- Как сделать простое реле из геркона и медной проволоки своими руками, самодельное герконовое реле.
- Как сделать своими руками реле из геркона.
- Подержите статью лайком и подпиской!
- Спасибо за внимание!
- Герконовое реле своими руками
- Как сделать простое реле своими руками из геркона и медной, изолированной проволоки, катушки. Самодельное электромагнитное реле на герконовом переключателе.
- Простейшая ПРОТИВОУГОНКА своими руками (две схемы)
- Вариант №1. Противоугонка на герконе
- Как сделать ТТР своими руками?
- Электронные компоненты для сборки схемы
- Проверка собранной схемы на работоспособность
- Устройство монолитного корпуса
- Приготовление компаунда и заливка корпуса
- Вариант №2. Улучшенная противоугонка на герконе
- Конструкция и принцип действия ТТР
- Как работает твердотельное реле?
- Разновидности твердотельных переключателей
- Выводы и полезное видео по теме
- Плюсы и минусы
- Описание и назначение
- ИНДИКАТОР УРОВНЯ ВОДЫ
Как сделать простое реле из геркона и медной проволоки своими руками, самодельное герконовое реле.
Бывают случаи когда нужно реле на определенное напряжение, а его нет в наличии. Это не проблема, ведь простой вариант электромагнитного реле можно сделать и своими руками. В этой статье предлагаю вам один из вариантов самодельного реле, которое я сам делал из геркона (герконового переключателя) и обычной катушки из медного провода. В моем случае мне понадобилось реле на относительно низкое напряжение, примерно 5 вольт. Под рукой был геркон, для тех кто не знает что это такое, то подскажу. Это электрический переключатель, который срабатывает при воздействии на него магнитного поля. То есть, когда мы берем обычный магнит и подносим его к такому герконовому переключателя, то его контакты замыкаются (хотя есть и перекидного типа, где средний контакт под воздействием поля с одного контакта перекидывается на второй).
Герконовые переключатели имеют широкую разновидность. Хотя даже относительно массивные герконы легко срабатывают от относительно небольшого магнитного поля. Так что для того, чтобы сделать простое реле достаточно на геркон намотать обычную катушку. Но тут имеются свои нюансы. Дело в том, что если катушка будет неправильно намотана (иметь слишком толстый провод или недостаточную длину), то вы рискуете получить нестабильную работу своего самодельного реле. Итак, чтобы не пользоваться какими-то сложными расчетами, то можно сделать так. Берем свой геркон. Поверх него желательно намотать бумажный каркас, зафиксировав его скотчем или клеем. Ну, а далее взять медный, изолированный провод (лакированный) диаметром около 0,1 мм (более тонкий будет сложнее мотать, большая вероятность его обрывов при намотке, хотя если делать аккуратно, то можно брать и более тонкий провод). Более толстый провод будет иметь большее количество витков и катушка в итоге массивнее станет. Хотя тоже можно.
Итак, взяли имеющийся провод. К одному концу изначально стоит припаять более толстый многожильный провод, который будет служить в роле одно из выводов катушки реле. После этого мы начинаем намотку. Поскольку намотка будет происходить методом подбора, то сначала берем длину провода где-то около двух метров. Намотали, далее второй конец этого провода (намотки) аккуратно зачистили и к нашей катушке кратковременно подали свое напряжение. Смотрим за качеством срабатывания герконового переключателя (если оно вообще есть), но более важным является нагрев этой катушки. Мы должны иметь такую катушку, с которой наш геркон будет четко срабатывать и при этом не должно быть никакого нагрева этой катушки при своей длительной работе. В крайнем случае допускается нагрев еле ощутимый.
Допустим у меня для постоянного напряжения в 5 вольт понадобилось около 15 метров обмоточной проволоки диаметром 0,1 мм. При этом я также производил намотку по частям. Намотал 2 метра, сделал проверку. Реле хорошо замыкалась и при двух метрах, но вот был значительный нагрев этой катушки. Далее к концу вывода аккуратно припаял очередной кусок провода в 2 метра, заизолировал место соединения. Опять намотал. Проверил. Нагрев есть, но уже меньше. И таким образом у меня вышло около 15 метров. При этом четкость срабатывания реле была достаточно хорошей, и имеющийся нагрев был очень мал, при длительной работе реле (при поданном на его катушку питающего напряжения). Когда катушка полностью намотана, то к выходному ее концу так же припаиваем небольшой кусок многожильного, изолированного провода, который будет служить вторым выводом катушки реле.
