Еду своими руками урок

Опыт работы по теме «Учимся готовить»
методическая разработка по окружающему миру по теме

В опыте приведено обоснование необходимости проведения занятий по обучению приготовления блюд для детей с нарушением зрения, даны простые рецепты и представлены конспекты занятий.

Конспекты занятий для детей средней-подготовительной групп.

Скачать:

Вложение Размер
gotovka.doc 110 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории

Рыловой Ирины Алексеевны по теме:

«Использование нетрадиционной формы работы с детьми –

Учимся готовить – с целью социально – эмоционального развития и

формирования навыков самообслуживания (для детей с проблемами

Научить готовить простые блюда, привить интерес и желание приготовить что-то своими руками.

!. – знакомство с набором продуктов, необходимым для приготовления блюда.

2. – объяснение последовательности приготовления и способа действия.

3.– непосредственное приготовление, использование бытовой техники.

4. – украшение блюда и сервировка стола.

5.– угощение сотрудников детского сада, родителей.

6. – рассказ о последовательности действий, рецепте приготовления.

Наблюдение (за работой мамы, на кухне д/с, телепере —

Рассматривание иллюстраций, книг, открыток, фотографий, картин.

Показ способа действия, образца.

Рассматривание бытовой техники.

Чтение художественной литературы.

Упражнения (подражательные, конструктивные, творческие.).

Опыты и экспериментирование.

Знакомство с бытовой техникой, техника безопасности.

Овладение навыками работы ножом.

Овладение навыками гигиены.

Специально организованные ситуации.

Воображаемые ситуации в развёрнутом виде.

Создание игровых ситуаций.

Введение элементов соревнования.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи.

Сюжетно – ролевые игры.

Различные виды игр.

Создание специально созданных ситуаций.

Обсуждение вопросов, связанных с поведением за столом, приглашением гостей, угощением, развлечением их.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание книг с рецептами блюд.

Групповые праздники и чаепития.

Приглашение гостей к себе домой..

Создание фотоальбомов и запись рецептов приготовления блюд.

  1. миксер
  2. блендер
  3. тостер
  4. соковыжималка
  5. вафельница
  6. мясорубка

Настольно – печатные игры.

Книги с рецептами блюд.

Пособия по коррекции зрения.

Пословицы и поговорки.

Картины и репродукции художников.

Литература для чтения детям:

«Три медведя», «Жихарка», «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Маша и медведь», «Морозко», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и журавль», «Колобок», «Белоснежка и семь гномов», «Горшок каши».

В. Осеева «Печенье», Л. Толстой «Косточка»,

стихотворение А. Барто «Начинаем есть»

Н. Носов « Приключения Незнайки и его друзей»,

Н. Забила «Катруся уже большая»

А. Милн «Винни – Пух и все-все-все»,

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,

Э. Успенский «дядя Фёдор, кот и пёс»,

С. Летова «Бабушка и мы» (глава «Апельсины», В. Драгунский «Денискины рассказы»

Д. Родари «Приключения Чиполлино»

Все взрослые хотят, чтобы дети были самостоятельными, трудолюбивыми, умелыми. Но для этого необходимо многому научить ребёнка.

Наблюдения показали, что ребёнок вначале чаще всего делает сам то, что ему больше нравится, что приносит больше удовлетворения, вызывает положительную эмоцию. В то же время, подражая взрослым, он порой проявляет стремление делать самостоятельно то, что ему не положено в его возрасте (пользуется ножом, газовой плитой, бытовой техникой)

Дети по своей природе хотят быть взрослыми, самостоятельными. Вот этой возможностью – «опережением самостоятельности» — я и воспользовалась. Раз ребёнок хочет быть самостоятельным, то должен доводить все дела до логического завершения. Начал дело – закончи его. Процесс труда – это желание, хотение, выбор, решение и исполнение.

Дозировка и нагрузка – важная сторона воспитания самостоятельности. Ориентировочный показатель возможностей ребёнка: внимательно выслушал предстоящее задание, охотно и без затруднений повторил то, что должен сделать. Во всех случаях необходимо повторение требуемого от ребёнка действия. Если он не может рассказать, что и как должен сделать, то действие будет совершено неверно или не доведено до конца.

Ребёнок должен как можно раньше почувствовать, что он помощник, соучастник.

Какое чувство удовлетворения испытывает ребёнок, когда наравне со взрослыми печёт печенье, делает салат, режет овощи и т.п.!

У детей развивается чувство ответственности за порученное, стремление помогать старшим и проявлять волевые усилия, приобретаются трудовые умения и навыки. Это пригодится им в дальнейшей жизни: в школе, в самостоятельной деятельности.

