- Как научиться доверять Богу: 6 золотых советов Библии
- Как научиться доверять Богу
- Цените более важные вещи
- Подражайте птицам небесным
- Бесполезные беспокойства мешают доверять Богу
- Доверяйте Богу — Он вас оденет и накормит
- Правильные приоритеты помогут научиться доверять Богу
- Живите сегодняшним днем, не переживая о будущем
- Как научиться доверять Богу?
- Ответы пастырей
Как научиться доверять Богу: 6 золотых советов Библии
Как научиться доверять Богу и перестать переживать и беспокоиться обо всём на свете? В этой статье вы найдете отрывки из Библии, которые помогут вам оставить ваши тревоги и подчинить свою жизнь Богу.
Когда Иисус Христос воскрес из мертвых, и пришел к ученикам, первыми Его словами были: «мир вам!» (Евангелие от Иоанна 20:19). После воскресения Христа ученики должны были понять и почувствовать, что в их душе должен наступить мир и покой. Иисус еще два раза подчеркивает (Евангелие от Иоанна 20:21,26) факт того, что война с дьяволом закончена, враг уже побежден, и в их сердцах может царить мир, который превыше всякого ума (Послание Филиппийцам 4:7). Почему же, если Бог спас нас, простил нам все наши грехи, подарил нам Святой Дух, мы все еще продолжаем чувствовать тревоги, беспокойства и не можем понять, как же научиться доверять Богу?
На самом деле война дьявола уже проиграна, но он так ненавидит людей, что из последних сил пытается за собой утащить как можно больше людей (Откровение 12:12). Когда Советские войска во время войны входили в Берлин, они уже фактически знали, что немцы войну проиграли, и чувствовали себя победителями. Но Гитлер, также уже зная о своем поражении, из последних сил посылал в бой даже детей подростков. Также известен факт, что он убивал в это время даже тысячи мирных жителей. В своем поражении он обвинял всех, только не себя. Также дьявол пытается дать и нам последний бой, но мы должны быть уверены, что победители – это мы.
Некоторые думают, что последняя Армагедонская битва наступит в последние дни, но эта информационная война уже идет в наших мозгах. Дьявол пришел, чтобы украсть, убить и погубить, но Иисус пришел, чтобы мы имели жизнь, и имели с избытком (Евангелие от Иоанна 10:10). Некоторые думают, что сатана атакует физически, но его самые главные атаки на нашу веру и доверие Богу. Еще в эдемском саду он искушал Еву: «Правда ли Бог сказал?» Точно также он искушает нас, давая нам двоящиеся мысли. Я верю, что любящим Бога все содействует ко благу (Послание Римлянам 8:28), и все равно в моей голове возникают мысли: «а что если…а вдруг…» и мы можем смотреть в будущее не с верой и надеждой, а с ожиданием чего-то плохого. Некоторые богословы считают причину неприятностей Иова, в том, что он ожидал своего будущего не с верой, а со страхом. В Иова 3:25 написаны слова Иова: «Ибо, ужасное, чего я ужался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне».
Как научиться доверять Богу
На самом деле, если человек о чем-то много думает, представляет себе что-то плохое, потом это может произойти. Многие знают о том, что мысли человека могут материализоваться. В своей жизни мы можем жить либо верой, либо безверием. Почему наши страхи и беспокойства сильно влияют на нашу жизнь? Потому что таким образом мы проявляем наше безверие. В Притчи 23:7 написано, каковы мысли в душе человека, такой и он сам. Павел знал, что ученики сталкиваются с подобными проблемами, и поэтому многие свои Послания он начинает словами: «Благодать вам и мир», показывая таким образом, что мы уже имеем во Христе невероятные благословения и мир Бога, в котором нам надо учиться жить. Иисус также знал, что мы столкнемся со страхами, тревогами и беспокойствами, и поэтому оставил нам ясное учение, как оставить тревоги, и получить жизнь с избытком (Евангелие от Матфея 6:25-34).
