- Обмани свой мозг: как побороть лень и начать работать
- Используйте слабость мозга к незавершенным действиям
- Максимально упростите первый шаг
- Наработайте нейронные связи
- Тренируйте силу воли
- Заправьтесь гормональным топливом
- Думай руками
- Ладони и пальцы помогают «пораскинуть мозгами»
- Позы мыслителя
- Думай не головой, а руками
- Пошевелил – сообразил
- О «движухе» будущего – о детях
- Простые движения помогут в сложных решениях
- Как увеличить силу своего мозга и научиться нестандартно мыслить
- 1. Необходимо мыслить по-разному, чтобы мозг оставался активен
- 2. Детективы используют логику и дедукцию
- 3. Философы — мастера вопросов
- 4. Скульптор избавляется от ненужного, чтобы явить миру саму суть
- 5. Журналисты скептичны и любознательны
- 6. Писатели описывают то, что делают другие
Обмани свой мозг: как побороть лень и начать работать
Вчера рано, сегодня некогда, завтра поздно. Мы всегда ждем подходящего момента для того, чтобы воплотить мечту. То нет времени и знаний, то обстоятельства не те. Схожие проблемы были и у известных людей. Каждый выкручивался как мог. Так, обида и ненависть к группе Metallica двигала вперед основателя американской метал-группы Megadeth Дэйва Мастейна, французский писатель Виктор Гюго неказисто подстригал себя, чтобы исключить желание выйти на улицу и вовремя закончить роман, а композитор Людвиг ван Бетховен стимулировал активность обливанием ледяной водой. В наше время необязательно прибегать к столь радикальным методам. Достаточно проанализировать последние достижения в области нейропсихологии, немного скорректировать свое поведение и наслаждаться результатом.
Как мы уже знаем из предыдущей статьи, в нас живут две противоборствующие части. Представитель древнего мозга, назовем его Жрулькин (все хочет сейчас), и молодого мозга — Рациональнов (думает о будущем). Из-за того, что Рациональнов потребляет больше энергии и в меньшей степени отвечает за выживание и продолжение рода, Жрулькин чаще над нами доминирует. Полезность Жрулькина доказана миллионами лет невероятной живучести человека. Он следит, чтобы мы меньше работали, больше ели, и мотивирует на секс. Бывают исключения, и человек с детства может контролировать Жрулькина, но не всем так везет. Поэтому большинству нужны различные ухищрения для того, чтобы его отодвинуть на второй план. Рассмотрим наиболее действенные способы.
Используйте слабость мозга к незавершенным действиям
Стоит начать, и вас будет не остановить. Мозг втягивается в работу. Ведь незавершенные дела его жутко раздражают. Это подтвердил в своих исследованиях психолог Кеннетт Макгроу. Испытуемым раздали пазл и, когда все было почти готово, попросили закончить. Рационального смысла продолжать собирать пазл не было, но 90% участников остались, чтобы завершить работу.
Схожий эффект возникает при прочтении неинтересной книги или просмотре фильма. Смысла продолжать нет, но бессознательно хочется дочитать или досмотреть. Для использования метода в своих корыстных целях достаточно сдвинуться с мертвой точки, например, при помощи работы в группе единомышленников.
Далее эффект незавершенного действия будет все время подталкивать вас к работе.
Измените психологическую установку
Пациентка американского психиатра Милтона Эриксона никак не могла удержать вес на уровне 60 кг. Как только достигалась заветная цифра, девушка возвращалась к привычным 80 кг. Эриксон предупредил, что лечение будет болезненным, и пациентка согласилась. Он заставил ее увеличить весь с 80 до 90 кг. Девушка закатывала истерики, рыдала, но постепенно поправилась до 90 кг.
А далее с невероятным облегчением приступила к его снижению и быстро достигла 60 кг. Секрет успеха в изменении психологической установки с «сбросить вес — набрать вес» на «набрать — сбросить». Страх перед повторным преодолением этого ужаса позволил закрепить успех и больше вес не набирать. Еще многим знакома проблема с пропуском тренировок: сегодня отменю занятие, а вот в следующий раз 100% пойду. И на следующий день не идете, дав себе новое обещание. Выходом будет изменение установки «не пойду сегодня — пойду завтра», на «не пойду сегодня — не пойду завтра». Пообещайте себе, что, пропустив занятие сегодня, забудете про спорт на две недели. А сделать это сложнее, чем перенести на завтра. Так вы избавитесь от стандартной отговорки и перестанете кормить себя завтраками.
