- Приспособления и устройства для владельцев лодок
- Автомобильный дворник на «Казанке»
- Люк над водителем
- Швартов-амортизатор
- Соединение полиэтиленовой пленки
- Гакабортный огонь в вентиляторе
- Надувные катки для швертботов
- Полочка для стаканов
- Оборудование стоянок
- Две конструкции складной кошки
- Посуда для путешествий
- Съемный штурвал для «Казанки»
- 59. Установка стеклоочистителя на катер.
Приспособления и устройства для владельцев лодок
Автомобильный дворник на «Казанке»
К верхней кромке ветрового стекла «Казанки» я прикрепил дюралевый козырек, на котором установил вакуумный «дворник» от автомобиля «ГАЗ-51». Для привода дворника использовано разрежение, которое создается помпой для откачки воды из лодки (у меня подвесной мотор «Москва-М»). «Дворник» соединен со штуцером помпы медной трубкой с резиновым шлангом (кусок топливного шланга). Правда, для подсоединения шланга пришлось сделать переходник. Важно, чтобы во всех соединениях трубопровода не было подсоса воздуха.
«Дворник» отлично работает на средних и больших оборотах двигателя.
Люк над водителем
Не всегда удобно управлять катером из закрытой каюты (например, если нужно входить в камеру шлюза). Сдвижной или откидной люк в крыше рубки над местом водителя делает управление судном удобным и безопасным при любых обстоятельствах. Размеры люка должны быть такими, чтобы в него свободно проходили плечи, а управлять штурвалом можно было стоя.
В жаркую погоду люк служит и для вентиляции каюты.
Швартов-амортизатор
Если лодка пришвартована к бону или пирсу, а стоянка открыта для волны, полезно устроить пружинный амортизатор. Он смягчит рывки лодки на волне, которые затрудняют подготовку судна к выходу. Пружину 2 нужно хорошо смазать и закрыть кожухом 1 из жести. Разумеется, при очень сильных рывках или нагрузках, когда выбирается рабочий ход пружины, должен вступать в действие основной прочный швартов или цепь 3. Жесткость пружины подбирается в зависимости от размеров и водоизмещения лодки.
Соединение полиэтиленовой пленки
Обычно полиэтиленовую пленку соединяют при помощи тепла: сплавляют кромки нагретым предметом или даже открытым огнем, предварительно зажав края пленки между двумя рейками. Такие соединения герметичны, но недостаточно прочны.
Очень удобно сшивать полиэтилен нитками, предварительно приклеив ленту лейкопластыря. Шов получается довольно прочным.
Лейкопластырем можно воспользоваться и просто для укрепления кромок пленки.
Гакабортный огонь в вентиляторе
Вентилятор ахтерпика может быть использован для размещения в нем гакабортного огня. Достоинства очевидны: меньше отверстий в палубе, фонарь хорошо защищен от повреждений. Вырез в тубусе для прохода воздуха должен соответствовать сектору освещения гакабортного огня (135°). Вентилятор снабжается брызгоотбойным щитком и отверстием для слива попавшей в тубус воды.
Надувные катки для швертботов
Для транспортировки легких швертботов по берегу и их спуска на воду в США выпускаются надувные катки из прорезиненного материала. Благодаря большой ширине и диаметру катки позволяют перевозить швертбот по песку, гальке, вязкому грунту.
Для крепления катков к корпусу судна используется швертовый колодец: специальная рамка из тонких стальных труб вставляется прямо в щель колодца (вместо шверта). Вес корпуса воспринимается пластиной-упором, закрепленной на рамке.
Полочка для стаканов
Очень практична предлагаемая полочка 1, на которой стаканы хранятся вверх дном. От падения при крене их удерживают деревянные кружки 2, выточенные по внутреннему диаметру у обреза стакана.
Ограждение 3 из прутка пли трубочки предохраняет стаканы от случайных касаний сбоку.
Оборудование стоянок
В большинство случаев на городских стоянках лодки стоят у бонов и при этом то и дело наваливаются одна на другую, чем хороший хозяин всегда недоволен. Якорь, отданный с кормы, часто пс помогает.
