- Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер
- Установка ГБО на скутер своими руками
- Принцып работы ГБО
- Опасность газового оборудования
- Цена установки ГБО на скутер
- Мастерски сделанный мопед повышенной проходимости
- Проверка мопеда повышенной проходимости в реальных условиях
- Мотоцикл повышенной проходимости
- Два класса
- Кроссбайк
- Спортинвентарь
- Для комфорта в путешествиях
- Главные качества туристического мотоцикла
- Двигатель и бак
- Окончательное решение
- Один комментарий
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер
На АЗС можно залить в бак топливо плохого качества: в бензине могут оказаться вещества, которыми повышают октановое число топлива — тетраэтилсвинец (он ядовит для человека) или ферроцена (они за считанные километры угробят свечи). А в газе не бывает ни того, ни другого. И зачем повышать его октановое число? В пропан-бутана оно и так в пределах 98-102. Хотите еще выше? Тогда катайтесь на метане — у него 115 единиц! Свечи служат вдвое дольше, чем даже на лучшем бензине. А о том, что смолистых отложений при его сгорании почти нет, мне подсказал цвет моторного масла: если раньше оно бывало почти черным, теперь его цвет практически не меняется. Катализатору тоже «живется легче» — на «газированных» скутерах он служит вдвое дольше.
Но у газа есть и минусы. Бензин поступает в двигатель в виде жидкой смеси, а она занимает меньший объем, чем газ. Значит, «на газу» в цилиндр попадет меньше топливовоздушной смеси, а от этого, сами понимаете, снизится максимальная мощность. Правда, существуют системы топливной аппаратуры, которые впрыскивают жидкий пропан-бутан. С ним мощность не падает. Теплотворная способность газа меньше, чем бензина. Значит, подавать его в двигатель нужно больше, процентов так на десять. Отсюда и больший расход топлива на единицу расстояния.
Выхлоп мотора стал чище. Не в разы, конечно, но даже самый карбюраторный двигатель после перехода на пропан-бутан без дополнительных переделок тут же вписывается в нормативы Евро-1. Burgman с его электронным впрыском и катализатором соответствует Евро-2. Его можно довести и до Евро-3. И еще у газового топлива одна особенность. Нельзя тупо сравнивать содержание СН в выхлопных газах двигателей, работающих на различных топливах: не все углеводороды одинаково вредны. Смесь пропана и бутана почти не содержит тяжелых фракций, которые при сгорании превращаются в ядовитые вещества и канцерогены. Байкеры обычно не вникают в аспекты экологичности выхлопа, мне же приятно осознавать, что выхлоп моего скутера гораздо чище, чем у других.
Установка ГБО на скутер своими руками
Теперь о том, как я газифицировал Burgman. В скутере свободного места для установки системы немного, но для современного компактного оборудования найдется. 6-литровый баллон, например, прекрасно поместился в верхнем кофре. Скажете, слишком высоко? Повышается центр тяжести? Через 5-10 км езды я об этом и думать перестал — приспособился. Подачей газа управляет специальный контроллер.
Детали газового оборудования:
- провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- выходной штуцер для газа;
- штуцеры, на которые подается разрежение из впускного коллектора;
- регулировочный винт;
- штуцеры для подвода и отвода охлаждающей жидкости;
- редуктор;
- предохранительный клапан;
- разъем управляющих сигналов форсунок;
- разъем датчика температуры газа внутри рампы;
- блок управления;
- штуцер, в который поступает газ из редуктора;
- рампа;
- датчик давления газа, выходящего из редуктора;
- штуцеры, по которым газ идет с рампы в коллектор;
- штуцеры, которые вкручиваются во впускной коллектор;
- топливный фильтр.
Эмулятор подключается к штатным «мозгоам» скутера и не дает им «сойти с ума», когда при переходе на газ отключаются бензиновые форсунки.
