Гитарный звук своими руками

Эффект фузз для электрогитары своими руками

Как ни крути, а сборка самодельных эффектов для электрогитары пользуется популярностью — для кого-то это отличный способ сэкономить (учитывая стоимость брендовых примочек), а кто-то постоянно находится в поисках «своего» звука, варьируя звучание различных схем. Самодельные эффекты интересны тем, что даже самая простейшая схемка всего на паре транзисторов может давать не менее красивый гитарный звук, чем сложные навороченные агрегаты. Это касается представленной ниже схемы фузза, которая выпускалась когда-то под названием Harmonics Percolator фирмой Interfax. Интересен тот факт, что компании не существует уже более 30-ти лет, а схема фузза до сих пор мелькает в разных углах интернета и собирается любителями. Для ознакомления ниже фото оригинального исполнения фузза Harmonics Percolator.

Выглядит поистине винтажно — сейчас гитарные примочки в таких корпусах да с регуляторами в виде ползунков практически не делают. Особенно удивительно то, что в таком большом корпусе располагалась крошечная схема всего на паре транзисторов:

На схеме указаны оригинальные транзисторы, используемые в Harmonics Percolator: интересно то, что один из них (2N404A) германиевый, а второй — кремниевый, в схемах обработки гитарного звука такие необычные решения порой приводят к интересному звуку. К сожалению, прошло много времени и сейчас оригинальные транзисторы достать практически нереально, поэтому их допустимо заменить на более доступные отечественные германиевые, например, МП39, МП40, МП38, с сохранением структуры. Также можно поэкспериментировать с установкой кремниевых транзисторов, например, КТ3102, КТ3107, BC547, BC557. На схеме присутствуют и другие германиевые полупроводники — пара включенных встречно-параллельно диодов, обеспечивающих ограничение амплитуды сигнала, а соответственно и сам эффект фузза. Подойдут, например, распространённые отечественные диоды Д9 с любой буквой. Автор решил слега модифицировать оригинальную схему и добавил тумблер SA1, отключающую цепочку диодов — при разомкнутом тумблере эффект больше похож на овердрайв, при этом значительно возрастает громкость сигнала на выходе.

Схема имеет две ручки регулировки первая из них R1 — по сути, регулятор входного уровня, регулирует степень перегруза звука, вторая ручка — резистор R8, обеспечивает регулировку громкости. Учитывая низкий уровень выходного сигнала, автор рекомендует номинал этого потенциометра заменить с 50 кОм до 200 кОм. Характеристики обоих потенциометров желательно использовать логарифмические для плавности регулировки. Все остальные детали без особенностей — достаточно лишь собрать точно по схеме, стараясь не сильно отклоняться от указанных номиналов.

Собирается схема на печатной плате, файл с которой можно найти в архиве в конце статьи. Плата небольшая и может поместиться в любой компактный корпус, для её крепления можно использовать гайки потенциометров, учитывая, что места для установки потенциометров находятся прямо на плате, там же предусмотрено место для тумблера. Напряжение питания схемы составляет 9В, потребляемый ток не превышает единиц миллиампер, поэтому для питания отлично подойдёт крона, одного заряда хватит надолго.

Установить схему в металлический корпус следует обязательно — иначе не избежать фона от внешних наводок. Металл корпуса подключается к минусу питания схемы. Наружу выводятся ручки потенциометров, тумблер, гнездо питания, светодиод-индикатор включения, а также кнопка байпасса для обхода эффекта при выключении. Схемы байпассов могут быть различны — самый простой и функциональный из них — True Bypass, рекомендуется к использованию. Удачной сборки!

Источник

Гитарный комбик с эффектами своими руками

Электрогитары выделяются на фоне остальных музыкальных инструментов тем, что не звучат сами по себе — их звук воспроизводится через специальное устройство, комбик (комбинированный усилитель), звуковой сигнал которому передаётся от гитары по электрическому кабелю. Поэтому звук электрогитары будет зависеть от используемого комбика даже больше, чем от самого инструмента. Тем более, что звук редко воспроизводится в сыром виде — практически всегда гитаристы используют различных эффекты, для придания звуку той или иной окраски для игры в разных стилях — от тяжёлого рока до классической музыки. Комбики называются так, потому что в одном корпусе комбинируют сам усилитель с блоком эффектов и собственно корпус с динамиком, служащий для непосредственного воспроизведения звука. Профессиональные гитаристы часто используют усилители отдельно от воспроизводящей часты — такая компоновка называется стэк, она позволяет добиваться большего разнообразия вариантов звучания, ведь можно менять отдельно различные кабинеты (акустический ящик, где стоит динамик) и усилители. Многие гитаристы, купив первую электрогитару сталкиваются с проблемой — дешёвые малогабаритные комбики звучат очень плоско и убого, а более продвинутые экземпляры могут стоить как несколько гитар. Однако при наличии радиолюбительских навыков и небольшом умении работать с деревом комбик можно сделать самому — если подойди к делу с умом, звучание получится сравнимым по уровню с хорошими фирменными моделями. В статье описывается общая концепция построения самодельного комбика, а также приводятся конкретные схемы электронной части.

