Гарда для меча своими руками

Делаем рукоять меча


Разборка рукояти меча

В этой статье я попытался показать, как сделать новую деревянную обкладку черенка рукояти, и обложить её кожей и для надежности обмотать нитью. Для удобства в дальнейшем эту деревянную обкладку будем назвать просто ручкой. О том из чего состоит рукоять меча написано в статье Анатомия меча, шпаги, сабли.

Этот проект состоит из двух частей. Часть I имеет дело с добавлением новых деревянных деталей, а в часть II имеет дело с обертыванием черенка рукояти кожей.

Часть I данного проекта занимается рукоятью меча типа XIV по Оакешотту. Меч пришел с крестовиной, которая была был немного неровной, так что я решил исправить её и в то же время настроить черенок-ухват по своей руке. Картинка ниже показывает, рукоять на мече, и вы можете видеть, что крестовина была установлена не правильно, не много в стороне от дола. Также меня не устаивало то что крестовина довольно обычная, и немного мала как на мой вкус.

Черен не выглядит слишком плохо, но мне этого мало, и я хочу уничтожить её чтобы исправить меч. Чтобы изменить эту рукоять так как я хочу – мне нужно будет на удалить кожу и деревянный сердечник и начать сначала.

Разборка рукояти меча

Я снял кожу, а затем расколол древесину и выбросил её прочь. Деревяшка была клееной из нескольких частей, но держалась крепко. Можно было её аккуратно снять сняв навершие, но для этого пришлось бы стачивать кончик хвостовика и расковыривать навершие, а мне не хотелось дополнительных повреждений.

Потом я немного постучал молотком по навершию и оно скользнуло вниз, как показано на рисунке ниже. Как вы видите, на верху у хвостовика было немного металла и он расширялся к клинку. Снять навершие, так чтобы не повредить его не расколов перед этим деревяшку черена было невозможно.

Далее я просто подал навершие немного вниз, освободив кончик хвостовика, обстучал этот кончик молотком выровнял его и разобрал рукоять на крестовину и навершие, как показано ниже:

Следующая картинка показывает только навершие и в кончик хвостовика. Отверстие в навершии проходит весь путь до конца, и у них было нанесено немного клея в нижней части.

Сборка рукояти меча

в начало

После того как я переделал крестовину, я расширил отверстие в навершии, и укоротил хвостовик чтобы обеспечить его упрочнение, и сделал дополнительное углубление в верхней части навершия.

Прежде всего, я получил крестовину выровненную с долом меча. (См. рисунок ниже) .. выглядит намного лучше.

Я также заново сделал черен с деревянной обкладкой и покрыл его кожей, но подробнее будет описано позже. Ниже на снимке первоначальное состояние навершия.

Следующий снимок показывает, навершие после того как я разточил потайную область для хвостовика.

Следующая иллюстрация показывает, навершие после того как я установил его (видно уродливую ляпуху). Я, вероятно, слишком сильно прибил, но оно действительно получилось прочно. Я уверен, что все сделано очень плотно.

Ниже на снимке навершие и хвостовик зачищены, так выглядит и держится надежно на данный момент!

Ниже на снимке отполированные хвостовик и навершие. Кончик хвостовика еле-еле виден.

Ниже снимок показывает готовый меч с новой рукояткой. Я очень доволен тем, как все это получилось. Все сидит очень плотно и теперь у него есть намного больше металла хвостовика в навершии.

Деревянные детали рукояти меча

в начало

Я удалил старые деревянные детали рукояти и у меня есть несколько маленьких кусочков древесины тополя под рукой, чтобы сделать новую ручку. Я отрезал первый кусок немного больше, чем будет окончательный размер детали. Это некоторое позволение для обработки и шлифования. Я положил хвостовик на деревяшку и разметил, нарисовав некоторые линии на дереве. Затем я взял несколько небольших кусков тополя которые будут в конечном итоге сторонами ручки. Они будут 6 мм (1/4″) толщиной, в то время как верхний и нижний куски 13 мм (1/2″) толщиной.

