Иудейские талисманы – 5 видов магических защитников
Основными символами, которые имеют значение в иудаизме, являются звезда Давида, Менора, Хамса, красная нить и различные камеи. Иудеи считают, что без глубокой веры во Всевышнего любой амулет или артефакт будет иметь эффект обычного украшения в повседневной жизни. Часто евреи дополняют талисманы различными знаками, оберегающими от порчи, сглаза и символизирующими удачу в еврейской мистике.
Виды амулетов
Евреи наделены настолько сильной верой, что убеждены в силе исцеления больного, посмотревшего на талисман, который принадлежал Аврааму.
Еврейские обереги распространены не только на территории Израиля, но и в других странах вне зависимости от вероисповедания. В иудаизме выделяют такие:
- Звезда Давида или печать Соломона. Выглядит как шестиконечная звездочка. Символизирует сочетание мужского и женского начал, что несет в себе гармонию с окружающим миром.
- Менора. В переводе с иврита — светильник. Имеет вид подсвечника с 7 свечами. Защищает человека от злых духов. Символ добра и мудрости обладателя талисмана.
- Хамса. Защищает своего хозяина от всего злого и наделяет способностью к ясновидению.
- Красная шерстяная нить из Иерусалима. Считается, что это нитки, которыми был обмотан гроб Рахели. Амулет от дурного глаза и всего негативного.
- Камеи с заговорами. На них нанесены письмена, обладающие магической силой. Приносят удачу и богатство.
Вернуться к оглавлению
Что такое Хaмса?
Рука Фатимы или Мириам, длань Защиты, десница Божья, ладонь Хамеш — это названия древнейшего амулета, символизирующего защиту во многих культурах. Используется не только у евреев, но и в мусульманской вере, буддизме, индуизме, православии и даже католицизме еще со времен древности. На арабском языке «хамса» означает цифра 5. Выглядит длань Хамеш как распростертая человеческая ладонь, на которой видно пять пальцев. Впервые такие талисманы использовались, как символы защиты, еще до нашей эры. Для каждого еврея этот амулет носит название руки Мириам — сестры Аарона и Моисея, a Всевидящее Око, которое на ней изображается, именуют божьим промыслом. В связи с этим такой иудейский артефакт является символом Пятикнижия Моисея — 5 священнейших книг Торы.
Магические свойства Хамсы
Рука Мириам — древнейший еврейский амулет, который предназначен для напоминания людям о том, сколько необходимо задействовать, а именно 5, органов чувств для благословения и божьей помощи. Носить Хамсу можно как пальцами вверх, так и вниз. При ношении необходимо иметь чистые помыслы и душу. Сама по себе Хамса в иудаизме является оберегом от всего злого, а при добавлении других элементов, изображенных по центру ладони, наделяется дополнительным магическим эффектом, представленным в таблице:
Элемент | Магическое действие |
Звезда Давида | Защита жилья |
Рыба | Благополучие в семейной жизни |
Привлечение удачи и мудрости | |
Глаз | Делает сильнее защиту от сглаза и болезней |
Вернуться к оглавлению
Как используют талисманы иудаизма?
Пользоваться такими амулетами, как Хамса, звезда Давида, Менора, камеями и красной нитью как защитными апотропеями можно любому человеку независимо от его веры, гендерной и возрастной принадлежности. Но нужно не забывать о том, что любой артефакт не потерпит лицемерие и коварство, в связи с чем откажется действовать. В современном обиходе амулеты иудаизма чаще всего используются в качестве таких предметов:
- ювелирные украшения — серьги, подвески, браслеты;
- дверные ручки;
- узоры на одежде;
- брелки для ключей;
- фотографии и картины;
- элементы декора на мебели и посуде.
