Гитарный спикерсимулятор своими руками

Гитарный спикерсимулятор своими руками

Новое на сайте

Magnum MkII: Спикерсимулятор с повышенной детализацией

С пикерсимуляторы или «эмуляторы гитарного кабинета» довольно популярны в настоящее время. Эти несложные устройства, по большей части состоящие из простых активных или пассивных фильтров, дают возможность подключать гитару в линейных вход компьютера или домашнего музыкального центра и звучать при этом похоже на записи известных гитаристов. Похожесть эта весьма приблизительна, т. к. несколько фильтров не заменят резонирующий и компрессирующий гитарный кабинет со сложной и отнюдь не линейной амплитудно-частотной характеристикой, микрофоны и прочую звукозаписывающую аппаратуру. Тем не менее, эти устройства в своей простоте и дешевизне идеально подходят для домашнего музицирования или записи демонстрационной фонограммы в домашней студии.

Существует несколько удачных схем спикосимуляции, некоторые из них разработаны известными фирмами, как, например, симулятор на операционных усилителях в составе предварительного усилителя Marshall JMP-1, или с использованием катушек индуктивности в Hughes&Kettner Tubeman, другие созданы энтузиастами, как, например, спикерсимулятор на полевых транзисторах в статье Виктора Кемпфа «Полевые транзисторы в устройствах “Distortion”» или спикерсимуляторы, представленные на сайте www.runoffgroove.com.

Основные функции спикерсимуляторов таковы:

  1. Подавление высокочастотного хвоста гармоник при использовании совместно с полупроводниковыми дистошнами.
  2. Согласование выходных сопротивлений примочек и линейного входа домашней аппаратуры.
  3. Окрашивание сигнала наподобие звука гитарных комбо, что на практике выражается в наличии резонансов 130Гц и 3-4кГц, а также подавлении частот ниже и выше этого диапазона.

Если с первыми двумя пунктами современные спикерсимуляторы справляются весьма успешно, то их тембр является всего лишь первым приближением к тембрам гитарных кабинетов. По большому счету этот факт нельзя считать минусом, т. к. в лучших представителях семейства спикерсимуляторов найден удачный баланс между производимым эффектом и простотой схемы. Но разве мы не задаем себе вопрос: а что будет, если сделать еще один шаг, следующее приближение к реальным характеристикам? Станет ли звук гитары более естественным? Будет ли усложнение спикерсимулятора компенсироваться более качественным звучанием? Проведением такого эксперимента мы и займемся.

Рассмотрим предметную область. АЧХ распространенных спикерсимуляторов приведены на следующем рисунке. От схемы к схеме вариациям поддаются высоты резонансов, их положение на шкале частот и порядок фильтров, который отвечает за скорость спада в областях ВЧ и НЧ. И хотя все схемы воссоздают практически один эффект, схемотехническая реализация может сильно отличаться. Так, спикерсимулятор из предварительного усилителя Marshall JMP-1 собран полностью на операционных усилителях, один из которых включен по схеме гиратора. Спикерсимулятор Hughes&Kettner построен на операционных усилителях и RLC фильтрах и использует два заграждающие фильтра для придания оригинальности звучанию. Спикерсимулятор В. Кемпфа выполнен на полевых транзисторах, настолько же эффективен и является самым простым для повторения.


Для того чтобы понять, на что же равнялись создатели спикерсимуляторов, сравним их амплитудно-частотные характеристики с АЧХ гитарных динамиков (взято с сайта www.celestion.com).

Сравним также с АЧХ реальных кабинетов. Вернее с АЧХ импульсов, снятых с реальных кабинетов, через систему – усилитель, кабинет, микрофон, запись (импульсы взяты с сайта www.noisevault.com).

Такой косвенный метод определения АЧХ гитарного кабинета вряд ли можно считать достоверным, тем не менее, полезную информацию можно почерпнуть и отсюда. Очевидно, что в конечном звуке влияние собственного АЧХ динамика преобладает. Это несложно заметить, сравнив АЧХ динамика Vintage30 и АЧХ импульса кабинета на его основе. Несомненно, корпус гитарного кабинета индивидуально резонирует, внося дополнительные краски по всему спектру частот. По субъективному мнению автора, ни в коем случае не претендующего на абсолютную достоверность, наиболее заметным изменениям подвергается низкочастотная область, а именно происходит подъем НЧ в диапазоне 50-200Гц, а также провал в диапазоне 300-500Гц. Таким образом, для построения спикерсимулятора возьмем за основу АЧХ одного из динамиков(например, Vintage 30), выделим 6-8 наиболее важных изгибов понравившейся АЧХ и реализуем на основе активных фильтров. Для придания тембру подобия звучания большого кабинета, учтем наличие резонансов и провалов в НЧ-области. В качестве активных элементов могут использоваться комплементарные повторители на полевых транзисторах. С принципом работы повторителей, а также с первой схемой, где была использована подобная схемотехника, можно ознакомится в статье В.Кемпфа.

