- Готовь сани летом — мастерим повозку для лошади
- Как сделать телегу?
- Важные моменты
- Инструменты и материалы
- Пошаговая инструкция
- Делаем сани своими руками
- Инструменты и материалы
- Пошаговая инструкция
- Фотогалерея
- Видео « Как делают сани »
- Двуколка — коляска для лошади
- Можно ли сделать телегу для лошади своими руками
- Сфера использования телеги
- Виды конных повозок
- Тележка
- Дроги
- Полок
- Экипаж
- Кареты
- Коляски
- Тарантасы
- Брички
- Как сделать карету для лошади своими руками
- Материалы и инструменты
- Порядок работ
- Как правильно запрячь коня в телегу
Готовь сани летом — мастерим повозку для лошади
Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.
Как сделать телегу?
Инструменты и материалы
Делаем сани своими руками
Инструменты и материалы
Видео «Как делают сани»
Как сделать телегу?
Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.
Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.
Важные моменты
Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.
Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.
Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.
Инструменты и материалы
- Деревянные доски;
- сварная рама и оси колес;
- сварочный аппарат;
- 4 колеса (авто- или мототранспорт);
- металлические трубы или П-образный профиль;
- гвозди;
- молоток;
- инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
- прочий инструмент по необходимости;
- чертежи.
Запрос вернул пустой результат.
Пошаговая инструкция
- Первым делом нам нужно сделать ходовую часть телеги. Это, как мы уже говорили, сварная сплошная рама и колесные оси. Если со сваркой никогда дело не имели, то придется обратиться к мастерам. Раму и оси можно сделать сплошными металлическими из профиля или из толстостенных труб.
- Делаем заднюю стационарную ось и переднюю поворачивающуюся на штыре на двух закрепленных шайбах.
- Перед тем как завершать переднюю ось, определяемся с типом повозки. Если дышловая, то под дышло делаем специальный держатель. Оглобли делаются сварными к передней оси на специальном держателе. То есть оглобли должны быть не съемными, но подвижными в стороны и даже вверх и вниз – за счет держателя. Также их можно закрепить на кронштейны и усилить специальными тяжами – катанка диаметром 10-12 мм, которая крепится к оглобле и передней оси.
- Завершаем ходовую часть установкой колес и по необходимости тормозами.
- Теперь можно переходить к основе телеги – кузов. Если делаем платформу, то здесь все просто – нарезаем необходимой длины и ширины доски и сбиваем в одну платформу, крепим к раме. Если же будут борта, то сначала делаем 4 продольные жерди, на которые потом прибиваем вертикально наклонные рейки. Боковые борта сразу закрепляем на раму, а передний и задний делаем съемным для большего удобства использования телеги в работе.
- Что касается оглобель, то их можно делать как металлическими из труб, так и деревянными. Дышло, как правило, делается только деревянное.
- Для удобства сидения в телеге можно в кузове сделать лавочку или даже прикрепить мягкие сидения.
- На готовую самодельную телегу сзади, если вы планируете выезжать на трассу, нужно приделать катафоты.
- Дуга – это особая часть оглобельной телеги, над которой придется потрудиться, если нет готовой. Она делается из дерева вяза или ветла, так как материал должен быть прочным и гибким. В старину также использовали дуб, березу и лещину.
- Самодельную заготовку под дугу нужно срезать ранней весной, когда в дереве только начинает двигаться сок. Сама заготовка под дугу берется толщиной от 8 до 12 см и длиной от 1,5 до 1,8 м.
- Гнуть дугу лучше в специальном станке (дужной), помещая края в выемки. Перед работой дерево сначала замачивают в холодной воде, а за полчаса до работы распаривают кипятком для большей гибкости. Если дерево гнется плохо, его распаривают несколько раз.
Запрос вернул пустой результат.
После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.
Делаем сани своими руками
Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.
Инструменты и материалы
Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.
- Деревянные доски;
- фанера;
- листы металла;
- уголки или профиль металлический;
- металлические трубы;
- лак, краска;
- инструмент по обработке дерева;
- прочие инструменты по необходимости;
- чертежи.
Пошаговая инструкция
- Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
- Когда полозья готовы, переходим к основе — поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
- Важная часть саней — тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
- К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
- Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
- В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!
