Evo 2 ремонт своими руками

Evo 2 схема модуля ремонт и сервис

Продолжаем наш обзор ремонта.
В этой статье затронем неисправности стиральной машины Ariston построенной на электронном модуле EVO 2.

Серия AM – AMD 129, AML 105, AML 129
Ряд Hotpoint – AQSL 109, AVL 105, AVD 127, AVD 129, AVL 100, AVL 95, AVSD 107, AVSL 105, AVSL 109, AVSL 129, AVSL 88, AVXL 109


Кроме того этот модуль устанавливается и в некоторые модели стиралок Индезит.

EVO-II состоит из плат силовой и управления.
Обратим внимание, что машинка находится в дежурном режиме, если включена в розетку.Даже. если выключена кнопка общего питания напряжение все равно присутствует на силовой плате. При ремонте лучше обесточить плату!

панель управления может быть с экраном индикации так и без него. К плате также подключаются селектор выбора программ и управляющие потенциометры.Каждое положение селектора имеет свое сопротивление от 2,5 до 10 коМ.Процессор (DSP) преобразует его в управляющий код и передает на силовую плату.Таким же образом устроены регуляторы отжима и температуры.

EVO-II с асинхронным 3-фазным приводным двигателем

1.Сломался преобразователь напряжения.

Проявление – не поступает напряжение сети на выпрямительный диод D2, отсутствует выпрямленное напряжение 315 вольт на конденсаторе C4. В одном случае подлежит замене микросхема U8 (TNY264P), а также дроссель L1 и резистор R21.


Они включены последовательно и их оба можно заменить на один разрывной резистор 33. 100 Ом 3 Вт.

Перед включением (лучше сначала через лампочку) обязательно убедиться в работоспособности конденсатора C4. Для надежности можно также заменить конденсаторы C16, C17, C20.

При сгорании варисторов RV1-RV3 и в некоторых других случаях при коротком замыкании из-за большого импульсного тока выгорают пистоны (перемычки между печатными проводниками на разных сторонах платы).

Их нужно проверить тестером и восстановить – очистить от эмали проводники с обеих сторон платы, проделать тонкое отверстие, пропустить сквозь него одножильный провод диаметром 0,3 мм и запаять с двух сторон.

Для этого потребуется временно снять пластиковую фишку с разъема J4. Если разрыв пистонов 1 или 2, то напряжение сети на преобразователь поступать не будет. Если же разорван пистон 3 (он находится под конденсатором С26, если тот установлен), то в момент разблокировки замка будет ошибка F11.


2.Выход из строя микроконтроллера.

Обычно причина в том, что из-за исполнительных устройств или по другим причинам взрываются симисторы управления замком (Q9) и клапанами (Q10-Q13). При этом всегда сгорают SMD-резисторы между выводами U6 и управляющими электродами симистора (560 Ом), иногда также и между ними и общим проводом (1 кОм).

Обозначения на резисторах: 561 и 102 соответственно. 561 симистор заменять обязательно, даже если выглядит целым!

В этих случаях всегда повреждаются соответствующие выводы микросхемы U6.

Удалять неработающую микросхему лучше всего паяльной станцией (термофеном).

При ее отсутствии можно воспользоваться очень острым ножом и аккуратно отрезать все выводы, стараясь при этом не повредить печатные проводники, а потом просто удалить их остатки с платы паяльником и оплеткой с флюсом. Еще один способ: нагревая выводы паяльником, подсовывать под них лезвие безопасной бритвы, или, пропустив под них изнутри петлю тонкой нихромовой проволоки, осторожно вытягивать ее наружу, также нагревая по очереди выводы паяльником.


После замены U6 можно частично проверить работу модуля: сразу после подключения к сети между контактами под выводы 4 и 8 микросхемы памяти U3 должно появиться постоянное напряжение 5 вольт, а примерно через 20 секунд щелкнет реле K6. Это произойдет, даже если не будут подключены внешние устройства и отсутствует микросхема памяти.

После выхода из строя одного из симисторов перед установкой восстановленной платы в машину следует проверить устройства (замка или клапана), подключенного к соответствующему выходу платы во избежание повторного повреждения. Например, включить в разрыв цепи симистор – устройство лампу накаливания мощностью 75. 100 Вт и установить программу для запуска этого устройства. Или просто включить его в сеть последовательно с лампой. Ярко светиться она не должна.

Симисторы рассчитаны на максимальный ток 0,8. 1 А, реально же термореле замка и клапаны потребляют по цепи симистора не более 0,2 А. Во всех случаях после ремонта следует убедиться в сохранности данных в микросхеме памяти U3 (24С64). При необходимости – заменить (перепрограммировать) ее согласно модели.

После броска напряжения, в стиральной машине Индезит сразу после включения срабатывала блокировка люка, и мигали светодиоды на передней панели, после расшифровки кода ошибки стиральной машины Индезит, понял что виноват модуль управления, вынув его сразу увидел что погорела почти вся варисторная защита отмеченная на фотографии.

Мигают все светодиоды дополнительных функций блокировки двери и нижний отжим. При вскрытии в модуле был обнаружен вздутый конденсатор С17, после его замены машинка заработала

Процесс внутрисхемного программирования EVO2 для стиральных машин Ariston, Indesit платформа EVO2 микросхема 24c64.