Вернуться к оглавлению
Активация амулетов
При покупке любого артефакта, направленного на защиту, необходимо настроить его на свой лад. Самый простой и доступный из способов активации оберегающих амулетов — это молитвы. Для начала ритуала активирования медальона следует взять его в руки, расслабиться, постараться настроиться и почувствовать его энергию и только после этого зачитать прошение о помощи. Чтобы привести в действие амулет Хамса, помимо молитвы, зажигается свеча, вскуривается арома-палочка, а рядом ставятся емкости с водой и солью, таким образом олицетворяя 4 земные стихии и человека, соединяющегося с символом воедино. Затем проговаривается фраза: «Благословляю огнем, землей, воздухом и водой». После чего зачитывается молитва с прошением защиты у амулета от всего злого.
Любой из артефактов начнет работать через 10—14 дней после его активации, так как амулету необходимо время, чтобы «привыкнуть» к своему обладателю. Если оберег выполнен в виде подвески, то носить его лучше всего на цепочке или кожаном шнурочке таким образом, чтобы он касался тела. Также кулон можно прицепить на браслет и носить на правой руке для исполнения желаний либо на левой — для защиты от сглаза. Для супружеских или влюбленных пар одновременное ношение иудейских амулетов приносит позитивную энергию в семью, защищает от разлучников и помогает в сохранении любви.
Источник
Еврейские ювелирные традиции. Часть 1
Часть 1.
КОШЕРНЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ.
ЕВРЕЙСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ТРАДИЦИИ: ОТ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Еврейские ювелирные традиции имеют древние корни. Находясь в рассеянии по миру со времен разрушения Храма, мы сохраняем нашу культуру во всех ее проявлениях и по сей день. Это относится и к аутентичности еврейских ювелирных традиций.
Дорогие подруги! На страницах нашего журнала предлагаем вам совершить большое и увлекательное путешествие по всем сторонам света, чтобы узнать о знаменитых талантливых ювелирных еврейских мастерах, о том, чем наши украшения отличаются от других, о том, какие традиции непременно сопровождают драгоценности, ну, и, увидеть, как красота помогает раскрываться сокрытому свету Всевышнего в этом мире.
История еврейских ювелирных традиций такая же древняя, как и сам еврейский народ. Нелегкая доля всегда сопровождала евреев со времен наших Праотцов: гонения, притеснения, рабство. После разрушения Храма мы были вынуждены рассеяться по всей земле, во всех направлениях, преодолевая на своем пути огромнейшие расстояния. Лишь не так давно, в 1948 году, у нас снова появилось собственное государство Израиль, а тысячи лет мы были вынуждены вопреки всему сохранять свои традиции на чужих, зачастую, враждебно настроенных, землях. И ювелирная сфера не является исключением: мы не только сохранили собственные этнические традиции в ювелирной культуре нашего народа, но и внесли определенный вклад и в традиции тех народов, среди которых мы живем во все времена галута.
Самым древним источником, упоминающим о том, что в жизни еврейского народа были широко распространены ювелирные украшения, является, конечно же, Тора. Из нее можно узнать, что уже в те давние времена для изготовления украшений, так же, как и сейчас, использовались разнообразные материалы: различные металлы, драгоценные камни, стеклянные бусины, дерево и жемчуг. И, что украшения в те времена носили как женщины, так и мужчины. Причем, уже тогда драгоценным камням приписывались различные мистические свойства: способность предотвращать и исцелять болезни и оказывать воздействие на душу человека. Так же в Торе упоминаются и то, что уже тогда ювелирное мастерство пользовалось хорошим спросом, и то, что даже в древние времена среди израильтян были успешные мастера ювелирного дела: например, Бецалель и Охолиав, мастера камнерезного дела и работы по металлам, которым Моше-рабейну доверил строить Скинию.
Одно из самых главных одеяний первосвященников – нагрудник Хошен – табличка, украшенная 12 драгоценными камнями, символизирующими 12 колен израиля.
(Тецаве 28:17-20): «И вставь в него вставные камни, четыре ряда камней: ряд из рубина, топаза и изумруда — один ряд. А ряд второй: карбункул, сапфир и алмаз. И третий ряд: яхонт, агат и аметист. И четвертый ряд: хризолит, оникс и яшфэй; в оправу золотую должны они быть оправлены»
А еще, согласно Мидрашам, у драгоценных камней, являющихся, по сути, частями неживой природы, есть свойства, особенные свойства, который дал им Всевышний, благословен Он, характерные только им. И более того, у минералов есть сила влиять на миры и даже их изменять!