На картинке выше показано как я приклеил (используя любой хороший древесный клей) два 6 мм куска дерева снизу . Зажал их и дал им высохнуть в течение часа.

На рисунке выше показаны две боковые части, приклеенные к верхней части, идентичной нижней части, они вырезаны и готовы быть склеенными.

Я в общем был в состоянии сформировать цельную деревянную ручку и одеть её на хвостовик, но при этом могут возникнуть проблемы при подгонке её по хвостовику. Гораздо проще прикрепить ручку если она состоит из двух частей. Поэтому я использую старый трюк плотников: склейки двух кусков (верхнего и нижнего) через также лист бумаги между ними. Это делается для сильного нажима и позволяет мне подогнать форму и размеры ручки, а затем разделить ручку перед установкой на хвостовик.. Картинка выше показывает как лист бумаги наклеивается на дно. Лучший использовать что-то немного плотнее, чем стандартная бумага. Здесь я использую кусок картона.

Ранее я упоминал, что два куска были 6 мм (1/4″) толщиной. Но хвостовик на этом мече был ближе к 4.7 мм (3/16″), поэтому я обстругал часть нижней стороны так чтоб зазор был лишь немного больше, чем 4.7 мм, чтобы было некоторое пространство для эпоксидного клея, которым мы будем приклеивать ручку к навершию. Медленно здесь.. не снимайте слишком много дерева ..лучше снять слишком мало чем немного больше!

Нанесите немного клея на другой стороне бумаги и в верхней части ручки. На рисунке выше показаны все части зажатыми, так они должны держаться около часа. Использовать здесь только столярный клей.

В приведенной выше схеме я показываю как четыре четыре деревяшки соединяются вместе. Эта диаграмма показывает, как бумага свободно помещается между верхней частью и с боковинками, чтобы держать все вместе во время изготовления.
Если у вас все склеено вместе, то вы теперь готовы выточить из заготовки хорошим округлые ручки из квадратной заготовки. Опять же, действуйте медленно здесь. Шлифовальный станок реально удобен для вытачивания, но это можно сделать и вручную. Я пытался вытачивать так, чтобы верхняя и нижняя части ручки соответствует толщине хвостовика и крестовины. После тщательного вытачивания у меня получилась ручка. Я отшлифовал её, чтобы она была довольно гладкой. Вы должны будете сделать окончательную шлифовку после того, как наклеите на хвостовик, но по большей части вы можете закончить её на этом же этапе.

На картинке выше я просто показал что получается в конце. Опять же, повторюсь: я пытался сделать так чтоб ручка соответствововала толщине навершия в верхней части, и крестовине в нижней. Кроме того, я уверен что я сделал комфортную для своей руки ручку.

Если ваше навершие еще не склепано с хвостовиком убедитесь что ручка подходит очень уютно и оказывает равномерное давление на хвостовик, крестовину и навершие.

Я доволен формой и отделкой ручки, и я теперь готов разделить ручку на две половинки. Просто вставьте отвертку и аккуратно приподнимите две части друг от друга по линии на бумаге. Когда вы разделите на две части, то вы должны будете немного ошлифовать, чтобы удалить бумагу, которая осталась на дереве. На рисунке выше показано что мои мучения подходят к концу и что это все будет работать!

Я 5 минут выдерживаю заготовку склеенную эпоксидным клеем, так чтобы деревянная ручка равномерно приклеилась к хвостовику. Убедитесь, что хвостовик чист и свободен от любых масел. Смешайте и нанесите эпоксидку на хвостовик и обе части ручки. Убедитесь, что вы не выстругали слишком большой промежуток с боков или концов. Убедитесь в том, когда вы зажимаете их, что они не выпадают и правильно выровнены. Возможно, вы захотите, чтобы проверить их несколько раз, чтобы они остались выровнены в то время как клей сохнет. Эпоксидный берется приблизительно 20 минут.

Также убедитесь, что ручка прилегает вплотную гарду поэтому она не будет болтаться. Я обычно добавляю немного эпоксидки вокруг гарды для хорошей меры.

