- Еврейские шапочки своими руками
- Еврейская шапочка своими руками
- Выкройка кипы еврейской
- Все обо всем. Прошлое. Настоящее. Будущее.
- Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
- Предназначение и традиции ношения
- Почему кипы разные
- Современное разнообразие ермолок
- Варианты расцветок
- Крой и форма
- Традиционные черты разных религиозных направлений
- Как правильно носить
- Другие национальные головные уборы
- Видео
Еврейские шапочки своими руками
Шью еврейский костюм. Как правильно, из четырех клиньев или из шести. Заранее благодарю.
Из шести. Вот здесь выкройка есть .
А гуггл нам на что?
Как сшить кипу, с картинками.
А гуггл нам на что?
так просто видела и из четырех клиньев и засомневалась
А как придать шапочке жесткую форму? Хочу сшить из бархата или велюра на подкладке. Флизелина достаточно? Может спреем подкрахмалить еще ?
Источник
Еврейская шапочка своими руками
Выкройка кипы еврейской
Сшить самому кипу, или нам более знакомую ермолку, не составит особого труда, особенно если в доме имеется швейная машинка.
Кипы можно сшить абсолютно с любой ткани и тут можно воспользоваться пошивом этого головного убора, как из четырех, так и шести клиньев.
Чтобы понять как шьется кипа, нужно посмотреть на картинку.
Изначально делаются одинаковые заготовки, к примеру если из шести клиньев, то лоскутки примерно должны иметь размеры 10Х10Х8 сантиметров.
По образцу нужно вырезать шесть таких заготовок, потом сшить сначала по три штуки, а потом полученные трехклиньевые полуфабрикаты сшить между собой. Останется только подрубить края кипы. Это можно сделать и с помощью тесьмы.
Для пошива кипы из четырех клиньев, технология изготовления такая же. Чтобы кипа была нужного размера, стоит сначала измерить объем головы. Полученное число разделить на четыре и прибавить по сантиметра 2 (это на швы). Далее эти размеры перенести на ткань и вырезать клинья. Остается только все это сшить и обработать края.
Кто и как носит ермолку?
Если раньше на вопрос «Кто носит кипу?» ответ был однозначным, то сегодня все не так просто. Ведь в еврейской кипе, или ермолке, можно увидеть не только мужчин, но и… женщин!
Женщина в кипе – настоящий переворот в еврейском мире. Но XXI век ратует за равенство во всем, так что в реформистском иудаизме женщина получила право носить традиционно мужской головной убор. Но обо всем по порядку…
Под куполом
Кипа – один из главных символов еврейской религиозности. Если в европейской традиции в знак уважения перед Всевышним снимают шляпу, то в еврейской – наоборот – уважение проявляют, покрывая голову. Не случайно в самом названии «кипа» таится значение «покрытие» или «купол».
Интересно, что само ношение кипы не предписано религиозным законом – в Торе и Талмуде об этом не сказано. Это скорее традиция, распространенная во всем еврейском обществе. Тем самым еврей (или еврейка) декларируют свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому же религиозному мировоззрению.
Традиция покрывать голову кипой символизирует, что мудрость Господня выше головы простого смертного. И вообще, Творцу вовсе не обязательно слышать всё, что в буйной головушке творится. Так что некоторым кипа нужна как своего рода экран, чтоб до Господа ненароком не дошли глупые мысли, доносящиеся из непокрытой головы.
Ортодоксальные иудеи носят кипу постоянно, хасиды иногда в ней спят, традиционалисты и консерваторы надевают ее в синагогу и на время принятия пищи, реформисты не видят постоянной необходимости ее носить. Более того, до недавнего времени в реформистскую синагогу в кипе мужчин даже не пускали. Но с тех пор, как кипу надели женщины, это требование ослабили. Теперь в реформистском иудаизме полная свобода: хочешь носи кипу, не хочешь – не носи!
Евреи нерелигиозные, но умеренно почитающие традицию, надевают кипу в качестве знака траура, на праздник в честь бар- или бат-мицвы, в синагогу, для похода к Стене Плача.
