Устройство генератора переменного тока Г-502А (Г502А) автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Основным источником электрической энергии на автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» является генератор переменного тока Г-502А (Г502А), который представляет из себя шестиполюсную трехфазную электрическую машину, имеющую электромагнитное возбуждение . У генератора есть встроенный выпрямительный блок ВБГ-2А, который соединен в 3-хфазную мостовую схему 2-хполупериодного выпрямления.
От генератора автомобиля ЗАЗ-968М питаются все потребители и заряжается аккумуляторная батарея. Он установлен в расточке направляющего аппарата и к нему крепится при помощи трех болтов. Привод генератора происходит от двигателя.
Весь узел направляющего аппарата в комплекте с генератором размещен на крышке распределительных зубчатых колес.
Генератор «Запорожца» охлаждается потоком воздуха, который проходит через отверстия, которые есть в колесе вентилятора.
Техническая характеристика генератора Г-502А
Номинальное напряжение: 12 В
Направление вращения: Правое (со стороны привода);
Максимальная сила тока: 30 А
Максимальная частота вращения ротора: 7500 мин -1 ;
Частота вращения ротора генератора Г-502А, при которой при температуре воздуха +20° C напряжение на зажимах равно 12,5 В:
— при нулевой силе тока нагрузки: не больше 1200 мин -1 ;
— при силе тока нагрузки 20 А: не более 2500 мин -1 ;
Размер щеток: 6,5×6×13 мм;
Масса генератора: З,5 кг;
Усилие прижима щеток: 250±60 гс;
Передаточное отношение шкива коленвала к шкиву генератора: 1,35.
Генератор переменного тока Г-502А автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Крышка со стороны колец контактных; 2 — Щетка; 3 — Щеткодержатель; 4 — Наконечник полюсный; 5 — Обмотка возбуждения генератора; 6 — Втулка; 7 — Крышка; 8 — Шарикоподшипник; 9 — Ротор генератора с обмоткой возбуждения; 10 — Стяжной болт; 11 — Пакет пластин; 12 — Статорная обмотка; 13 — Кольца контактные.
Статор генератора Г502А автомобиля ЗАЗ-968М представляет собой пакет пластин 11 из электротехнической стали, которые имеют восемнадцать пазов. В этих пазах заложена трехфазная обмотка 12, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. У фазных обмоток концы выведены на клеммную колодку. Статорные обмотки соединены звездой.
В состав ротора генератора Г-502А входят: обмотка возбуждения 5, которая находится на стальной втулке 6, два клювообразных штампованных полюсных наконечников 4, которые установлены методом запрессовки на вал до упирания их в торцы втулки. На изолированной втулке к торцу полюсного наконечника напрессованы два контактных кольца 13, к ним припаяны два вывода от обмотки возбуждения. Ротор генератора Г-502А вращается в двух шарикоподшипниках 8, которые имеют закрытый тип и не требуют при эксплуатации дополнительного смазывания. Они расположены в передней (если смотреть со стороны привода) крышки 1 и задней крышки 7.
Два пластмассовых щеткодержателя со щетками 2 расположены на передней крышке. Одна щетка соединена с выводным болтом, а вторая — с «массой». На крышке с внешней стороны генератора Г-502А размещен выпрямительный блок типа ВБГ-2А. У выпрямительного блока на плюсовой пластине сделан клеммный вывод, а минусовая пластина блока прижата к крышке генератора при помощи трех гаек. Минусовая клемма выполнена на крышке генератора. Средняя и задняя крышки с расположенным между ними статором стянуты стяжными болтами 10.
Источник
Мощный генератор Г502 для автомобилей ЗАЗ
Мощный генератор модели Г502, созданный специально для использования на различных моделях автомобиля марки «Запорожец», может отдавать ток в 30 ампер. Но это утверждение будет верно только в том случае, если максимальное количество оборотов будет равно не менее, чем 2300. Итак, сам генератор переменного тока — это электрическая машина, которая имеет три фазы и шесть полос, а так же электромагнитное возбуждение и встроенный блок.