Максимально упростите первый шаг
Зачастую приступить к работе сложно из-за мыслей о том, как много это может занять времени. Мозг рисует страшные картины временного апокалипсиса. Содрогаясь от ужаса, мы стараемся как можно дальше отодвинуть этот страшный момент. Эффективным антиапокалиптическим решением будет дробление задачи на ряд маленьких, нестрашных, а местами вкусных. Не надо делать дипломную работу.
Запланируйте сделать титульный лист, оглавление или введение. Лучше всего, чтобы первый шаг занимал не более 20 секунд. Благодаря «эффекту бабочки» маленькое действие может привести к невероятным результатам.
Наработайте нейронные связи
Мозг не любит делать что-то новое. C его точки зрения это может быть небезопасно да и очень энергозатратно. Новая деятельность от привычной отличается меньшим количеством нейронных связей в мозге. А чтобы наработать новые связи, надо постоянно практиковаться.
С этой задачей отлично справляется практика визуализации: мозгу не важно, делаете ли вы работу реально или лишь представляете, как трудитесь над новым делом.
В обоих случаях новые нейропути будут построены. Эффективность визуализации смог доказать австралийский психолог Алан Ричардсон, проводя исследования на баскетболистах.
Только визуализируя свои тренировки с бросками мяча в корзину, игроки смогли улучшить свои результаты. Прогресс за это же время игроков, тренировавшихся в зале, был ненамного лучше. Если вам не хватает силы воли приступить к ежедневным необходимым действиям, мысленно представляйте, что занимаетесь этим делом, а главное, с удовольствием. Только необходимые нейронные связи будут наработаны минимум за 45 дней, но с каждым повторением действовать вам будет проще и проще.
Тренируйте силу воли
Успех в жизни зависит от силы воли. Исследования профессора психобиологии Кейси из Университета Корнуэлла это наглядно доказывают. Кейси предложил детям зефир, но с условием: если подождать 15 минут, то можно получить еще одну сладость. Часть детей не смогли справиться с искушением и съели зефир сразу. Через 40 лет профессор решил выяснить судьбы детей и увидел, что те, кто выдержал испытание и не съел зефир, оказались более работоспособны, умерены в питании и менее подвержены влиянию вредных привычек. Но есть хорошая новость для слабохарактерных: сила воли поддается тренировке.
Можно пойти по пути физика Николы Тесла, сознательно отказывавшегося от десертов в пользу окружающих, таким образом развивая силу воли. Или начать медитировать. Ведь медитация подавляет древний импульсивный мозг, уменьшая стресс, тревогу и страх. Медитация активизирует лобные доли, ответственные за силу воли, улучшая внимание, память, концентрацию и творческие способности. Пяти-десяти минут медитации в день вполне достаточно для развития самоконтроля.
Заправьтесь гормональным топливом
Гормоны регулируют обмен веществ и клеточную активность, оказывают значительное влияние на работоспособность. Коктейль из мелатонина, дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина добавит силы, придаст мотивации для получения выдающихся результатов.
Мелатонин укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения, а вырабатывается только ночью, поэтому так важен полноценный сон.
Дофамин — гормон удовольствия, он влияет на мотивацию. Его помогают вырабатывать приятные воспоминания, вкусная еда, а также алкоголь, но с разрушительными последствиями.
Эндорфин — гормон радости. Синтез происходит под воздействием физических нагрузок.
Серотонин — гормон хорошего настроения, вырабатывается под воздействием приятных воспоминаний и солнечного света.
Окситоцин снижает уровень тревоги, а его синтезу способствует секс, массаж и общение с друзьями.
Главное — помнить, что от качества топлива зависит работоспособность. Поэтому снабжайте организм первоклассным горючим.
Данных рекомендаций будет вполне достаточно для того, чтобы двинуться в направлении своей мечты. Ведь у современного человека есть минимум несколько возможностей в день изменить свою жизнь, да и окружающие условия к этому располагают. Главное, подавить в себе желание кардинально измениться за один день, а вводить новые практики постепенно, без стресса для организма. А по закону диалектики количество всегда переходит в качество.
Поэтому 30 минут ежедневных волевых усилий будет вполне достаточно для достижения новых высот в области здоровья, взаимоотношений, финансов, творчества и других сфер жизни. Дело за малым — оторвать себя от дивана и действовать.