«Источником всех камней и их особенных свойств являются камни хошена! Точно так же, как из 12 колен состоял весь еврейский народ драгоценные камни берут начало и силу из камней хошена, даже если они и не являются камнями,составлявшими его».
История еврейского ювелирного искусства охватывает огромные территории и разные времена. Еврейские ювелирные украшения – это не просто образцы художественного творчества, это — живое воплощение истории и традиций иудаизма. Главный смысл жизни любого еврея – служить Всевышнему, а так же сделать каждый свой день, каждое свое дело посвященным этому, поэтому, изначально, основное предназначение ювелирной деятельности еврейских мастеров было, конечно, воздать хвалу Всевышнему в служении ему. Отсюда мы видим, как прекрасно и искусно выполнена ювелирами драгоценная религиозная утварь.
Религиозная утварь
Украшение свитка Торы изготавливают самые искусные ювелирные мастера – религиозные евреи по строгим правилам.
Самое красивое, обычно на Свитке — КЕТЕР ТОРА ( ивр. «корона Торы») украшение свитка Торы в форме короны.
Одним из интереснейших видов декоративно-прикладного искусства иудаики являются торашильды — элементы убранства свитка Торы. Торашильды или, как их еще называли, тасы, изготовлялись в виде серебряных щитков и с помощью серебряной цепочки крепились к навершию стержня свитка Торы . Плоская поверхность щитка позволяла мастерам вложить в его орнамент максимум фантазии и умения. В центре щитка размешался текст в обрамлении растительного рисунка, геометрического орнамента или зооморфного мотива — изображением львов, птиц, белок, оленей и т.д.
Еврейские мастера славились своими талантами везде, где бы ни приходилось жить нашему удивительному народу. Рукотворные шедевры еврейских ювелиров всегда были востребованы местным населением, среди которого не редко считалось престижным заказывать украшения у еврейских мастеров, чьи ювелирные таланты по справедливости восхищали ценителей высокого мастерства в любой стране мира.
В самом Израиле мастера золотых и серебряных дел были объединены в профессиональные гильдии, которые, по всей видимости, существовали в течение всего периода Второго храма: известно, что в годы, непосредственно предшествовавшие разрушению Иерусалима, в городе был квартал, где жили мастера золотых дел.
Но, давайте совершим путешествие в разные концы света вместе с нашими предками, изгнанными из Святых Земель, и понаблюдаем, как замысловато складывались разные обычаи и ювелирные традиции в самых разных местах нашей планеты, где жил и живет по сей день, ожидая Избавления, наш талантливый народ.
АФРИКА
Численность: 65 000
Территория: северная Африка
История: йеменские евреи — потомки царя Соломона. По всеобщему мнению, в Йемене евреи поселились после разрушения Первого Храма в 586 году до н. э. в результате рассеяния целого батальона воинов из Иудеи, посланных на помощь Римской армии в период правления царя Ирода, в чужой земле.
Ювелирные традиции:
Из-за того, что еврейской диаспоре приходилось искать себе достойные условия для жизни в среде религиозных мусульман местного населения, йеменская община – наиболее закрытая и сохранившая свои традиции из всех существующих еврейских общин мира. В недружелюбной среде владение таким серьезным навыком, как ювелирное дело, могло обеспечить достойные социальные условия для жизни. Поэтому ювелирное мастерство, являющееся основным родом деятельности еврейской общины Йемена, достигло особенно высокого уровня. До сих пор считается, что немногочисленные мусульманские ювелиры Йемена — потомки насильственно обращенных в ислам евреев.
В Йемене, консервативной мусульманской стране, ювелирное ремесло всегда считалось почетным. Удивительно, но в большой стране ювелирным делом до сих пор занимаются в основном евреи, имея за свои таланты большое уважение среди коренного населения.
