двигателем от скутера, описание конструкции самоделки.
Всем привет! Когда то возникла идея сделать дрезину для поездок по заброшенной железной дороге, нашёл единомышленников и приступил к работе.
Началось все с поиска колес, вариантов было несколько. Можно было взять толстые полиэтиленовые трубы, их надо обтачивать на конус, реборду прикрепить да и на оси тоже проблемно отцентровать.
Как вариант — сварные из металла, узнал цену за четыре полосы прокатанных на вальцах, плюс услуги токаря, выходит дорого.
Есть вариант использовать диски от вилочных погрузчиков, метал толстый, но б\у найти не смог. Решили сделать из колёсных дисков от Оки.
Диски решил взять от «Оки» отрезав наружную часть обода.
Конструкция самодельной мотодрезины следующая: рама трубчатая, сварена из б/у грузовых тележек, двигатель от скутера Honda Dio AF18 вместе с вариатором. Привод «классический».
Задние ступицы от Fiat Regata стали передними, пересверлив пару отверстий под разболтовку дисков «Оки». А передние «Оковские», как раз задними под ведущую ось.
Привод через цепь от «Муравья», звезды «Минск» и «Alpha». Звезду от «Минска» прикрутил к отрезанному барабану
скутера, тем самым сохранив тормоз. Вторую звезду прикрутил на ступицу «Иж» Юпитер -5.
Через велосипедный шатун и клин зафиксировал все это на оси. Сама ось на трех подшипниках приварена к раме. карданные передачи сделаны из рулевых карданов «Lancia Prizma» и «Mazda 626» gc.
Фото передней ступицы и общий вид.
Самодельная мотодрезина успешно была испытана в рабочих условиях, развивает вполне достаточную скорость для нормального передвижения по железной дороге. Такую самоделку можно использовать, только если у Вас, неподалёку находится заброшенная железная дорога по которой уже не ездят поезда.
Примечание редакции! Ездить на мотодрезине по рабочим железнодорожным путям — категорически запрещено и опасно для жизни!
Источник
Лавочка без руля: обзор узкоколейной дрезины ТД-5У
Дрезина – романтический транспорт из фильмов про забытые богом края и революцию 1917 года. В числе ее «клиентов» – сталкер, старуха Шапокляк, лирически настроенные отшельники, безбашенные комсомольцы и комиссары всех мастей.
Каюсь: когда я увидел этот экзотический аппарат на выставке технического эксклюзива, подумал, что ТД-5У – редкость несусветная. Копнув тему поглубже, выяснил, что подобные мотодрезины и сегодня служат подручным транспортом – причем порой единственным! – жителям отдаленных регионов. Не говоря уже о профессионалах-железнодорожниках, которые кое-где по сей день эксплуатируют эту моторизованную тележку. И от этого она стала еще интереснее.
Рельсовые велики
Идея поставить на рельсы тележку с сиденьем, на которой несколько человек могли бы покрыть десяток верст, не могла не родиться вслед за более вместительным подвижным составом – настолько соблазнительно легко катились стальные колеса по гладким рельсам. Даже мускульного привода на железной дороге оказалось достаточно для уверенного передвижения на небольшое расстояние путевых бригад и нарочных со срочными депешами. Апогеем простоты стали железнодорожные велосипеды с боковым подпорным роликом для второго рельса, но… Вовремя появились моторизованные дрезины – и коварная старуха Шапокляк, кажется, стала последней, кто в новейшей истории передвигался по рельсам силой собственных мускулов.
Железнодорожники делят свою «подсобную» технику на два вида – съемную и несъемную. Наша дрезина считается съемной – это значит, что по прибытии на место назначения, а также при встрече с поездом или иным «сородичем» ее можно снять с путей и поставить «на обочину». С учетом внушительного веса ТД-5У (310 кг), ведомственная инструкция обязывает ездить на этой дрезине в составе экипажа не менее как из четырех человек – чтобы они смогли быстренько подхватить свою тележку и убрать ее с путей ввиду приближающегося поезда.
Когда-то давно первой версии ТД-5 дали торговую марку «Пионер» – с тех пор в народе за таким транспортом закрепилось общее прозвище «Пионерка». Причем оно касается не только фабричных дрезин, но и любой «самоделки» подобного рода, коих в российской глубинке, оказывается, и сегодня предостаточно.
Как оно устроено
Дрезину ТД-5У (транспортная дрезина пятой модели, узкоколейная) спроектировали в середине 1950-х годов и тогда же начали ее серийный выпуск на Калужском заводе транспортного машиностроения. Конструкция сохранилась практически неизменной по сей день, менялись только двигатели. В основе – сварная рама из уголков и труб. Труб много, и они на виду: сбоку, спереди и сзади. Частично заменяя кузов, они ограничивают пространство для пассажиров, а еще служат поручнями для поднятия дрезины во время снятия с рельс.