Моя рукоять была разобрана, и я немного расширил кончик хвостовика. Эпоксидка остается немного гибкой в течение нескольких часов, поэтому после склеивания, я присоединил навершие к хвостовику. Таким образом, навершие также должно сидеть прочно и удерживать ручку. Окончательно все застынет в течении нескольких дней.

На рисунке выше показано готовый меч. Вам, вероятно, нужно подправить шлифованием клей, который, возможно, просочился, или только для окончательной очистки. Только будьте осторожны, чтобы не поцарапать металлические детали делая это.

И вот теперь вы можете взять меч в руку. Но это еще не все.

Источник

Технология изготовления гард

Возникли некоторые вопросы по изготовлению гард мечей и шпаг 16 — 17 в.
1. Кузнечная сварка?
Тут в целом все понятно, но некоторые варианты из-за особенностей конструкции, и маленькой толщины (просто мгновенно остывает) не так то просто сварить будет.
Вот например такие

2. Твердая пайка (серебром, медью, латунью). Эта технология была довольно распространена в средние века (например крупные шайбовидные навершия мечей — очень часто именно паяные а не цельные)

Насколько часто пайка применалясь для сборки таких гард?

Вот тут например очень похоже на пайку

Интересно рапиру дядька держит.

igor-g
но некоторые варианты из-за особенностей конструкции, и маленькой толщины (просто мгновенно остывает) трудновато сварить будет.

вы практикующий кузнец?

igor-g
Твердая пайка (серебром, медью, латунью). Эта технология была довольно распространена в средние века (например крупные шайбовидные навершия мечей — очень часто именно паяные а не цельные)

интересно было бы посмотреть, не покажите ли образцы/примеры?

Mower_man
интересно было бы посмотреть, не покажите ли образцы/примеры?

Не вижу пайки, где она? Подержал не одну сотню мечей 16-17 века с развитыми гардами, пайки не видел. Коррозия проявляет пайку на раз. Следы позднего ремонта с пайкой латунью встречались, включая спайку сломанных пополам клинков шпаг.

На шпагах тоже не упомню такого, хотя могли наверное использовать, Фоксбата надо спросить, у него опыта больше. Кузнецы изгалялись тогда как могли, интересные технологические приемы в мелкой работе (к примеру пустотелые «вишни» на концах дужек с прорезным сквозным орнаментом, сами прорезные дутые дужки и такие же поммели на шпагах), а это другой размер и уровень работы, чем массивные эфесы на ваших фото.

Причем, как я полагаю, это не работа из ряда «подарок царю + три тысячи нормочасов» а поточная работа, кузнецы не страдали над «фишками» месяцами, навыки и отработанные техники.

Вопрос, как это делалось, разложить поэтапно, безусловно интересно как аспект ИО.

Попробуйте достать в работу металл, по типу стяжек/шпилек из старинных разрушенных зданий, где использован кованный металл со шлаком. Любители приборного поиска выкапывают такие железки пудами на разрушенных старых усадьбах и деревнях, достать не проблема. Результаты кузнечной сварки тонких деталей возможно будут иные.

Mower_man
Подержал не одну сотню мечей 16-17 века с развитыми гардами, пайки не видел.

Шов от капилярной паики серебром можно сделать таким тонким его почти не видно будет. И по цвету не желтый

Тоже, как и Мовер, ни разу не видел ничего кроме сварных гард. Сварка гораздо крепче пайки, и наверное кузнецы чувствовали ниже своего достоинства паять — вроде как умения не хватило.

Пайка вполне возможно была на предметах более ювелирных, это вообще ведь чисто ювелирное мастерство.

Кстати, а точно известно что диск на фото паяный? На таких не стрессовых деталях почему нет?

igor-g
Шов от капилярной паики серебром можно сделать таким тонким его почти не видно будет. И по цвету не желтый

Идеальной сохранности образцы не щупал, в музеях за стеклом стоят в основном, основная масса дошедших клинков имеет следы коррозии в разной степени, паянные швы проявились бы. Хоть даже и серебро.

Навершия мечей — нагрузки невелики, Фоксбат правильно сказал. Поммель расклепывался через хвостовик, после насадки рукояти, паянная деталь по оси сверления не сдюжила б, а боковые крышки, это уже декоративный момент.