По поводу самих катушек стоит сказать следующее. Если взять две одинаковых катушки по длине но с разным диаметром провода, то у катушки с более толстым проводом будет больше сила тока. С одной стороны, чем больше ток, тем сильнее будет и электромагнитное поле катушки. Но и выделяемое тепло также будет больше. Помимо этого с увеличением толщины провода будет увеличиваться размеры самой катушки, что повлияет на общие размеры реле. И чтобы намотать нормальную катушку на реле, имея большой диаметр провода, нужно будет увеличить длину этого провода. А это помимо увеличения размеров катушки приведет еще и к излишнему расходу провода. Так что наиболее оптимальным вариантом будет использование провода диаметром около 0,1 мм.
Видео по этой теме:
Источник
Как сделать своими руками реле из геркона.
Сделать коммутирующее устройство довольно интересная задача. Сегодня мы соберём настоящее реле и проверим его на работоспособность. Основой нашего реле будет геркон. Кратко что же это такое :
Геркон— электромеханическое коммутационное устройство, изменяющее состояние подключённой электрической цепи при воздействии магнитного поля от постоянного магнита.
Конструктивно в герконе имеются упругие ферромагнитные контакты, впаянные в герметичную колбу. Эти контакты совмещают функции токопровода, магнитопровода и пружины.
При достижении внешним магнитным полем определённого порогового значения упругие контакты геркона «слипаются», замыкая электрическую цепь. При снятии внешнего поля за счет упругости контактов происходит размыкание цепи.
А теперь к схеме, в разрыв плюсового провода поставлен геркон, с нормально разомкнутыми контактами. Питание 6 вольт от бп.
На герконе намотана катушка 300 витков проводом 0.08 мм.
Катушку запитываем от литий-ионного аккумулятора, в разрыв плюсового провода поставлена тактовая кнопка. В качестве нагрузки поставлен моторчик от игрушки и светодиод. Как только мы нажимаем на тактовую кнопку на катушку поступает напряжение, и возникает электромагнитное поле. В результате чего контакты геркона замыкаются и он начинает пропускать через себя электрический ток.
Начинает вращаться двигатель и светиться светодиод. Вот такое прекрасное реле сегодня получилось.
Подержите статью лайком и подпиской!
Спасибо за внимание!
Источник
Герконовое реле своими руками
Как сделать простое реле своими руками из геркона и медной, изолированной проволоки, катушки. Самодельное электромагнитное реле на герконовом переключателе.
Видео по этой теме:
Бывают случаи когда нужно реле на определенное напряжение, а его нет в наличии. Это не проблема, ведь простой вариант электромагнитного реле можно сделать и своими руками. В этой статье предлагаю вам один из вариантов самодельного реле, которое я сам делал из геркона (герконового переключателя) и обычной катушки из медного провода. В моем случае мне понадобилось реле на относительно низкое напряжение, примерно 5 вольт. Под рукой был геркон, для тех кто не знает что это такое, то подскажу. Это электрический переключатель, который срабатывает при воздействии на него магнитного поля. То есть, когда мы берем обычный магнит и подносим его к такому герконовому переключателя, то его контакты замыкаются (хотя есть и перекидного типа, где средний контакт под воздействием поля с одного контакта перекидывается на второй).