Современные стиральные машины ARISTON серий AVD, AVL, AVSD, AVSL, AVXL, оснащены системой управления EVO-II. В предлагаемой статье приводится описание элементов этой системы и ее возможные неисправности.

Узел электронного управления стиральных машин (СМ) ARISTON, оборудованных системой EVO-II, состоит из платы управления и силовой платы.

Каждая из этих плат имеет две аппаратных модификации.

Плата управления

Особенностью селектора является отсутствие в нем мотора. Селектор представляет собой переключатель, коммутирующий «весовые» резисторы в его составе. Сопротивление на выходе селектора, соответствующее тому или иному положению его ручки, считыва ется микроконтроллером (МК) ПУ. МК преобразует его в управляющий код и передает в силовую плату, где формируется соответствующая программа (или режимы) стирки. Аналогично устроены регуляторы температуры воды и скорости отжима в СМ серии AVL, AVSL, AVXL. В качестве примера приведем номиналы резисторов (кОм), показанных на рис. 3 (слева направо): 2,67; 3,57; 4,99; 7,5; 2,4; 24,9; 75.

Возможные неисправности ПУ и способы их устранения

СМ не включается
Подобный дефект (применительно к ПУ) может быть вызван следующими причинами:
• неисправна кнопка включения питания СМ;
• нарушение контакта в соединителях между ПУ и силовой платой;
• неисправен МК ПУ. Часто причиной отказа МК является его кварцевый резонатор (см. рис. 1 и 2). Его необходимо пропаять или заменить. В противном случае ПУ заменяют. В большинстве случаев подобный дефект бывает вызван отказом силовой платы (см. ниже)
. Положение ручки селектора не соответствует выбранной программе стирки
В подобном случае проверяют селектор программ. Для этого его снимают и разбирают, очищают от загрязнений контактные площадки на его печатной плате. Затем проверяют на соответствие номиналу его резисторы (см. выше).
В СМ серии AVL, AVSL, AVXL аналогичным образом проверяют регуляторы температуры нагрева воды и скорости отжима. Соответственно, и проявления дефектов этих элементов проявляются иначе (исходя из их назначения).

В процессе эксплуатации СМ прекращается выполнение программы стирки и индицируется код ошибки F12
При возникновении подобной ошибки выполняют следующие действия:
• проверяют целостность соединений между соединителем J11 силовой платы и ПУ;
• последовательно заменяют силовую плату и ПУ.

Силовая плата

а во втором (CП-II) — для работы с трехфазным двигателем (рис. 5).

Компоновка этих плат различна, однако основные соединители в большинстве своем имеют аналогичное назначение.
Отметим элементы, обозначенные цифрами на рис. 4 и 5:
1 — управляющий симистор клапана залива горячей воды;
2 — управляющий симистор клапана залива воды в отсек предварительной стирки;
-управляющий симистор клапана залива воды в отсек основной стирки;
-дроссель, стоящий в цепи питания ключей электронного коммутатора 3-фазного двигателя;
-элементы импульсного источника питания СП;
-теплоотвод силовых ключей коммутатора приводного двигателя.
В СМ ARISTON последних серий применяются 3-фазные бесколлекторные двигатели привода барабана. Для них и была разработана специальная силовая плата (СП-II). Главная ее особенность — электронный коммутатор обмоток 3-фазного

двигателя привода барабана. Внешний вид 3-фазного двигателя и назначение его выводов приведено на рис. 6. Основные преимущества такого двигателя перед обычными коллекторными следующие:
• меньшее энергопотребление;
• пониженный уровень шума;
• увеличенный ресурс.

Всеми режимами работы двигателя управляет так называемый цифровой сигнальный процессор (DSP) — см. рис. 5
В составе двигателя имеется термопредохранитель, который при повышенной температуре размыкается, вследствие чего блокируется работа электронного коммутатора.
Как уже отмечалось, в составе силовых плат имеется импульсный источник питания, который работает все время, пока СМ подключена к питающей сети. В «выключенном» состоянии (при нажатии кнопки выключения) СМ находится как бы в дежурном режиме (на ПУ и СП поданы питающие напряжения). Поэтому при проведении различных ремонтных работ необходимо это учитывать.

Возможные неисправности СП и способы их устранения

СМ не включается
Если причина дефекта не в ПУ, проверяют исправность элементов встроенного импульсного источника питания (5 на рис. 4 и 5). В случае исправности источника заменяют СП.

Не включаются ТЭН нагрева воды или сушки
Если ТЭН исправен, проверяют контактные группы его реле (на рис. 5 показаны реле 7 и 8). В случае исправности реле заменяют СП.

Не включается клапан залива воды
Проверяют исправность соответствующего клапана, принудительно подав на него сетевое напряжение 220 В. Если клапан исправен, проверяют соответствующий управляющий симистор (1, 2 или 3 на рис. 4 и 5). В противном случае заменяют СП.