Читайте также:  Beurer mp60 ремонт своими руками

Оконечный усилитель, в общем случае, не должен вносить каких-либо собственных искажений в сигнал — его задача лишь усилить сигнал по мощности и амплитуде, для возможности подачи на динамик и воспроизведения. От оконечного усилителя будет зависеть, в первую очередь, мощность комбика и соответственно его максимальная громкость. По сути, использовать можно практически звуковые усилители, используемые в магнитолах, например, автор предлагает использовать микросхему TDA2052. Максимальная выходная мощность в этом случае составит 20 ватт — самый оптимальный вариант, который подойдёт как для игры дома, так и даже для небольших гаражный выступлений.

Схема включения показана выше. Микросхема требует двухполярного напряжения питания, поэтому на схеме питающий трансформатор имеет две одинаковые вторичные обмотки. Напряжение питания должно лежать в пределах от ± 6 до ± 25 В, лучше не приближаться ни к самому верхнему, ни к нижнему пределу. Входной сигнал подаётся на контакт, обозначенный буквой «А», а к букве «О» подключается земля остальной электроники комбика. В остальном схема не имеет каких-либо особенностей — обычный усилитель, стоит лишь сказать, что в процессе работы, особенно на большой громкости, микросхема будет ощутимо нагреваться и потребует хорошего радиатора.

Отдельно стоит сказать про динамик — отличительной чертой гитарных комбиков от другой бытовой воспроизводящей аппаратуры является использование специальных гитарных динамиков. Если в Hi-Fi аппаратуре производители стараются добиться максимальной ровной АЧХ, чтобы воспроизводились и низкие частоты от самых 20 Гц, и высокие до 20 кГц, то в гитарной аппаратуре это будет только мешать. Гитарный динамик, напротив, не является широкополосным и диапазон воспроизводимых им частот залегает примерно от 60 Гц до 5-6 кГц. Если вместо гитарного динамика использовать обычный широкополосный — звук получится «песочным», т.е. появится неприятный, режущий слух высокочастотный «зуд». Между собой гитарные динамики отличаются, в первую очередь, размерами — больше всего ценяется за приятный звук динамики диаметром 10 и 12 дюймов, более маленькие устанавливаются, в основном, на недорогие либо компактные модели комбиков. На самодельный комбик можно установить, например, динамик Celestion Ten 30 — он стоит относительно недорого и позволит получить хороший звук.

Читайте также:  Делаем фонтанчик своими руками

Одним из самых необходимых эффектов и часто используемых эффектов является дилей — проще говоря эффект, похожий на эхо, поэтому имеет смысл встроить его прямо в комбик для удобства использования. Автор выбрал схему дилея, основанную на цифровой микросхеме PT2399, довольно простую и функциональную. Она содержит три ручки регулировки, позволяющих регулировать соотношение чистого сигнала и прошедшего через эффект, скорость повторов и их продолжительность. Помимо микросхемы PT2399 на схеме также присутствует операционный усилитель — подойдут TL072, TL082 и другие сдвоенные малощумящие. Собирается схема на печатной плате, представленной ниже. Те же рисунки плат в хорошем качестве можно найти в архиве в конце статьи.

Выше представлена схема предусилителя будущего комбика, взята она из фирменного прибора под названием SansAmp. Данная схема предусматривает множество вариаций звучания: присутствует эмуляция звучания трёх различных ламповых усилителей, обозначенных как «California», «British», «Tweed», эмуляция различного расположения микрофона относительно динамика — «Off Axis», «Center», «Classic», а также выбор каналов звучания «Hot wired», «Hi gain», «Clean». Схема полностью аналоговая и состоит из множества операционных усилителей, использовать можно те же распространённые TL072, TL082. Напряжение питания схемы составляет 9 вольт — такое же напряжение питания и у описанного выше дилея.


Помимо электроники звук будет формироваться акустическим оформлением ящика. При создании самодельного комбика желательно руководствоваться размерами заводских моделей, найти подходящую и просто скопировать размеры, чтобы не прогадать. При поиске модели для «копирования» размеров нужно ориентироваться на динамик — в идеальном случае он должен быть точно таким же. Далее остаётся лишь работа с деревом и внешнее оформление. Наиболее оптимальным материалом для комбика можно назвать фанеру лиственных пород дерева толщиной 15-18 мм. Сверху она обклеивается толексом, по сути, обычным дермантиром, по углам привинчиваются защитные уголки, сверху ручка. Вся электроника, в частности ручки регулировки, выводится на отдельную панель для удобного доступа. Отдельное внимание заслуживает задняя стенка комбика — очень часто комбики делают открытыми или полуоткрытыми, оставляя заднюю стенку наполовину открытой. Это очень сильно влияет на звук — в процессе постройки корпуса можно поэкспериментировать и подобрать желаемую «открытость» задней стенки, ориентируясь на слух. При аккуратном подходе ко всем этапам сборки получится отличный комбик, не уступающий фирменным моделям как по внешнему виду, так и по звуку. Удачной сборки!

Источник

Простейшая самодельная гитарная примочка

В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек — дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку — ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей «перегрузить» гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей — он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

Читайте также:  Авто бассейн своими руками

Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 — его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды — начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке — поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более «злым». Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм — 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным — т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки — идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон — то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки 🙂

Источник

Оцените статью