Фотогалерея
Видео « Как делают сани »
Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Источник
Двуколка — коляска для лошади
Рис. 1. 1 — нижняя рама; 2 — передняя рама; 3 — задняя рама; 4 — основание
для крепления сиденья; 5 — колесо; 6 — стойка для крепления механизма
управления навесной системой; 7 — стойка колеса; 8 — усилительный элемент.
Просьба рассказать подробнее об двуколке — самодельной машине. Желающие изготовить её из подручных материалов просят рабочее чертежи. Думаю, что будет целесообразно рассказать о требованиях, предъявляемых к изготовлению машины.
Изготовление её (см. рис. 1-3) начинают с двуколки — это обязательное условие. Некоторые авторы писем сообщают, что у них имеются двухколесные тележки, к которым они хотят пристроить навеску. Скорее всего такая «рационализация» закончится неудачей, потому что навеска должна одинаково надежно работать как с плугом, окучником, так и с другими сельхозорудиями.
Двуколочка должна иметь жесткую конструкцию и небольшой вес. Для выполнения полевых работ необходимо учитывать расположение лошади относительно тележки, а также правильно выбрать ширину колеи для междурядной обработки. Очень важно правильно определить расстояние между платформой двуколки и землей, так называемый клиренс. Для основания двуколки лучше всего использовать каркас, сваренный из уголка 40×40 (условно), см. рис. 1. Нижняя рама служит для соединения каркаса с шасси и настила пола, на верхней устанавливается сиденье. К передней раме крепят оглобли и предусматривают возможность сдвига их в горизонтальной плоскости. На задней раме находятся элементы навески. Для придания конструкции необходимой жесткости служат дополнительно приваренные косынки и раскосы.
Рис. 3. 1 — труба; 2 — передняя рама; 3 — пластина; 4 — болт М 10.
Для двуколки подойдут колеса от инвалидной мотоколяски, от прицепа к мотоблоку и других серийно выпускаемых сельхозмашин. Колеса устанавливают на фланцы, соединенные со стойкой. Подшипниковый узел может быть любым. Колею выбирают в зависимости от используемых сельхозорудий. Оптимальной шириной колеи является колея кратная 70 см, что составит 1,4 м. Высота стойки зависит от размера колес. Чем ниже находится платформа двуколки, тем лучше работает эксплуатируемый агрегат. Следует помнить, что при окучивании картофеля низко опущенная платформа будет сильно повреждать ботву. При креплении оглобель (см. рис. 2, 3) необходимо предусмотреть возможность регулировки вертикального угла наклона, который зависит от длины их размеров и высоты двуколки (даже от габаритов лошади). В поперечном направлении установку оглобель производят в любом месте по ширине рамы, что особенно важно при выполнении различных работ. Так, при пахоте оглобли смещают вправо, чтобы лошадь могла идти по краю борозды, а при окучивании располагают по центру двуколки. При её изготовлении для удобства будут необходимы подножка и поручни.
Источник
Можно ли сделать телегу для лошади своими руками
Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.
Сфера использования телеги
Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.
Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.
В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.
Подводы применяют в разных областях:
- Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
- Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
- Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
- Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
- Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.
Виды конных повозок
Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.
По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.
Тележка
Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.
Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.
Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.
Дроги
Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.
Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.
Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.
Полок
Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.
Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.
Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.
Экипаж
Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.
Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.
Кареты
Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.
Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.
Коляски
Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.
Тарантасы
Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.
Брички
Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.
Как сделать карету для лошади своими руками
Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.
Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.
Материалы и инструменты
Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:
- металлические оси колес;
- две пары дисков и шин от машины.
Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:
- металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
- листы на 10 мм;
- длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
- хорошая фанера толщиной 20–30 мм.
Из инструментов и оборудования потребуются:
- сварочный аппарат с принадлежностями;
- фрезерный станок;
- ножницы по металлу;
- молоток, гвозди;
- шуруповерт и длинные саморезы;
- болт М20х100;
- гаечные ключи.
Порядок работ
При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:
- Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
- Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
- Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
- Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
- Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
- Вставляют в паз бруса металлическую ось.
- Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.
Дальше приступают к изготовлению рамы:
- Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
- На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
- Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.
Работу заканчивают навесной частью:
- Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
- Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
- Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
- Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
- Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
- Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.
Как правильно запрячь коня в телегу
Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.
Сначала идет подготовка:
- Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
- Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.
При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:
- Регулируют гужи.
- Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
- Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
- Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
- Дальше идет подпруга.
- Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
- Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
- Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
- Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
- Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
- Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
- Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
- Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
- Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.
Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.
Источник