Генератор Г502 служит для того, чтобы обеспечивать электрической энергией все те приборы на автомобиле, которым она необходима. Но главное ее предназначение заключается, конечно же, в постоянном питании аккумулирующей батареи. Установлен прибор в расточке направляющего аппарата вентилятора, к которому закреплен при помощи трех надежных болтов. Вращение генератора выполняется благодаря шкиву.
Генератор Г502 для автомобилей «Запорожец» имеет два хвостика вала якоря, один из которых используется в качестве шкива приводного ремня, а второй — для охлаждения. Сам генератор в автомобиле располагается в специальном тоннеле. Так же генератор имеет целых два вывода. И оба они подключается к реле блокировка стартера.
Составляющие генератора Г502
Хоть данный мощный генератор имеет небольшой размер, состоит он из множества деталей, без которых работа прибора была бы невозможна. И и даже если будет отсутствовать хоть малейшая деталь, генератор либо вообще не будет работать, либо делать это очень отвратительно. Итак, из чего состоит мощный генератор Г502? Из следующих составляющих:
- щеткодержатель;
- винт щеткодержателя;
- изолирующая шайба клеммный винт обмотки возбуждения;
- крышка;
- винт с шайбой;
- гайка с шайбой;
- транспортная втулка;
- упорная втулка;
- простая шайба и шайба упорная;
- шарикоподшипник;
- винт;
- клемма фазных выводов обмотки статора;
- контактные кольца;
- выпрямляющий блок;
- пакет пластины;
- болт стяжной;
- сборный ротор с обмоткой возбуждения;
- клемма на плюс и клемма на минус;
- полюсный наконечник.
Весь узел генератора установлен прямо на крышке двигателя, где крепиться при помощи гаек на шпильках. Любому генератору нужно охлаждение, и модель Г502 не является исключением. Поэтому данный процесс здесь происходит при помощи потока воздуха, проходящего через специальный вентилятор.
Как уже было сказано выше, максимальная сила тока генератора составляет 30 ампер, при этом его номинальное напряжение равняется 12 вольтам. Масса самого генератора со всеми его составляющими равна 3,5 килограммам. Некоторые владельцы автомобилей с данной моделью мощного генератора в целях сделать его еще мощнее, а автомобиль быстрее, дополнительно устанавливают к нему еще один мощный генератор, который берет на себя всю основную работу.
Причины неисправности генератора Г502 на автомобилей
В нашем мире нет ничего идеального, поэтому и мощный генератор Г502 может прийти в неисправность. Определить это на автомобиле можно по следующим показателям.
После того, как двигатель запущен, контрольная лампа не щитке приборов продолжает гореть, а не гаснет, как положено.
Контрольная лампа на щитке приборов начинает гаснуть только в тот момент, когда двигатель достигает повышенных оборотов.
Батарея аккумулятора начинает разряжаться, даже если автомобиль едет без включенных фар, стеклоочистителей и прочих систем.
При работе генератора издается сильный шум.
Чтобы определить, откуда идет причина неисправности, можно снять самостоятельно генератора с автомобиля. Процесс это сложный поэтому если нет навыков, лучше доверить дело тому, что в этом разбирается.
Если вы все-таки заехали в автосервис для починки или замены генератора, то заодно можете и покрасить авто, особенно, если старая краска начала облазить. Сама качественная покраска авто в Рязани проводится быстро и вы можете быть уверены в том, что краска продержится в течении нескольких лет и не облезет.
Источник
Генератор своими руками заз
Ну а теперь серьезно.
А ошибки в этой конфе допускаются в массовом порядке, так что ничего страшного нет.
Ну возьмем к примеру DJ_Technic из данной темы. Он безусловно талант — придумал и реализовал схему с постоянными магнитами, но при расчете мощности (пост от Янв 31, 2013 1:20 pm) — грубая ошибка и в первую очередь по звуку — 210(звук).
В ныне продаваемых различных приборах в рекламных целях одни и те же величины по названию могут означать совершенно разные вещи — в данном случае ватты. Если усилитель дает на выходе всего 6 ватт на все каналы (как положено средней синусоидальной мощности), то в ЗАЗ при использовании динамиков со средним КПД на уши уже будет давить не слабо. А поскольку на выходе усилителя стоят мостовые схемы, то потребление по току будет всего 2 ампера (12 ватт) — ну ни как не 210.
