Гармонь своими руками мастера гармони

Гармонь своими руками мастера гармони

Я давно хотел сделать для себя гармонь. Работать руками умею и люблю, в конструкциях гармоней разбираюсь. Увидел в интернете, как делает кнопочный аккордеон Tim: http://www.reyesforo.com/post/From-the-workshop-4612213
и решил, НАЧИНАЮ.

Сразу хочу сказать, я не ставлю перед собой цель создать шедевр, просто хочу сделать хорошую, надежную гармонь (а может, получится очень хорошая)?
Конечно, у меня нет необходимой оснастки, поэтому это будет сильно ограничивать технологические возможности, но будем выкручиваться.

— небольшую по размерам, легкую, чтобы было легко перевозить и носить. Подходит размер шуйской трехголосой 315×190×240 мм. У меня несколько таких гармоней, есть лишний мех. Поэтому решил идти по такому пути: делаю полукорпуса с механикой и резонаторами под меховую рамку шуйской гармони, чтобы можно было настраивать гармонь, пока делаю мех;

— тональность гармони Фа# мажор, мне подходит.
Буду делать трехголосую. Мне не нравится звучание четырехголосых или нижегородок (с заёмом). Я с детства слышал звук обычных гармоней и именно с ним ассоциируется гармонь (да и корпус будет небольшой — трудно разместить, и с четырьмя голосами гармонь будет тяжелей)

— по дизайну гармонь должна быть традиционной, но не пестрой, немного под старину.

Не хочется делать простой ящик, для красоты украсив только корпус.

Внимательно разглядывал дореволюционные фото с гармонями и решил делать «винтажную» гармонь.

Основные различия по конструктиву корпуса:

— полукорпус делится пополам и соединяется крючками, т.к. рамка меха равна примерно половине ширины полукорпуса. Рамка отделывалась, на фото плохо видно, но по аналогии с немецкими образцами тех времен (сохранилось много, есть качественное фото) лендрином или тонкой кожей. Такая конструкция узнаваема, приметна, передает время;

— меха имели от 18 до 20 борин, современные гармони меньше посмотрите на раздвинутые гармони;

— форму грифа сделаю по образцу типичных гармоней тех лет, не хочу как у современных «нижегородок».

В доживших до наших времен старых гармонях много переделок – ледерин меняли на дешевый и грубый дермантин или просто красили, меняли сломанные замки, и конечно, украшательства. Но конструктив корпуса особо не менялся. Скоро я подержу в руках старую гармонь или мне вышлют фото важных конструктивных элементов корпуса и буду двигаться дальше.

В конструкции корпуса старых инструментов мне будет интересно послушать звук, ведь резонаторы практически полностью находиться в объеме полукорпусов.

За образцы взял гармони «Оркестр» и «Танго» от дореволюционных до 20х годов. Кое-что нарисовал, пока эскиз, надо еще продумать мелкие детали и конструкцию.

Над левой часть еще думаю, поэтому нарисовано условно. На эскиз наложил примерные текстуры, чтобы приблизиться к реальности. Нет ещё мелких деталек – крючки, рисунок деки и т.д.

Рисовать легко, быстро, но полного объемного вида это не дает. Начал делать макет в масштабе 1:1 из пенокартона, пленки, фольги и бумаги. Можно подержать в руках, оценить удобство с точки зрения эргономики, посмотреть как видно гармонь с разных сторон, как украсить.
Вот фотография макета.

Попробовал сделать гофру для меха, сделал приспособление, для первого раза неплохо.

Источник

Гармонь своими руками мастера гармони

Виды гармоней

Гармонисты

Фабрики и мастера

Видео

Файлы

Устройство и ремонт

Гармонный мастер из д.Редькино Павел Пряхин

Гармонный мастер Пряхин Павел (1926-2009) родился в д. Редькино Балахнинского района Горьковской области.

Читайте также:  Как занизить ваз 2107 своими руками

Деревня Редькино небольшая, в ней одна улица, есть пруд. Фамилии коренных жителей деревни: Мочаловы, Пряхины, Супрядкины, Шароновы, Щукины.