Источник
Думай руками
Ладони и пальцы помогают «пораскинуть мозгами»
Позы мыслителя
Человеческое мышление, кроме прочего, включает в себя сложнейшие процессы мимических действий и телодвижений. И оно сильно зависит от принятой позы.
Проводились эксперименты, в которых изучалась взаимосвязь между положением тела (лежа или сидя) и скоростью решения интеллектуальных задач: изменение позы достоверно повлияло на 5 из 17 видов измерений при выполнении различных психологических тестов. Авторы того исследования сделали вывод, что в положении лежа мыслительные функции снижаются , и что в этом положении лучше не пытаться решать трудные задачи. А еще лучше не лежать и не сидеть, а двигаться и иногда принимать перевернутые позы .
Учитывая двустороннюю связь процесса мышления и «мелкой моторики», психологи, например, советуют для гармонизации состояния заниматься мелкой ручной работой, которая способствует релаксации и озарению.
О способах релаксации через повторяющиеся движения читайте подробнее в статье «Что покрутить, чтобы успокоиться?»
Для стимуляции творческого мышления специалисты советуют рисовать идеи на бумаге: в этот момент все тело, мышцы, мозг работают над одной задачей и это подстегивает креативность.
Специалисты по так называемому «дизайн-мышлению» считают, что «прототипировать – это думать руками». Многие гениальные «самоделкины» именно потому изобретали выдающиеся штуки, что много мастерили. Тот же гениальный самоучка Циолковский своими собственными руками собирал прототипы своих задумок.
Про «стартапы» и «прототипы» Циолковского читайте подробнее в статье «Про Циолковского языком стартаперов»
Думай не головой, а руками
Определяя функцию физического мышления, которую называют «умением думать руками» (другой термин » мануализация «) говорят о том, что интеллект лишь предлагает те или иные концепции, идеи, слова и теории, тогда как опыт в обращении с телами, жидкостями, пламенем, взрывами, механизмами, электрическим током, магнитными силами и теплотой мы приобретаем через наши ощущения и в процессе работы.
Американский этнолог Фрэнк Кашинг открыл для себя мышление руками , проведя четыре с половиной года среди индейцев зуньи. По его словам, ученый добился полного погружения в жизнь племени и заметил, что индейцы не только великие мастера делать вещи, но они умеют и думать руками, как современный человек иногда может думать вслух. По его собственным словам, Кашинг «вернул свои руки к их первобытным функциям, заставляя их проделывать всё то, что они делали в доисторические времена, с теми же материалами и в тех же условиях, которые характеризовали эпоху, когда руки были так связаны с интеллектом, что они действительно составляли его часть». Режиссер и теоретик искусства С.М. Эйзенштейн, изучал труды Кашинга и повторял его опыты. Как он писал впоследствии «двигательный акт есть одновременно акт мышления, а мысль – одновременно – пространственное действие».
Про предсказания режиссера-новатора Эйзенштейна читайте подробнее в статье » Снимается кино, влезающее в мозг «
Пошевелил – сообразил
Ученые-психологи выявили проявление подсознательных знаний в языке жестов. Жестикуляция, например, помогает осваивать правильные методы решения арифметических задач. В жестах детей часто скрываются подходы к задаче, которые словами ребёнок не способен выразить. Например, Сара Бродерс и её коллеги из Университета Чикаго придумали, как установить наличие скрытых знаний у детей, наблюдая за их жестикуляцией. Этот тип сигнализации может не только показать наличие потенциальных знаний, но и установить их содержание.
Опыты показали, что активно жестикулировавшие дети лучше решали математические задачи , даже если не могли объяснить своих действий. Более того, дети, которых просили жестикулировать – даже если они сами по себе этого не сделали бы – в среднем решали задачи лучше. «Через руки» дети осваивали новые подходы к задаче.
О «движухе» будущего – о детях
Нехорошая новость в том, что в нынешних школах обучаются дети с недостаточно развитыми руками – они редко пользуются ручками и карандашами. Им намного привычнее тыкать в планшеты. И педагоги редко с ними занимаются специальными упражнениями. Не только пропадает письмо и ухудшается письменная речь, но сокращается и рисование, и вырезание ножницами, и игра на музыкальных инструментах. Проблема эта решаемая, но пока она мало кого заботит. Более того, в школах активно внедряют обучение на планшетах – так проще и дешевле. Есть большой шанс получить не просто безрукое, но безмозглое поколение.
