Интерьерные часы
Страница 1 из 3 | 1 | 2 | 3 | > |
Достались настенные часы, платина деревянная. Механизм с боем, в корпусе внизу предусмотрены 4 отверстия под цепочки. Гирь не сохранилось.
Из опознавательных знаков — на платине выдавлена буква А. Без вензелей, безо всего.
Судя по кованным крючкам, на которые закрываются крышки — часы старые.
Механизм вроде живой (аккуратно потянул за цепь, шестеренки закрутились).
Сейчас немного отмочу его в «галоше» и займусь прочисткой/смазкой.
Как подобрать требуемый вес гирек ??
На глаз
Вы бы хоть какие-то фото выложили.
На глаз
Вы бы хоть какие-то фото выложили.
потянул за имеющуюся цепочку, колесики крутятся (интересно, а для чего такой «вертушок» среди колес ? Какая у него функция ?) Срабатывает молоточек для удара по камертону. Значит эта цепочка отвечает за бой часов.
Перевесил цепь на другое зубчатое колесо. Удается только «холотой ход» для поднятия гири. В обратную сторону не удается потянуть, механизм как бы «заблокирован».
В какую сторону копнуть ?
ps. я абсолютный дилетант в этом, на моем счету лишь восстановление (промывка и смазка) механизма настенных ОЧЗ 1962 г.
Источник
Юный техник — для умелых рук 1975-12, страница 16
Еще наннх-то полвена назад напольные часы можно было встретить во многих домах и учреждениях. Мс меняется время, возникают новые сеяния в архитентуре и оформлении наших домов, и сейчас «большие», нан их называли в старину, часы редность и сохранились, пожалуй, лишь в музеях да старинных особняках.
Но в последнее время заметно оживился интерес к старине.
Напольные часы, которые вы видите на рисунке, тоже выполнены под старину и, безусловно, украсят уголон вашей квартиры.
Чертежи перед вами. Они достаточно подробны и предельно понятны. Умению строгать, пилить, клеить вас учат на уроках труда, поэтому поговорим лишь о «начинке», сборке и отделке часов.
Наверное, не в каждой семье есть часы с боем, маятником и гирями, и поэтому мы предлагаем вам сделать бутафорные маятнин и гири. Часовой механизм выберите сами. В наши часы можно поставить даже недорогой будильник, правда, для этого вам придется нарастить оси для стрелок.
Снимите заднюю крышку будильника и осторожно отверните винты, удерживающие механизм на корпусе.
Установите на место заднюю крышку (она предохранит механизм будильника от случайных ударов) и аккуратно снимите стрелки.
Как видите, вращаются они на двух осях, вставленных одна в одну. Нарастить их проще всего металлическими трубочками длиной 40—45 мм (можно использовать пустые, разные по диаметру стержни для шариковых ручек). Чтобы трубки не проворачивались на осях, посадите их на клей 88 или 88Н.
Пока не обрезайте трубки — длину их вы определите после того, как соберете корпус и установите на нем циферблат.
Циферблат сделайте из листа меди и почерните его (об этом мы рассказывали в приложении № 10 за 1975 г., стр. 14). Стрелки выпилкте из латуни, отполируйте их и покройте бесцветным лаком.
Гири проще всего, конечно, сделать из толстой латунной трубки, а если вам не удастся подобрать трубку подходя
щего днаметрэ, выгните гири на оправке из листовой латуни. Места пайни хорошенько зачистите наждачной бумагой и отполируйте.
Цепи для гирь неплохо получаются из медной проволоки 0 2,5—3 мм. Собранные цепи тоже почерните. Раз в наших часах есть маятник, то хотелось бы, чтобы он начался. Для этого вам придется собрать несложное электронное устройство, работающее от батарейки для карманного фонаря. Да, вы угадали, речь идет об элентронных качелях. Схема их не раз публиковалась в разных изданиях (например, в журнале «Радио» Ns 8 за 1973 г., стр. 52 — 53). Маятнин сделайте объемным, чтобы в него можно было вмонтировать небольшой магнит. А вот катушку датчика постарайтесь спрятать в футляр, чтобы ее не было видно.
Часы состоят из цоколя, футляра и корпуса (см. рис. на стр. 16). Работу начинайте с изготовления цоколя. Выпилите его детали. К нижней рамке приклейте ножки, а затем уже собирайте корпус. Обратите взимание на крепление стенок цоколя: они усилены уголками и штифтами 0 6 мм. Собранный цоколь должен быть устойчивым. Если он качается, определите, какая из ножек выше, и подпилите ее.
В верхней раме вырезан паз, в него вставляется футляр. А крепится он на цоколе винтами.
Дверцу футляра застеклите.
Корпус собирается в последнюю очередь. Не торопитесь выпиливать детали для него. Проверьте, подходят ли их размеры под ваши часы. Может быть, что-то придется подогнать.
Последовательность сборки корпуса и фронтона хорошо видна на рисунке. Фронтон завершает сборку часов. Крепится он на корпусе виктами и двумя планками.
