Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Саркофаг
Саркофаг представляет собой одну из разновидностей традиционного гроба, изготовленного с высокой степенью декоративности и украшенного ажурной резьбой, рельефными изображениями, скульптурными элементами и многими другими деталями декора.
Саркофаг ( в дословном переводе с греческого » sarkophagos» означает » пожиратель мяса», от слова » sarkos» — плоть) — это простой ящик, сделанный из дерева, мрамора, гранита. Основное его предназначение — это сохранение останков умершего. Кроме того, внешняя и внутренняя отделка саркофагов помогают судить об уровне искусства и культуры того периода, в том числе особенностях ритуальных обычаев.
Сидонский саркофаг из мрамора ( Стамбул, Турция)
В процессе изготовления саркофаги обходились весьма недешево, и поэтому были доступны только знатным горожанам, богачам и вельможам.
Первые саркофаги были изготовлены из уникального природного камня — известняка, добываемого в древности на азиатском полуострове Троада. Именно троадскому известняку приписывались необычные свойства — способность быстро разлагать останки умершего и впитывать их в структуру материала.
Саркофаг Стилихона в Амвросианской базилике.
Материалы для саркофагов
Кроме легендарного троадского известняка, наделяемого явно преувеличенными антисептическими свойствами, для изготовления саркофагов во все времена применялись следующие виды материалов:
- Дерево — чаще всего использовалась древесина дорогих пород, которая декорировалась росписью, скульптурными рельефами и надписями.
- Природный камень — римляне в древности делали саркофаги из порфира, мрамора или гранита, которые затем щедро украшали рельефными изображениями.
В Древнем Египте саркофаги были важной частью заупокойного культа, они вставлялись один в другой, причем внутренние были антропоморфными.
Вот так выглядели саркофаги в Древнем Египте
Египетские саркофаги украшали рельефами и росписью, наружные ковчеги обивали золотыми листами. Римский писатель Плиний Старший писал о том, что в окрестностях города Асса на северо — западном побережье Малой Азии, близ Трои, добывают камень » которым уничтожаются все тела».
Египетские саркофаги хорошо сохранились до наших дней
Из этого камня делали ящики, в которых хоронили умерших. Считалось, что от тел покойников, захороненных в нем, через 40 дней не остается ничего, за исключением зубов. Даже зеркала, одежда и обувь, положенные для умерших, становятся каменными. Конечно, это утверждение было всего лишь легендой, однако некоторая толика правды в нем все же была.
Египетские саркофаги на острове Искья ( Италия)
Такого же рода камни есть и в Ликии, и на востоке. Однако название этого чудесного минерала до сих пор не идентифицирован, поскольку гробницы в древности делали из разных материалов:
- Известняк
- Мрамор
- Порфир
- Гранит
- Древесина
- Бронза
Свойства камня, конечно же, являются во многом вымышленными, но предполагают, что вначале слово » саркофаг» относили к божествам подземного мира, » пожирающим умерших».
Саркофаг царя Ахирама.
В значении гроба слово » саркофаг» появляется относительно поздно. По другой версии, таинственный камень — это пирит ( серный колчедан), по третьей — слоистый известняк. Его действительно добывали в окрестностях Асса ( известняк пережигали в известь, которую клали в гроб, но от нее тела только ссыхались, но полностью не уничтожались).
Саркофаг древнеримского военачальника Людовизи
Окаменения предметов, о котором пишет Плиний, могло происходит от проникавшей в саркофаг влаги, под воздействием которой на эти предметы осаждалась известь. Саркофаги, найденные в Александрии Египетской, относящиеся к эллинистическому времени, сделаны из трахита ( камня вулканического происхождения).
Саркофаг Юния Басса — известного римского префекта.
Древние этруски — коренные жители Италии, делали саркофаги из терракоты или бронзы. На крышке изображали лежащую фигуру покойного, фигура была полой, а ее голову делали съемной. Внутри хранили прах покойного.
Этрусский супружеский саркофаг
Декор саркофагов
Изготовлением саркофагов для захоронения знати занимались мастера, владеющие этим редким искусством в совершенстве. Именно поэтому дошедшие до нас образцы саркофагов поражают разнообразием декора и высоким уровнем художественной отделки.
Сидонский саркофаг царя Абдалонима
В Древнем Египте саркофаги делали из дорогих пород дерева, а затем украшали росписью, скульптурными изображениями и специальными надписями. В этих таинственных письменах содержатся заклинания духов и молитвы к богам, которые помогали сопроводить душу умершего в потусторонний мир и одновременно защитить его тело от всякого зла.
Саркофаг фараона Мернептаха
Кроме этого, многие из известных дошедших до нас образцов древнеегипетских саркофагов были декорированы листьями из чистого золота или медными деталями, покрытыми позолотой.