Посчитаем все по новой и при этом учтем, что у обладателя ЗАЗа не кривые руки и он оптимизировал схему по потребляемой мощности и убрал высокие сопротивления по штатным проводам. (Данные по генератору ЗАЗа даны для условных 12,5 вольт, поэтому на них и будем вести расчеты).
1. Максимум максиморум:
— головной свет — 4 ампера (далее просто а). В сумме 8а.
— противотуманы — 4 а. В сумме — 8а.
— зажигание — 1,5а (схема а-ля 2108).
— звук — 2а.
— отопитель — 3а.
— дворники — 4а.
— измерительные приборы и габариты с номерным знаком — 1а.
Итого в сумме — 28а.
2. Минимум — в пробке зимой:
— зажигание — 0,5а (схема а-ля 2108).
— звук — 1а.
— отопитель — 3а.
— измерительные приборы и габариты с номерным знаком — 1а.
Итого в сумме — 6а.
Максимальный ток, отдаваемый ЗАЗ генератором при 12,5 вольтах составляет 29а. То есть мощности генератора вполне хватает для того, чтобы обеспечить все потребители в ЗАЗе.
Посчитаем теперь, что будет в холостом режиме. При этом учтем паспортные данные генератора (передаточное отношение от коленвала — 1,35, при 1200 об/мин генератора — отдача не менее 0а при 12,5 вольтах, при 2500 об/мин генератора — отдача не менее 20а при 12,5 вольтах, мах обороты — 7500), примем, что обороты коленвала на холостом ходу — 800об/мин, а максимальные обороты для длительной работы — 4400 об/мин.
Получаем, что оптимальное передаточное отношение — 1,7 (а не 1,35) и после несложных преобразований формула отдачи тока генератором в зависимости от частоты вращения коленвала — I (ампер) = 0,026 х V (об/мин) — 18,5.
Из расчетов получаем, что на 800 об/мин генератор будет отдавать 2,3а (у меня на машине по реальным замерам получилось примерно 4 ампера при 12,5 вольтах), а ток в 29 ампер будет отдаваться при оборотах коленвала всего 1830 об/мин.
Таким образом на холостом ходу имеем некоторые проблемы, хотя у нас на юге даже зимой их не должно быть. Правда длительных пробок у нас почти не бывает.
Однако хотелось бы, чтобы на холостом ходу была бы отдача хотя бы в 6-7 ампер. Здесь бы видимо помогла идея DJ_Technic с постоянными магнитами. Развитие идеи простое — нужно попытаться убрать половину постоянных магнитов и дополнительно намотать обычную обмотку возбуждения пониженной эффективности относительно штатной, подобрать и посмотреть, что получиться.
Если DJ_Technic все таки поднимет опушенные руки и сделает дело, то я первый на очедеди.
Статус: Offline
Зарегистрирован: 09.02.2006
Сообщения: 240
Откуда: Київ
Моя машина: ЗАЗ965А
Добавлено: 03 Июль 2013 12:51 Заголовок сообщения: | |
Первое. Небольшая корректировка в запорожце стоит лампа 55/60 ватт уже при перещете допустим максимальное потребление будет давать дальний свет а это 120 ватт да на 12 вольт 10 ампер. По звуку не просто мостовая схема а преобразователь в двух плечевое питание по 60 вольт это к словам про мощность. Наш генератор не развивает достаточного тока только по причине недостатка возбуждения, то есть он просто попадает как на веса где для достижения поля надо какой то потенциал и т.д думаю понятно написал. К примеру уже давно было замечено что если поставить заряженный аккум то определенный период вроде бы все хорошо но как только акб немного теряет плотность тут и начинается веселье. Решение с магнитом не было заброшено и активно используется и сейчас вконтакте на своей странице я выложил видео того как работает теперь данный генератор и при каких оборотах это ну скажем слышно по звуку двигателя! В данный момент остается только доработать шим регулятор а вот вариантов была масса! Генератор с нагрузкой дает 19 вольт на высоких оборотах без нагрузки 27 вольт. На выше упомянутом видео видно что работает дальний свет и включены габариты при этом напряжение сети не падает ниже 12.7 вольт а при наборе оборотов подымается до 14 и выше. Из недостатков системы с магнитом так это то что при перегрузке происходит полная кремация обмотки так как этот процесс просто нельзя остановить. Сейчас сие чудо пока что чуть ли не в ручном режиме регулирую просто тупо тиристором который включен в цепи переменки. А вот что касательно того опустились руки или нет скажу что нет но в данной теме просто настолько много людей которые сидят и просто пишут вместо того что бы взять вольтметр, амперметр и на все посмотреть. _________________ |