Дед гармонного мастера Павла Пряхина Тимофей был крестьянином, обрабатывал свой надел земли. Он хотя и успел дать жизнь 7 детям, но не дожил до старости. Тимофей пахал на лошади у края леса, из леса с шумом вылетела птица. Испуганная птицей лошадь зашибла Тимофея. От того, что вся домашняя крестьянская работа легла на плечи единственного сына Тимофея Пряхина Василия, он ни одного года не учился в школе, пахал на коне и сеял с 9 лет. Некоторое время Василий Пряхин работал шаблонником в г. Бор в артели по производству мебели. Также Василий Тимофеевич владел столярным ремеслом, делал на продажу круглые столы, шифонеры, комоды, буфеты, стулья, табуреты; умел катать валенки.

Кроме сына Василия в семье Тимофея Пряхина было 6 дочерей: Фения ( в браке . ), Анна ( в браке Гудкова), Татьяна ( в браке Суворова), Александра ( в браке Щурова), Пелагея ( в браке Синцова) и младшая Наталья ( в браке Комиссарова). Все 6 тётушек гармонного мастера Павла Пряхина уехали из родной деревни Редькино: Фения — в Квасово, Анна Гудкова — в Копосово, Татьяна Суворова и Александра Щурова – в Большое Содомово, Пелагея Синцова — в Марково, Наталья Комиссарова — в г. Бор.

Павел Пряхин был старшим ребёнком и единственным сыном в семье Василия Тимофеевича (1897-1976) и Клавдии Куприяновны ( в девичестве Лисина) Пряхиных. Кроме Павла в семье Василия Пряхина были еще 3 дочери Валентина 1928 г.р. ( в браке Едокова), Софья 1933 г.р.( в браке Егорова) и Ираида 1939 г.р.( в браке Буркова).

Мама Павла Васильевича Клавдия Куприяновна была из семьи Лисиных Куприяна и Ефросиньи.

В семье Лисиных было 6 детей: 4 дочери (Анастасия ( в браке Туркина), Зиновья ( в браке Зайцева), Александра ( в браке Киселева), Клавдия ( в браке Пряхина) и 2 сына (Павел и Яков). Клавдия была пятым ребенком в семье, младшим был сын Яков. В те времена (по словам Клавдии Куприяновны) семья была славущей.

Они занимались земледелием: выращивали лен, обрабатывали, трепали, ткали. Куприян вместе с сыновьями работал в рыболовецкой артели. Интересно, что промысел был озёрной рыбы, а не речной с Волги. Все члены семьи Лисиных были очень трудолюбивы, поэтому жили зажиточно. Имели свой выезд — так называли раньше лошадь в упряжке: летом — тарантас, зимой – сани. Семья Лисиных проживала в поселке Толоконцево около церкви. Церковь называлась «Введения во храм» и поэтому престольный праздник в Толоконцево был «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Клавдия Куприяновна имела хороший голос, была запевалой на всех праздниках. В детстве пела в церкви в детском церковном хоре. Клавдия занималась шитьем, ткала, вязала, очень красиво вышивала. До настоящего времени в семье её дочери Софьи остались вышивки мамы. Клавдия училась два года в школе, умела читать и писать.

Многим парням хотелось взять в жёны девушку из семьи Лисиных. Дочери Куприяна и Ефросиньи были воспитанными, скромными, рукодельными и еще красавицами с приданным. Но не за первого посватавшегося парня Куприян выдавал своих дочерей, он выбирал своим дочерям достойных женихов.

Когда Клавдия вышла замуж за Василия Пряхина и переехала в Редькино, она занималась ведением домашнего хозяйства: работала на своем участке, в огороде, в поле, ухаживала за скотиной. Семья выращивала овёс, пшеницу, рожь. Сами жали, молотили. Клавдия не была колхозницей, но работала во время войны на колхозных полях. Зимой Клавдия Куприяновна шила, принимала заказы от деревенских женщин, обшивала всю деревню, хотя была самоучкой. В тонкости швейного ремесла Клавдия посвятила всех 3-х своих дочерей и средняя дочь Софья стала профессиональной швеей.

Читайте также:  Интерьер для бытовки своими руками

В Редькино выращивали огурцы на личных огородах и на колхозных полях. Репу и редьку не ели, сахарную свеклу употребляли в пищу, сушили и пили с ней чай.