Джамбия
В Йемене предметом первой необходимости всегда считался круто изогнутый кинжал-джамбия в искусно украшенных ножнах. До сих пор делают его исключительно евреи. Если, путешествуя где-нибудь в Суссе, вы захотите купить хороший кинжал, то любой торговец, оценив серьезность ваших намерений, молча вытащит из под прилавка неординарное оружие и скажет: «Очень дорогой. Еврейская работа!»
Как и в любых еврейских семьях, у йеменских евреев воспитание детей включало в себя два аспекта: религиозное образование и обучение фамильному ремеслу. Издавна дети йеменских евреев обучались навыкам ювелирного дела в семейных ювелирных подрядах, секреты редких техник передавались из поколения в поколение. Такой редкой ювелирной техникой, называемой «Техника пяти нитей», например, сейчас во всем мире владеют лишь несколько человек: последний в своем роде потомственный йеменский еврей- ювелир из Израиля Бен Цион Давид, который ездит по всему миру и проводит уроки по ювелирному мастерству, передавая секреты йеменских ювелиров всем желающим.
Бен Цион Давид
Бен Цион Давид (1955 г) — йеменский еврей, мастер — ювелир в восьмом поколении, хранитель традиций своего народа, основатель музея йеменской культуры, открывшегося в 2010 году в Старом Яффо, Израиль
Его предки много веков жили в Йемене, еще со времен царя Соломона. Тонкости ювелирного искусства Бен Цион изучал с раннего детства в семейной мастерской деда, отца и дяди. Сразу после армии он поступил в Хайфский Технион (технический ВУЗ), получил диплом инженера, затем работал несколько лет в США, продолжал и там учиться. Вернувшись в Израиль, он попытался устроиться на одно из предприятий оборонной промышленности, но проверка его «пригодности» продолжалась настолько долго, что он стал снова работать с отцом в ювелирной мастерской, и так там и остался.
С тех пор Бен Цион Давид продолжает семейное дело, сохраняет древние формы филигранных ювелирных изделий великих мастеров, и создает новые, умело сочетая старинную традицию и свое видение.
Ювелирные традиции Йеменских евреев сами по себе очень интересны. Примечательно, что основным ювелирным материалом йеменские евреи предпочитали использовать серебро. Отличительная черта украшений – невероятно тонкая, искусная, воздушная филигрань, благодаря которой йеменские украшения легко узнаваемы среди себе подобных.
Филигрань
Филигрань — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т. д. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Еще одна из отличительных особенностей традиционных украшений йеменских евреев – это украшения, состоящие из сложных композиций, состоящих из десятков и даже сотен тяжелых серебрянных слитков. Такие украшения было принято дарить йеменским еврейским женщинам в качестве приданого: ведь в большинстве случаев такое богатство являлось их единственным материальным достоянием.
Глядя на еврейскую невесту можно было судить о состоятельности ее рода. Так же считалось, что чем больше на девушке ювелирных украшений, тем благополучнее сложится брак.
Основную часть украшений принято надевать на шею и зону декольте: тяжелые ожерелья с подвесками разных размеров и форм, обязательные амулеты в форме рыб с молитвами от сглаза, массивные кольца на каждый палец рук, браслеты, доходящие до самых локтей – вот так выглядела типичная йеменская еврейская невеста.
Свадебные украшения йеменских евреев
На традийионной свадьбе йеменских евреев на фоне скромного еврейского жениха, единственным украшением которого традиционно являлись всего-лишь несколько колец, щедро украшенная невеста смотрелась более, чем шикарно. Ее наряд на столько впчатлял своим богатством, что …
Серебряные серьги, ажурные пояса, плетеные серебряными нитями повязки и браслеты, звенящие подвески-колокольчики для рук и ног, издающие мелодичный звон при скромных еврейских танцах. Общий вес драгоценностей, в которые одевали невесту, мог превышать и 5 килограмм. Традицию украшать невесту таким количеством украшений евреи переняли у йеменских свадебных нарядов. Единственной характерной отличительной чертой традиционного еврейского свадебного наряда является горгуш: своеобразный капюшон, натянутый на жесткий каркас, напоминающий своим внешним видом корону, высотой достигающую порою и целого метра. Украшалась такая своеобразная корона множеством драгоценностей: медальонами, монетами, драгоценными камнями и жемчугом.
