Ремонт генератора ВАЗ 2115
Сегодня я опубликую для Вас полезную статью о ремонте генератора ВАЗ 2115 своими руками. Такое руководство будет полезно как для новичков, так и для опытных водителей.
Разборка генератора ВАЗ 2115
Детали генератора: 1 – шкив; 2 – шайба; 3 – передняя крышка; 4 – дистанционное кольцо; 5 – ротор; 6 – статор; 7 – задняя крышка; 8 – кожух; 9 – выпрямительный блок с конденсатором; 10 – щеткодержатель с регулятором напряжения
Снимите кожух 8, отжав защелки, которыми он соединен с задней крышкой. Отверните винты крепления к задней крышке щеткодержателя 10 в сборе с регулятором напряжения и снимите его. Отсоедините провод от вывода «D+» регулятора напряжения.
Снимите выпрямительный блок с конденсатором с задней крышки, для чего отверните винты крепления фазных выводов обмотки статора и винт крепления конденсатора к крышке. После этого, при необходимости, можно отсоединить конденсатор от выпрямительного блока, отвернув гайку крепления провода конденсатора к выводу «B+» выпрямительного блока.
Выверните четыре стяжных винта и отсоедините заднюю крышку 7 со статором 6 от передней крышки 3 с ротором 5. Отсоедините статор от задней крышки. При необходимости выньте из задней крышки втулку с задним подшипником вала ротора.
Зажмите ротор в тисках и торцовым ключом отверните гайку крепления шкива 1. Снимите с вала ротора шкив, шайбу 2, переднюю крышку и дистанционное кольцо 4.
Собирается генератор в последовательности, обратной разборке. Пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38,22–61,74 Н ·м (3,93–6,3 кгс ·м).
Замена регулятора напряжения или щеток
Регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем является неразборным узлом. Поэтому если вышел из строя регулятор напряжения или износились щетки (выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм), заменяется целиком весь узел.
Замена подшипников ротора
Передний подшипник вала ротора запрессован и завальцован в передней крышке. Поэтому в случае выхода его из строя необходимо заменять переднюю крышку в сборе с подшипником.
Задний подшипник напрессован на вал ротора. Для замены необходимо съемником снять подшипник с вала ротора и на прессе напрессовать новый подшипник.
Замена дополнительных диодов
Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы, установите и припаяйте новый диод.
Вывод диода с цветной меткой припаивайте к общей шине. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.
Регулировка натяжения ремня привода генератора
Проверка натяжения ремня привода генератора: 1 – верхний кронштейн генератора; 2 – гайка; 3 – регулировочный болт; 4 – генератор; 5 – болт шарнирного крепления генератора к нижнему кронштейну; 6 – ремень; 7 – ведущий шкив на коленчатом валу; A — прогиб ремня
Нормальный прогиб А ремня должен быть в пределах 6–8 мм при усилии 98 Н (10 кгс).
Для увеличения натяжения ремня сделайте следующее:
– отпустите гайку 2 крепления генератора к верхнему кронштейну 1 и гайку болта 5 шарнирного крепления генератора;
– вращением регулировочного болта 3 сместите генератор в сторону от двигателя;
– проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте натяжение ремня;
– по окончании регулировки затяните гайки крепления генератора.
Избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышенной нагрузки на подшипники генератора. Ремонт генератора ВАЗ 2115 своими руками успешно завершен. Напомним, что предыдущая статья была про регулировку привода тормозов ВАЗ 2115 своими руками.
Источник
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
Назначение генераторной установки – преобразовывать механическую энергию в электрическую и подавать ее всем электропотребителям. Кроме того, она заряжает аккумулятор. Неисправности генератора или его поломка отражаются на работе всего автомобиля. Для полноценного обслуживания ВАЗ 2115 необходимо уметь диагностировать неисправности генераторного узла и произвести ремонт. При выходе из строя нужно знать, как выполнить его замену.