Цените более важные вещи
«Поэтому говорю вам: не заботьтесь о том, что есть и что пить для поддержания жизни вашей, ни об одежде для тела вашего. Ведь жизнь значит больше пищи, а тело — одежды. (От Матфея 6:25)
Иисус говорит нам не заботиться, то есть не переживать о том, что нам есть, что пить и во что одеться, потому что у нас уже есть более дорогая вещь – это наша душа, наша жизнь. У нас уже есть бесценные подарки: наша жизнь, здоровье, спасение, наши близкие, у нас есть жилье, мы не голодаем, но часто к нам приходит беспокойство из-за какой-то ерунды. Когда-то я слышал историю об очень богатом человеке – Джоне Рокфеллере. Его состояние было более миллиарда долларов, но однажды он потерял купюру 100 долларов. Так вот, он так сильно расстроился, что потерял сон, потерял аппетит, постоянно думал о своей потере и впал в депрессию. Иногда мы, когда где-то потеряем небольшую часть денег, можем очень сильно расстроится, как будто мы потеряли все.
Я слышал известное выражение: «Я переживал, что мне жмут ботинки, пока не встретил человека без ног». Когда ты видишь человека без ног, тогда ты понимаешь, что твоя проблема маленьких ботинок в миллионы раз меньше.
Представьте, вы купили хорошую квартиру, и теперь решили приобрести новую мебель. И вы думаете: где мне купить, какую, какие цвета подобрать, чтобы все сочеталось, также надо, чтобы все подходило по размеру, а еще надо купить не очень дорого, и ваши тревоги и беспокойства все увеличиваются. Как научиться доверять Богу в подобной ситуации? Вы переживаете, плохо себя чувствуете, а забыли главное, что у вас есть большая новая квартира, которая во много раз дороже любой мебели. Когда вы начнете так думать, вам станет гораздо легче.
Когда Иисус послал своих учеников проповедовать, они возвратились с радостью, что и бесы повинуются имени Христа (Евангелие от Луки 10:17). На самом деле хорошая причина для радости, когда вы одерживаете духовные победы, но в Евангелии от Луки 10:20 Иисус Христос учит нас радоваться более важной вещи – нашему спасению, и тому, что наши имена записаны на небесах.
Подумайте о тех дорогих вещах, которые вам дал Бог, оцените то состояние, которым вы владеете, и почувствуйте себя самым богатым человеком во Вселенной. Всегда исполняйте волю Бога во Христе Иисусе: «за все благодарите!» (1Фессалоникийцам 5:18).
Подражайте птицам небесным
Посмотрите на птиц в небе! Они не сеют и не жнут, не собирают урожая, а ваш Отец Небесный кормит их. Разве вы не значите гораздо больше, чем они? (От Матфея 6:26)
Бог хочет, чтобы мы посмотрели на птиц: они не сажают зерно, не удобряют землю, не собирают урожай, не хранят их в амбарах, не сторожат, не продают. Птицы научились пользоваться благословениями Бога, при этом они абсолютно не переживают о своих нуждах. Люди гораздо важнее и ценнее в глазах Бога, которых Он сотворил по Своему образу и подобию.
Также Бог хочет чтобы мы посмотрели на полевые лилии: они не покупают ткани, не шьют себе одежды, но одеваются красивее и богаче чем цари. Если Бог так одевает траву полевую, которая сегодня есть, а завтра исчезнет, то как Он не позаботится о своих возлюбленных детях, которым Он подарил вечную жизнь!
В Псалме 103 написано, что Бог заботится о нашей планете, о водах, о горах, о луне и солнце, о звездах, все животные, рыбы и птицы – все в руках нашего Великого Создателя. Но больше всего, Его взгляд устремлен на нас, и всех людей, которых Он хочет спасти (1 Тимофею 2:3-4).