Отличительной чертой этрусских саркофагов было то, что они практически точно повторяли контуры тела умершего. Кстати, подобная форма была характерна и для некоторых саркофагов в Древнем Риме.
Деревянный саркофаг карфагенянина из Керкуана.
Выдающимся произведением искусства является мраморный саркофаг Александра Македонского, созданный около 310 года до нашей эры в Сидоне.
Саркофаг Александра Македонского
Роскошный гроб украшен изысканными рельефами и имеет значительные размеры. Однако это произведение мемориального искусства, скорее, является кенотафом, и останков великого полководца в саркофаге нет.
Рельефы на саркофаге Александра Македонского
Настоящий саркофаг Александра, как и место его захоронения, не обнаружены. Легенда об исчезновении тела Александра Македонского дала повод к различным мистификациям. Однако можно понять сторонников великого полководца, которые хотели надежно спрятать останки своего царя.
Обычай захоронения в саркофагах от древних этруссков переняли древние римляне. Они изготавливали саркофаги из мрамора и трахита с рельефами, иногда архитектонические. Боковые стенки и крышку украшали фигуры Викторий, эротов, гиппокампов, шишки пинии и венки.
Саркофаг Сципиона Барбата
В поздней античности и средневековье их использовали вторично, и поэтому они избежали уничтожения, как многие другие произведения языческого искусства ( фигуры идолов пережигали на известь для строительства христианских церквей). Примером может служить саркофаг Карла Великого, который был изготовлен в древние античные времена.
Скульптурный рельеф на саркофаге Карла Великого
Среди шедевров раннехристианского искусства известны два огромных саркофага из полированного порфира темно — красного цвета. Хранятся они в Ватикане, в музее Пио Клементино. Один из них — матери императора Константина Великого — Святой Елены, другой — дочери Константина, Святой Костанцы.
Саркофаг Равноапостольной Елены
Саркофаг Константины, дочери Константина Великого.
Однако с течением времени искусство изготовления саркофагов было утрачено и безвозвратно ушло в прошлое. Некоторые более поздние захоронения производились в старинные античные саркофаги.
Саркофаг Михаила Вишневецкого
Источник
Ушебти для фараона или как привезти в дом несчастье
Различные фигурки из Египта привозят туристы в качестве презента своим друзьям и родственникам. Купить небольшую статуэтку фараона, анхи, вазы-каноты, мини-копии пирамид и подобные товары можно у любого торговца сувенирами. Именно продавцы могут рассказать вам красивые легенды о сувенирах и убедить человека в том, что такой предмет в доме принесет много пользы. На самом деле, большинство туристов и понятия не имеют, для чего служат многие предметы, которые продаются в качестве сувениров, и чем может обойтись для туриста их покупка.
Посмертные маски фараонов
Вряд ли вам удастся приобрести настоящую посмертную маску фараона. Но копии совсем недорого доступны любому туристу. Люди часто привозят копию маски Тутанхамона и украшают ею интерьер своей квартиры. Но ведь мало кто задумывается, что маска, несмотря на высокую эстетическую ценность, все-таки посмертная и несет в себе энергетику смерти, хоть это и копия. Также не стоит забывать о «проклятии фараонов», которое настигло команду Джона Картера, открывшего гробницу фараона Тутанхамона.
Египетский Анх
Ключ Нила – это один из самых популярных символов, который хорошо известен в Европе. Крест с петлей считался символом жизни в Древнем Египте. Анкх в качестве иероглифа означает жизнь, бессмертие. Считается, что иметь в доме анкх – привлекать достаток, счастье. Также символ отождествляли ключу, который открывает дверь в потусторонний мир. Часто древнеегипетского бога Анубиса – хранителя могил и мумий, защитника мертвых, изображали именно с акхом в руках. Чтобы не приблизиться к миру мертвых преждевременно, лучше обойтись без такого сувенира в доме.
С египетским богом смерти суеверные люди и экстрасенсы связывают историю ухода из жизни Марины Цветаевой (покончила жизнь самоубийством). При жизни поэтесса очень любила кольца и перстни. В угоду дочери Владимир Иванович Цветаев – профессор, искусствовед, привез из Египта кольцо, которое нашел во время раскопок гробницы одного из фараонов. Как оказалось, украшение принадлежало жрецу культа бога Анубиса. А он, как мы помним, является проводником в мир мертвых. Цветаева очень полюбила кольцо и не расставалась с ним. Экстрасенсы считают, что его энергетика привела Марину Владимировну к самоубийству.