Герконовые переключатели имеют широкую разновидность. Хотя даже относительно массивные герконы легко срабатывают от относительно небольшого магнитного поля. Так что для того, чтобы сделать простое реле достаточно на геркон намотать обычную катушку. Но тут имеются свои нюансы. Дело в том, что если катушка будет неправильно намотана (иметь слишком толстый провод или недостаточную длину), то вы рискуете получить нестабильную работу своего самодельного реле. Итак, чтобы не пользоваться какими-то сложными расчетами, то можно сделать так. Берем свой геркон. Поверх него желательно намотать бумажный каркас, зафиксировав его скотчем или клеем. Ну, а далее взять медный, изолированный провод (лакированный) диаметром около 0,1 мм (более тонкий будет сложнее мотать, большая вероятность его обрывов при намотке, хотя если делать аккуратно, то можно брать и более тонкий провод). Более толстый провод будет иметь большее количество витков и катушка в итоге массивнее станет. Хотя тоже можно.
Итак, взяли имеющийся провод. К одному концу изначально стоит припаять более толстый многожильный провод, который будет служить в роле одно из выводов катушки реле. После этого мы начинаем намотку. Поскольку намотка будет происходить методом подбора, то сначала берем длину провода где-то около двух метров. Намотали, далее второй конец этого провода (намотки) аккуратно зачистили и к нашей катушке кратковременно подали свое напряжение. Смотрим за качеством срабатывания герконового переключателя (если оно вообще есть), но более важным является нагрев этой катушки. Мы должны иметь такую катушку, с которой наш геркон будет четко срабатывать и при этом не должно быть никакого нагрева этой катушки при своей длительной работе. В крайнем случае допускается нагрев еле ощутимый.
Допустим у меня для постоянного напряжения в 5 вольт понадобилось около 15 метров обмоточной проволоки диаметром 0,1 мм. При этом я также производил намотку по частям. Намотал 2 метра, сделал проверку. Реле хорошо замыкалась и при двух метрах, но вот был значительный нагрев этой катушки. Далее к концу вывода аккуратно припаял очередной кусок провода в 2 метра, заизолировал место соединения. Опять намотал. Проверил. Нагрев есть, но уже меньше. И таким образом у меня вышло около 15 метров. При этом четкость срабатывания реле была достаточно хорошей, и имеющийся нагрев был очень мал, при длительной работе реле (при поданном на его катушку питающего напряжения). Когда катушка полностью намотана, то к выходному ее концу так же припаиваем небольшой кусок многожильного, изолированного провода, который будет служить вторым выводом катушки реле.
По поводу самих катушек стоит сказать следующее. Если взять две одинаковых катушки по длине но с разным диаметром провода, то у катушки с более толстым проводом будет больше сила тока. С одной стороны, чем больше ток, тем сильнее будет и электромагнитное поле катушки. Но и выделяемое тепло также будет больше. Помимо этого с увеличением толщины провода будет увеличиваться размеры самой катушки, что повлияет на общие размеры реле. И чтобы намотать нормальную катушку на реле, имея большой диаметр провода, нужно будет увеличить длину этого провода. А это помимо увеличения размеров катушки приведет еще и к излишнему расходу провода. Так что наиболее оптимальным вариантом будет использование провода диаметром около 0,1 мм.
Простейшая ПРОТИВОУГОНКА своими руками (две схемы)
Предлагаемая противоугонная схема подойдет для защиты от кражи автомобиля, мотоцикла или мопеда. В машинах с установленной охранной системой может играть роль дополнительного средства от злоумышленников. Ее главными преимуществами является простота, дешевизна и надежность. Для сборки схемы своими руками не нужны дорогостоящие и сложные компоненты.
В статье простыми словами описаны все детали, их назначение и принцип работы, что позволит разобраться в теме даже тем, кто понятия не имеет, что такое радиоэлектроника. Всего предлагается два варианта исполнения схемы.
Вариант №1. Противоугонка на герконе
Для реализации первого варианта противоугонной схемы потребуется всего два компонента – геркон и реле. Если вы уже знаете, что это за штуки, и как они работают – переходите непосредственно к самой схеме. Для тех же, кто впервые слышит о герконе и реле, вот их описание простыми словами.
Геркон – это такой включатель/выключатель, который замыкает или размыкает электрическую цепь в зависимости от того, воздействует ли на него магнитное поле. То есть, когда вблизи этого компонента нет магнита, его контакты находятся в разомкнутом состоянии. Электрический ток через него не течет. Если к геркону поднести магнит (причем с любой стороны), то его контакты замкнутся, и через него потечет ток.