Численность: 265 000
Территория: Марокко
История: В Марокко евреи начали селиться еще во времена Первого Храма (500-900 гг. до н э). Во времена гонений евреев из Испании и Португалии в 1490 гг в Марокко прибыла большая волна евреев из Перинейских земель. В настоящее время Марокко считается самой дружественно настроенной к еврейским поселенцам страной.
Ювелирные традиции:
Как и в большинстве стран северной Африки в Марокко серебро ценится выше золота. Выгодность ювелирного ремесла в стране, где драгоценности являются наиболее предпочтительным и распространенным капиталовложением всего населения, евреи быстро освоили ювелирное дело, сделав его одним из основных и самым стабильным способом зарабатывания на жизнь. Быть ювелиром в Марокко – очень престижно. До сих пор среди ювелиров еврейского происхождения сохранилась клановость, возникшая еще в средние века в еврейской общине. Еще в начале прошлого века практически вся ювелирная отрасль Марокко принадлежала еврейскому сообществу.
В большинстве своем мусульманское население мароканской земли, Арабы, берберы, бедуины, исторически населяющие его территорию, имели свои характерные особенности в ювелирных украшениях. Массивные украшения, орнаментированные фигурной отливкой и чеканкой, раскрашенные разноцветной яркой эмалью и драгоценными камнями, безусловно, сильно повлияли и на традиционные еврейские украшения, наделив их характерными восточными орнаментами и формами. Однако же, и в традиционные мусульманские ювелирные традиции еврейская культура внесла небольшие изменеия, дополнив орнамент мусульманских украшений изображениями растительности и птиц (голубь – традиционный иудейский символ), несмотря на то, что религия запрещает мусульманам изображать живых существ.
Драгоценности в Марокко, по мимо своей осной функции – украшать своего владельца, имели и другие предназначения: показывали материальный и социальный статус рода, который ими владел, были оберегами и религиозными атрибутами.
Характерная черта ювелирных традиций мароканских евреев – украшать себя драгоценностями не имея всякую меру. Несмотря на рациональность этой традиции, ведь в условиях жизни в непростых климатических условиях, драгоценности являются лучшим средством инвестиции, не может не броситься в глаза обилие серебряных украшений, весом до нескольких килограммов, которые покрывают все тело украшенных ими женщин, даже самые бедные из которых всегда имели в своем гардеробе большое количество подвесок, височных колец, массивных серег и вычурных браслетов. Даже для мужчин украшать себя в праздничные дни массивными ожерельями и носить серьги и браслеты с нарядными перстнями в повседневной жизни – обычное дело.
Численность: 135 000
Территория: Африка, Эфиопия
Ювелирные традиции: помимо земледелия, ремесла, включая ювелирное дело, были основным занятием эфиопских евреев. Тонкая филигранная работа, массивные золотые украшения, изделия с эмалью традиционны для всех регионов эфиопии, в которых общинами проживают эфиопские евреи. Сами по себе являясь удивительной этнической группой евреев, ювелирные украшения, изготовленные руками эфиопских мастеров, тоже удивительно неординарны своим внешним видом.
Так же считается, что евреи принесли ювелирное искусство и кузнечное дело и в другие африканские страны. Например, в Сенегал. Имеется множество исторических свидетельств, что с начала средневековья до конца 18 в. Внутри Сенегала существовало не только несколько маленьких еврейских царств и племенных групп, известных как «Бени Исраэль», но и полноценное суверенное еврейское государство Джудалла.
Ювелирные традиции и обычаи евреев стран Азии и Европы не менее интересны. Предлагаем вам в следующем нашем журнале узнать, чем знамениты ашкеназские мастера, что носят на праздники бухарские и горские евреи, и что представляют собой еврейская ювелирная культура в наши дни.
Источник