|
Статус: Offline
Зарегистрирован: 15.01.2005
Сообщения: 587
Откуда: Україна
Добавлено: 20 Июль 2013 19:28 Заголовок сообщения: | |
55/60 ватт — это в старину. Сейчас галогены, а у особо продвинутых — ксенон. Да и разница на ваттам — мелочь. Препирательство можно упускать — меня интересует только полезная инфа. Ну предполагал я, что для крутости сейчас преобразователи ставят — тоже не хотел писать. Неужели Вы верите, что эти 60 вольт в плече необходимы и недостаточно 12 вольт ? Это что ж получается, что на 4-х омной нагрузке формируется импульс тока в 15 ампер и все это умножается на 4 канала ? То есть максимально потребляемый ток где то в районе 40 ампер постоянного тока (не забываем, что нужно поделить на корень из 2-х). Да представьте сколько мощности нужно рассеять — КПД где то реальный около 50%. Сядьте в машину, включите звук на мощность, которую сможете выдержать хотя бы в течение 30 минут и замерьте ток. Там 40 ампер и близко не будет. Теперь к делу. Инфы по своему генератору Вы дали достаточно много. Интересует следующее — можно ли убрать часть магнитов и заменить их подмагничивающей обмоткой. Обьясните если можно поподробнее — не спец я здесь, не понимаю. |
ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline
Зарегистрирован: 07.11.2009
Сообщения: 5915
Добавлено: 20 Июль 2013 23:09 Заголовок сообщения: | |
Товарищи, коллеги, посетители, гости! Мне не нравится система на пост. магнитах, ибо КПД страдает, а стоимость регулирования растёт. Полагаю, наилучшим вариантом было бы сделать, как в тракторных генераторах — там и магниты есть, небольшие, и ОВ. Но это немодно же, так? У меня из подсознательных проблем — я боюсь быть модным, мейнстримом, я хочу спокою и тишины Полагаю, крайне трудно сделать лучше, чем родная схема, не рискуя, при этом, изобрести раму с педалямИ, цепью и на двух колёсах, и потом обозвать гордым названием — лисапед. Даже на тепловозах, на автомобилях, тракторах, самолётах, кораблях, АЭС и ГЭС, трамваях — да тупо ВЕЗДЕ есть системы регулирования возбуждения , а не выхода генератора. РН, амплистаты всякие. Зачем регулировать выход системы, учитывая ограниченность КПД генератора, если куда как дешевле регулировать его возбуждение? Я даже не знаю, с чем сравнить. Ну например, вот: отрегулировать движок на идеальную работу на максимальных оборотах, и регулировать скорость сцеплением, тормозом и передачами Наверное, я сильно устарел в своих взглядах. А месье Компромисс был таки прав, между прочим. Думаю, скоро поедем в Шедевры — ибо идея таки шедевральна. Ну как минимум — мыслЯ с регулировкой выхода гены — это не автомобильное электричество, а блок питания советского магнитофона. Пример удачной конструкции этого типа — вуаля: система ИСАД на БМВ. Ну вот давайте к нам к генератору, ну пусть он будет даже 600 Ватт, пришпандорим комп, драйвер (плата с деталями, а не цЫферки), исполнительный узел. Я не считаю, что стою на пути прогресса — ибо предложенный метод — как раз-таки регресс. Ладно, уползаю обратно, хватит умы смущать трезвой мыслью ЗЫ Техрук дело говорит — знаниями от него так и воняет, так и воняет |
|
Статус: Offline
Зарегистрирован: 15.01.2005
Сообщения: 587
Откуда: Україна
Добавлено: 23 Июль 2013 18:49 Заголовок сообщения: | |
Ну если схемы с постоянными магнитами и одновременно обмоткой возбуждения есть, то тогда нужно просто подождать, когда к этому созреет DJ_Technic. |
ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline
Зарегистрирован: 07.11.2009
Сообщения: 5915
Добавлено: 23 Июль 2013 19:08 Заголовок сообщения: | |
Хорошо бы, коли так Но он всё равно молодец — он пытается, ищет, творит. Только надо в нужную сторону подтолкнуть. |
|
Статус: Offline
Зарегистрирован: 09.02.2006
Сообщения: 240
Откуда: Київ
Моя машина: ЗАЗ965А
Добавлено: 26 Июль 2013 03:55 Заголовок сообщения: | |
Выходит все просто. Моторы на неодиме гамно и туда же и генераторы. Я ошибался ) _________________ |
|
Статус: Offline
Зарегистрирован: 21.04.2009
Сообщения: 1579
Откуда: Днепропетровская обл.