Да, сейчас навык печатания выглядит намного актуальнее, чем умение выводить буквы ручкой. Вроде ни к чему нудные письменные упражнения, царапать по бумаге всякие палочки и крючочки. Но в последствии, без развитых мозгов – человечеству, скорее всего, кирдык.
Простые движения помогут в сложных решениях
Такие упражнения с координацией пальцев можно легко делать где угодно. Их польза сомнения не вызывает – у мозга чрезвычайно мощная связь именно с руками. Мозг развивается, когда мы осуществляем сложно скоординированные движения. Особенно когда осваиваем новые, еще незнакомые нам движения.
Учитывая то, насколько сильна связь рук и мозга, можно с уверенностью сказать – все в наших руках !
Источник
Как увеличить силу своего мозга и научиться нестандартно мыслить
«Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться».
Элвин Тоффлер
Это означает, что сосредоточившись лишь на своих сильных сторонах, ты рискуешь переоценить собственные силы и потерпеть неудачу. К тому же в этот момент есть риск забыть о своих слабостях, над которыми также необходимо работать. Сегодня мы поговорим о том, как беспрестанно и эффективно можно развивать свой мозг.
1. Необходимо мыслить по-разному, чтобы мозг оставался активен
Твой мозг мыслит по-разному в зависимости от задачи, которую ему необходимо решить. Ведь в зависимости от конкретного случая, один тип мышления может оказаться гораздо эффективнее, чем другой. Используя лишь один тип мышления, ты рискуешь начать смотреть на мир очень узко и однобоко.
Эдвард де Боно создал метод «Шесть мыслящих шляп». Психолог считает, что мы должны бросать вызов нашему мозгу, чтобы найти самое эффективное решение. Ты должен учиться думать, используя каждый тип мышления, чтобы развить свой мозг: например, полагаясь не только на дедукцию, но и на инстинкты, критическое суждение, интуицию, анализ. Выбрав правильный тип мышления, активность мозга резко возрастает.
Теория о том, что для мыслительной деятельности мы пользуемся лишь одним полушарием, абсурдна, ведь для этого нам необходим весь мозг целиком.
«Мозг по своей сути является цельным».
Эд Херрманн
Нейроны по всему мозгу взаимосвязаны, и во время мыслительной деятельности он полностью активен.
В своей книге «Целостная работа мозга» Эд Херрманн и его дочь Энн описывают четыре основных стиля мышления, которыми руководствуется человек: администратор, болтун, решающий проблемы проблем, мечтатель. И все они соответствуют четырем квадрантам мозга. Большинство людей думает, что доминирует только одна.
Некоторые из нас склонны сосредоточиться на общей картине, чтобы найти нужные ответы; другие ищут подсказки в деталях: мышление каждого из нас индивидуально. Художник мыслит по-своему, детектив — иначе; поэты и философы также выработали индивидуальный тип мышления. Но что, если бы ты смог взять на вооружение тип мышления каждого из этих людей?
2. Детективы используют логику и дедукцию
«Я считаю, что мозг человека изначально похож на маленький пустой чердак, и вы должны заставить его такой мебелью, какую сами выберете».
Шерлок Холмс
Детективы в своей работе полагаются на внимательность, наблюдение и логику. Их разум должен всегда оставаться открытым для чистоты суждений, и эти люди учатся не судить, а наблюдать.
Мария Конникова — автор книги «Мастер разума: думать, как Шерлок Холмс» — объясняет, как осознанность помогла известному детективу фокусировал внимание на действительно важных деталях. Холмс наблюдал факты без каких-либо предубеждений. Детектив концентрировался на поиске связей и анализе всего, что он видел. Он применял принципы дедуктивного рассуждения.
Д-р Джеймс сказал: «Что такое детективная история? Это не убийство, а восстановление порядка». Порой тебе придется делать шаг назад, для того чтобы понять природу определенных явлений, закономерность поведения людей, причину их поступков. Чтобы мыслить как детектив, научись делать следующее:
1) Наблюдай, не судя.
2) Запиши свою гипотезу.
3) Вернись назад и позволь своему разуму создавать связь между событиями и фактами.
4) Помни о своих собственных предубеждениях.
5) Подтверди свою гипотезу строгостью, фактами и объективностью.
3. Философы — мастера вопросов
«Если вы не можете просто объяснить что-то, вы не понимаете это достаточно хорошо».