Геркон для изготовления данного противоугонного устройства без проблем можно купить в любом магазине, где продаются радиодетали. Параметры детали не очень играют роль, так как ток, который через него пойдет, будет небольшим. Выбирать стоит исходя из удобства его скрытного крепления в салоне автомобиля.
Реле – это тоже своеобразный включатель/выключатель, который замыкает или размыкает электрическую цепь в зависимости от того, подается ли на него ток. Состоит из катушки и силовых контактов. Когда через катушку пропускается электрический ток, она превращается в электромагнит, и притягивает друг к другу силовые контакты. Те замыкаются, и через реле начинает протекать ток. Посредством таких реле в автомобиле работают все силовые цепи – стартер, бензонасос, печка, фары головного света и даже звуковой сигнал.
Для изготовления противоугонного устройства по рассмотренной ниже схеме необходимо приобрести реле так называемого длительного действия. То есть то, которое рассчитано на долговременное пребывание во включенном состоянии. К такой категории относятся обычные реле, которые используются в автомобилях для питания фар головного света. А вот, например, реле звукового сигнала – в данном случае не подойдет.
В представленной далее схеме эти два компонента работают следующим образом. Реле подключено так, что при только при его срабатывании начинает работать катушка зажигания или бензонасос. Геркон установлен так, что пока его контакты не будут замкнуты при помощи магнита, реле не сработает, и не подаст питание на зажигание или бензонасос автомобиля.
Если же поднести магнит к геркону, он замкнется, и соединит массу автомобиля с реле. Оно сработает, подавая питание на насос или катушку. Вот и весь принцип работы. Если геркон спрятать где-нибудь в салоне автомобиля (под обшивкой, панелью и так далее), то им можно будет управлять при помощи небольшого магнитика.
Главное преимущество этого варианта противоугонной схемы в том, что она предельно простая и практически безотказная. Однако у нее есть весомый недостаток, о котором следует упомянуть. Поскольку реле будет подавать питание на ответственный узел только тогда, когда замкнут геркон, то в процессе всей езды необходимо, чтобы магнит находился возле геркона. Для этого под магнит делается крепление, например, на липучке. А недостаток, собственно, в том, что даже если супер надежно закрепить магнит, то нет никакой гарантии, что он не отвалится от вибрации на наших славных дорогах.
Поэтому – схема хороша только при условии, что крепление магнита выполнено очень надежно. Иначе, если он однажды отвалится на ходу – автомобиль заглохнет. А это не всегда может оказаться безопасным.
Как сделать ТТР своими руками?
Учитывая конструкционную особенность прибора (монолит), схема собирается не на текстолитовой плате, как это принято, а навесным монтажом.
Вот такой выглядит самодельная конструкция твердотельного реле. Сделать нечто подобное несложно. Нужны лишь базовые навыки электронщика и электрика. Материальные затраты небольшие
Схемотехнических решений в этом направлении можно отыскать множество. Конкретный вариант зависит от требуемой коммутируемой мощности и прочих параметров.
Электронные компоненты для сборки схемы
Перечень элементов простой схемы для практического освоения и построения твердотельного реле своими руками следующий:
Все указанные электронные компоненты спаиваются навесным монтажом согласно следующей схеме:
Принципиальная схема маломощного твердотельного реле для сборки своими руками. Небольшое количество деталей и простой навесной монтаж позволяют спаять схему без труда
Благодаря использованию оптопары МОС3083 в схеме формирования сигнала управления величина входного напряжения может изменяться от 5 до 24 вольт.
А за счёт цепочки, состоящей из стабилитрона и ограничительного резистора, снижен до минимально возможного ток, проходящий через контрольный светодиод. Такое решение обеспечивает долгий срок службы контрольного светодиода.
Проверка собранной схемы на работоспособность
Собранную схему нужно проверить на работоспособность. Подключать при этом напряжение нагрузки 220 вольт в цепь коммутации через симистор необязательно. Достаточно подключить параллельно линии коммутации симистора измерительный прибор – тестер.