Но главная и самая видимая часть дрезины – скамейка, занимающая всю длину машины по ее продольной оси. Вдоль «бортов» – широкие подножки, тоже деревянные.
Собственно, лавок две, они рассчитаны таким образом, что на них могут сидеть шесть человек – спиной друг к другу, по трое лицом налево и направо по ходу движения.
Водитель здесь располагается чуть более комфортно: для его правой ноги есть вырез в скамье, чтобы он, как непоседливый мальчишка, мог сидеть вполоборота вперед. В этом же месте над скамьей возвышаются органы управления – фиксирующаяся манетка-акселератор и кочерга тормоза с ручкой сцепления, а под сиденьем в этом районе доступны рычаг реверса трансмиссии и мотоциклетная педаль переключения передач.
Так мы подошли к теме главной сути нашей дрезины – к ее сугубо мотоциклетному началу. С самого начала транспортная дрезина ТД-5 и ее узкоколейная версия с литерой «У» комплектовалась оппозитным мотоциклетным двигателем воздушного охлаждения: сперва это был архаичный нижнеклапанный М-72 (750 см³, 22 л. с.), позднее – по мере обновления моторной линейки советских и российских тяжелых мотоциклов – верхнеклапанные «оппозитники» К-750 (26 л. с.), Днепр (36-32 л. с.), Урал (32-41 л. с.). Для самой дрезины эти двигатели конечно же чрезмерно сильны. Не зря «пионерку» иногда избито называют «бешеной табуреткой» – пустая, с любым из более-менее «свежих» двигателей она легко развивает 80 км/ч. Как можно, сидя на открытой всем ветрам прямой деревянной лавке плечом вперед, гнать с нешуточной скоростью – пусть даже это будут разрешенные в паспорте 50 км/ч – представить трудновато.
Но дело в том, что официально дрезина поставлялась в комплекте с парой прицепов ТП, на каждый из которых можно усаживать до 10 человек или укладывать до 1 000 кг груза. И тут мощность мотора уже была весьма кстати. Впрочем, при грузоподъемности самой дрезины в 500 кг суммарный вес нагрузки всего состава ограничивался 1,5 тоннами – очевидно, конструкторы не могли гарантировать полную эффективность тормозов с деревянными колодками при такой массе «поезда». Интересно, что частные владельцы ТД-5У, которым дрезина досталась в постсоветские времена от распавшихся предприятий, часто меняют прожорливый и громоздкий «оппозитник» на любой более слабый моторчик – к примеру, от Восхода (175 см³) или Иж Планеты (350 см³). Для одиночного использования дрезины их «лошадок» вполне хватает, да и пути на ведомственных узкоколейках обычно далеки от состояния, при котором можно гонять на «Пионерке» «под восемьдесят».
Кроме четырехступенчатой мотоциклетной коробки передач у дрезины есть реверс-редуктор, который дает возможность этому транспорту с одинаковым успехом двигаться как вперед, так и назад. Еще одна ступень трансмиссии – контрпривод, который распределяет крутящий момент между двумя ведущими осями; передача от КПП к нему и от него к осям – цепная.
Но оказывается, самая большая ценность дрезины ТД-5У – вовсе не двигатель, а колеса! Для облегчения (вы же не забыли – аппарат классифицируется как съемный!) их делают не монолитно-литыми, как на «взрослых» локомотивах и вагонах, а штампованными из листового металла, из-за чего беговая дорожка часто изнашивается если не до дыр, то до трещин точно. Так что за хорошие колеса действующий владелец «Пионерки» готов отдать просто несметные сокровища. И еще одна эксплуатационно-техническая хитрость: каждое колесо крепится к оси через фибровые прокладки и втулки, исключающие электрический контакт колес одной пары через ось между собой. Это нужно для того, чтобы «обмануть» автоматическую сигнализацию, переключающую на железной дороге стрелки и семафоры: железнодорожникам часто не нужно, чтобы автоматика воспринимала дрезину как поезд и соответствующим образом закрывала перегон. А еще у дрезины есть мягкая подвеска осей – на цилиндрических пружинах!
Без руля
Руля у дрезины, естественно, нет, зато есть газ и тормоз. Акселератор в виде маленького тугого рычажка управляет дроссельными заслонками двух карбюраторов, и при желании его можно оставить в любом положении – такой себе круиз-контроль.
Тормоз механический: деревянные колодки прижимаются к каждому колесу – точнее, непосредственно к его внешней стороне, так сказать, к «протектору». Управляется тормоз длинным рычагом, который торчит прямо посреди скамейки – на нем расположена также похожая на мотоциклетную ручка сцепления. Такие же тормоза были и на прицепах ТП, которыми комплектовалась каждая дрезина ТД-5 – и с таким же точно рычагом, за который должен тянуть специально назначенный человек из пассажиров прицепа. Поэтому та же инструкция предписывала непременное нахождение одного человека даже на груженом прицепе во время движения.
Источник