Чему учатся дети на занятиях по приготовлению блюд:

  1. – развивается память: надо запомнить рецепт, набор продуктов, последовательность действий;
  2. — учатся пользоваться бытовыми приборами (миксер, тостер, блендер, вафельница и т.п.);
  3. — учатся хорошо владеют ножом и другими столовыми приборами;
  4. – воспитывается аккуратность, умение убирать своё рабочее место;
  5. – развивается чувство вкуса;
  6. – развиваются эстетические чувства – умение красиво оформить блюдо, подать его, сервировать стол;
  7. — развивается речь: учатся рассказывать, как готовили, сервировали стол, употребляют термины – нарезать, сбить, перемешать, измельчить и т.п.;
  8. – знакомятся с правилами этикета, применяют их на практике.

И мальчики, и девочки одинаково хорошо воспринимают эти занятия. С большим удовольствием выполняют все поручения: начистить, нарезать, натереть, сбить, намазать и т.п.

Каждый ребёнок выполняет какое –то определённое задание. Потом меняются или помогают тем, кто выполняет задание медленно. Но вся работа направлена на достижение общего результата – приготовить десерт, торт и т.д.

Мальчишкам, конечно, больше нравится «работать» с техникой – миксером, соковыжималкой. Приходится «устанавливать» очередь. Девочкам тоже очень нравится включать кнопки!

Труднее всего нашим детям пользоваться тёркой и ножом (в силу плохого зрения и плохо развитой мелкой моторики), особенно если продукт твёрдый.

Проводя первое занятие, на котором дети вместе со мной готовили фруктовый салат, я обратила внимание на то, как горели глаза, с какой гордостью и радостью они угощали сотрудников д/с и родителей, как, перебивая друг друга, рассказывали о том, какие фрукты использовали. И ничего не забыли! Назвали всё: и какие продукты использовали, и последовательность действий, и говорили «умными» словами – заправили, перемешали, сбили, нарезали.

В наше время, даже живя в семье с родителями, дети находятся в условиях социальной депривации. Родители всё меньше и меньше внимания уделяют своим детям. А те, в свою очередь, много времени проводят у телевизора и компьютера.

Кроме того, в каждой группе есть дети из неблагополучных семей, которые обделены вниманием взрослого.

Все знают, что дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью. Поэтому у них быстрее формируются и закрепляются навыки и привычки, потом надолго они сохраняются. Маленькие дети стараются подражать окружающим. Ведь у них нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они охотно берутся за разнообразную работу. А вот родители не всегда поощряют стремление детей к труду: «Это не ваше дело. Подрастёте, тогда и будете делать!» А трудовое воспитание – главная составляющая часть воспитания. Оно должно начинаться с первых шагов сознательной жизни ребёнка.

Задача и родителей, и д/с привить детям как можно больше практических навыков. Занятия, на которых дети учатся готовить, и дают такую возможность. Эти навыки пригодятся ребёнку в будущем: он всегда сможет себе что-то приготовить, удивить взрослых. Помочь маме или бабушке в приготовлении. Кроме полученного удовольствия от знакомства с кулинарным искусством, у детей

  1. развиваются предметные представления о размере, форме, весе продуктов;
  2. они учатся проводить измерения, отсчитывать время;
  3. расширяется словарный запас;
  4. развиваются навыки чтения и счёта;
  5. учатся выполнять работу добросовестно и аккуратно;
  6. воспитывается чувство ответственности за порученное дело;
  7. приучаются соблюдать правила приличия, этикета за столом, знакомятся с хорошими манерами;
  8. развивается вкус, фантазия, изобретательность;
  9. совершенствуются мыслительные процессы, развивается память;
  10. развивается мелкая моторика пальцев и координация движений;
  11. учатся соблюдать технику безопасности при работе с бытовой техникой;
  12. приучаются к культуре труда – это значит приучаются к организованности в труде, к чёткости во всякой работе.

Чем больше времени и внимания уделять развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем больше будет пользы от занятий. А чтобы работа пошла без осложнений, надо потратить время на тщательную подготовку. С первых занятий я приучала детей правильно организовывать работу:

  1. надеть передник перед работой;
  2. тщательно вымыть руки;
  3. освободить рабочее место, чтобы ничего не мешало;
  4. научиться вытирать стол тряпкой;
  5. заранее подготовить все продукты и посуду;
  6. книга рецептов всегда должна быть под рукой, на видном месте (идеально подходит подставка для книг)
  7. вместо весов можно использовать мерный кувшин или кружку, где показано количество жидкости и сухих продуктов;
  8. использовать поднос (если жидкость прольётся, её удобнее удалить);
  9. удобнее мереть жидкость ложками, наливая её из кувшина, а не из бутылки;
  10. режущие предметы ставить в кружку остриём вниз;
  11. особое внимание работе с электроприборами – постоянный контроль взрослого, не оставлять включёнными в сеть.