Проверка работоспособности твердотельного реле с помощью измерительного прибора. Если на вход устройства подано управляющее напряжение, переход симистора должен быть открыт
Режим измерений тестера нужно выставить на «мОм» и подать питание (5-24В) на схему генерации напряжения управления. Если всё работает правильно, тестер должен показать разницу сопротивлений от «мОм» до «кОм».
Устройство монолитного корпуса
Под основание корпуса будущего твердотельного реле потребуется пластина из алюминия толщиной 3-5 мм. Размеры пластины некритичны, но должны соответствовать условиям эффективного отвода тепла от симистора при нагреве этого электронного элемента.
Каркас под заливку корпуса будущего прибора. Делается из картонной полосы или других подходящих материалов. На алюминиевой подложке закрепляется универсальным клеем
Поверхность алюминиевой пластины должна быть ровной. Дополнительно необходимо обработать обе стороны – зачистить мелкой шкуркой, отполировать.
На следующем этапе подготовленная пластина оснащается «опалубкой» – по периметру приклеивается бордюр из плотного картона или пластика. Должен получиться своеобразный короб, который в дальнейшем будет залит эпоксидной смолой.
Внутрь созданного короба помещается собранная «навесом» электронная схема твердотельного реле. На поверхность алюминиевой пластины укладывается только симистор.
Закрепление симистора на алюминиевой подложке. Главное условие – этот электронный компонент необходимо плотно прижать к металлическому основанию. Только так обеспечивается качественный теплоотвод и надёжность работы
Никакие другие детали и проводники схемы не должны касаться алюминиевой подложки. Симистор прикладывается к алюминию той частью корпуса, которая рассчитана под установку на радиатор.
Следует использовать теплопроводящую пасту на площади соприкосновения корпуса симистора и алюминиевой подложки. Некоторые марки симисторов с неизолированным анодом обязательно требуется ставить через слюдяную прокладку.
Вариант крепления симистора к подложке при помощи клёпки. С обратной стороны клёпка расплющивается заподлицо с поверхностью подложки
Симистор нужно плотно прижать к основанию каким-то грузом и залить по периметру эпоксидным клеем либо закрепить каким-то образом без нарушения глади обратной стороны подложки (например, заклёпкой).
Приготовление компаунда и заливка корпуса
Под изготовление твёрдого тела электронного устройства потребуется изготовить компаундную смесь. Состав смеси компаунда делается на основе двух компонентов:
Благодаря добавлению алебастра мастер решает сразу две задачи – получает исчерпывающий объём заливного компаунда при номинальном расходе эпоксидной смолы и создаёт заливку оптимальной консистенции.
Смесь нужно тщательно перемешать, после чего можно добавить отвердитель и вновь тщательно перемешать. Далее аккуратно заливают «навесной» монтаж внутри картонного короба созданным компаундом.
Так выглядит готовый экземпляр твердотельного реле, собранного своими руками. Несколько необычно и не очень презентабельно, но достаточно надёжно
Заливку делают до верхнего уровня, оставив на поверхности лишь часть головки контрольного светодиода. Первоначально поверхность компаунда может выглядеть не совсем гладкой, но спустя некоторое время картинка изменится. Останется только дождаться полного застывания литья.
По сути, применить можно любые подходящие для литья растворы. Главный критерий – состав заливки не должен быть электропроводящим, плюс должна формироваться хорошая степень жёсткости литья после застывания. Литой корпус твердотельного реле является своего рода защитой электронной схемы от случайных физических повреждений.
Вариант №2. Улучшенная противоугонка на герконе
Именно по этой причине здесь предлагается немного улучшенная схема противоугонного устройства. Чтобы не зависеть от надежности крепления управляющего герконом магнита, в схему достаточно добавить всего один компонент. Называется он тиристор.
Тиристор – это тоже своеобразный включатель/выключатель. Только в отличие от геркона и реле он не механический, а уже электронный. На нем имеется три вывода – два силовых, и один управляющий. Когда на управляющий вывод не подается электрический ток, тиристор закрыт, то есть ток через силовые контакты он не пропускает. Если на управляющий вывод кратковременно подать слабый ток, тиристор откроется, и через силовые выводы сможет протекать большой ток. Чтобы обратно закрыть тиристор, достаточно прекратить подачу через него тока.