Паяные крышки на дисковидных навершиях не были декоративным элементом — оснований не доверять исследованиям Э. Окешота у меня нет.

Mower_man
Поммель расклепывался через хвостовик, после насадки рукояти, паянная деталь по оси сверления не сдюжила б

igor-g
По поводу прочности паяных деталей (и в частности гард)

Вы хотите сказать что пайка не слабее сварки?

О чем мы, собственно, говорим? Что кто-то мог где-то делать пайкой? Кто знает, может и было такое. Но что на многом что было видено паек не было, это факт. Как видно кузнецы в то время легко это делали.

А можно и мне влезть с набившей здеся оскомину Индией. Вот к примеру тальварные рукояти, поздние видел паяные из сегментов припоем светложёлтого жёлтого или красного цвета. Но попадались очень редко конечно и древние архаичные цельнолитые. «Очень поздние» 🙂 видел даже сварные, но тоже с неплохо припасованными деталями и обработанными с внешней стороны швами, изнутри конечно простите «кака».
Но с первого взгляда определить технологию достаточно трудно. Припасовка деталей перед пайкой бывает просто великолепная, а слой патины и прочих наложений в скрывает шов, пока не расчистишь.

igor-g
Вот маленький тестик гарды — спаял когда то давно но получилось коряво поэтому использовать не стал.
Внутренние кольца припаяны встык на медно-серебряный припой

Если вы хотите получить внешнее подобие — то паяйте да ради бога. Никого в массе не интересует как сделано, лазером кроили или на фрезере стругали. ТОже и пайка.

igor-g
Паяные крышки на дисковидных навершиях не были декоративным элементом — оснований не доверять исследованиям Э. Окешота у меня нет.

Видимо крышки принимали на себя удар и все такое. или я не правильно понимаю?

scramasax
Припасовка деталей перед пайкой бывает просто великолепная, а слой патины и прочих наложений в скрывает шов, пока не расчистишь.

Клинкам, которым 300-400 лет, никакая припассовка не спрячет припой. Влага воздуха и гальванопара «цветмет и железо». Жирные кислоты в кожном сале и пот — пайка проявится.

Mower_man
Видимо крышки принимали на себя удар и все такое. или я не правильно понимаю?

Причина изготовления таких наверший точно не ясна.
Одно из предположений исследователей заключается в том что цельное при таком размере (а это около 6о мм в диаметре) получалось бы слишком тяжелым. Хотя это и спорно.

igor-g
Одно из предположений исследователей заключается в том что цельное при таком размере (а это около 6о мм в диаметре) получалось бы слишком тяжелым. Хотя это и спорно.

Они вроде не тяжелее обычных монолитных.

Клинкам, которым 300-400 лет, никакая припассовка не спрячет припой. Влага воздуха и гальванопара «цветмет и железо». Жирные кислоты в кожном сале и пот — пайка проявится.

Дык кто ж спорит, я говорю расчищать надо, или тут только мне изделия в виде кома почвы и ржи приходят?

Дык кто ж спорит, я говорю расчищать надо, или тут только мне изделия в виде кома почвы и ржи приходят?

Не надо расчищать, пайку сразу видно.

Но так и не понимаю — почему мы говорим о некой пайте? Тот факт что среди множества предметов ее нет говорит о чем-то. А домыслы — «а может кто и делал!» — зачем они? Если кто-то покажет меч или рапиру 15-17 веков, как в забже, с пайкой, то пойдет другой разговор.

Предметы того времени очень часто идут чистые. наоборот, часто перечищенные. Но это в моем опыте.

scramasax
Дык кто ж спорит, я говорю расчищать надо, или тут только мне изделия в виде кома почвы и ржи приходят?

Речь как бы не за Индию.

Foxbat
Они вроде не тяжелее обычных монолитных

igor-g
Причина изготовления таких наверший точно не ясна.

В те времена возможно туда закладывали мощи а дальше мода сыграла роль.