Читайте также:  Как сделать автомобильный подъемник своими руками

Не вращается приводной двигатель ни в одном из режимов работы СП
Дефект может сопровождаться индикацией кодов ошибок F01 и F02.
Проверяют надежность соединителей между двигателем и силовой платой. Далее рассмотрим подобный дефект в зависимости от типа силовой платы:
1. В случае использования СП-I (рис. 4) проверяют исправность управляющего симистора 9. Если он неисправен, лучше одовременно с ним заменить и двигатель.
2. Возможен случай, когда в режиме стирки двигатель вращается только в одну сторону. В этом случае проверяют реле реверса — на рис. 4 они находятся под реле ТЭНов.
3. В случае использования СП-II проверяют исправность термопредохранителя двигателя, а если он исправен — проверяют ключевые транзисторы коммутатора. Также контролируют целостность обмоток двигателя. Если перечисленные элементы исправны, заменяют СП.

Не включается сливной насос
Проверяют исправность насоса, принудительно подав на него переменное напряжение 220 В. Если насос исправен, проверяют его управляющий симистор. В противном случае заменяют СП.

Расшифровка маркировки стиральных машин ARISTON и INDESIT
В заключение приведем соответствие буквенно-цифровых обозначений стиральных машин ARISTON, INDESIT их пользовательским характеристикам (см. рис. 7, 8).

Источник

Электронные модули СМ на платформе EVO-II

Модули EVO-II СМ с коллекторными приводными моторами

Внешний вид одного из вариантов модуля EVO-II, предназначенного для работы в СМ с коллекторным приводным мотором и его внешние соединения показаны на рис. 1.

Рис. 1. ЭМ EVO-II и его внешние соединения

ЭМ имеет в своем составе следующие основные элементы и узлы:

  • микроконтроллер HD6433662С01Н со встроенным ПЗУ, статическим ОЗУ, универсальными портами ввода-вывода, АЦП и набором таймеров. В описываемом образце ЭМ используется версия прошивки микроконтроллера 2.3 (Ver 2.3) (на корпусе микроконтроллера она имеет маркировку EVO2302741);
  • микросхему внешней энергонезависимой памяти ЭСППЗУ типа 24C64. В ней хранятся данные конфигурации СМ и статистическая информация ЭМ. Поэтому при установке ЭМ в СМ необходимо, чтобы содержимое прошивки ЭСППЗУ соответствовало конкретной модели СМ;
  • импульсный источник питания, формирующий постоянные напряжения 5 и 12 В. ИП выполнен на основе ШИМ контроллера типа TNY264;
  • 7-канальный ключ типа ULN2003AN. Он используется для усиления сигналов с выводов микроконтроллера для управления различными элементами ЭМ — обмотками реле и симисторами;
  • электронные реле. В зависимости от модификации ЭМ их назначение и количество может быть разным. Эти элементы коммутируют силовые цепи ЭМ — питание ТЭН, помпы, обмоток приводного двигателя, вентилятора сушки (опция);
  • симисторы, отличающиеся по своему предназначению. Например, мощный симистор BTА12 (ВТВ12) используется для управления приводным двигателем, а BTB16 (ВТА16) — ТЭН сушки (опция). Маломощные симисторы типа Z00607MA управляют клапанами залива воды и УБЛ.

Разновидности рассматриваемого ЭМ во многом схожи между собой. Они различаются лишь набором реле, маломощных симисторов, а также некоторыми элементами и внешними соединителями ЭМ (схемы датчика проводимости, элементов управления сушкой и др.). Что же касается МК, ЭСППЗУ и источника питания, то их компоновка и функциональное назначение во всех подобных типах ЭМ имеют минимальные различия.

Рассмотрим состав и работу основных узлов ЭМ по принципиальным схемам.

Описание основных узлов ЭМ EVO-II

ИП ЭМ формирует напряжения +12 В (нестабилизированное) и +5 В (стабилизированное), которые используются для питания элементов и узлов контроллера. На рис. 2 приведена принципиальная схема ИП без элементов схемы датчика проводимости, а на рис. 3 — с элементами этой схемы.

Примечание. На плате ЭМ указана позиционная маркировка не всех электронных компонентов. Эти элементы также могут быть не обозначены на электрических принципиальных схемах.

Что же касается ИП с датчиком проводимости, то он отличается от первого варианта дополнительным каналом питания 5В, а также наличием управляемого генератора на основе универсального таймера NE555. В зависимости от состояния датчика проводимости указанный генератор формирует импульсы с изменяемой частотой, которые через оптрон типа SF46156-2 поступают на выв. 38 микроконтроллера U6.

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема. Источник питания, вариант 1 (без элементов схемы датчика проводимости)

Рис. 3. Принципиальная электрическая схема. Источник питания, вариант 2 (с элементами схемы датчика проводимости)

Рис. 4. Принципиальная электрическая схема. Цепь датчика температуры, управляющие цепи ТЭНа, клапанов залива воды

Рис. 5. Принципиальная электрическая схема. Цепи управления клапанами сушки

Элементы управления исполнительными устройствами СМ

На плате ЭМ расположены следующие элементы управления исполнительными устройствами СМ:

  • маломощные симисторы управления клапанами залива воды и сушки (на рис. 4 — Q11 и Q12, управляются с выв. 36, 40 микроконтроллера U6 соответственно, на рис. 5 — Q10 и Q13, управляются с выв. 41 и 39 U6) и УБЛ (на рис. 6 — Q9, управляется с выв. 42 U6);
  • симистор Q1 приводного мотора (рис. 7 и 8) управляется ШИМ сигналом с выв. 30 U6 через транзисторный ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 5 и 12);
  • реле ТЭНа К2 управляется с выв. 54 U6 через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 4 и 13) — см. рис. 4, 9, 10;
  • симистор Q14 ТЭН сушки (рис. 9). Управляется с выв. 20 U6 через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 2 и 15);
  • реле К4 ТЭН сушки (рис. 9). Управляется с выв. 19 U6 через транзисторный ключ;
  • реле К6 вентилятора сушки. Управляется с выв. 25 U6 через транзисторный ключ;
  • реле реверса К3 и К7 (рис. 7, 8) коммутируют фазировку питания обмотки статора приводного мотора. Они управляются с выв. 28 и 29 микроконтроллера через ключи в составе сборки ULN2003 (выв. 7, 10 и 6, 11 соответственно);
  • реле коммутации обмоток статора приводного мотора К5 (для моторов, имеющих средний вывод обмотки статора — см. рис. 8). Оно управляется с выв. 44 МК через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 1 и 16). Коммутация дополнительной обмотки статора необходима при переходе от стандартного режима стирки к режиму отжима (и наоборот);
  • реле помпы К1 (рис. 6) управляется с выв. 21 МК через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 3 и 14). Необходимо отметить, что помпа также может включаться в случае срабатывания контактной группы «ПЕРЕЛИВ» датчика уровня, а не по команде МК.

Рис. 6. Принципиальная электрическая схема. Цепи управления УБЛ и помпой

Рис. 7. Принципиальная электрическая схема. Цепи тахогенератора и датчика проводимости, управляющие цепи приводного мотора (без среднего вывода на обмотке статора)

Рис. 8. Принципиальная электрическая схема. Цепи тахогенератора и датчика проводимости, управляющие цепи приводного мотора (со средним выводом на обмотке статора)

Рис. 9. Принципиальная электрическая схема. Цепи управления ТЭН (сушки и нагрева воды), вентилятора сушки

Рис. 10. Принципиальная электрическая схема. Буферный усилитель ULN2003A, микросхема источника опорного напряжения

Элементы контроля и измерительных цепей

На плату ЭМ поступают следующие сигналы контроля:

  • с датчика температуры (подключен к конт. 11,12 соединителя J8) сигнал поступает на выв. 59 U6 (вход АЦП) — см. рис. 4;
  • с контактной группы I-го уровня (подключен к конт. 4 соединителя J3) датчика уровня воды сигнал поступает на выв. 24 U6 (рис. 11);
  • с контактной группы II-го уровня (подключен к конт. 3 соединителя J3) датчика уровня воды сигнал поступает на выв. 23 U6 (рис. 11). Контактная группа II-го уровня коммутирует цепь питания ТЭНа (соединяет один его вывод с «землей», а второй вывод управляется микроконтроллером через реле). Это сделано для того, чтобы блокировать ошибочное включение ТЭНа, если в баке нет воды;
  • с цепи контроля работоспособности симистора Q1 приводного мотора (если сигнал на управляющем электроде пассивен, а симистор открыт, управляющая программа микроконтроллера отображает код ошибки F01). Сигнал контроля симистора поступает с конт. 3 соединителя J9 одновременно на выв. 51 и 62 U6 (см. рис. 11). Существует еще одна цепь контроля подачи питания на приводной мотор (в данном случае контролируется работоспособность реле реверса и в целом цепь питания мотора), сигнал контроля снимается с конт. 7 соединителя J9 и поступает на выв. 13 U6 — см. рис. 11;
  • с цепи контроля работы помпы. Этот сигнал поступает с конт. 9 соединителя J9 на выв. 22 U6 — см. рис. 11. Этой цепью зафиксируется состояние «ПЕРЕЛИВ» в баке (как известно, указанная контактная группа датчика уровня не контролируется ЭМ), а также проверяется работоспособность цепи питания помпы в момент ее включения от МК;
  • с тахогенератора (датчика скорости вращения приводного мотора) через транзисторный усилительный каскад сигнал поступает на выв. 37 U6;
  • с цепи контроля работы симистора УБЛ, сигнал поступает со второго анода (А2) симистора Q9 (рис. 6) на выв. 53 U6 (рис. 11);
  • с цепи контроля закрытия дверцы люка. Сигнал с контактной группы УБЛ поступает с конт. 2 соединителя J4 одновременно на выв. 51 и 62 U6 (см. рис. 11).

Рис. 11. Принципиальная электрическая схема. Элементы цепей контроля

В рассматриваемом ЭМ используется МК HD6433662C01H с версией прошивки 2.3. Эта микросхема выполнена в корпусе QFP-64A.

В составе МК входят следующие основные элементы:

  • 8-битное процессорное ядро;
  • ОЗУ объемом 512 бит;
  • масочное однократно программируемое ПЗУ объемом 16 кбит;
  • тактовые генераторы, стабилизированные внешними кварцевыми резонаторами до 10 МГц (в данном случае используется резонатор на частоту 4.91 МГц) и 32768 Гц (последний в МК не используется);
  • 29 универсальных портов ввода-вывода;
  • 14-битный ШИМ;
  • 10-битный АЦП;
  • последовательные интерфейсы I 2 C и SCI;
  • четыре таймера.
Читайте также:  Двухэтажная кровать для ребенка своими руками

Для обеспечения работоспособности микроконтроллера к нему подключены элементы схемы начального сброса RESET (выв. 7 U6 — см. рис. 12), внешний кварцевый резонатор 4,91 МГц (выв. 10, 11 U6 — см. рис. 6) и источник опорного напряжения на микросхеме типа 431AC (выв. 56 U6 — см. рис. 10).