Основные неисправности устройства и методы устранения
На ВАЗ 2115 устанавливают 3-х фазные генераторные агрегаты переменного тока с регулятором напряжения и выпрямителем.
Элементы узла представлены на схеме:
Во время запуска загорается специальная лампочка, которая
помогает контролировать работу генератора. Она гаснет, как только заведется
мотор. Если продолжает гореть, это говорит от том, что агрегат неисправен. Существует
ряд других признаков, по которым можно судить о неисправности генератора.
После включения зажигания на панели приборов не загораются
сигнальные лампочки и не работают датчики:
- Возможен обрыв электропроводки. Диагностируется
проверкой нулевого провода на обрыв. - Перегорел предохранитель. Деталь нужно заменить
на исправную. - Обрыв на участке элетроцепи, который соединяет
монтажный блок с предохранителями и выключатель зажигания. Проверяется
целостность всех проводов.
Все приборы щитка исправно работают, не зажигается только индикатор:
- Поломан индикатор. Необходима замена.
- Износились или залипли щетки. Нужно снять
испорченные детали и заменить новыми. - Окислились дистанционные кольца. Необходимо
очистить от окислений. - Нет тока в сети. Проверяются контакты и вся
проводка. - Неисправен регулятор напряжение. Заменяется
новым.
При включении зажигания контрольная лампочка горит ярко,
после запуска мотора тускнеет:
- Плохая натяжка приводного ремня, возможны
проскальзывания. Регулируется натяжение. Если он износился, устанавливают
новый. - Неисправны вентили выпрямительного блока,
возможно вышли из строя диодные элементы, питающие обмотку возбуждения. Детали
нужно менять. - Обрыв обмотки статора либо замыкание. Статорный
узел меняем полностью.
Если во время работы силового агрегата продолжает гореть
контрольная лампочка, причина в регуляторе напряжения, который подлежит замене.
Появление посторонних шумов во время работы агрегата:
- Произошло замыкание на вентилях. Меняется
выпрямитель.
- Повреждены подшипники. Их невозможно
отремонтировать, поэтому необходима замена. - Замкнула на массу статорная обмотка. Меняется
статор.
Как самостоятельно выполнить диагностику неисправностей генератора
Для проведения процедуры понадобится мультиметр и помощник. Диагностика
генераторного узла выполняется без его снятия с машины по следующему алгоритму:
- Запускаем двигатель, прогреваем до рабочей
температуры. - Включаем всех электрическое приборы и оборудование,
которое может использоваться во время движения: печку, обогрев стекла,
магнитолу, видеорегистратор и др. - Мультиметр включаем в режиме измерения
напряжения и присоединяем одну из его щупов к клемме аккумулятора. - Помощник в кабине нажимает педаль акселератора,
доведя обороты двигателя до 3200. Напряжение на мультиметре должно превышать 13
В. Это говорит об исправности генератора. - Если показания ниже 13 В, то чаще всего причина
в слабо натянутом приводном ремне генератора или есть повреждения в бортовой
сети. Возможно окислились контакты на массе, которые нужно зачистить. Причиной
может стать износ щеточного узла и неисправность регулятора. Реже всего причина
может быть в самом генераторе, но этот вариант также следует рассматривать. - Теперь отключаем все электрическое оборудование
и снова измеряем напряжение на тех же оборотах. Показания на мультиметре не
должны превышать 14,7 В.
Ремонт генератора (Элтра) ВАЗ 2115.
Подробная инструкция по ремонту генератора
Ремонт агрегата состоит из этапов:
- демонтаже
с авто; - разборка;
- замена и ремонт элементов;
- сборка.
Для проведения работ необходимо приготовить набор ключей, вороток,
торцевую головку на 17, отвертку и WD-40 для откручивания прикипевшего крепежа.
Демонтаж
Процесс снятия представляет собой последовательность шагов:
- Обесточиваем авто, чтобы избежать замыкания. Снимаем отрицательную клемму с АКБ.
- Снимаем защиту картера.
- Обрабатываем соединения WD-40.