Ниже приведена схема спикерсимулятора, обладающая такими особенностями:

Источник

Спикерсимуляторы.

Предисловие.

В данном проекте представлены три разных варианта реализации имитации звучания гитарного динамика(для краткости — Спикерсимулятор)

Спикерсимуляторы позволяют нам создавать АЧХ близкую к АЧХ гитарных кабинетов, то есть приблизить звучание гитары, подключенной в линейный вход Вашего компьютера(дялее «в линию»), к звучанию гитары в гитарный усилитель(комбик).

Технически спикерсимулятор представляет собой набор фильтров, как низких так и высоких частот.

Диапазон электрогитары обычно лежит в пределах от 80 Гц до 5-7 кГц. Остальные частоты нам вряд ли понадобятся (выше 7кГц песок, ниже 80Гц — диапазон большого барабана и бас-гитары). С этой задачей хорошо справляется гитарный комбик (главным образом благодаря гитарному динамику), который рассчитан воспроизводить «нашу» полосу частот. Вообщем, спикерсмулятор предназначен заменить нам связку комбик-микрофон, если таковых нет . Конечно речь идет не о тождественной замене, а только о моделировании АЧХ. Акустика помещения, положение микрофона, компрессия сигнала, и драйв динамика и т.д. конечно не могут быть смоделированы этим нехитрым прибором, его задача сделать звук похожим на звук через комбик.

Тем не менее, спикерсимуляторы являются альтернативой в домашних записях «в линию» или при игре на бытовых, широкополосных колонках. Хочу акцентировать внимание, что хоть играть со спикерсимулятором через комбик несколько противоречит его «предназначению», это не значит, что так делать нельзя. Экспериментируя можно получить разнообразные звуки с разными частотными пиками и завалами, просто в этих целях логичней применять эквалайзер.

AMZ Speakersimulator.

Первым рассматриваемым устройством, будет AMZ Speakersimulator.

Схема его проста и представляет собой фильтр с частотой среза 3 — 5кГц. Сигнал усиливается на низких и средних частот и заваливается на высоких. Хорошая штука для обрезания песка при игре с перегрузом в линию, а иногда и в комбик тоже. Из моего MT-2 перестал «сыпаться песок», звук стал плотнее и богаче средними частотами.

Ниже представлено изображение АЧХ данного спикерсимулятора.

Печатная плата.

Размеры платы: 44х36 мм. Изображение самой печатной платы и расположение на ней элементов — показаны ниже.

Примеры звучания.

Гитара -> Boss MT2 -> АMZ Speakersim -> звуковушка SBLive. Записывалось в Cool Edit, нормализировалось. Сначала игрался рифф без спикерсима, потом со спикерсимом тот же рифф.

Marshall Speakersimulator.

Этот прибор посложнее. Здесь целых два ОУ.

По заявленным характеристикам мы должны получить два резонансных горба в районах 90Гц и 3.8кГЦ. Нас не обманули, что доказывает моя снятая АХЧ.

Очень хорошая штучка. Поднимает низкие и высокие частоты (имеется ввиду гитарный диапазон) и режет все что нам не нужно. Одним словом — Marshall.

Прибор годится для игры в линию как на чистом звуке так и с перегрузом.

Схема прибора и АЧХ представлены ниже.

Печатная плата.

Размеры платы: 63×38 мм. Изображение самой печатной платы и расположение на ней элементов — показаны ниже.

Примеры звучания.

Fender LXH2 Lite Speakersimulator

Самый сложный, но и самый универсальный спикерсмулятор.

Этот прибор сложнее предыдущих, но построен на тех же принципах. Он представляет из себя набор фильтров низкой и высокой частот 2-го порядка. Вся уловка заключается в наличии дополнительного вывода A и разрыва B, благодаря которым можно получить получить 4 комбинации включения, то есть 4 разные АЧХ.

Схема прибора и АЧХ представлены ниже.