Рис. 12. Принципиальная электрическая схема. МК, сервисный разъем, ЭСППЗУ

Обозначение и назначение выводов микроконтроллера HD6433662C01H приведено в табл. 1.

Таблица 1. Назначение выводов МК HD6433662C01H

Назначение в ЭМ

Питание +5 В аналоговой части схемы

Вход для подключения внешнего кварцевого резонатора 32768 кГц

Выход для подключения внешнего кварцевого резонатора 32768 кГц

Соединены с общим проводом через блокировочный конденсатор

Вход переключения питания

Вход начального сброса

Не используется, соединен с общим проводом

Выход для подключения внешнего

Подключен внешний кварцевый резонатор 4,91 МГц

Вход для подключения внешнего кварцевого резонатора

Вход/выход разряда 0 универсального порта Р5 или вход прерывания (0)

Вход контроля подачи питания на приводной мотор (в данном случае контролируется целостность реле реверса и в целом цепь питания мотора), сигнал контроля снимается с конт. 7 соединителя J9

Вход/выход разряда 1 универсального порта Р5 или вход прерывания (1)

Вход/выход разряда 2 универсального порта Р5 или вход прерывания (2)

Выход управления реле К4 ТЭН сушки

Вход/выход разряда 3 универсального порта Р5 или вход прерывания (3)

Выход управления симистором Q14 ТЭНа сушки. Сигнал поступает через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 2 и 15)

Вход/выход разряда 4 универсального порта Р5 или вход прерывания (4)

Выход управления реле помпы К1. Сигнал поступает через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 3 и 14).

Вход/выход разряда 5 универсального порта Р5, вход прерывания (5) или вход АЦП

Вход контроля работы помпы. Этот сигнал поступает с конт. 9 соединителя J9

Вход/выход разряда 0 универсального порта Р1 или выход таймера А

Вход контроля контактной группы II-го уровня воды датчика уровня (подключен к конт. 3 соединителя J3)

Назначение в ЭМ

Вход/выход разряда 1 универсального порта R1

Вход контроля контактной группы I-го уровня датчика уровня (подключен к конт. 4 соединителя J3)

Вход/выход разряда 2 универсального порта R1

Выход управления реле К6 вентилятора сушки

Вход/выход разряда 6 универсального порта R5, шина данных интерфейса I 2 C

Соединен с шиной SDA ЭМ (выв. 5 ЭСППЗУ U3, конт. 1 сервисного разъема J7)

Вход/выход разряда 7 универсального порта R5, шина синхронизации интерфейса I 2 C

Соединен с шиной SCL ЭМ (выв.6 ЭСППЗУ U3, конт. 2 сервисного разъема J7)

Вход/выход разряда 4 универсального порта R7, вход начального сброса таймера V

Выход управления реле реверса К3 и приводного мотора. Сигнал поступает через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 7, 10)

Вход/выход разряда 5 универсального порта R7, вход таймера V

Выход управления реле реверса К7 и приводного мотора. Сигнал поступает через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 6, 11)

Вход/выход разряда 6 универсального порта R7, выход таймера V

Выход управления симистором Q1 приводного мотора. Сигнал поступает через транзисторный ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 5 и 12)

Вход немаскируемого прерывания

Не используется, соединен через резистор с шиной питания 5 В

Вход/выход разряда 0 универсального порта R8, выход таймера W

Выход управления симистором Q11 клапана залива воды

Входы/выходы разряда 1 универсального порта R8 и таймера W

Вход сигнала с тахогенератора

Входы/выходы разряда 2 универсального порта R8 и таймера W

Вход сигнала с датчика проводимости

Входы/выходы разряда 3 универсального порта R8 и таймера W

Выход управления симистором Q13 клапана залива воды

Входы/выходы разряда 4 универсального порта R8 и таймера W

Выход управления симистором Q12 клапана залива воды

Входы/выходы разряда 5 универсального порта R8

Выход управления симистором Q10 клапана сушки

Входы/выходы разряда 6 универсального порта R8

Выход управления симистором Q9 УБЛ

Входы/выходы разряда 7 универсального порта R8

Входы/выходы разряда 0 универсального порта R2, линия синхронизации шины SPI

Выход управления реле коммутации обмоток статора приводного мотора К5 (для моторов, имеющих средний вывод обмотки статора). Сигнал поступает через ключ (выв. 1 и 16) в составе сборки ULN2003

Входы/выходы разряда 1 универсального порта R2, вход данных шины SPI

Входы/выходы разряда 2 универсального порта R2, выход данных шины SPI

Входы/выходы разряда 4 универсального порта R1, вход прерывания 0

1. Вход цепи контроля закрытия дверцы люка. Сигнал с контактной группы УБЛ поступает с конт. 2 соединителя J4 одновременно на выв. 51 и 62 U6.