Альберт Эйнштейн
Философы, в отличие от детективов, пытаются не раскрыть преступление, а хотят понять, зачем оно было совершено. Они ищут ответы на такие абстрактные вопросы, как: «Что такое свобода?» или «Что значит жить?». Философы не боятся бросать вызов своему мозгу, начав мыслить в иной плоскости, нежели большинство людей. Каждый из нас может стать жертвой собственных стереотипов, ведь наш мозг поддерживает ту идею, с которой знаком.
В мире философии не столь важно уметь находить ответы, но необходимо правильно задавать вопросы, чтобы в итоге добраться до истины, до первоначального замысла.
Чтобы развить свой мозг в этом направлении, делай следующее:
1) Не принимай ничего как обыденное
2) Используй свой ежедневный опыт как стимул, чтобы бросить вызов своим убеждениям
3) Определи слабость в аргументе и используй ее
4) Попытайся изменить проблему перед ее решением
5) Постоянно изучай новые взгляды и гипотезы
4. Скульптор избавляется от ненужного, чтобы явить миру саму суть
«Я увидел ангела в мраморе и вырезал, пока не освободил его»
Микеланджело
Скульпторы наблюдают, но не объект, а то, во что его можно превратить. Эти люди видят не просто кусок мрамора или брус дерева, а ангела, прекрасную деву или мифическое животное. Их задача — избавляться от ненужных деталей для того, чтобы создать нечто прекрасное, извлечь суть предмета.
Микеланджело сказал: «У каждого камня есть статуя внутри него, и задача скульптора — открыть ее».
Скульптор смотрит под разными углами на камень, чтобы превратить его в шедевр. Он смотрит вглубь, умеет видеть целую картину в чем-то, на первый взгляд, уродливом. Так и ты должен научиться смотреть в глубь вещей, искать истинную суть, а не полагаться на то, что видишь глазами.
Чтобы уметь видеть суть, ты должен делать следующее:
1)Посмотри на возможности, а не на реальность
2)Сосредоточься на устранении ненужного
3)Не работай над деталям, прежде чем поймешь «сущность»
4)Извлекай необычное из общего
5. Журналисты скептичны и любознательны
«Если ваша мама говорит, что любит вас, получите подтверждение от по крайней мере двух независимых источников, прежде чем поверить ей».
Аноним
Журналисты ищут источники для проверки любых фактов. Ленивый будет довольствоваться двумя — профессионал опросит десяток человек, чтобы сделать какой-либо вывод. Журналистов обучают задавать вопросы, быть более любознательными, чем любой человек.
«Постепенно я понял, что люди будут легче глотать ложь, чем истину, как если бы вкус лжи был домашним, аппетитным».
Марта Геллхорн
Работа журналиста крайне сложна, и эти люди сталкиваются с постоянной конкуренцией. Поэтому, сообщая миру очередные новости, профессионалы хотят полагаться на факты, чтобы их сенсация не стала очередной желтухой. Поиск истины требует скептицизма и любознательности.
Чтобы мыслить как журналист:
1)Не опирайся на первые результаты поисков
2)Ищи различные источники, особенно противоположные
3)Никогда не доверяй своим источникам, сомневайся в них снова и снова
4)Факты — это не история. Есть много фактов, но только одна основная история
5)Твоя репутация — это все. Не рискуй ей для кратковременной славы
6. Писатели описывают то, что делают другие
«Когда уму недостаточно картин, он изобретает свои собственные».
Гэри Снайдер
Поэты думают образами, а не словами. Творчество писателя — это разговор со своим разумом, поиск решения на многие вопросы. Ты придумываешь ситуацию, а затем пытаешься найти из нее разумный выход. Работа писателя редко начинается с конечной идеи — обычно это процесс творчества, в котором мысли приходят в момент работы, есть лишь некий скелет одной великой идеи, на который автор нанизывает мысли.
Автор заставляет слова не просто передавать мысль, а создает в голове читателя образы, картины, заставляет думать и мыслить. Любопытство, воображение и желание придумать что-то новое могут дать твоему мозгу небывалые возможности и перспективы.
Чтобы мыслить как поэт:
1) Мысли образами, а не словами
2) Играй со звуками, рифмами и сумасшедшими образами
3) Экспериментируй со словами
4) Освободи себя; посещай необычные места, в которых раньше не был
5) Потрать время, чтобы сделать паузу и наблюдать
Источник