- Первые признаки аутизма
- 10 профессий, которыми могут овладеть ваши дети на основе своих интересов
- 10 увлечений, которые могут стать будущими профессиями ваших детей.
- 1. Если ребенок не выпускает книги из рук и даже пытается сам писать: автор/редактор
- 2. Если ребенок живо интересуется событиями, происходящими в мире: специалист по международным отношениям
- 3. Если вашего ребенка хлебом не корми – дай что-нибудь приготовить или помочь на кухне: повар
- 4. Если у вашего ребенка талант подражания: театральный вуз
- 5. Если рисунки вашего ребенка заметно отличаются от каляк-маляк его ровесников: художник
- 6. Если ваш ребенок – почемучка: учитель
- 7. Если ребенок находит выход из самых затруднительных ситуаций: инженер
- 8. Если ребенок в точности повторяет то, что видит в клипах: танцор/спортсмен
- 9. Если ребенок предпочитает самостоятельно выбирать себе одежду: модный стилист
- 10. Если ваш ребенок знает о компьютере, телефоне или планшете больше вас: специалист в сфере IT
- Увлечь ребёнка шитьём и рукоделием просто
- Без мотивации дети быстро забросят поделки
- Постепенно добавляйте сложности задач, поддерживая интерес
- Занимаясь вышивкой, говорите с детьми на их языке
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
Источник
10 профессий, которыми могут овладеть ваши дети на основе своих интересов
10 увлечений, которые могут стать будущими профессиями ваших детей.
Когда мы думаем о будущем своих детей, то начинаем делать это ближе к окончанию школы. Ну о какой профессии может идти речь, когда сын/дочь еще такие несмышленыши? Им только в машинки да в куклы играть. Но в том-то и дело, что каждый ребенок индивидуален уже с раннего возраста.
Кто-то обожает строить, кого-то за уши не оттянешь от красок, а кто-то даже спать ложится чуть ли не с клюшкой в обнимку. К чему мы это? Да к тому, что, чтобы не ломать голову по окончании школы, куда отдать свое чадо учиться дальше, не проще ли с детских лет присмотреться к интересам и увлечениям ребенка?
Что получается у него лучше всего? Что дается ему легче и вызывает неподдельный интерес? Чем он может заниматься часами?
Мы подобрали 10 детских увлечений, которые могли бы подсказать, к чему у вашего ребенка есть способности, и, возможно, предопределить его будущее. В частности, будущую профессию.
1. Если ребенок не выпускает книги из рук и даже пытается сам писать: автор/редактор
Если ваш ребенок не только много времени проводит за чтением книг, но и сочиняет собственные рассказы, стихи, сказки и т. д.
Если у него хорошо развито воображение, то вполне возможно, что в вашей семье растет будущий поэт, писатель или редактор.
2. Если ребенок живо интересуется событиями, происходящими в мире: специалист по международным отношениям
Если ваше чадо следит за новостями в стране и мире, смотрит информационные программы и читает газеты, в то время как его сверстники понятия не имеют о том, что творится дальше их двора, не исключено, что он станет дипломатом или чиновником в сфере международных отношений.
3. Если вашего ребенка хлебом не корми – дай что-нибудь приготовить или помочь на кухне: повар
Да, конечно, сначала от такого помощника будет больше мороки, чем пользы. Но кто знает, может, вы растите будущего ресторатора, в заведении которого вы будете гостями № 1.
4. Если у вашего ребенка талант подражания: театральный вуз
Ваш ребенок виртуозно копирует все и всех, до самозабвения готов играть разные роли, обожает выступать на утренниках или участвовать в школьных постановках?
Тогда ему прямая дорога в театральный институт.
5. Если рисунки вашего ребенка заметно отличаются от каляк-маляк его ровесников: художник
Кто из нас в детстве не сидел с красками или карандашами над листом бумаги в попытках нарисовать маму-папу с детьми или грибочки-цветочки на лесной опушке. Только вот мало у кого это хорошо получалось.
Если «ручки-ножки-огуречек – получился человечек», не все, на что способен ваш ребенок, если он может не только тонко подмечать прекрасное, но и передавать это на бумаге, то не исключено, что когда-нибудь он станет известным на весь мир художником.
6. Если ваш ребенок – почемучка: учитель
Если ваш ребенок любит ходить в школу и рассказывать о том, что нового он узнал, если он штудирует детские энциклопедии и смотрит познавательные программы, то большая вероятность, что из него вырастет будущий учитель.
7. Если ребенок находит выход из самых затруднительных ситуаций: инженер
Если ваш ребенок старается до винтика разобрать сложный механизм или вещь, чтобы посмотреть, как они устроены и работают, если он самостоятельно сидит над школьным проектом, если, к тому же, он нестандартно мыслит, то ему прямая дорога в инженеры.
8. Если ребенок в точности повторяет то, что видит в клипах: танцор/спортсмен
Если ваш ребенок дождаться не может, когда снова пойдет в танцевальную студию или в спортивную секцию, в которой он занимался на прошлых выходных, если он и дома продолжает совершенствовать полученные навыки, то из него может получиться хоть балерина, хоть танцовщица, хоть гимнаст.
