Египетская мумия своими руками

Как приготовить древнеегипетскую мумию?

Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Мумификация – главным образом, процесс физический, она представляла собой простое высушивание тела под солнцем и ветром, этот способ подготовки усопшего к повторной жизни практиковался египтянами с древнейших времен неолита. В соответствии с рекомендациями религии, сохраненное тело давало надежду на возвращение души и повторную жизнь. В условиях египетского климата технология была нехитрой: достаточно было закопать труп в раскаленный песок пустыни, и через некоторое время он мумифицировался естественным путем. И дальше никто не заморачивался, засушенные мумии заворачивали в звериные шкуры или циновки и хоронили в песке. И этого хватало, чтобы тело было готово вновь принять в себя душу и возродиться.

Со временем обряд мумификации начал усложняться, в нем все в большей и большей степени стали участвовать химические вещества и технологии – для более быстрого обезвоживания тканей, для дезинфекции, дезодорации, консервации и пр. И в результате технологический процесс «дорос» до бальзамирования, которое можно определить как приостановку разложения одновременно с максимальным сохранением вида тела покойника. (А как иначе – а ну, придет душа и не узнает свое вместилище?!)

Таким образом, бальзамирование – в большей степени химический или точнее биохимический процесс, кстати, давший начало таким наукам как медицина, фармацевтика, химия.

Еще недавно считалось, что бальзамирование египтяне начали практиковать с 2200-3000 г. до н.э., но недавние археологические исследования отодвинули этот этап до 4200 г. до н.э., так как исследования захоронений этого периода показали присутствие сложных микстур для консервирования мертвых.

Первоначально предполагалось, что бальзамирование было доступно только для фараонов и высшей знати, а простые обыватели по старинке мумифицировали родственников в песке — мол, маловероятно, что у них вообще есть душа, и она будет искать свое тело. Но потом оказалось, что в той или иной степени в традицию бальзамирования втянулись все социальные слои древнего Египта, насколько позволял кошелек.

Профессиональные нюансы «посмертной» технологии как строгая коммерческая тайна передавались устно, от отца к сыну. И даже тексты Геродота, посетившего Древний Египет в V веке до н. э., дают лишь общее впечатление о процессе. Впрочем, современные экспериментаторы, не без участия археологов и химиков, уже практически воссоздали древнеегипетское бальзамирование во всей его ужасной «патологоанатомической» полноте.

Представьте, длинным крючком через ноздри покойника по кусочку извлекали мозг. Если дело шло плохо – этим же крючком энергично размешивали массу в черепной коробке, хорошенько взбалтывали и выливали – за ненадобностью. Опустевший череп обрабатывали маслами, а потом заполняли плотным елеем из воска, благовоний и битума.

С остальными внутренностями поступали более бережно: через разрезы в районе паха легкие, желудок, печень, кишечник изымали, промывали, замачивали в пальмовом вине, натирали специальными коктейлями из масел и натриевой солью для предотвращения гниения, а потом заворачивали в полотно и укладывали их в специальные вазочки – канопы. Крышка каждого сосуда имела изображение определенного божества и соответствовала определенному органу.

Всем этим манипуляциям не подвергалось только сердце, оно было неприкосновенно, ибо считалось вместилищем души и, как ни странно, ума. Впрочем, находили мумии и без сердца, у которых вместо него был вставлен амулет в виде жука-Скарабея, олицетворяющего вечность и бессмертие!

После завершения «работы с органами» опустевшее тело также обрабатывали антисептическими и благовонными маслами, обмазывали специальной солевой смесью карбоната натрия и гидрокарбоната натрия для поглощения влаги. Иногда эту же гигроскопичную соль насыпали в тканевые мешочки, а их помещали внутрь тела, периодически меняя на свежие и сухие. Процесс сушки продолжался дней 40. (Кстати, весь процесс «консервации» тела для вечной жизни от начала и до конца длился строго 70 дней, это связано с орбитальным циклом священной звезды Озирис).

Читайте также:  Водосборная воронка своими руками

Итак, после 40-дневной просушки труп очищали и обрабатывали окончательным консервантом – смесью масел и битумной смолы.

Параллельно необходимо было как-то придать покойнику черты жизни, по возможности, навести красоту и здоровье, дабы душа усопшего при встрече не ужаснулась, а узнала свое бывшее тело. Для этого его набивали опилками, тряпками или илом, или даже песком для придания приятного объема, и разрезы зашивали нитками. (А у фараонов – набивали чрево благовонным воском и накладывали сверху пластины чистого золота!)

Для придания свежести личику мумии – вставляли глазные яблоки и зубы, делали завлекательный макияж, а то и вообще надевали на лицо заранее расписанную маску с прекрасным и юным «портретом» умершего.