Работая в д/с для детей с нарушением зрения, приходится иметь в виду, что амблиопия и косоглазие (а у наших детей именно эти диагнозы) неизбежно становятся причиной возникновения зрительной депривации ( Зрительную депривацию современная наука определяет как состояние недостаточного удовлетворения зрительной потребности) Таким образом, амблиопию и косоглазие следует рассматривать не как нарушение периферического, а как нарушение центрального (коркового) порядка. А наличие коркового нарушения приводит к снижению скорости, точности восприятия, трудности овладения сенсорными эталонами, выполнения практических действий, овладения измерительными навыками, ориентировке в пространстве.

Кроме того, для наших детей характерно наряду с низким уровнем сформированности, наличие низкого уровня оперирования сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, что неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающего мира.

Одной из характерных особенностей детей является значительное отставание в формировании познавательных интересов – снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мир, что в свою очередь приводит к возникновению трудностей в обучении. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативное эмоциональное состояние.

Также наблюдается у детей низкое качество и темп овладения знаниями и представлениями. Многие дети оперируют имеющимися представлениями на уровне обнаружения лишь отдельных заданных характеристик. Неполноценность свойств зрительного восприятия объясняется ограничением чувственного опыта и рассогласованием сенсорного и рече- мыслительного уровней, которые приводят к задержке возрастного становления зрительного восприятия включённых в его систему других психических функций. Разнообразные нарушения зрительного анализатора обуславливают недостаточное развитие восприятия в целом: фрагментарность, многоэтапность, замедленность процесса опознания и снижение его продуктивности. Всё это предопределяет общую обеднённость представлений и снижение уровня чувственного опыта детей с амблиопией и косоглазием, из-за чего появляются отклонения в развитии как двигательной, так и познавательной сферы детей.

Очень плохо развита мелкая моторика, координация движений.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: труд. Игру, занятия, бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

Вот поэтому так актуальны для наших детей занятия по обучению приготовления различных блюд.

салаты (фруктовые, овощные),

делаем соки (фруктовые, овощные),

делаем торты (без выпечки),

В связи с этим, я ставила перед собой такие задачи по коррекции:

  1. – расширять кругозор детей при знакомстве в новыми видами продуктов и новыми действиями;
  2. – познавать окружающий мир с помощью всех органов чувств, ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями, используя слух, осязание, обоняние;
  3. – расширять и обогащать практический опыт детей, их знаний о продуктах питания, кухонных принадлежностях, бытовой технике. Дать правильное представление о предметах домашнего обихода, их назначении, правилах обращения;
  4. – выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания;
  5. – формировать умения и навыки осязательного восприятия предметов окружающего мира, обучать приёмам выполнения предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов, выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора;
  6. -развивать умение ориентироваться в малом пространстве (стол, доска);
  7. — развивать зрительное внимание и память, осязательное восприятие;
  8. – развивать микро -координацию движений пальцев рук, мелкую моторику :захватывающие движения ладонью, 2, 3 –мя пальцами, координацию движений кистей рук и пальцев;
  9. – развитие познавательной активности;
  10. – развитие глазо- двигательной функции, сопряженной с движением руки;
  11. – развивать глазомер (при делении на части, резке, отмеривании)
  12. – развивать самоконтроль произведённых движений..

В результате проведённой работы, систематического проведения занятий, консультаций для родителей дети научились:

* научились готовить различные блюда;

  1. хорошо и правильно пользоваться ножом, бытовой техникой;
  2. запоминать последовательность действий, рецепты, инградиенты;
  3. красиво и правильно сервировать стол , украшать блюда;
  4. правильно пользоваться столовыми приборами;
  5. использовать в речи специальные термины;
  6. научились аккуратности, убирать рабочее место;
  7. познакомились с правилами этикета и хорошими манерами;
  8. развился вкус, фантазия;
  9. стали более самостоятельными;
  10. появилось желание удивлять домашних и помогать маме на кухне.

Что можно приготовить с детьми средн е й группы:

Источник

Читайте также:  Желоб под бетономешалку своими руками
Оцените статью