На мой взгляд, наш рыбинский вариант устройства стоянок в этом отношении имеет определенные достоинства. Суть его состоит в том, что к бону с обеих сторон прикрепляются проволокой секции, рассчитанные на постановку трех — пяти лодок (в зависимости от наличия материалов и размеров лодок) — каждой в своей ячейке. Секции собраны из тонких бревен (подтоварник), жестко связанных между собой болтами. По окончании навигации секции снимаются и хранятся на берегу до следующего года вместе с бонами.
В каждой из ячеек лодка расчалена при помощи текстропного ремня одним концом за уключину, другим через кольцо с карабином за ерш, вбитый в подтоварину ячейки. Носовая цепь крепится за рым-болт на бону или на поперечном бревне секции.
К бонам секции прикреплены таким образом, чтобы их «носовые» части были подняты над поверхностью воды, а «кормовые» перекладины затонули на необходимую для свободного прохода лодки глубину. Если так сделать не удается (например, из-за разной высоты понтонов бонов), секции с «кормовой» стороны можно притопить при помощи грузов.
Лодки, поставленные таким способом, не бьются одна о другую, каковы бы ни были ветер и волна; не страшны и колебания уровня воды в водоеме.
Две конструкции складной кошки
Получившие распространение на речных лодках четырехлапые якоря-кошки очень неудобны для храпения на судне. Рекомендуем изготовить складную кошку по одной из предлагаемых конструкций. В более простой (рис. а) нижняя часть веретена 1 имеет квадратное или шестигранное сечение 2. Соответствующей формы отверстие сделано во втулке подвижной верхней пары лап. Для того чтобы сложить лапы в одной плоскости, необходимо поднять подвижные лапы до круглого сечения веретена. затем, повернув их на 90°, снова опустить на место.
В другой конструкции (б) веретено 1 круглого сечения, а подвижные лапы 4 фиксируются в рабочем положении за счет выреза во втулке 5. На штоке приварена шайба 2, в которую упирается пружина 3, удерживающая лапы 4 в рабочем или сложенном положении.
Посуда для путешествий
Если вы собираетесь плыть по-семейному, не торопясь и с удобствами, разбивая лагерь иногда и на несколько дней, стоит обратить особое внимание на набор посуды. Ее всегда не хватает: то потребовалось сходить за грибами или ягодами, то не в чем принести молоко, держать воду, поставить простоквашу, обед из двух блюд сварить и т. п. Вообще требуется большое количество разнообразной тары, а места для ее хранения, как правило, мало.
За основу рекомендуемого компактного комплекта на двоих-троих путешественников можно взять 10-литровое алюминиевое ведро (стоит 2 руб. 50 коп.). Это ведро будет служить только для воды, на костер его вешать не стоит.
Каждая следующая вкладываемая в ведро «емкость» должна быть меньше предыдущей по диаметру на 20 мм (именно так идут размеры кастрюль и бидонов, которые продаются в магазинах Ленинграда).
Вот округленные значения: 1 — ведро 10 л (диаметр 220; высота 235); 2 — котелок 5 л (200; 145); 3 — котелок 3,5 л (180: 135); 4 — котелок 2 л (100; НО); 5 — ведерко 2, л (140; 150); 6 — Ведерко 1,5 л (120; 155). Общая емкость 24 л.
Котелки изготовляются самостоятельно из кастрюль соответствующей емкости, а ведерки — из бидонов, от которых приходится отрезать горловину. Заводские ручки на кастрюлях удалите, спилив головки заклепок; приклепайте вместо них ушки для крепления дужек. Сами дужки лучше всего сделать из стальной проволоки диаметром 3 мм (алюминии не годится — мягок). На крышках ручки тоже хорошо бы сделать съемными, — согнув их из проволоки и вставляя при надобности концами в отверстия, оставшиеся от заклепок.
Внутрь маленького ведерка помещается комплект пластмассовой туристской посуды из мелалита. Посуда из этого материала не боится ударов, мало нагревается от горячей пищи, хорошо моется. В комплект (3 руб. 50 коп.) входят: две глубокие миски, две мелкие, две кружки, две очень удобные по форме столовые ложки и даже солонка с перечницей. Солонку, правда, мы попросту выкинули: вместо нее укладываем внутрь комплекта чайницу с месячным запасом чая. Кстати, удобные чайницы и солонки получаются из алюминиевых корпусов старых электролитических конденсаторов (крышка — из обычной пробки).