Во 2 Петра 1:3 написано, что Бог уже обо мне позаботился: Он подарил мне все необходимое для моей жизни и благочестия, но мне важно всегда верить, что Бог меня невероятно любит и удовлетворяет все мои нужды!
Бесполезные беспокойства мешают доверять Богу
Да и кто из вас может заботой продлить свою жизнь хоть на час? (От Матфея 6:27)
Небольшие переживания и волнения по поводу каких-то ситуаций могут быть даже полезны, так как они могут помогать мне решать разные вопросы с большей ответственностью. Но когда страхи и беспокойства овладевают моим разумом, это может меня парализовать, и мешать спокойно и обдуманно принимать решения как выйти из ситуации. Кроме того, что беспокойство не приносит мне пользы, но оно еще вредит моему психологическому, физическому и духовному здоровью.
В 1 Послании Петра 5:8 написано, чтобы мы трезвились и бодрствовали, потому что наш враг дьявол хочет на нас напасть. То есть нам надо не волноваться, а трезвиться и бодрствовать. Трезвиться – это значит быть серьезно настроенным, иметь здравый подход к жизни, уметь разгадывать хитрости сатаны. Мы знаем, что самое страшное в любом бою – это паника и паникеры. Почему даже многие моряки не хотели брать на борт женщин – они боялись, что они начнут паниковать. Во время проффесиональных боксерских поединков мы видим, как соперники смотрят друг другу в глаза, и пытаются увидеть страх в глазах соперника, а самим при этом остаться непоколебимыми. Также, некоторые боксеры пытаются словами запугать противников. Считается, что бой может быть проигран еще до начала поединка, когда кто-то не справится со своими эмоциями, есть даже такое понятие, когда боксер перегорел.
В 4Царств 6:15-17 мы видим, как вражеские войска окружили город, и слуга Елисея начал паниковать: «увы! Что нам делать?». Но пророк Божий оставался совершенно спокойным: «не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Затем он помолился Богу, чтобы его слуга тоже увидел, кто за ними стоит, и он увидел всю гору наполненную конями и колесницами. Множество Ангелов и Божьи духовные силы всегда сражаются на нашей стороне, но нам надо не беспокоиться, а спокойно молиться Богу, чтобы Он дал нам мудрости спокойно выйти из любой ситуации (Послание Иакова 1:5-6).
Доверяйте Богу — Он вас оденет и накормит
Так не беспокойтесь и не говорите: «Что нам есть?» или «Что нам пить?», или «Во что одеться?» (Язычники беспокоятся обо всём этом.) Ваш же Отец Небесный знает все ваши нужды. (От Матфея 6:31,32)
В чем заключались основные верования язычников? Они верили, что их боги очень капризные, и чтобы они что-то им давали, их надо задабривать и приносить разные жертвы.
Но наш Бог открылся нам как любящий Отец, который ни в чем не нуждается, но Сам дает всему жизнь и дыхание и все (Деяния 17:24-25). Для нашего Бога самое приятное – это наша любовь и благодарность. В Библии много раз написано, что никакими нашими делами мы не получим благорасположение Бога (Послание Римлянам 5:8). Но все, что мы получаем – по милости и великой благодати абсолютно бесплатно (Послание Ефесянам 1:5-8).
Иисус Христос учит нас не уподобляться язычникам, но познавать нашего великого Отца в Его славе и могуществе (Деяния 17:26-27). Когда мы будем хорошо знать Бога и Его великую любовь к нам, у нас будет намного меньше поводов для беспокойств!
Правильные приоритеты помогут научиться доверять Богу
Заботьтесь прежде всего о Царстве Божьем и о праведности, а всё прочее будет вам дано в дополнение. (От Матфея 6:33)
Иисус обещает, если мы будем заботится о Его Царстве, и будем искать Его волю для нашей жизни, обо всем другом Он позаботится Сам. То есть нам необходимо правильно расставить приоритеты и научиться определять, что для нас более важно, а что менее.