Фильтр разборный, менять следует только картридж. Этот узел устроен так, что представляет собой хороший отстойник. Фильтр состоит из корпуса (3), крышки (1), картриджа (2) и уплотнительных колец (4).
Баллон с газом занял большую часть кофра.
На панель приборов выносится кнопка принудительного отключения газа. Под ней крошечная шкала, по которой можно определить количество газа в баллоне.
Так разместилась рампа (показана стрелкой) в плотном моторном отсеке скутера Burgman.
Принцып работы ГБО
Температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, разрежения в коллекторе (важнейший параметр!), а тахометр дает сведения об оборотах коленвала. Контроллер «советуется» со штатным блоком управления двигателем, и они «совместно решают», которые форсунки включать (бензиновые или газовые) и в каком режиме им работать.
Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор подогревается жидкостью из системы охлаждения двигателя. В зависимости от изменения разрежения во впускном коллекторе редуктор изменяет давление газа подводится к форсункам. У него встроенный датчик температуры. Ориентируясь на его показания, «мозги» сами включают бензин на время прогрева и определяют момент, когда можно мотор переключить на газ. С редуктора газ поступает в рампу. В ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Я не случайно выбрал именно эту рампу, предназначенную для 4-цилиндрового мотора: она способна выдавать очень малые порции газа — с другими двигатель скутера не сможет нормально работать на холостом ходу. От диаметра отверстий в ее выходных штуцерах зависит объем газа, поступающего в двигатель, — в этом они схожи с омывателями карбюратора. Особой точности не требуется — интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки я подбирал опытным путем. Для моего скутера, оказалось, оптимальный диаметр отверстий — 1,5 мм. Для моторов меньшего объема они должны быть еще тоньше — до 1 мм.
Мотору с системой впрыска необходим еще один узел — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются. Но «мозги», зафиксировав это, могут «решить», возникшая неисправность — и отключат всю систему или выбросят другой фортель. Так вот эмулятор имитирует работу штатных форсунок и тем самым экономит «психику» контроллера.
Опасность газового оборудования
Многие утверждают, что газ намного больше взрывоопасный, чем бензин. Не верьте! Сами судите: когда выключаешь зажигания,электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При разъединении или обрыве трубопроводов в них срабатывают механические клапаны. Если сильно повышается давление в редукторе, срабатывает предохранительный клапан и отправляет избыток газа во впускной коллектор. Когда электроника определит, что внезапное обогащение смеси не случайность,то отключит газовое оборудование. В мастерской механики могут подключить к «мозгов» специальный компьютер и узнать обо всех неполадках в системе. Кроме того, все трубопроводы изготовлены таким образом, что соединить их негерметично под силу лишь очень «талантливому» механику.
Современные газовые баллоны делают настолько прочными,что они выдерживают попадания пистолетной пули. А при пожаре не взрываются. Случайное рост давления в баллоне не опасен — выше 16 атм не поднимется, тогда как баллон рассчитан на 24 атм. Если же его нагреть и давление перевалит эту критическую отметку, то сработает специальный предохранительный клапан — он осторожно стравить лишний газ. Если газ таки загорится, то не полыхнет, а всего лишь зажжется небольшой струей огня. А теперь представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком … К тому же, при сильном ударе бензин в бензобаке может сдетонировать. Газ — никогда.
При любой неисправности газового оборудования или его электрических приборов и цепей система питания автоматически переходит на бензин. При желании можете переключиться и вручную. Хочу заметить, все переключения происходят без провалов и рывков. Водитель узнает о них только по двойному звуковым сигналом и когда загорелась лампочка на приборке.
Цена установки ГБО на скутер
Переоборудовать мототехнику на газ выгодно тем, кто много ездит. Например, развозчик пиццы. На двухтактники, в силу того, что у него большой расход топлива, переработка окупится быстрее. Но должна надежно работать система раздельной смазки — если она неисправна, масло с газом не смешивается. В нашей стране газовое оборудование вместе с работой по установке скутер обойдется в $ 100-150. Расходы окупятся примерно через 20 тыс. км пробега. Зато владельцу оппозита с коляской вложенные деньги вернутся уже через 10 тысяч, а то и раньше.