Лады, не про Индию(хотя бывает что и оброна не видать, не то что таушировки). По делу. Вот тот огрызок который мы обсуждали ранее, ясно видна пайка кольца жёлтым припоем, а эпоху вы сами тогда определяли. Простите, но абсолютно точного аналога предметам в топике под рукой нет. А если по предмету на фото есть недоверия готов перефотографировать немедля.

igor-g
Получается в том то и смысл, что паяными, навершия делались именно для того чтобы уменьшить массу этих наверший за счет пустотелости, сохранив при этом большой диаметр.

Как крепилось навершие к черену? Если раклепом, то крышки — чистая декорация и все, ну припаяли их, умели делать и не разучились, но сабж тут при чем?

scramasax
А если по предмету на фото есть недоверия готов перефотографировать немедля.

Безусловно общий вид нужно, а то кочерга кочергой в таком ракурсе, вполне возможно, что предмет перемонтирован или модернизировался

Думаю ремонт. Вряд ли кто на такое критичное место ставил бы заведомо слабый состав. А что говорили насчет самой вещи? Можно линк?

А какой смысл при изготовлении реплики использовать в работе древние технологии? Полуавтомат сломался?

Предмет по ссылке — как пример штатной пайки служить не может, грубо сделано, сборка непонятная, из-за ракурса не узнал.

А какой смысл при изготовлении реплики использовать в работе древние технологии?

По поводу того, что кузнецы считали ниже своего достоинства паять, уважаемый Foxbat не прав. Мне приходилось реставрировать т.н. «аланскую»саблю, так вот у нее была кованая(железная)гарда. Брусочек металла был, в середине, разрублен вдоль, затем сформовано овальное отверстие, и вставлена и пропаяна(медью) овальная пластинка с отверстием для клинка. Видимо,для данного кузнеца, этот метод был наиболее приемлем, при изготовлении гарды.
Но по данной теме мог бы помочь подробными и в разных ракурсах фотографиями гард, многоуважаемый Foxbat.
Мне кажется, практикующие кузнецы(в том числе и я)попробовали бы изготовить подобное, изложив и показав весь процесс на ветке «Реплики ХО» в теме «Как это делается, от и до».

Паладий
По поводу того, что кузнецы считали ниже своего достоинства паять, уважаемый Foxbat не прав.

Вопрос был о конкретно мечах и шпагах 16-17 веков. на таковых ни разу не видел пайки. Это не значит что их не могло быть, но что пайка не типична — совершенно точно. Обычно видим вот такие детали:

А шайбочка не паяна?

Если интересно, то я попробовал бы к концу недели такую отковать. Но нужно еще фото и для сравнения спичечный коробок, например.

Ну и вообще весь клинок с рукоятью.

А какой смысл при изготовлении реплики использовать в работе древние технологии? Полуавтомат сломался?

Фоксбату отдельно, больше фото, пожалуйста. Рапиры прекрасны. ))
И да, мое имхо, на гарде пайки на рабочем предмете не должно быть. Вот в месте сопряжения клинка с гардой вполне, так там декор. Но, опять-таки, даже там клинок подогнать без щелей — не сложно. Если делать ответственно, а те предметы очень внимательно делали.

Какая шайбочка? Ажурная что из листа и вставлена в рамку? Нет, они обычно вставлялись в канавку прорезаную в рамке.

Паладий
Если интересно, то я попробовал бы к концу недели такую отковать. Но нужно еще фото и для сравнения спичечный коробок, например.

Пора нам замахнуться на Арнольда нашего Броха? 😊

Вот пока из старых фото.



Ну вот и океюшки.

Паладий
попробовали бы изготовить подобное, изложив и показав весь процесс на ветке «Реплики ХО» в теме «Как это делается, от и до».

Историческая реконструкция процесса вполне может украсить собой и ветку ИХО. 😀

Интересно. Шайба вставлена во внутрь жёлоба кольца «горячей посадкой» или «вхолодную» с последуюшим расклёпыванием-расковыванием шайбы, или обжимкой кольца?

scramasax
Интересно. Шайба вставлена во внутрь жёлоба кольца «горячей посадкой» или «вхолодную» с последуюшим расклёпыванием-расковыванием шайбы, или обжимкой кольца?