2. Сигнал контроля симистора Q1 приводного мотора поступает с конт. 3 соединителя J9

Входы/выходы разряда 5 универсального порта R1, вход прерывания 1

Входы/выходы разряда 6 универсального порта R1, вход прерывания 2

Вход контроля симистора Q9 УБЛ

Входы/выходы разряда 7 универсального порта R1, вход прерывания 3 или вход триггера таймера V

Выход управления реле ТЭНа К2. Сигнал поступает через ключ в составе сборки ULN2003 (выв. 4 и 13)

Вход разряда 4 порта RB, вход 4 АЦП

Сигнал TEST сервисного разъема J7 (конт. 5)

Вход разряда 5 порта RB, вход 5 АЦП

Вход опорного напряжения

Вход разряда 6 порта RB, вход 6 АЦП

Соединен через резистор 4,7 кОм с шиной 5В

Вход разряда 7 порта RB, вход 7 АЦП

Соединен с общим проводом

Вход разряда 3 порта RB, вход 3 АЦП

Вход сигнала с датчика температуры

Вход разряда 2 порта RB, вход 2 АЦП

Вход разряда 1 порта RB, вход 1 АЦП

Соединен через резистор с общим проводом

Вход разряда 0 порта RB, вход 0 АЦП

1. Вход цепи контроля закрытия дверцы люка. Сигнал с контактной группы УБЛ поступает с конт. 2 соединителя J4 одновременно на выв. 51 и 62 U6.

2. Сигнал контроля симистора Q1 приводного мотора поступает с конт. 3 соединителя J9

Следует отметить, что в зависимости от программного обеспечения МК его выводы могут иметь различное назначение (в таблице приведено полное наименование выводов). Если обратить внимание на принципиальные схемы ЭМ, можно заметить, многие выводы МК не используются. Объясняется тем, что не все функции МК востребованы применительно к конкретной конфигурации ЭМ.

Программное обеспечение в ПЗУ МК однократно записывается в заводских условиях и поэтому в дальнейшем изменяться не может.

ЭМ имеют соединители, на которые выведены сигналы последовательного интерфейса I 2 C. Соединитель J7 используется в качестве сервисного (рис. 12), к нему подключают диагностический ключ (а через него можно подключить ПК, с помощью которого можно тестировать СМ и «прошивать» ЭСП-ПЗУ).

Ко второму соединителю J11 подключается плата управления и индикации.

МК через последовательный интерфейс обменивается данными с микросхемой ЭСППЗУ 24С64 объемом 64 кбит. Она используется для хранения конфигурационных данных на конкретный тип СМ, а также статистическая информация. Что же касается содержимого ПЗУ в составе МК — то в нем содержится начальный загрузчик, основная управляющая программа, сервисный монитор и др.

Узлы управления и индикации

В комплекте СМ кроме ЭМ имеются платы управления и индикации. Они соединяются с ЭМ специальным шлейфом (2 линии — питание 5 В, и 2 линии — последовательная шина обмена данными). Рассмотрим две разновидности подобных плат (с дисплеем и без него).

Внешний вид плат управления и индикации приведен на рис. 13 (с дисплеем) и 14 (без дисплея).

Рис. 13. Внешний вид платы управления и индикации с дисплеем

Рис. 14. Внешний вид платы управления и индикации без дисплея

Плата управления и индикации с дисплеем

Фрагменты принципиальной схемы платы управления и индикации приведены на рис. 15-17.

Примечание. МК, входящие в состав плат управления и индикации на принципиальных схемах не имеют позиционных обозначений, (чтобы не было путаницы с МК U6, установленного на ЭМ).

Рис. 15. Принципиальная электрическая схема. ЖК индикатор и МК

Рис. 16. Принципиальная электрическая схема. Управляющие кнопки и их соединения, кварцевый резонатор, МК, буферная микросхема

Рис. 17. Принципиальная электрическая схема. Шина обмена с ЭМ, МК, схема начального сброса, буферная микросхема

Эта плата имеет в своем составе следующие элементы:

  • МК HD6433802B06H. Он является представителем того же семейства, что и микроконтроллер в составе ЭМ с почти аналогичными характеристиками. В рассматриваемой плате управления и индикации МК имеет прошивку, промаркированную как EVO22012353;
  • ЖК индикатор, управляется от МК;
  • буферная микросхема 74HC14. Она представляет собой 6 триггеров Шмитта с инверсией и используется для контроля нажатия кнопок выбора температуры и скорости отжима и передачи этой информации на выв. 64 МК;
  • кнопки выбора режимов. Сигналы с кнопок поступают или непосредственно на соответствующие выводы МК или через буферные каскады микросхемы 74НС14 также на МК;
  • схема начального сброса. Формирует сигнал RESET на выв. 8 МК;
  • шина обмена информацией с ЭМ. В этой цепи отсутствуют какие-либо активные буферные элементы — обмен информацией ведется непосредственно с выв. 1, 15 и 14, 60 МК;
  • селектор программ. Он представляет собой резистивный переключатель и подключается непосредственно к плате индикации и управления. Сигнал с селектора поступает на выв. 62 МК (вход АЦП).

Плата управления и индикации без дисплея

Фрагменты принципиальной схемы платы управления и индикации приведены на рис. 18-20.