Источник
Мастерски сделанный мопед повышенной проходимости
Сборка мопеда повышенной проходимости с нуля. Сегодня начнем делать мопед на колесах низкого давления размерами. Диаметр 22 дюйма. Ширина 11 дюймов. Диски на 8 дюймов. Нам понадобится мотор. Мастер взял 2,5 силы. Центробежное сцепление. Площадка под мотор. Промвал. Цепи. Траверсы. Втулки под колесные оси. Рулевой стакан. Рулевой болт. Тормоз. Ступицы. Будет привариваться звезда, это экономит место. На болтиках уходит много материалов. И не так надежно.
Будет изготовлена вилка и рама. Вилка из дюймовой трубы. Наружная 33. Собрали рулевой стакан с траверсами. Выставлено. Ничего не болтается. Рулевые перья без подвески, как у обычного мопеда. Начнем сваривать.
Сделали вилку. Будем стыковать её с передним колесом.
Как раз есть место под крыло. Делается с запасом.
Выставил примерные габариты мопеда увеличенной способности преодолевать сложные дорожные условия. Длина полтора метра. Это самое оптимальное. Промвал будет установлен.
Начинаем гнуть раму. Выгнул две одинаковые трубы. Будем стыковать с рулевым стаканом. Выставил раму, все колеса, соосно. Идёт рама. Перемычка для жёсткости. Получается длина 1500 мм. Теперь сварим верхнюю перемычку. Выгнали верхнюю часть рамы. Получилось элегантно. Далее будем стыковать.
Проверка мопеда повышенной проходимости в реальных условиях
Самодельный мопед повышенной проходимости – тест. Колёса 22 12 8, двигатель лифан 2.5 сил, вес 59 кг.
Тормоз механический от мопеда альфа, максимальная скорость 30 км/ч.
Мотоцикл повышенной проходимости
Когда приходит время выбирать для себя двухколесный транспорт, разнообразие мотоциклов может сыграть злую шутку. С одной стороны, это возможность подобрать идеально подходящий вариант, но может получиться и так, что выбор будет мучительным. Поэтому для начала нужно разобраться, каким требованиям должен отвечать мотоцикл.
Два класса
Проходит бум на спортбайки, и все больше людей проникается романтикой дальних путешествий на мотоциклах, а те, кому по душе экстрим, увлекаются мотокроссом. Чтобы выбрать мотоцикл для бездорожья, нужно решить, какие задачи в первую очередь будут на него возложены. Если это комфортные путешествия, то следует выбирать из класса «эндуро». Если экстремальные поездки по местности без асфальта, выбор будет за кроссовым мотоциклом. Также существуют и модели, включающие в себя элементы обоих классов.
Кроссбайк
Новичку не всегда может быть понятно, чем отличается кроссовый мотоцикл от эндуро. Это связано с тем, что часто межклассовые модели содержат в названии слово «эндуро». На самом деле различия довольно большие. Кроссовый мотоцикл предназначен только для езды на мотокроссе, поэтому в нем отсутствуют поворотники, фары, кофры, одним словом, все, что легко ломается и отваливается при падении. Такой мотоцикл может быть оформлен как спортинвентарь и не требует от пилота прав категории А, однако и по городу на нем ездить нельзя, и до мотокросса его следует доставлять на другом транспорте.
Спортинвентарь
Если же кроссбайк имеет все необходимые документы, на нем можно ездить по городу, предварительно установив все недостающие части. Однако такие мотоциклы имеют узкое сидение, поэтому езда на далекие расстояния сильно утомляет. На нем сложно ехать больше пары сотен километров, к тому же большие протекторы на шинах приводят к излишним вибрациям рулевой вилки при езде по асфальту, что, в свою очередь, нагружает руки водителя.