Чтобы посуда не бренчала, уложите между стенками кухонное полотенце, костровые рукавицы, тряпку, клеенку для стола. Весит такой комплект посуды 3,8 кг.
Съемный штурвал для «Казанки»
Штурвал обычно на «Казанках» не ставят, так как он мешает открывать дверцу носового багажника. На своей лодке я сделал штурвал довольно простои конструкции, а главное — легкосъемным. Барабан штуртроса 1, как и при обычном устройстве. посажен на квадратный хвостик полого баллера 2, внутрь которого входит ось штурвала 4 с продольной прорезью. Посредством трех круглых штифтов 5 ось соединяется с баллером 2. Чтобы снять штурвал 6, достаточно вытащить его вместе с осью 4 из баллера 2.
Втулку 3 можно выточить из стальной трубы с внутренним диаметром 32—35 мм.
Цифровой прибор, видный на передней панели, — указатель температуры воды в системе охлаждения мотора «Вихрь». Термопара вмонтирована между выхлопным коллектором и цилиндром.
Источник
59. Установка стеклоочистителя на катер.
Ещё по 1802 было понятно, что стеклоочиститель нужен.
В любой дождь, даже натёртое антидождём стекло становилось непрозрачным.
Поэтому, особенно из-за желания сплавать в Питер, было решено ставить стеклоочиститель.
Итак, были куплены:
Моторчик стеклоочистителя TMC-906 с удлинённым валом.
Пантографный поводок стеклоочистителя TMC 285-380 мм.
Переходник рычага (вторая ось) TMC.
Щётка TMC 406 мм.
Выключатель дворников 3х позиционный — HDMSW.
Скажу сразу, TMC — отстой. Причём полный. Не знаю как другие, но в следующий раз я постараюсь TMC не покупать.
Первая щётка оказалась бракованной — в ней очень сильно зажали лапку и она не шевелилась.
Поводки едва шевелились, отказываясь прижимать щётку. Залил проникающей смазкой, разработал. НОВЫЕ ДЕТАЛИ.
Втулку после установки сразу заклинило! Снял, промыл, разработал, смазал.
Ось мотора тоже ходила очень туго, ну надеюсь, не заклинит.
Не продумана установка переходника на мотор. В очень неудобном месте расположены разъёмы мотора. Сам мотор крайне слабый и еле-еле двигает щётку! И ведь это ещё поводки самые короткие! А если бы были длинные? В поводке только одна лапка для щётки, а не две, как у других производителей. В итоге, возникает адский гимор, если нужно перевернуть щётку (а мне было нужно).
В общем — не рекомендую. К выключателю никаких претензий, но он не TMC, а VETUS. И вот наверное всё остальное, нужно было тоже брать VETUS.
Первым воткнул выключатель.
Он поворотный, имеет 3 положения и 4 контакта. Постоянный +, выход парковки (соединён с + в положении 0), выход первой скорости (положение 1), выход второй скорости (положение 2). Всё просто. Прижился вместо неиспользуемого тумблера.
Далее мотор.
Сразу разбираем его, меняем 110 градусов на 83 и выбираем необходимую сторону парковки. В моём случае, нужна была левая сторона, у калитки.
Вот с помощью поворота этой железки на шестерне и последующей установке шатуна в нужное отверстие, выбираем сторону парковки и рабочий угол. По умолчанию стоит 110 градусов, это вторая от края дырка. Нам же нужно самое ближнее к центру отверстие — 83 градуса. Чуть дальше 100, самое крайнее 120.
Кстати, нужно сразу определиться с длиной оси мотора, это очень важно. В моём случае, толщина верхней палубы около 30 мм, еще около 10 мм внутренняя обшивка, еще мм 5-6 пластина оси. Итого, оси 50 мм едва хватило!
Я попытался использовать существующее отверстие от антенны, которую я демонтировал, но не вышло. Не там расположено, слишком далеко от стекла и ещё и просверлено с наклоном к стеклу. А надо — от стекла. Вообще, дерьмовые поводки работают только когда ось мотора перпендикулярна стеклу. В моём случае, отклонение было градусов 30 и это уже проблема для них. Но после того как я их разработал, стали прижимать. Но это предел! Так что на любой катер с капотом и без подиума под стекло, установка превращается в потенциальную засаду!