Рис. 18. Принципиальная электрическая схема. МК, схема начального сброса

Читайте также:  Как сделать подставку под колье своими руками

Рис. 19. Принципиальная электрическая схема. Функциональные индикаторы

Рис. 20. Принципиальная электрическая схема. Шина обмена с ЭМ, МК, функциональные индикаторы и кнопки

Эта плата имеет в своем составе следующие элементы:

  • микроконтроллер HD6433600869H. Он является представителем того же семейства, что и МК в составе ЭМ. В рассматриваемой плате управления и индикации микроконтроллер имеет прошивку, промаркированную как EVO21003853;
  • функциональные индикаторы и кнопки. Сигналы с кнопок поступают непосредственно на соответствующие выводы МК. Светодиодные индикаторы также управляются непосредственно от МК;
  • регуляторы температуры, скорости отжима и селектор программ. Все они подключаются непосредственно к плате индикации и управления. Селектор программ представляет собой резистивный переключатель, сигнал с которого поступает на выв. 61 микроконтроллера (вход АЦП). Что же касается регуляторов температуры и скорости отжима — это потенциометры, сигналы с которых поступают на выв. 62 и 60 МК соответственно;
  • схема начального сброса. Формирует сигнал RESET на выв. 7 МК;
  • шина обмена информацией с ЭМ. В этой цепи отсутствуют какие-либо активные буферные элементы — обмен информацией ведется непосредственно с выв. 26, 27 МК.

Коды маркировки SMD-компонентов в составе ЭМ

Показанные на принципиальных схемах полупроводниковые SMD-компоненты не имеют позиционного обозначения (об этом мы отмечали выше) — только корпусную маркировку. В табл. 2 приведено соответствие кодов маркировки некоторых полупроводниковых SMD-компонентов в составе ЭМ и их типам.

Таблица 2. Коды маркировки и основные характеристики SMD-компонентов в составе ЭМ

Биполярный транзистор ВС807

p-n-p, Uкэ = 45 В, Iк = 500 мА

Биполярный транзистор ВС817

n-p-n, Uкэ = 45 В, Iк = 500 мА

Биполярный транзистор ВС847

n-p-n, Uкэ = 45 В, Iк = 200 мА

Сборка из двух универсальных диодов BAV70 (соединены катодами)

Uобр = 70 В, Iпр = 200 мА

Характерные неисправности ЭМ и их устранение

Прежде чем принимать решение по ремонту платы ЭМ, следует убедиться, что возникший дефект не вызван неисправностью других элементов СМ: датчиков, моторов, клапанов и других узлов. Довольно часто неисправности СМ возникают по причине плохих контактов в соединителях как самого ЭМ, так и его внешних элементов, а также в случае попадания на него влаги. Определить работоспособность элементов СМ можно разными способами: их отдельной проверкой (например, на клапан залива воды напрямую подают сетевое напряжение 220 В), а также с помощью диагностического ключа или индикацией кодов ошибок на передней панели машины. Универсальных рецептов ремонта ЭМ не существует — в большинстве своем специалисты полагаются на собственный опыт и базовые знания, основанные понимании работы отдельных узлов и цепей в составе конкретного ЭМ, а также сервисных приложений, предусмотренных производителем СМ (коды ошибок, тестовые режимы).

Рассмотрим характерные дефекты ЭМ и способы их устранения.

СМ не включается

При признаках подобной неисправности в первую очередь проверяют работоспособность ИП (см. принципиальные схемы на рис. 2 и 3).

Если он неисправен, определяют причину выхода ИП из строя (например, вследствие повышенного напряжения в сети, попадания влаги на плату ЭМ или короткого замыкания в нагрузках). Это необходимо сделать для того, чтобы после ремонта ИП повторно не вышел из строя. Приводить методику ремонта рассматриваемых ИП не имеет смысла в силу их простоты.

Если ИП исправен, необходимо проверить работоспособность управляющих элементов панели управления и ЭМ — кнопку включения СМ, работоспособность МК (хотя бы на наличие генерации кварцевого резонатора и работоспособности схемы начального сброса), проконтролировать наличие обмена информации на последовательной шине.

Необходимо помнить — работоспособность ЭМ можно в большинстве случаев восстановить, если исправен МК (хотя в последнее время появились в продаже «тиражированные» МК). Подавляющее большинство остальных элементов ЭМ можно приобрести отдельно. Также отметим, что отказы ЭМ могут быть вызваны неконтактами в переходных металлизированных отверстиях его платы — поиск подобных дефектов часто бывает затруднителен и требует много времени.

Проще всего в подобной ситуации методом замены плат определиться, какой узел вышел из строя (ЭМ или плата индикации). Дальнейшие поиски неисправного компонента продолжают на основании логики работы МК, элементов ЭМ и всей СМ в целом.

СМ не выполняет различные программы, в некоторых случаях наблюдаются «плавающие» дефекты. Возможны варианты, когда отображаются коды ошибок, но связанные с ними элементы при проверке оказываются исправными

Методом визуального осмотра платы ЭМ проверяют ее на наличие обгоревших элементов, окислов и подгораний на соединителях платы, а также следов попадания воды.