Тиристоры тоже продаются в большом ассортименте в радиомагазине. При его подборе необходимо ориентироваться на максимальный ток, на который он рассчитан. Например, подойдет распространенный тиристор с маркировкой КУ201А или аналогичные. Управляющий вывод в этих деталях, как правило, заметно тоньше, чем силовые.
Усовершенствованная при помощи тиристора противоугонная схема теперь выглядит следующим образом.
Рассмотрим, как она работает теперь. Изначально, если магнит не поднесен к геркону, он разомкнут. Соответственно, управляющий сигнал на тиристор не подается, и он тоже находится в «разомкнутом» состоянии (правильнее говорить – тиристор закрыт). Реле при повороте ключа зажигания не срабатывает, и подключенный через него узел тоже работать не будет (бензина или искры нет – двигатель не запустится).
Если поднести к геркону магнит, то управляющий сигнал поступит на соответствующий вывод тиристора. Он откроется и начнет пропускать ток, необходимый для срабатывания нашего реле. Силовые контакты последнего замкнутся, и питание на катушку зажигания или бензонасос пойдет. Двигатель можно запускать.
Преимущество этой схемы в том, что тиристор будет оставаться в открытом состоянии даже после того, как магнит будет убран от геркона. Геркон в результате разомкнется, но включенное состояние тиристора, при этом, сохранится. И будет он пропускать через себя электрический ток для питания реле до тех пор, пока не будет выключено зажигание. Если это сделать, ток через реле и тиристор течь перестанет, и последний автоматически разомкнет контакты или, как принято говорить, закроется.
То есть, чтобы реализовать такую противоугонку в автомобиле, достаточно только надежно спрятать под обшивкой геркон. Чтобы запустить двигатель, надо будет кратковременно приложить магнит к геркону, после чего его можно убирать. В итоге схема будет безотказно работать и не откажет из-за вибраций, как в случае с первым вариантом без тиристора.
Конструкция и принцип действия ТТР
Если большая часть подобной электроники традиционно содержит подвижные детали контактных групп, твердотельное реле таких деталей не имеет совсем. Коммутация цепи схемой устройства осуществляется по принципу электронного ключа. А роль электронных ключей обычно исполняют встроенные в тело реле полупроводники – силовые транзисторы, симисторы, тиристоры.
Прежде чем пытаться изготовить твердотельное реле самостоятельно, логично ознакомиться с базовой конструкцией подобных устройств, понять принцип их функционирования.
Промышленным производством выпускаются реле твердотельные различной конфигурации, предназначенные под самые разные условия практического применения. Выбор модификаций обширный
В рамках плотного изучения прибора сразу же следует выделить преимущественные стороны ТТР:
Среди механических конструкций найти реле с подобными параметрами реально не представляется возможным. Вообще, преимущества относительно механических собратьев у твердотельных реле выражаются внушительным списком.
Два электронных прибора, функционально обеспечивающих коммутацию цепей: слева сделан на основе твердотельной конструкции, справа – традиционная механическая система переключения
Условия эксплуатации для ТТР практически не ограничивают применение этих устройств. К тому же отсутствие подвижных механических деталей благоприятно сказывается на продолжительности службы приборов. Так что есть все основания, чтобы заняться твердотельным реле – собрать устройство своими руками.
Однако, справедливости ради, наряду с положительными моментами следует отметить свойства реле, характеризуемые как недостатки. Так, для эксплуатации мощных приборов, как правило, требуется дополнительный компонент конструкции, который предназначен отводить тепло.
На случай коммутации мощной нагрузки реле твердотельного исполнения практически всегда дополняются мощными радиаторами охлаждения. Этот момент несколько усложняет применение ТТР
Радиаторы охлаждения твердотельных реле имеют габаритные размеры в несколько раз превосходящие габариты ТТР, что снижает удобство и рациональность монтажа.