Моя машина: ЗАЗ 968М, Sens 1.3
Добавлено: 26 Июль 2013 21:00 Заголовок сообщения: | |||
Думаю, сожжет не больше, чем при «нормальном» генераторе. Если нет отбора энергии — то не будет и затрат. Когда дома в розетке аж 220 В, но ничего не включено — ничего и не расходуется. Ну крутятся магниты, хоть самые супермагниты, а цепь потребления разорвана — никаких затрат, просто маховик. Снизилось напряжение в сети (на аккумуляторе) — включился ключик, подпитал до нужного, выключился. Что касается КПД — если схема не ключевая, то да — мощность будет рассеиваться на силовом транзисторе, балластном сопротивлении и т.п. А при ключевой — потери минимальные. Как помнится, делаются на тиристорах или составных транзисторах. _________________ |
Статус: Offline
Зарегистрирован: 01.10.2012
Сообщения: 134
Откуда: Санкт-Петербург
Моя машина: ЗАЗ 968М
Добавлено: 21 Октябрь 2013 01:08 Заголовок сообщения: | |
Пробовал управлять током возбуждения генератора. Увеличение до 1,75А (14,9В) дает очень скромный результат. При величине 1,25А в сети около 12,3В (нагрузка 4-5А) При величине 1,75А примерно 12,4 при той же нагрузке. Частота вращения коленвала во время испытания 1000об/мин. Регулировка натяжения ремня выбрана почти вся (осталась 1 шайба, скоро ремню конец). Когда снимаешь клемму аккумулятора, работает в этих условиях примерно от 1,5А. Зажигание на базе коммутатора 2108, контактно-транзисторное. Вот думаю, паять преобразователь или нет. Может попробовать при других скоростях вращения, а также заменить ремень на новый. Думаю, что при дохлом аккуме эффект был бы более выраженный. Питание ОВ велось от внешнего источника питания. Так что тут может быть вообще эффект, близкий к 0. |
Капитан Улитка
Статус: Offline
Зарегистрирован: 02.06.2008
Сообщения: 2090
Откуда: Киев
Моя машина: Белый Челленджер 968М 1993, Geely MK 2013
Добавлено: 21 Октябрь 2013 08:59 Заголовок сообщения: | |
У меня была такая идея. Но Женя Техникс опроверг — говорит пробовал, толку ноль. Сам пока не делал — не до этого. _________________ |
|
Статус: Offline
Зарегистрирован: 15.01.2005
Сообщения: 587
Откуда: Україна
Добавлено: 21 Октябрь 2013 10:20 Заголовок сообщения: | |
Den968 Да. Получается без постоянных магнитов ну никак. Однако нужно управлять выходным напряжением по обмотке возбуждения. Попробовать бы сравнительные характеристики генератора на где нибудь 1000об/мин с полным комплектом магнитов и половинным — чтобы оставалось место для намотки обмотки возбуждения. |
Список форумов ЗАЗ Форум -> Электрика | Часовой пояс: GMT + 3 На страницу Пред. 1, 2, 3 . 7, 8, 9, 10, 11, 12 След. | |
Страница 8 из 12 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Powered by phpBB © 2001, 2008 phpBB Group
Источник