На холодную, шайба выпуклая сначала, потом выпрямили немного и диаметр увеличился, шайба в пазу защелкнулась.

Я тут подумал. Изготовление сложной гарды из «единого куска металла» ковкой и слесарными работами прошивкой просечкой и пр. приёмами из художественной ковки при наличии шпераков, подсечек, сечек и пр. приспособ не представляет особой сложности. В конце концов в художественной ковке встречаются шедевры из «единого куска» посложнее рассматриваемых сейчас нами гард.
Просто пайка изделия из отдельных деталей несколько проще и резко снижает риск запороть ту же гарду из одной поковки. Просто технология тогда была отработана.
А вот по поводу позднего ремонта кольца «моей» «подподушечной :-)» сомневаюсь, уж очень бытование и пр. кольца и крестовины одинаковое, просто думаю прочностные и пр требования к такому лёгкому простому дешёвому гражданскому оружию были пониже, нежели к боевому тяжёлому, и использование пайки в данном случае допускалось.

1. На самом деле пример с дагой, представленной ранее, тоже не совсем удачный. Такую деталь действительно легче сделать цельнокованой (да и прочнее получится). Очень возможно что эта гарда именно так и сделана и никакой сварки там и нет.

2. Я специально просмотрл десятка четыре фотогорафий разных изделий (с большим разрешением) и действительно следов пайки не видать. Но и на сварные некоторые элементы конструкции тоже не похожи либо число сварных швов минимально. Возможно некоторые из гард и вправду сделаны так сказать «максимально» цельноковаными.

Вот например работа современного зарубежного мастера (он пишет что делет кузнечной сваркой, но саму технологию не раскрывает) но тут то все швы видны

igor-g
Вот например работа современного зарубежного мастера (он пишет что делет кузнечной сваркой, но саму технологию не раскрывает) но тут то все швы видны

Вот тут бы я сказал, что как раз такие это пайка, а не сварка, особенно хорошо видно косой шов на основной дужке, для кузнечной сварки это нонсенс.

Ветвистые эфесы возможно делались из толстого листа, по шаблону срубалось все лишнее, а потом «квадраты» из «кляксы» оттягивались и им давался профиль. А потом уже все гнулось в объемную фигуру. В «кляксе» число стыкуемых элементов можно свести к минимуму.

Рентгеноскопия сложного эфеса дала бы пищу для размышлений.

Возможно кто-то реставрировал или расчищал изделия такого типа.

Поэтому вопрос — как конструктивно сделаны такие гарды в указанном месте: разборные они или нет т.е. вставлялись ли квилоны в блок или в этом месте цельная деталь из одного куска; видны ли следы сборки (сварки, запайки)

igor-g
Возможно кто-то реставрировал или расчищал изделия такого типа.

Фоксбат точно нарасчищал немало.

igor-g
Возможно кто-то реставрировал или расчищал изделия такого типа.

Поэтому вопрос — как конструктивно сделаны такие гарды в указанном месте: разборные они или нет т.е. вставлялись ли квилоны в блок или в этом месте цельная деталь из одного куска; видны ли следы сборки (сварки, запайки)

Увидеть это там невозможно, ибо узкие щели забиты окислами и грязью веков, как ни чисти все равно не увидишь. Этот эфес еще сложнее других, ибо переход с блока на прутья не 90 градусов, как часто, а угол острый.

Но как правило выглядит так что блок кован вместе с квилонами.

Mower_man
Ветвистые эфесы возможно делались из толстого листа, по шаблону срубалось все лишнее, а потом «квадраты» из «кляксы» оттягивались и им давался профиль.

Идея заинтриговала, поэтому повертел в руках несколько, и думаю такие моменты иногда были возможны, но много они все равно не упрощали, на сложных эфесах все равно будет много сварки. Вот например на таких.

А нет ли фото этой рапиры или подобной с другой стороны (со стороны контргарда)? очень интересно посмотреть на место стыка этих деталей но с другой стороны

на сложных эфесах все равно будет много сварки. Вот например на таких.

Пожалуйста.


Источник

Читайте также:  Внешняя сторона балкона своими руками
Оцените статью