На каждый праздник варили холодец, его называли студень. Пироги пекли с калиной.

Делали запеканку из тыквы (кибеки), называлась “кибешник”, и запеканку из картошки – “картофельник’’. Парили брюкву в глиняных горшках.

И еще на десерт варили овсяный кисель. Это блюдо было распространено среди жителей Балахнинского и Борского районов. Овёс толкли в ступах железным пестом, протирали через ситечко, заливали водой, настаивали сутки с закваской, потом варили. Остывшее овсяное желе резали на кусочки, подавали на стол в блюде с медовой водой. Интересно, что медовая вода имела самостоятельное название – сыта. Софья Васильевна и дочь старшей сестры Валентины до сих пор готовят это блюдо, но только на овсянке.

Зимой детвора в деревне Редькино каталась с горки на “козе’’: это приспособление делалось из бревна дерева, в котором выдалбливалось углубление, ставились стойки, прикреплялось сиденье.

Также деревенские мастера в Редькино делали деревянные сани с закругленными полозьями и продавали их в Городце на базаре.

Анатолий Петров — Мастер по ремонту гармони

Мухины — гармонные мастера из села Байково

Гармонщики из села Байково Иван и Григорий Мухины были старшими сыновьями в большой семье байковского кузнеца Василия Матвеевича (1877-1939) и его жены Анны Федоровны (1877-1939).
Байково – старинное село на юге Нижегородской области на реке Алатырь, расположенное в 5 км на запад от ж/д станции Ужовка. Но если Ужовка в 2020 году будет отмечать свое 120-летие, то село Байково упоминается в старинных документах уже с 1628 года.

Василий Матвеевич Мухин
с женой Анной Федоровной

Можно предположить, что у Матвея Мухина ( деда гармонщиков ) были многочисленные родственники, т.к. вблизи села Байково есть небольшой населенный пункт, который до войны носил название Мухин посёлок.
Семейство Василия Мухина проживало в селе Байково на ул. Покровка вблизи пруда. Сейчас этот водоём полностью высох и похож на неглубокую яму, обросшую по контуру ивами. А когда-то в пруду была чистая родниковая вода и водилась рыба.
Кузнец Василий Мухин с женой Анной воспитали 7 детей: 3 дочери и 4 сына. Трое их детей: Иван, Федор и Марфа ( в браке Гурьянова) остались жить в родной деревне, трое уехали в областной город Горький: Григорий, Алексей и Полина ( в браке Лаврова), а младшая дочь Анна Васильевна Мухина волей судьбы оказалась в г. Луганске. Семейная легенда Мухиных донесла до нас следующий факт: Василий Матвеевич принимал деятельное участие в строительстве церкви в селе Байково.
Трое сыновей Василия Мухина: Иван, Григорий и Федор, а также внуки Иван Иванович и Николай Иванович воевали на фронтах ВОВ, защищая родную страну от фашистских захватчиков.
Сложное дело изготовления планок, наклепки голосов гармошки, а также методы настройки можно освоить только под руководством опытных наставников. В редких случаях если у начинающего гармонщика не было наставника, то он в процессе ремонта гармошек сам разгадывал секреты старых мастеров-гармонщиков, доходил до тонкостей технологии своим умом.
Интересно, что потомки Василия Матвеевича Мухина не имеют единого мнения о том, где обучились мастерству изготовления гармоней Иван Васильевич и Григорий Васильевич.
От Веры Ивановны Черпаковой-Мухиной исходит легенда о том, что Василий Матвеевич послал старшего сына Ивана на обучение к старому гармонщику в Починки. Освоив в Починках тонкости ремесла, Иван уже в Байково передал свои знания младшему брату Григорию.
Но внук Григория Васильевича Мухина Владимир Коченов утверждает, что его прадед Василий Матвеевич Мухин сам умел делать гармошки?! Это Василий обучил Ивана и Григория тонкостям ремесла, и уже в 10 лет его сыновья умели клепать голоса.
Можно бы сказать, что счет в споре 1:1, но голос старожила с. Ильинское Гавриковой Валентины Ивановны, утверждающей, что « Байковский кузнец Василий Мухин изготавливал гармошки, а его сын Иван ходил по деревням и продавал их», обеспечивает перевес версии внука Григория.
Починковский краевед Фуфаева М.А. сообщила мне, что в 20-30х гг. в Починках были ремесленники, занимающиеся ремонтом гармошек, но точные фамилии гармонных мастеров ей неизвестны.
В дополнение к 1-й версии я бы хотела выдвинуть своего кандидата на место учителя Ивана Васильевича Мухина: Василий КОРОЛЁВ. Гармошка этого Починковского мастера есть у Борского гармониста Ивана Епифанова ( д. Зимёнки), мама которого родом из д. Мадаево. Также Иван Епифанов утверждает, что его дед упоминал гармонного мастера Рябова Виктора Федоровича из Наруксово. Что касается судьбы кустаря-гармонщика Василия Королёва, то он, якобы, переехал в Саранск, где и похоронен. И фамилия у него по отцу другая ( Кокурин или Трегубов), также возможно, что Королёв – это деревенская кличка мастера.