Механизм часов устанавливается на подставке и к стенкам корпуса не крепится. В подставке выпилены отверстия для маятника и гирь.
Делать часы можно из любого материала: фанеры, досок, древесностружечных плит. Чтобы часы гармонировали с мебелью рашей комнаты, отфанеруйте лицевую сторону часов под цвет мебели, а боновые стороны покройте лаком.
Источник
Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера | Страница 8 | Онлайн-библиотека
В крупногабаритных часах может быть использован как пружинный, так и гиревой двигатель. Настольные часы обычно выпускают с пружинным двигателем и с балансовым регулятором хода.
Пружинный двигатель применяется и для настенных часов (часы с гиревым двигателем — «ходики» — сейчас весьма редки). В качестве регулятора хода настенных часов употребляются как маятники, так и балансы.
Для напольных часов применяются гиревой двигатель и маятниковый регулятор.
Часы, в механизме которых используется маятниковый регулятор, называются маятниковыми. В зависимости от вида двигателя маятниковые часы подразделяются на гиревые и пружинные.
Маятниковые часы могут быть различных размеров и конструкций, простые и сложные, например с такими дополнительными устройствами, как бой, кукушка. Самой простой конструкцией маятниковых часов являются часы-ходики с гиревым двигателем (рис. 5).
Рис. 5. Кинематическая схема часов с гиревым двигателем:
3 — колесо анкерное;
4 — колесо промежуточное;
5 — колесо центральне;
6 — колесо вексельное с трибом;
7 — ось минутного триба;
8 — колесо часовое;
9 — триб минутной стрелки;
Гиря (11) надета на цепь (10), которая, в свою очередь, закреплена на металлической звездочке, находящейся за колесом. Для того чтобы цепь не могла соскочить со звездочки, ее закрепляют двумя боковыми шайбами и трехлепестковой пружиной, выступающей в качестве запирающей собачки. В целом весь этот узел называется блочком.
Блочок установлен так, чтобы свободно вращаться на втулке центрального колеса (5). Колесо неподвижно закреплено на оси триба минутной стрелки (9). Сама минутная стрелка насажена на конец триба.
Когда гиря опускается, цепь вращает звездочку по часовой стрелке. Вместе с ней вращается и весь блочок. Согнутые лепестки пружины попадают в окна центрального колеса (5), и колесо начинает вращаться по часовой стрелке. Вместе с центральным колесом вращается и ось (7) с минутной стрелкой. Ось делает один оборот в час.
Чтобы начало двигаться часовое колесо, движение передается сначала на триб минутной стрелки (9), затем на вексельное колесо (6) и его триб. Число оборотов часового колеса (8) в 12 раз меньше числа оборотов триба минутной стрелки.
На втулку часового колеса насаживается часовая стрелка. Центральное колесо приводит в движение триб промежуточного колеса (4), оттуда движение передается на триб анкерного колеса (3), а с него — на скобу (2).
Скоба предназначена для поддержания колебаний маятника (12). Импульсы на маятник она подает через поводок (1). Помимо этого, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо.
Когда вы поднимаете гирю, то звездочка, а вслед за ней и весь блочок начинают вращаться против часовой стрелки. В этом случае трехлепестковая пружина просто скользит своими лепестками по поверхности спиц центрального колеса.
Механизм часов с кукушкой
Часы с кукушкой изготовляют на базовой механической основе часов-ходиков. В принципе, это обычные часы с боем, но механизм боя в этих часах отбивает каждые полчаса и час, сопровождая каждый удар кукованием кукушки, появляющейся в окне панели циферблата. Иногда, довольно редко, можно встретить также часы с кукованием без боя.
Принцип работы механизма боя (кукования) прост (рис. 6).
Рис. 6. Кинематическая схема часов с кукушкой:
1 — валик рычагов счетчика;
2 — триб анкерного колеса;
3 — колесо анкерное;
4 — валик скобочный;
5 — рычаг включения боя;
6 — кронштейн со штифтом;
7 — рычаг счетчика;
8 — рычаг замыкания;
10 — колесо стопорное;
11 — триб ветряка;
12 — триб стопорного колеса;
13 — триб центрального колеса;
14 — колесо центральное;
15 — пластина ветряка;
16 и 17 — мехи левый и правый;
18 и 19 — валики с рычагами подъема правого и левого мехов;
21 — валик рычага боя со спиралью;
23 — триб счетного колеса;
24 — колесо счетное;
25 — колесо промежуточное;
26 — рычаг поворота кукушки;
27 — триб промежуточного колеса;
28 — триб вексельного колеса;
29 — колесо вексельное;
30 — колесо центральное;
31 — колесо часовое;
32 — колесо минутное;
33 — штифт минутного колеса
Он заключается в освобождении механизма для начала движения колесной системы, ударов боя и их прекращения. Стрелочный механизм автоматически отпирает механизм боя, после чего он действует в течение короткого времени. Для этого на минутном колесе (32), которое вращается на центральной оси стрелок, закреплены два штифта (33). Эти штифты вращаются вместе с колесом, которое, как известно, делает один оборот в час. Каждые полчаса штифт поднимает двуплечий рычаг включения боя (5). Этот рычаг упирается в штифт оси рычага замыкания (8) и поднимает его. В корпусе часов установлены два деревянных свистка. К верхним концам этих свистков крепятся маленькие меха с крышками, сделанными из кожи. Для приведения мехов в движение используются подъемные валики (18, 19), которые взаимодействуют со звездочкой (20).