Атеисты, что понятно, не носят кипу совсем. Они говорят: «Кипат а шамаим!», т.е. им шапочка не нужна: их голову покрывает купол неба.
Кипы всякие нужны, кипы разные важны
Форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность еврея. Интересно, что разновидностей ермолок даже больше, чем течений в иудаизме.
Например, кипа четырех- или шестиклинка сдержанных тонов (часто просто черная) на белой подкладке — аксессуар мужчины-ашкенази.
Сефарды, наоборот, носят вышитую или вязаную кипу, с вкраплениями разноцветных нитей.
Хасиды прячут кипы под шляпами, а по большим праздникам надевают парадный штраймл. Это роскошный головной убор из чёрного бархата, отделанный хвостами соболя или чернобурки.
Белую кипу с маленьким помпоном надевают каббалисты, шестиклинку черного сукна — хабадники. «Вязаная кипа» — обычное прозвище современного ортодокса.
Нео ортодоксы из Америки чаще всего носят кожаные кипы.
В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета.
А еще в магазинах можно увидеть так называемые детские кипы, которые довольно слабо связаны с религиозной традицией. Поскольку такие шапочки декорированы разноцветными рисунками и принтами с Микки Маусом, Спанч Бобом и пр.
Мода на кипы
Странная мода коснулась не только детских ермолок. Статусные иудеи не хотят носить простые традиционные кипы. Для таких клиентов в Иерусалиме, например, работает бутик с кипами ценой в сотни и даже тысячи долларов.
Человек, носящий костюм стоимостью 10 000 долларов от Gucci, не захочет надеть 50-долларовую кипу», — считает производитель элитарных головных уборов для евреев, бизнесмен Давид Ройтман. В коллекции магазина – кипы из кожи аллигатора, питона, страуса.
А если и этого покажется мало, можно купить кипу с бриллиантами. Правда, ее произведут только по спецзаказу, и ждать ее придется аж из… Нигерии.
Нигерийский бренд TDaniel производит самые дорогие ермолки в мире. Например, модель стоимостью 167 000 долларов декорирована 2-х каратным бриллиантом и тремя тысячами кристаллов Swarovski. Более «скромный» вариант без бриллиантов обойдется счастливому обладателю «всего лишь» в 9 300 долларов США.
А сколько стоит ваша кипа?
Марина Гин
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Все обо всем. Прошлое. Настоящее. Будущее.
Для чего евреи носят эту маленькую шапочку.
При слове «еврей» мы сразу представляем себе человека с умными глазами, немного с хитринкой и в традиционной шапочке, из под которой выбиваются пейсы. Этот головной убор называется кипа. Его неспроста носят представители семитского народа, восходящего к древним жителям Израильского и Иудейского царств.
Источник
Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Иудейскими традициями установлено ношение головного убора в знак уважения к богу. Кипа, изделие, олицетворяющее благоговение перед Господом, может находиться под верхней шляпой или непосредственно на макушке. Для прочности крепления к голове еврейская шапочка иногда прикалывается заколкой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
Предназначение и традиции ношения
Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.
Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.
Слабому полу ношение ермолки было запрещено всегда. Женский головной убор – тюрбан, также возможны шляпы и другие разновидности.
Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.
Надевают шапочку и неевреи в знак уважения к традициям.
Почему кипы разные
Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.
Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.
Сруга – вязаная шапочка сионистов
Черная бархатная кипа общины харедим
Кипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов
Черная кожаная кипа американских неоортодоксов
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
- Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
- Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
- Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
- Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
- Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
- Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
- Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
- Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.
Выбор ермолки – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.
Белая с вышивкой
Камуфляжная
Синяя праздничная
С мехом
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Небольшой размер кипы, которая часто теряется в волосах (либо хорошо заметна на свежевыбритой коже), дал ей новое наименование – кипат-груш. По тому, как называется эта шапочка, судят о том, готов ли хозяин отказаться от ее ношения.
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. «Мишна брура» отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.
Как правильно носить
Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.
Другие национальные головные уборы
Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.
Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.
Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.
Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.
Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.
Дашек
Колпик меховой
Традиционная шляпа плуш
Свадебная кепка киппот
Сатиновая ермолка идиш
Видео
Источник