Когда человеку нужно сделать сто дел, и он приходит к специалисту за советом, как поступать, ему посоветуют составить список, и расставить все дела в порядке приоритетов, и начать самых главных. Тогда многие вопросы решатся сами собой. Также одно из самых главных правил науки управления: «Научитесь говорить нет!» Иногда нам может казаться, что мы все должны успеть сделать, и когда что-то не успеваем, можем плохо себя чувствовать. Но нам надо научиться иногда отказывать себе или другим в каких-то вопросах, чтобы мы могли сфокусироваться на самом главном.
У нас на Украине недавно произошел серьезный финансовый кризис. Мы с моей женой выплачиваем кредит за квартиру. Из-за того что доллар поднялся почти в два раза, и нам приходится больше платить, а заработки упали в несколько раз, иногда мы чувствуем давление. Но мы приняли решение несмотря, ни на что, все равно сфокусироваться на служении в церкви. И я могу засвидетельствовать, что Бог никогда не давал нам испытаний выше сил (1 Послание Коринфянам 10:13), и каждый месяц Бог чудесным образом посылает нам «манну небесную». Я верю, что если мы будем заботиться о Его царстве, Он даст нам все необходимое и позаботится обо всех наших нуждах!
Живите сегодняшним днем, не переживая о будущем
И не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день принесёт с собой свои заботы. Каждый день полон своих забот». (От Матфея 6:34)
Как можно научиться доверять Богу, если все время беспокоиться? В Псалме 117:24 написано, что Бог сотворил каждый день, чтобы мы могли радоваться и веселиться ежедневно. Но очень часто к нам приходит тревожные мысли: «а что будет завтра или в будущем?» И эти навязчивые мысли мешают нам наслаждаться настоящим, радоваться всему хорошему, что происходит вокруг меня.
Интересно, что ученые провели исследование, и увидели, что более 90% неприятных событий, которые люди со страхом ожидают, в их жизни так и не наступают. А многие ситуации на самом деле намного легче решались, чем казалось. То есть люди потратили напрасно все свои переживания.
В Евангелии от Матфея 21:12-15 Иисус, когда предупреждал Апостолов о предстоящих гонениях, учил их не думать и не переживать о завтрашнем дне. Он пообещал, что именно в тот момент, когда нужно, Он даст им уста и премудрость, которой никто не сможет противоречить или противостать. Когда-то я получил очень хороший совет перед любой встречей или разговором молиться, и Бог всегда работает.
Иногда в церкви, когда мы сталкиваемся с разными трудностями, нам может казаться, что наша ситуация уникальна. Но в первом послании апостола Петра 5:9, написано, что такие, же самые страдания, а может и даже больше, проходят братья и сестры. То есть у меня всегда есть возможность получить хороший совет или крепкую поддержку.
Но давайте учиться доверять Богу с радостью и с благодарностью встречать каждый день, а все переживания оставим на будущее. Пусть Слова Бога будут всегда глубоко в нашем сердце:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением, открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления во Христе Иисусе!» Филиппийцам 4:6-7
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Источник
Как научиться доверять Богу?
Ответы пастырей
Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
Нам, кроме Бога, некому доверять
Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде
– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.
Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.
Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.
– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!
Чувствовать Бога, служа ближнему
– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.
Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.
Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.
Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника , наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.
Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы
Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру
– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.
О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.
Быть внимательным к своей жизни
– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.
Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?
Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.
И нужно учиться это замечать.
Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.
Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.
Доверие Богу укрепляется духовной жизнью
– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.
Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.
Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно
И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.
Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.
Научить смирять свой ум
– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.
А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.
И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.
Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.
Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.
Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»
Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.
Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.
Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.
Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.
Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию
Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.
Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.
Утвердить в сознании, что Бог – любящий
– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.
Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.
Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.
Источник