Потом труп окончательно туго пеленали льняными бинтами, промазанными маслами и смолами, прокладывая между слоев ткани куски папируса с выдержками из священных писаний и молитвами о воскрешении, а также монетки, золотые украшения и прочие ценности. Иногда «для несгибаемости» тела к нему прибинтовывали доску или вставляли палку. Готовую «куклу» вручали родственникам, и те помещали ее в расписной саркофаг (иногда в несколько, один в другой) и отправляли в семейный склеп.

Как видим, процесс длительный и довольно сложный, но как рассуждали древние египтяне: главное – результат, который стоит того. И результаты археологических раскопок прекрасно сохранившихся тысячелетних раритетов, действительно, не разочаровывают!

Источник

Египетская мумия своими руками

Мумия – пожалуй, самый ходовой костюм на Хэллоуин или новогоднюю вечеринку, потому что самый простой в изготовлении. Задрапировался в бинты – и готово. Понятно, что в Древнем Египте процесс бальзамирования был немного сложнее и требовал продуманных технических манипуляций. Современная наука идентифицировала процесс подготовки мумии и вещества, которые в нем применялись.

В статье речь пойдет о чисто химической стороне дела, поэтому этапы подготовки тела к мумификации мы пропускаем. Очевидно, что прежде чем тело фараона будет готово к переходу в царство мертвых, из него нужно извлечь все органы за исключением сердца (в некоторых случаях оставляли почки). Органы хранили отдельно в церемониальных сосудах.

Мозг фараона тоже удаляли, но в несколько отличной от остальных органов манере. Дыру делали в основании черепа, мозг доставали небольшими порциями и выбрасывали.

Первый этап (не считая подготовку) бальзамирования состоял в том, чтобы высушить тело. Для этой цели использовали соду натурального происхождения, которую собирали в на месте высохших озер. Эта смесь в основном представляла собой карбонат и бикарбонат натрия. В небольших количествах в ней могли содержаться хлорид натрия и сульфат натрия. Помимо адсорбции воды, сода вымывала из тела жировые ткани.

Действие соды предотвращало процесс разложения тела на 40 (некоторые источники утверждают, что и на 70) дней. В течение этого времени древние специалисты должны были успеть завершить весь обряд бальзамирования.

После того, как сушка заканчивалась, соду выскребали из тела. На следующем этапе тело набивали опилками и льном, использую множество добавок: корицу, мирт, ладан, кассию. По некоторым сведениям даже лук. Высушенное тело пахнет все еще не очень. Поэтому все эти манипуляции и ингредиенты, предположительно, должны были исключить неприятные запахи. Отдельные вещества служили другим, не ароматическим, целям.

Источник

Как сделать мумию

Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов

Читайте также:  Lada тюнинг своими руками

Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танато­практик, патолого­ана­том и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почет­ная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выпол­нения проце­ду­ры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого чело­века — переход в загробный мир. Успеш­ность этого перехода зависела от мно­­гих факторов, но одним из главных считалась правильная сохран­ность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зави­симости от финан­сового положения усопшего. В «Истории» Геродот описы­вает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начи­налось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и прос­тым способом мумифицирования было влить в брюш­ную полость умер­шего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.

Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желу­док. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.

Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древне­египетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструк­ция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.

1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подма­стерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духов­ную часть ритуала.

2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы испол­няете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.

Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum

3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарай­тесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).

4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевер­нуть на живот.

Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вы­нуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специя­ми. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.

Читайте также:  Деревянные деньги своими руками

6. Положите извлеченные органы в сосуды из алебастра. Желудок, кишеч­ник, легкие и печень нужно высушить, завернуть в ткань, пропитанную смо­ла­ми, и сложить в четыре алебастровых сосуда — их называют канопи­чес­кими Термин «канопические сосуды» ввели в обиход антиквары и ранние египтологи в XIX веке. Греки писали, что в городе Кано­пус почитали божество в форме вазы с чело­веческой головой. Так и возникло название для ритуальных сосудов с головами людей и животных. Считается, что первым предна­значение сосудов понял один из осно­вате­лей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году. . Крышка каждой канопы соответствует одному из сыновей бога Гора. Желудок пойдет в вазу бога Дуамутефа с головой шакала, легкие — в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны, для кишечника предусмо­трен сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа. Наконец, печень отправится в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Печень пользо­валась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию. Потом все четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.

Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art

7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе пере­хода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.

Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.

9. Проведите процедуру обертывания. Для этого вам понадобится много льняной ткани, смола, амулеты и профессиональный чтец заклинаний, ведь каждый круг обертывания сопровождается специальными молитвами. В ткань также нужно будет завернуть амулеты, папирусы с заклинаниями и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками С Тутанхамоном, например, завернули кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита. . Разогрейте смо­лу: она выполняет функцию клея. Начинайте обертывание с ног, но не по от­дельности, а в один бандаж.

Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой вер­сии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.

Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.

Источник

Оцените статью