Прикинул, чтобы моторчик гарантированно вошёл и просверлил сверлом по дереву на 16 два отверстия с наклоном вперёд. Вообще, т.к. оси стоят относительно друг-друга довольно жёстко, желательно вообще использовать кондуктор, чтобы получилось соосно. У меня не было, сверлил в ручную, вставлялось довольно туго.
Прикинул, примерил, включил, офигел от того, что оно еле работает, прижал внутреннюю обшивку, попросил соседа по гаражу мне её просверлить, и вот, мотор установлен.
Далее начался адский гимор, работать это не хотело никак. А всё потому, что трам-пам-пам, заклинило новую втулку оси. Как. Не понимаю. Расклинил, поставил заново, щётку пришлось развернуть вниз, и вот тут-то вскрылся ещё один гимор поводков — одна направляющая щётки, вместо 2х. Пришлось отсверливать поводок щётки, переносить его в другое место, клепать заново, пипец! Щётка отвратительная, а поставить от жигулей нельзя из-за отсутствия 2го крепления сверху! Ну или поводки менять надо на более длинные! В итоге, после всех мучений, встало это так:
Сектор очистки не впечатляет, но на самом деле, достаточен, не машина всё же:
Можно сделать больше очистку в верхней части стекла, но особо вроде не нужно, лодка всегда идёт с дифферентом на корму, вроде и не надо. Хотя если через нос смотреть. Но есть опасения, что хиленький моторчик просто не сможет двигать более длинные поводки. Поэтому оставлю пока эти. Но на самом деле, надо брать сразу 2-3 варианта, договариваться о возврате и ставить самые подходящие. И щётку от жигулей, тк. она в 10 раз лучше, чем говённый ТМС.
Старую дырку в капоте заклею белым герметиком.
Вот такие дела. Теперь у меня на катере есть стеклоочиститель. Ничего подобного не гуглится, отчётов по установке вообще нет. Надеюсь, что кому-нибудь поможет.
АПД.
Изучил немного вопрос по производителю VETUS. Выглядит всё более чем пристойно. Гарантия аж 3 года. Насколько я понял, у них с ТМС полная совместимость по стеклоочистителям. Ну то есть, если тест-драйв покажет, что нужнен более длинный поводок, я просто куплю двойной поводок от VETUS и поставлю его вместе с нормальной щёткой, т.к. у него щётка вешается в обе стороны.
Поводок правда, стоит более чем вдвое дороже. 102 евро. Ну и моторчик, если брать с крышкой (а без крышки какой-то жуткий колхоз выходит, это ж в каюте висит), получается раза в полтора дороже. Но точно знаю, если на этой лодке что нибудь сломается, то ТМС больше покупать не буду, равно как и если на другую лодку буду ставить.
И самое приятное, моторы ВЕТУС, в отличии от ТМС имеют регулировку угла работы не 83-100-110-120 градусов, а, приготовьтесь, 40-50-60-70-80-90-100-110 градусов. Учитывая то, что даже 110 градусов для пантографа выглядит просто запредельными (ну если у вас конечно не широченное стекло во всю ширину и один стеклоочиститель по центру), то установить его можно поистине, на любое стекло! Например, если ставить мотор ТМС на 1802, то даже 83 градуса будет избыточно. Да что там, даже на моём, если поставить более длинные поводки, 83 градуса будет много. А вот 70 с более длинными поводками, на моём должно быть просто идеально. Кстати по поводу ТМС, у меня вообще сомнения, что он в принципе сможет на 120 градусах работать, настолько он слабый. А усилие-то больше будет требоваться, аж на 50%! Но как всегда, первый блин комом (ну или почти комом), а опыт покупается очень дорого, жаль, не не попробовав установить, не было ясно и половины всех нюансов. А тут и подробнейшая монтажная инструкция на сайте есть, и судя по силе тока, мотор процентов на 60 мощнее, и значит не будет ощущения немощности, и наверняка не заедает ничего, и щётки нормальные сразу.
Что же касается 1802, то для него так же 60-70 градусов будут оптимальными. Так что пока выбор один.
Источник