Проверяют на ЭМ элементы или цепи, связанные возникшим дефектом (например, при возникновении ошибки F02 проверяют цепь тахогенератора, или — при ошибке F01 проверяют симистор Q1, цепь его контроля и приводной мотор).

Подобные дефекты также могут быть вызваны вследствие возникновения ошибок в самой ЭСППЗУ — эту микросхему нужно перезаписать или заменить.

При работе СМ происходят отказы силовых исполнительных компонентов — как в составе ЭМ, так и внешних элементов

Подробно описывать все подобные компоненты и их цепи не имеет смысла — достаточно обратиться к описанию (см. выше). Важно помнить одно — например, симисторы (клапанов залива воды, УБЛ и др.) беспричинно выходят из строя редко. Поэтому в любом подобном случае необходимо определить причину выхода из строя узла или компонента, а уже затем заменить управляющие (симисторы, реле) и исполнительные компоненты (помпа, клапан залива воды и др.). Часто в подобных случаях приходится менять управляющие и исполнительные элементы вместе.

Необходимо отметить, что если после указанных замен дефект не был устранен, нужно проверить компоненты в соответствующих управляющих цепях. Часто в подобных случаях «ограничиваются» заменой сборки ключей ULN2003. Но если уж вышел из строя соответствующий порт МК — необходима замена этой микросхемы (например, с «донорского» ЭМ) или всего модуля целиком.

При работе СМ нарушается логика выполнения программ. Проверка внешних компонентов ЭМ не выявила неисправности

В подобном случае чаще всего бывает необходимо перезаписать микросхему ЭСППЗУ или заменить ее на аналогичную, с «рабочей» прошивкой.

Мнения читателей

Как уже в комментариях было, опечаток достаточно. И комментарии к схеме даны с учётом, к сожалению, этих опечаток. Прослеживайте по печатной плате дорожки и контакты разъёмов, чтобы не оказаться в затруднении. По плате проследил, что контакты 2, 4 J4 идут на 1-й J1, это входное сетевое напряжение. А с 1 контакта J4 идёт к 6 и 8 контактам J9 (мотор и помпа слива, см. рис.6)Ножка 62 МК соединена с «общим» слаботочной части через резистор с обозначением «2671», это 2,67 килоома, а что видим на схеме из рис.11 ? Ножка эта (62) очень важна, это вход АЦП. На этот сигнал МК ориентируется при формировании импульсов управления симистором, чтобы включить двигатель СМА в нужном режиме. А в описании совсем другое.

Александр / 29.04.2020 — 21:06

Здравствуйте! При включении машины начинает мигать экран, на нем какая-то билиберда. Обнаружил вспухший кондер С20, заменил. Включаю. 2 сек экран горит нормально, потом опять начинает мигать и на нем какая-то ерунда. Посоветуйте, какие причины могут быть.

Victor / 06.02.2020 — 18:28

Перепечатка из журнала без исправлений ошибок в схеме. Соответственно (нестыковки в фрагментах схем). Нет кодов ошибок из журнала. Прочитал и голову сломал — F08 (пресостат одновременно формирует сигнал пустого и полного бака)по природе конструкции термостата — не реально.Что касаемо схемы — нет защиты от К.З. — удивляет и поражает. Как такового описания и алгоритма работы схемы нет.

Илья / 20.01.2020 — 19:25

На рис.11 соединение резистора R81 и диода подключено к 62-ой ноге контроллера.

алексей / 22.01.2019 — 09:21

спасибо за статью очень выручила.

Dgey / 19.09.2018 — 16:30

Спасибо за статью, актуальна, неполадки с УБЛ (замком двери) привели к взрыву симистра ( в уголь), шимку(разорвало), сопротивление R21-10Ом,перегорела дорожка от Фазы до R21,схема как со стиралки срисована, не подскажет кто где рис.3.1.11? послезамены и чистки платы все заработало. Благодарю за статью.

Стас / 17.01.2017 — 12:37

В блоке питания есть неточность. В цепи обратной связи TNY ( C12 — Q1 ) стоит не диод, а стабилитрон на 5В

vibpelm / 26.11.2016 — 08:59

Ещё одно замечание — на рисунке 11 все резисторы соединённые с ножками процессора имеют номинал 1ком.

vibpelm / 26.11.2016 — 08:32

Принципиальная ошибка в схеме. На рисунке 11 вывод 52 процессора должен быть соединен с резистором r81 и диодом подключенным к шине +5 вольт через резистор 1 ком. Соответственно в таблице назначения выводов неправильная запись по 52 выводу и 51 и 62. И в блоке описания сигналов контроля: «Сигнал контроля симистора поступает с конт. 3 соединителя J9 одновременно на выв. 51 и 62 U6 (см. рис. 11)». Каким образом этот сигнал поступает никто не задумывался? Через какие элементы? » Сигнал с контактной группы УБЛ поступает с конт. 2 соединителя J4 одновременно на выв. 51 и 62 U6 (см. рис. 11).» И как процессор различает сигнал с УБЛ или симистора? Ещё на рисунке 11 нижний вывод процессора должен иметь номер 51.Моя почта vibpelm@yandex.ru.

Фанус / 17.11.2016 — 22:40

Хорошая статья, очень подробно и кротко, доходчиво. Много узнал нового для себя спасибо за статью.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Источник

Оцените статью