Если не использовать разрыв, то просто нужно соединить выводы B_in и B_out перемычкой. В отличии от предыдущих спикерсимуляторов, этот позволяет управлять усилением, так что нужно поставить переменные резисторы на входе и выходе.

На примере этого спикерсимулятора можно визуально оценить различие АЧХ у Маршала и Фендера, двух титанов комбо-строения. Глядя на спектрограммы можно выбрать для себя, но лучше по слуху.

Чистый звук очень хороший, а вот с перегрузом звук становится мутным, вероятно из за избытка НЧ. С перегруженным звуком лучше использовать режим B_in — out, который немного приподнимает высокие частоты гитарного диапазона, а потом срезает песок.

Печатная плата.

Размеры платы: 76х73 мм. Изображение самой печатной платы и расположение на ней элементов — показаны ниже.

От автора.

Ну что же, выбор за вами. Дам совет: не ленитесь, вставляйте спикерсимы, хотя бы AMZ, в свои педали. Мало ли где и как придется играть.

Источник

Спикерсимулятор SLAYERa

Здравствуйте. Мне бы хотелось рассказать музыкантам о довольно простом, но очень, на мой взгляд, полезном (в хозяйстве) прибором который называется спикерсимулятор.
В моем исполнонии выглядит примерно вот так:

Несмотря на свою простоту, я рекомендую каждому гитаристу спаять такой девайс. «Вытаскивает» практически любой аппарат, то есть если вы приезжаете на концерт непойми куда, где очень плохо с аппаратом, вам в конце набора своих примочек стоит включить этот симулятор, и все, ваш звук спасен. Я даже бас через него юзал один раз на концерте в городе Рыбинск, плохо там было с аппаратом

Содержание / Contents

↑ Рассмотрим схему устройства

Фактически это набор фильтров. Оригинал схемы где то в интернете есть, я эту схему изменил по своему разумению, считаю что это наиболее оптимальный вариант
Рассмотрим кратенько работу устройства. Сигнал пройдя входной разъем (на схеме не показан) попадает на цепочку С1, С2, С3, R1, R2. Эта цепочка своего рода входной фильтр, который слегка режет серидину и поднимает верх. Дальше сигнал попадает на буфер, выполненый на первом операционнике, он нужен для согласования входной фильтрующей цепочки с последующим каскадом. Последующий каскад — это фильтр ВЧ, с частотой среза около 80 гц, режет все что нам не нужно снизу, а потом сигнал идет на двойной ФНЧ, с частотой среза около 3000 гц, который жестко режет так называемый песок, то есть все что нам не нужно сверху.
Кароч проще послушать пару семплов

Вроде все. Ну еще сопутствующие детали типа разьем для кроны и все такое.

Впаиваем детали в плату, потом не ленимся оттереть канифоль иначе будет не совсем красиво

Для того чтобы оттереть канифоль с платы ее можно положить в растворитель, я например использую 647

Через несколько минут достаем. Идеально .

↑ Печатная плата в *.lay

↑ Сэмплы

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Спикерсимулятор «Hot Line 2» для электрогитары

Приветствую всех зашедших!

Как известно, для воспроизведение звука электрогитары необходимы специальные устройства, комбики, они же комбоусилители, имеющие в своём составе специальный усилитель и ящик с гитарным динамиком. Казалось бы, можно подключить гитару к обычным бытовым колонкам, музыкальному центру, звук также будет воспроизводится. Однако, гитарные кабинеты отличаются тем, что имеют свою специфичную АЧХ, гораздо более узкую, чем любые бытовые акустические системы. То есть через обычные колонки насладиться правильным гитарным звуком не получится, он будет «песочить» и резать слух. Песком обычно в гитарной терминологии обозначают излишнее обилие высоких частот (выше 5-7 кГц) в сигнале. Но порой альтернатив нет, и гитару нужно воспроизвести именно через обычные колонки, например, при выступлении в каком-нибудь актовом зале, где нет специального оборудования. Здесь на помощь приходят спирсимуляторы, они же эмуляторы кабинетов — специальные примочки, формирующие нужную АЧХ сигнала. Обработанный с помощью спирсимулятора сигнал с гитары уже можно воспроизводить на любых колонках, конечно, он не сравнится по звучанию с настоящими «живыми» гитарными кабинетами, однако уже не будет резать слух. Ниже пойдёт речь о сборке своими руками такого спикерсимулятора, его название «Hot Line 2», а схема представлена ниже.