Приборы ТТР в процессе эксплуатации (в закрытом состоянии) дают обратный ток утечки и показывают нелинейную вольт-амперную характеристику. Не все твердотельные реле допустимо использовать без ограничений в характеристиках коммутируемых напряжений.
Конструкция для применения только в схемах, где питание осуществляется постоянным током. Обычно эти приборы отличают малые габариты и небольшая мощность коммутации
Отдельные виды устройств предназначены коммутировать только постоянный ток. Внедрение твердотельных реле в схему обычно требует обращения к дополнительным мерам, направленным на блокировку ложных срабатываний.
Твердотельные реле часто можно встретить в общем электрощитке квартиры.
Как работает твердотельное реле?
Управляющий сигнал (обычно напряжение низкого уровня, исходящее, к примеру, от контроллера управления) подаётся на светодиод оптоэлектронной пары, присутствующей в схеме ТТР. Светодиод начинает излучать свет в сторону фотодиода, который в свою очередь открывается и начинает пропускать ток.
Обобщённая схема ТТР, наглядно показывающая, каким образом функционирует электронный прибор: 1 – источник напряжения управления; 2 – оптопара внутри корпуса реле; 3 – источник тока нагрузки; 4 – нагрузка
Проходящий через фотодиод ток приходит на управляющий электрод ключевого транзистора или тиристора. Ключ открывается, замыкает цепь нагрузки.
Так работает функция коммутации прибора. Вся электроника традиционно заключена в монолитный корпус. Собственно, поэтому устройство и получило название твердотельного реле.
А о том, как подключить твердотельное реле можно прочесть в этом материале.
Разновидности твердотельных переключателей
Весь существующий ассортимент приборов условно можно разделить по группам, исходя из категории подключаемой нагрузки, особенностей контроля и коммутации напряжений.
Таким образом, в общей сложности наберётся три группы:
Широко распространённое исполнение электронного прибора для применения в однофазной электрической сети. Также встречаются иные варианты конструкций, но значительно реже
Вторая группа – устройства, предназначенные под установку в сетях переменного напряжения. Здесь представлены конструкции ТТР для установки в сетях переменного тока, управляемые напряжением 24 – 250 вольт. Есть устройства, способные коммутировать нагрузку высокой мощности.
Третья группа – приборы универсального назначения. Схемотехника этого вида устройств поддерживает ручную настройку на использование в тех или иных условиях.
Если отталкиваться от характера подключаемой нагрузки, следует выделить два вида твердотельных реле переменного тока: однофазные и трёхфазные. Оба вида рассчитаны на коммутацию достаточно мощной нагрузки при токах 10 – 75 А. При этом пиковые кратковременные значения тока могут достигать величины 500 А.
Широко распространённый вариант исполнения для применения в трёхфазной электрической сети. Часто используется в качестве линейного регулятора мощных электрических нагревателей (ТЭН)
В качестве нагрузки, коммутируемой твердотельными реле, могут выступать ёмкостные, резистивные, индукционные цепи. Конструкции переключателей позволяют без лишнего шума, плавно управлять, к примеру, нагревательными элементами, лампами накаливания, электродвигателями.
Надёжность работы в достаточной степени высока. Но во многом стабильность и долговечность твердотельных реле зависит от качества производства изделий. Так, устройства, выпускаемые под некой торговой маркой «Impuls», часто отмечаются непродолжительным сроком службы.
С другой стороны, изделия не оставляют повода для критики.
Выводы и полезное видео по теме
Этот ролик показывает, как и на базе каких электронных компонентов можно сделать твердотельное реле. Автор доходчиво рассказывает обо всех деталях практики изготовления, с какими он столкнулся лично в процессе производства электронного коммутатора:
Видео о проблеме, с которой можно столкнуться после приобретения однофазного ТТР у продавцов из Китая. Попутно проводит своеобразный обзор устройства прибора коммутации:
Самостоятельное изготовление твердотельных реле – вполне возможное решение, но применительно к изделиям под низковольтную нагрузку, потребляющую относительно малую мощность.
Более мощные и высоковольтные приборы сделать своими руками сложно. Да и обойдётся эта затея по финансам в такую же сумму, какой оценивается заводской экземпляр. Так что в случае надобности проще купить готовый прибор промышленного изготовления.