Когда один из мехов поднимается, то приподнимает и хвост кукушки. За счет этого фигурка кукушки наклоняется вперед. Сама же фигурка устанавливается на поворотном кронштейне (6).
Когда рычаг замыкания поднят, то он освобождает штифт стопорного колеса (10) и колесо немного прокручивается, в результате чего находящийся на нем штифт падает на выступ двуплечего рычага включения.
После всех этих действий штифт минутного колеса переместится настолько, что освободит лежащий на нем двуплечий рычаг включения. Когда минутная стрелка подходит к числу 12 или 6, то этот рычаг падая возвращается в свое первоначальное положение. Таким образом освобождается штифт стопорного колеса и приводится в действие механизм кукушки.
Появление кукушки происходит следующим образом: фигурка кукушки установлена на специальном кронштейне, который приводится в действие от рычага замыкания механизма боя.
Когда рычаг поднимается, кронштейн кукушки поворачивается, открывая дверцу и в то же время выдвигает кукушку в окно.
При подъеме мехи втягивают внутрь воздух. Когда же мехи опускаются, то на них действует вес крышек и воздух выходит через свисток. В результате свистки издают звук, напоминающий кукование.
Чтобы кукование строго соответствовало показаниям стрелок часов, в механизм боя встроен счетный круг. Он соединен со счетным колесом (24) и вращающимся счетным трибом (23), который крепится на оси звездочки. На счетном круге располагаются выступы неодинаковой величины (размеры выступов зависят оттого, какое количество требуемых сигналов кукушки или боя предусмотрено в данной конструкции часов). При повороте счетного круга очередная выемка оказывается под рычагом счетчика (7). Этот рычаг опускается вместе с рычагом замыкания и останавливает стопорное колесо (10), а вместе с ним и весь механизм.
Дефекты механизма боя
Если вы обнаружили, что фигурка кукушки застряла и не может вернуться обратно в корпус часов, из-за чего дверца не закрывается, откройте заднюю стенку корпуса и проверьте, где находится хвостовая часть фигурки. Она должна быть расположена на верхней плоскости свистка. Если хвост соскочил с нее, верните кукушку в прежнее положение и хорошенько закрепите на кронштейне.
Если звук голоса кукушки кажется вам слишком слабым или звучит надтреснуто и искаженно, то отверните винты крепления мехов и выньте мехи из корпуса. Поднимая и опуская мехи, проверьте их звучание. Причина может быть в засорении звуковой щели мехов. Прочистив звуковую щель мехов, добейтесь нужного тона и силы звука. В том случае, если звук дребезжащий, рычаг меха надо слегка подогнуть вверх. Если же звук слишком слабый — вниз.
Если звук кукушки на получасах и часах не совпадает с показаниями стрелок, проверьте штифт поворотного валика. Он может быть отогнут. Чтобы устранить неисправность, штифт подгибают вверх.
Источник
Гирьки для часов своими руками
Ходики и их ремонт
Часы ходики приводятся в движение тяжестью опускающейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия, кроме момента, когда подтягивают гири вверх. Опускание гири преобразуется во вращательное движение на цепное колесо, которое передает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Ходовое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке 9.
Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезерованные и сборные, из стальных полированных штифтов, так называемое цевочное зацепление.
Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латунных платинах. Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне которой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью выступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само поворачиваясь, передает движение остальному механизму. Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка. Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается вексельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабанного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса. Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и деталей и с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — последняя операция. Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каждое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не срывалась с блока; блок, который может срываться, вследствие неисправности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины. Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку. При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продолговатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напильником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки. После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между плечиками скобки должно помещаться не больше 2.5 зубьев ходового колеса. Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев. Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложенным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом. Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить. После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки. Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки. После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат. Поставив стрелки на нужное время, качните маятник. Прислушайтесь к звуку хода часов. Стук должен быть одинаковым при движении маятника влево и вправо. Добейтесь равномерности стука, сдвигая часы немного вправо или влево. Если равномерный ход получается только при сильном перекосе часов от отвесной линии, то необходимо открыть заднюю стенку корпуса и немного подогнуть вилку скобочного валика 2 в сторону перекоса часов. После этого проследите за точностью хода собранных часов по другим часам или по источникам точного времени. Если часы уходят вперед, то линзу маятника сдвиньте немного вниз по стержню, а если отстают, то подвиньте линзу вверх. Заводить часы надо один раз в день, подтягивая гирьку за левый конец цепочки. Источник |