Спирсимулятор имеет несколько органов управления. Название первой ручки «Sand Cut» буквально переводится как «вырез песка», по названию понятно, что с её помощью можно избавляться от лишних режущих слух высоких частот. Реализована ручка в виде сдвоенного потенциометра с довольно необычным включением, в данном случае подойдёт любой сдвоенный с сопротивлением 20-25 кОм. Буквами a, b, c подписаны выводы потенциометра — a — первый, b — второй, с — третий, важно соблюдать данную цоколёвку. Следующий орган управления называется «Accent» (переводится как «Акцент»), он может быть реализован в виде потенциометра, либо в виде тумблера. Первый вариант даст возможность плавной регулировки, тублер же позволит лишь включать и выключать «Акцент». В случае, если используется тумблер, переменный резистор Р1 на схеме заменяется постоянным на 8,2 кОм, если используется потенциометр, соответственно исключается тумблер.

Третий орган управления — выбор эмулируемого кабинета, это переключатель SW2. Используется здесь тумблер на три положения, соответственно можно выбирать из трёх различных вариантов звучания, обратите внимание, что тумблер требуется с двумя группами контактов. Варианты кабинетов не привязаны к каким-то реально существующим моделям, они лишь абстрактно меняют АЧХ. На графиках ниже как раз можно увидеть разницу в АЧХ при разных положениях переключателя.

Тумблер «Акцент» выключен:

Тумблер «Акцент включен. Его работа заключается в выделении граничной частоты среза высоких частот, сама же граничная частота среза определяется положением потенциометра Sand Cut. Со включенным «Акцентом» звук становится более яркий, менее глухой.

В деталях самой схемы нет ничего дорого или дефицитного. Используется 4 операционных усилителя, поэтому лучше всего подойдёт один корпус микросхемы TL074, либо LM324. Все остальные элементы обычные пассивные, резисторы, конденсаторы, их, кстати, рекомендуется брать плёночного типа. По питанию, для защиты от переполюсовки, установлен диод D1. Резисторы R3, R4 образуют искусственную среднюю точку для правильной работы операционного усилителя с переменным сигналом. На вход Input подаётся сигнал с гитары, с выхода Output снимается сигнал, готовый для подачи в любой линейный вход для воспроизведения на любых колонках. При необходимости схему можно использовать совместно с другими эффектами, в том числе перегрузом. Напряжение питания схемы составляет 9 — 12В, потребляемый ток не более 20 мА, подойдёт любой гитарный блок питания от примочек.

Собирается вся схема на печатной плате, пример представлен выше, скачать эту плату для открытия в программе Sprint Layout можно в архиве в конце статьи. Конденсатор С5 на схеме — керамический в SMD корпусе, является блокировочным в цепи питания операционного усилителя. Если под рукой нет SMD деталей, конденсатор можно заменить и на выводной, хуже не станет. При сборке платы важно не перепутать провода для подключения тумблера выбора кабинетов — подключается он весьма мудрёно, с помощью 5-ти проводков. Потенциометры также можно вывести с платы на проводах. Все элементы на плате подписаны, поэтому сборка не представляет ничего сложного. Изготовить саму плату можно методом ЛУТ — практически безальтернативный метод изготовления печатных плат в домашних условиях.

Выход схемы не обязательно подключать именно к усилителю с колонками для воспроизведения. Иногда хочется поиграть на гитаре в наушниках, пригодится это может, например, в поездках или поздними вечерами, когда нельзя шуметь. Сигнал со спикерсимулятора подходит также и для воспроизведения на наушниках, однако, для этого необходимо собрать отдельный «оконечный» усилитель, вход которого будет подключаться к выходу спикерсимулятора. Схема представлена ниже.

Из органов управления усилитель для наушников содержит только регулятор громкости на входе — больше ничего и не требуется. Основан он на паре операционных усилителей, можно использовать NE5532, NJM4580, однако не хуже должны работать и распространённые TL072. Усилитель прекрасно работает с наушниками сопротивлением от 4 до 32 Ом, запас по громкости имеется. Его напряжение питания составляет те же 9-12 В. Встроить усилитель можно в корпус со спикерсимулятором, сделав отдельный выход для наушников. Все платы помещаются в подходящий по размеру металлический корпус для экранировки от фона. В конечном тоге получается весьма симпатичное устройство, как показано на фотографиях ниже. Переднюю панель можно задекорировать, сделав наклейку с подписями ручек и тумблеров. Удачной сборки!

Источник

Читайте также:  Звукоизоляция для домашнего кинотеатра своими руками
Оцените статью
06.02.2009 15:50