Источник

Мастер-класс Поделка изделие Моделирование конструирование Гармонь Бумага Картон Клей

Здравствуйте, уважаемые жители Страны Мастеров! По многочисленным просьбам я сделала для вас мастер-класс гармони. Постараюсь подробно описать все этапы работы.

Для работы нам потребуются: картон, обои (или бумага), клей ПВА, клей Момент, прищепки, малярный скотч и дырокол (забыла его сфотографировать, обещаю исправить)

Делаем меха. Вырезаем 2 прямоугольника, размером 12*40 см и 2 прямоугольника, размером 7*40 см. Приклеиваем малярный скотч с изнаночной стороны.

Делаем разметку складок. На расстоянии 1, 5 см проводим линии

И так со всеми прямоугольниками.

Делаем 1,5 см надрезы на внутренней складке.

Вот что получилось

Для чего приклеивали малярный скотч? Чтобы надрезы не рвались дальше.

Подворачиваем уголки только на тех прямоугольниках, которые 12*40 см.

Вырезаем из картона прямоугольники 12*7 см.

Будем приклеивать верхнюю часть мехов. Аккуратно намазываем клеем «Момент» ребро картонной заготовки, со стороной 7 см.

Приклеиваем. Для фиксации берем прищепки.

Следующая заготовка и т.д.

Все картонные заготовки на месте

Переворачиваем. Приклеиваем нижнюю часть мехов.

Фиксируем прищепками, ждем минут 15-20.

Теперь вклеиваем переднюю часть. Девочки! Жаль руки только две, сфотографировать не смогла, но поверьте, сложностей особых нет.

Вот, что должно получиться. Так же вклеить последнюю, 4 часть.

Делаем коробочку. Размеры прямоугольников 3*7,3*12, 7*12 (всех по 2шт.)

Коробочку вклеиваем с правой стороны

Делаем левую сторону

Получилась вот такая коробочка

Ее наклеиваем на заготовку (планку)

Добавляем еще 3 заготовки (для объема)

Все обклеиваем бумагой или малярным скотчем

Остается только красиво оформить нашу гармонь. Здесь дайте волю фантазии! Цветная бумага, салфетки, да что душа пожелает!
А кнопочки делаем при помощи дырокола.

Вот они, гармошки. Одна — конкурсная (https://stranamasterov.ru/node/639435?k=all&u=81727), другая — новенькая. Еще не оформленная.

Конкурсная. То, что осталось за кадром.

5 октября — День учителя

Я поздравляю вас, коллеги, педагоги.

Наш день сегодня — день учителей.

Желаю, чтоб встречались на дороге

Вам счастье, радость, множество друзей.

Желаю вам способных подопечных,

Талантов в классе, знающих детей.

Желаю, чтобы было бесконечным

Терпение у вас, учителей.

Девочки! Примечания для тех, кто хочет сделать меха из ткани. Я уже делала аккордеон, кому интересно, посмотрите здесь (https://stranamasterov.ru/node/447030)

Ткань наклеила на акварельную бумагу и прогладила утюгом. Клавиши сделаны из линолеума.

Копирование авторского мастер класса (полностью или частично) должно быть обязательно с моего разрешения и ссылкой на данный сайт.

Источник

Читайте также:  Водопроводные трубы монтаж своими руками
Оцените статью