Ушебти и вазы-каноты
Симпатичные фигурки и вазочки кажутся безобидными сувенирами. Но здесь тоже стоит присмотреться к покупке. Ушебти – это статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилы. Считалось, что они сопровождали фараонов в других мирах. И если там усопшему что-нибудь угрожало, то все горечи переходили на ушебти. Перед захоронением и помещением статуэтки в могилу, на них наговаривали или писали магические тексты. В гробнице фараона Тутанхамона найдено несколько таких статуэток. Их копии продаются на сувенирных рынках. Думаю, не стоит объяснять, что у таких вещей не очень хорошая энергетика.
Вазы-каноты (канопы) использовались древними египтянами для хранения органов, извлеченных из тела при мумификации. Все, что вы будете класть в такие вазочки, вряд ли будет иметь положительную энергетику.
Выводы
Все описанное в этой статье можно считать суевериями. Скептики считают, что все смерти, связанные с открытием гробницы фараона Тутанхамона – это случайность, а самоубийство Марины Цветаевой никак не связано с ношением кольца. Но хочется ли проверять все это на себе или своих родных?
Если есть хоть капля сомнения, то при визите в Египет лучше прихватить для друзей и родственников магнитик или чай-каркаде. Пусть это и банально, но как по мне, эти варианты действительно безопасны.
Источник
Египетский саркофаг своими руками
МУЖСКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ МАСКА
Мужская погребальная маска саркофага. Дерево, алебастр, пигмент, бронза, 45.3 x 36.6 x 22.5 см. Около 664-525 гг. до н.э. Древний Египет.
Важной составляющей для мумии в Древнем Египте была погребальная маска, которая размещалась на голове обернутого в полотно тела. Как и все погребальные маски, эта маска должна была стать защитой погребенного, его образом, в который способен вселиться его дух, если с телом что-нибудь случиться. Традиционно молодое идеализированное лицо маски, не лишенное, однако, сходства с покойным, предназначалось для воспроизведения его внешности в загробной жизни.
В период Среднего Царства (ок. 2160-1785) покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масок изготавливалось из картонажа (оштукатуренные папирус или ткань). При создании масок также использовали дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. С начала Нового царства (ок.1580-1085) количество масок значительно увеличилось, они становятся разнообразными.
Во II тысячелетии до н.э. появились антропоморфные саркофаги со вставляемыми в них деревянными красочными масками. Они, как правило, были лишены индивидуальных черт, но встречаются и маски и с портретными чертами.
В период правления XVIII династии стали изготавливать деревянные маски – портретные изображения царей и вельмож, которые крепились на крышках саркофагов, сделанных в форме мумий, после смерти владельца маски. Маски саркофагов стали настоящим новшеством.
Возникновение последних связано с тем, что производство саркофагов в Египте представляло собой род «поточной продукции», когда сами саркофаги изготавливались заранее, а в росписях оставлялось место для внесения имени умершего, которому впоследствии предоставлялся данный саркофаг. Очень часто рельефные детали антропоидных саркофагов — а таковыми были лицо и руки — изготавливались отдельно и затем с помощью деревянных шипов крепились на крышке. Остатки таких «гвоздей» и следы от них сохранились на многих масках. Маски саркофагов, за небольшим исключением, довольно условны по трактовке черт лица и лишены индивидуальных признаков, хотя среди них и не найдется двух одинаковых.
Для египтян маска саркофага — это запечатленный образ Ка умершего, или его «двойника», который пребывает в гробнице, медленно растворяясь и возвращаясь к истокам живительной энергии рода. Кроме того, маска, изображающая умершего вечно молодым и совершенным — это врата, сквозь которые вылетает из тела «душа» — птица Ба, для того чтобы вернуться в том случае, если будет оправдательным решение суда богов, определяющего праведность души в мире ином. Ба, согласно древнеегипетским текстам, покидает тело через рот, возвращается — через глаза. Именно для того, чтобы открыть душе «ворота» тела, над маской саркофага перед погребением совершалась знаменитая церемония «Отверзания уст и очей», позволяющая умершему видеть, ощущать, двигаться, и, наконец, покидать земное тело, которое было лишь временным пристанищем для его бессмертного духа.
Погребальные маски у египтян делились на мужские и женские, это различие проявляется, прежде всего, в цвете «лица» маски, который иногда бывает единственным отличительным признаком половой принадлежности хозяина (так как идеализированный лик усопшего стремится к бесполости). Если в маске преобладают красные и розовые оттенки, то перед нами мужская маска, если бежевые, телесные – женская. Погребальные маски отражают также некоторые модные пристрастия древних египтян: бороды и прически у мужчин, стили в макияже и украшениях у женщин и т. д. Вся эта погребальная стилистика масок менялась со временем и в зависимости от местоположения.
Источник