9. Если ребенок предпочитает самостоятельно выбирать себе одежду: модный стилист
Ваш ребенок отвергает все, что вы подбираете ему в магазине, и настаивает на том, чтобы ему купили именно то, что хочет он? Дома он отвергает все до одного предложенные варианты одежды и подбирает вещи на свой вкус и цвет? Скорее всего, его будущая профессия будет связана с модой и стилем.
10. Если ваш ребенок знает о компьютере, телефоне или планшете больше вас: специалист в сфере IT
Если ваш малыш с ранних лет не только не выпускает из рук гаджеты, но и может заткнуть вас за пояс своими познаниями в вопросах их использования и функционала, то со временем он вполне может стать успешным инженером-программистом.
Источник
Увлечь ребёнка шитьём и рукоделием просто
В рукоделии много мелких движений, требующих точности, это относится к шитью, вышиванию вязанию и другим занятиям. Врачи и специалисты знают важность развития мелкой моторики у ребёнка, поэтому двумя руками «за» такие занятия, особенно в возрасте до 7-9 лет.
Без мотивации дети быстро забросят поделки
Родителям важно понимать, как не только увлечь ребёнка рукоделием, но и удержать интерес, пока он не стал устойчивым. То есть, чтобы возникло хобби, а не временное увлечение:
- Поощряйте и хвалите за результат, конкретные действия, внимательная мама всегда найдёт повод;
- Показывайте поделки гостям, без лишней скромности, ребенку будет приятно, что его работа нравится;
- Начните с самых простых вещей и выкроек или рисунков для вышивания;
- Особенно на первых этапах, выбирайте поделки утилитарные, используемые в быту.
Например, теплый колпак для заварного чайника или прихватка для горячей посуды. Простейшая выкройка, довольно сложно совершить ошибку и можно (украдкой) исправить ошибки.
Плюсом вещи является возможность реального использования и частого упоминания того, кто ее сшил. Начните с выкройки, и постарайтесь добиться результата за один «урок». Успех всегда вдохновляет детей на продолжение занятия.
Продолжить можно с такими же простыми выкройками, сделав рождественский сапожок или игрушки по размеру ладони ребёнка и взрослого. Получится небольшой домашний театр и возможность проявить фантазию детей.
Постепенно добавляйте сложности задач, поддерживая интерес
Несколько лоскутов ткани, плотный картон, пуговицы, мишура и можно сделать ещё один набор игрушек для театра.
Выкройте из двух лоскутов и картона основу, по краям обметайте, и получится пальцевая игрушка. Такие игрушки тоже неплохо развивают мелкую моторику и воображение. Украсить можно тем, что есть под рукой, необязательно покупать готовые наборы для рукоделия. Если аксессуаров не хватает – попросите дочку разукрасить заготовки красками и карандашами. Обычно для возраста 4 – 6 лет достаточно несколько подобных уроков, чтобы появились навыки работы с ниткой и иголкой.
После закрепления навыков можно переходить к «сложной» технике. Детская швейная машинка позволит создать готовую вещь, правда не стоит использовать сложные выкройки. Машинки безопасны в использовании, но в любом случае не стоит оставлять детей один на один с такой работой. Вам лучше знать, с какого момента начинать подобные увлечения, дети склонны мелкие предметы совать куда угодно, так что безопасности уделите особое внимание.
Один из способов мотивации – покупка «взрослого» набора швеи, например, комплекта для вышивания. Сопроводите подарок похвалой, «ты теперь сможешь», и будьте уверены, попробовать в деле набор захочется немедленно. Почувствовали, что пора, переходите к вышиванию.
Занимаясь вышивкой, говорите с детьми на их языке
Не стоит сразу браться за типовые, магазинные рисунки, детям интереснее сделать что-то от начала до конца, поэтому попросите нарисовать домик. Добавьте деталей, отмечая цветом, какие нитки надо использовать. Много мелочей не требуется, начинайте с простых элементов.
На крупных линиях детям проще освоить процесс вышивания, да и ошибки будут не так заметны, поэтому сразу не отстирывайте рисунок, его можно дорабатывать время от времени. Из практики дошкольных учреждений, работа по своим эскизам вызывает у детей намного больше внимания и интереса, чем по непонятной схеме.
Главная задача родителей на этом этапе добиться доведения работы до конца. Незавершённые вышивки почти всегда вызывают у детей некоторое чувство вины «у меня не получилось», имейте в виду это обстоятельство.
От вышивки можно переходить к сложному рукоделию, например, работе с кружевами. Не стоит начинать с нуля, найдите кружева, которые надо поправить и сначала покажите, как это делается. Не уступайте на просьбы «дай теперь я попробую», убедитесь, что ребёнок понял принцип работы. Первые попытки делайте вместе. Закрепляя навык тонких стежков, можно привлечь детей к созданию поделок из кружевных салфеток .
Если увлечение становится постоянным, добавляйте интереса новыми навыками и упражнениями:
- Вязание крупным крючком, например, коврика или подставки под горячее. Круглые формы вяжутся легко и доставляют массу удовольствия автору;
- Спицы лучше осваивать после 6-7 лет, когда есть навык вязания петель. Разочарование надолго охладит желание освоить эту технику;
- Попробуйте освоить технику макраме. Владеют ей немногие, дети с энтузиазмом воспримут желание взрослого человека учиться вместе с ним новому делу.
И помните, критика должна быть очень мягкой, без порицания, иначе ничего хорошего не выйдет, ребёнок просто не воспримет ваши уроки.
Источник