- Ослабляем гайки крепления агрегата.
- Выворачиваем регулировочный болт, ослабляем натяжку ремня. Двигаем генераторную установку к блоку цилиндров и демонтируем ремень.
- Отводим в сторону резиновый чехол. Выкрутив гайку крепления плюсовую клемму от вывода «В+». Отсоединяем провод питание от вывода «D» генераторной установки.
- Выкручиваем регулировочный винт.
- Выворачиваем гайку крепления сверху. Вынимаем крепеж и демонтируем натяжную пластину.
- Полностью выкручиваем гайку снизу. Производим демонтаж гайки вместе с дистанционной втулкой.
- Поддерживая генераторную установку, вынимаем крепежный болт и снимаем ее вниз.
Разборка
Проводить работы удобнее на верстаке, который оснащен
тисками.
Чтобы разобрать генератор, выполняем следующие действия:
- Маркером делаем пометки на крышках генератора, отмечая их взаимное расположение относительно друг друга. Это необходимо, чтобы правильно их установить при сборке.
- Отжимаем три фиксатора и демонтируем кожух.
- Демонтируем регулятор с щеткодержателя, выкрутив два крепежных винта.
- От регулятора отсоединяем штекер с проводами.
- Откручиваем крепеж выпрямителя и конденсатора и отсоединяем от агрегата.
- Отсоединяем от узла выпрямитель вместе с конденсатором.
- По окружности генератора выворачиваем стяжные болты.
- Зажимаем ротор узла в тиски так, для предупреждения проворачивания. Выкручиваем крепежную гайку шкива. Вынимаем его и пружинную шайбу.
- Демонтируем упорную шайбу.
- Демонтируем ротор.
- Проверяем мультиметром, выставленным для измерения сопротивления, обмотки ротора. Если измерения показали, что есть обрыв, необходима замена ротора.
- Контрольной лампочкой проверяем наличие замыкания в обмотках ротора. Если неисправность подтвердилась, ротор нужно менять.
- Осматриваем контактные кольца. При наличии дефектов шлифуем их. Если шкурка не помогла, снимаем слой металла на токарном станке и снова шлифуем.
- Далее вынимаем статор. Делаем внешний осмотр. С внутренней стороны должно отсутствовать царапины, следы заедания якоря. При наличии износа меняют элементы узла.
- Проверяем наличие обрыва в обмотке статора. Включаем контрольку в сеть 220 В или подключаем к аккумулятору. По очереди присоединяем ее к трем выводам обмотки. Лампочка должна всегда гореть. Иначе, это признак обрыва. Меняем один из элементов.
- Кроме того, проверяем наличие замыкания на корпус устройства. Если лампочка загорается, это свидетельствует об обрыве и необходимости замены статора или обмотки.
- Осматриваем переднюю крышку узла. При заклинивании подшипника, наличии люфта, следов масла, механических повреждений защитных колец, трещин в крышке, она меняется в сборе с подшипником.
- Теперь выполняем осмотр подшипника, находящегося на передней крышке. Вращаем его. Если обнаружились дефекты, описанные выше, меняем подшипник. Спрессовываем с вала, пользуясь съемником, негодную деталь и напрессовываем новый, используя подходящую оправку.
- Делаем осмотр задней крышки. Если она имеет дефекты, меняем на новую.
- Контролькой диагностируем регулятор. Если выяснилось, что он вышел из строя, меняем.
- Проверяем, как перемещаются щетки и насколько выступают из щеткодержателя. Выступ не должен превышать пяти миллиметров. При обнаружении неполадок меняем регулятор напряжения в сборе с щеточным узлом.
- Диагностируем конденсатор, измеряя сопротивление с помощью тестера. Если он неисправен, выполняем замену.
- Далее проверяем выпрямитель и его диоды: положительные, отрицательные и дополнительные. При неисправности любого из элементов выполняем замену выпрямителя.
После замены неисправных деталей, собираем генераторный узел в обратном порядке.
Источник