Для комфорта в путешествиях
Если выбирать туристический мотоцикл для бездорожья, эндуро подходит как нельзя лучше. Как правило, такой мотоцикл более массивен по сравнению с кроссовым, особенно если учесть огромные пристежные кофры, в которые войдет все необходимое, начиная от запасов продуктов и заканчивая палаткой и спальным мешком. Хотя мотоцикл для бездорожья предназначен для других целей, он вполне сможет преодолеть различные участки без асфальта, хотя ехать, например, по мокрой глине ему будет вряд ли под силу. Туристический мотоцикл для бездорожья (фото ниже) традиционно обладает комфортным сиденьем, способным разместить двух человек, что тоже немаловажно для дальних поездок.
Главные качества туристического мотоцикла
Во-первых, это диаметр колеса. Если путь предстоит исключительно по шоссе или укатанным грунтовкам в хорошую погоду, этот параметр не столь важен. Однако если путешественник знает, что придется преодолевать каменистые участки, лучше, чтобы колесо было размером более 21 дюйма (53 см).
Немаловажным является и наличие электростартера. В случае если мотоцикл заглохнет в луже, канаве или на подъеме, заводить его с кикстартера будет очень неудобно, особенно если путешественник едет один. Вес также имеет значение, поэтому, если нет каких-то личных предпочтений, выбор лучше сделать в пользу модели с воздушным охлаждением. К тому же она проще в обслуживании, а это немаловажно, ведь часто приходится чинить мотоцикл для бездорожья своими руками, находясь в экстремальных условиях. Поэтому он должен быть максимально надежным, а задача водителя – досконально знать свою технику и ее возможности.
Двигатель и бак
Относительно оптимальной кубатуры для турэндуро мнения людей могут расходиться. Одни утверждают, что прекрасно чувствуют себя на 250 «кубиках», другие говорят, что нужна большая тяга, ведь груженый эндуро с малым объемом двигателя при движении в гору «не вытягивает». Однако среднекубатурные (от 600 м 3 ) эндуро считаются универсальными. Они хорошо ведут себя и на шоссе, и в городе, и на бездорожье.
Характер предполагаемого путешествия определяет и размеры топливного бака. Если дозаправка будет требоваться каждые 100-200 км, такой мотоцикл не подойдет для дальнего путешествия. Большой бак – гарантия того, что не придется оставаться без бензина где-нибудь на проселочной дороге, хотя в любом случае полезно возить с собой дополнительную канистру.
Более надежными считаются мотоциклы, где используется смазка с сухим картером. При резких остановках, при падении или переворачивании мотоцикла такая система смазки исключает «масляное голодание» двигателя и падение давления, поэтому не будет происходить перегрев.
Окончательное решение
Туристические эндуро можно разделить на два типа. Первые отлично чувствуют себя в условиях бездорожья, великолепно справляются с любыми условиями на дороге, однако менее удобны при езде на шоссе. Вторые, наоборот, комфортабельны, однако могут подвести на сложных участках.
В выборе такого мотоцикла всегда присутствует некоторый дуализм. Как правило, почти любой маршрут состоит в основном из движения по шоссе, и лишь до некоторых, хотя часто и самых красивых мест, придется ехать по бездорожью, которое может оказаться вполне проходимым при нормальных погодных условиях. Поэтому следует решить, что лучше: терпеть неудобства во время основного маршрута, зато легко проходить сложные места, или с комфортом ехать по шоссе и «потеть» на сложностях.
Однако существует и третий вариант: путешествие большой компанией. Оптимальный вариант – 5-6 человек, включая запасного водителя.
Один комментарий
Хочу делать такой же мотовездеход. Есть вопросы: как хватает движка 152F, мощности, тяги как сильно греется. Как ты совместил тормоз с ведомой звездой. И какое у тебя при этом передаточное отношение от ДВС к пром валу и от пром вала к колесу.
Источник