Если у вас появились вопросы по сборке твердотельного реле, пожалуйста, задайте их в блоке с комментариями, а мы постараемся дать на них предельно понятный ответ. Там же можно поделиться опытом самостоятельного изготовления реле или сообщить ценную информацию по теме статьи.
Плюсы и минусы
У герконовых датчиков есть свои преимущества и недостатки. К плюсам относят:
Описание и назначение
Герконом является устройство электромеханического типа, которое размыкает или замыкает электрические контакты. Это происходит за счёт магнитно-контактного поля, которое генерирует электромагнит. Это может делать и постоянный магнит.
Геркон переводится как герметичный контакт. Это обуславливается его конструкцией. Его составляющие — ферромагнитными пластинами, которые запаяны в капсулу из стекла. Она заполняется инертным газом, вместе с двумя контактами выхода.
Благодаря оболочке воздействие внешних факторов сводится к минимуму, при этом устройство может функционировать в нормальном режиме.
В колбе может содержаться иссушенный воздух, азот и любой другой инертный газ. Кроме этого, его могут откачать, чтобы создать вакуум. Это делают, чтобы повысить уровень коммутируемого напряжения.
Датчики из геркона применяются в разных системах и устройствах:
Для систем безопасности актуальны устройства, изготавливаемые из магнита и геркона. Они дают сигнал о закрытии и открытии дверей.
Стоит отметить, что распространены герконовые реле, которые состоят из проволочной обмотки и контактного датчика. У такой системы отмечают значимые преимущества: устойчивость к влаге, простое использование, нет деталей, которые двигаются.
С помощью герконов защищаются электроустановки от перегрузок.
ИНДИКАТОР УРОВНЯ ВОДЫ
Доброго времени суток уважаемые посетители и гости сайта «Радиоскот». Бывает так, что надо узнать, сколько воды осталось в какой-либо непрозрачной емкости. Например, цистерна, бочка или любая другая, закопанная в землю либо поднятая на высоту так, что не видно её содержимого. Тогда на помощь придет датчик уровня воды. Схема настолько проста, что ее может повторить даже тот, кто только взял в руки паяльник. Состоит она всего из 10 резисторов, 3 транзисторов и 3 светодиодов. |
Схема индикатора уровня жидкости
Приступим к постройке схемы датчика. Сначала вырежем плату 30 мм на 45 мм. Потом нарисуем дорожки, как на фото. Рисовать желательно краской или лаком для ногтей. Но под рукой у меня оказался только маркер (хотелось бы обратить внимание, что подойдет только перманентный маркер). Если вы рисуете маркером, то лучше всех держится маркер, купленный в магазине дисков или компьютеров. Нарисовав, приступайте к травлению.
Я травил перекисью водорода, так как ни хлорного железа, ни медного купороса нет. Наливал 50 мл 3% перекиси водорода, потом клал 1 ложку соли и 2 ложки лимонной кислоты. Смешивал, пока все не растворилось. При периодическом легком покачивании протравил плату где-то минут за 50.
Приступим к пайке схемы. Для этого нам понадобятся: 3 резистора сопротивлением 10 кОм, 3 резистора сопротивлением 1 кОм, 2 зеленых и 1 красный светодиоды, 4 резистора на 300 Ом. Аккуратно все впаяв, припаиваем провода, и подключаем батарейку. Провода отрезаем через каждые 2 сантиметра.
Готово! Теперь опускаем провода в стакан и постепенно наливаем воды. Для наглядности чуть подкрасил воду. Как видим, всё отлично работает. Когда в стакане 1/3 воды — горит только красный светодиод. Когда 2/3 — загорается еще и зеленый. А когда стакан заполнен по верхнюю линию — горят все светодиоды. в своём случае собрал схему, где всего 3 светодиода, но можно делать и больше — хоть 10. Тогда уровень воды будет виден более точно. Также хотелось бы добавить, что корпус использовал из-под корректора. Схему собрал:
bkmz268
Форум по простым устройствам автоматики
Источник