Как сделать реалистичные глазки для куклы
( Про куклу на фото. Мордашка еще не заглажена, я держу ее за шею, окончательный финиш лицу делается, когда кукла уже с телом и в одежде, так что смотрите только на глаза:-)) )
Добрый день, уважаемые мастера, мастерицы, подмастерья и те, кто хочет ими стать!
Расскажу, как я сейчас делаю глазки для кукол, опробовав в течение полутора лет десятки способов их изготовления, измучив обращениями мастеров-стекольщиков, продавцов эпоксидки, маникюрш ( акрил и гель), стоматологов, тех, кто работает с разными герметиками и пленками, опросив кучу народу о возможном составе-материале, который мне в итоге надо было получить, перепортив немыслимое количество разных компонентов, клея, пластики, желая в итоге получить УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, НЕСЛОЖНЫЙ, БЫСТРЫЙ СПОСОБ производства реалистичных глаз того размера и той формы, что мне требуется для очередной куклы.
Почему у меня возникла эта необходимость? Потому что я занята в сфере портретных кукол, где требования к глазам особые. Глаза должны быть максимально похожими на глаза копируемого объекта , потому что взгляд человека определяет весь его облик. А значит всякий раз, при очередном заказе мне нужны именно такие глаза, которые смотрят на меня с фотографии. Покупка готовых стеклянных глаз отпадает почти сразу, потому что в продаже я могу увидеть глаза нескольких базовых цветов, и не факт, что это именно мой случай. К тому же размер имеет значение. В процессе производства портретной куклы, в процессе достижения сходства, голова частенько «растет», неважно из чего я ее делаю – из шерсти или пластика. Поэтому размер глаз можно определить только к моменту, когда их нужно вставлять.
А значит, мне было нужно
- Способ, при котором я могу сделать реалистичные глазки достаточно быстро.
Существующий в сети способ Игоря Выгузова прекрасен. Но имеет свои Но… Для удобства восприятия публикую скриншот его мастер-класса, многие наверняка его узнают.
Почему мне не очень подошел этот вариант? Кукла смотрит на меня пустыми глазницами, я рисую глазик, запекаю, его, а потом заливаю в ямку эпоксидку. А эпоксидка заливается неровно.. Да! Так бывает! Или на одном глазике хорошо, а на другом неровно и – с пузырями. Чтобы это узнать – приходится ждать сутки или даже двое. Это не есть хорошо. К тому же – если результат отвратительный, нужно снова готовить раствор, заливать и опять ждать. Так , над глазками можно умирать неделю. После нескольких не очень удачных и затратных по времени экспериментов я поняла, что это не мой вариант. Долго, ненадежно, рискованно…
2. Способ, при котором я могу сделать глазки максимально одинаковыми и аккуратными.
Наилучшим из всех способов кустарного производства глаз для кукол, оказался способ Эйми Джефрис (Aimee Jeffries), найденный на просторах англоязычного интернета. Американка. (К моменту, когда я нашла мастер-класс Эйми , все русскоязычные ресурсы по теме глазок были мною изучены). Кстати, когда я поставила ссылку на мастер-класс Эйми Джефрис на своем сайте, с комментариями об уважении к автору методики, она отметилась у меня в гостевой книге благодарственной записью. Каким образом она нашла эту информацию, не знаю, но то, что она увидела, ей явно понравилось.
Эйми использует в общем-то простейшую методику изготовления глаз из обычной пластики, позже – разрисовывания радужки и зрачка, а потом капает на все это Фимо-гель и отправляет запекаться. Хороший, подробный мастер-класс, лучший по этой теме в сети.
И тем не менее этот способ тоже мне не очень подошел. Почему? Потому что в этом случае я никак не могла достигнуть абсолютной «одинаковости» глазок. Фимо-гель – чудесный материал, самый прозрачный из всех подобных, но филигранно капнуть им на глаз получается не всегда, и часто он начинает «сползать» куда-то вбок или излишне «наплывать» на белок, словом этому способу тоже не хватало изящества и более точной методологии.
Так, постепенно в процессе творческих мук я подошла к тому, что мне собственно нужен не способ производства глазок. Мне нужны стеклянные, эпоксидные, гелевые, любые…. прозрачные полусферы, которые я буду класть сверху на готовый и разрисованный глазик из пластики, тем самым усиливая их реалистичность и натуральный блеск. И пошли обращения к мастерам стекольщикам и так далее. Человека, который сможет мне изготовить прозрачные нашлепки диаметром 6 и 8 мм и высотой не более 3 мм в любом количестве, я не нашла и поняла, что темой надо заниматься дальше.
В поисках производства «стеклянных» полусфер или нашлепок, я все-таки вернулась к эпоксидке и решила изготовить нужные мне предметы самостоятельно, почему-то решив использовать в качестве форм – упаковки для таблеток. Потому что там как раз и есть та самая форма, может слишком высоковатая, но можно же и не доливать эпоксидку.. Купила несколько упаковок, кажется, алохолла, вытряхнула таблетки в мешочек, выпрямила заломавшиеся ячейки ватной палочкой, залила все эпоксидкой, а через день выкинула все. Потому что, несмотря на промасленность, эпоксидка пристыла к ячейкам намертво. Пластик.
( Кстати. В поисках способа производства прозрачных полусфер использовала так же и термопленку, в которой над свечкой специальными бульками выдавливается нужная форма. Несмотря на прекрасные характеристики этого материала, результат меня не устроил опять-таки из-за невозможности достичь максимальной «одинаковости» получаемого продукта. Глазки у куклы, тем более у портретной, слишком важная часть лица, чтобы грешить такими вещами.)
Таким образом, я поняла, что мне нужна просто хорошая силиконовая форма. Начались поиски форм, поиски вариантов заказа нужных форм и так далее.
Надеюсь, что мое многословие понятно тем, кто пытался или до сих пор пытается решить подобную проблему. Ну а тем, кто читает мастер-классы просто для общего развития, радостно сообщаю, конец близок! Эту задачу я все-таки решила. Чем горжусь чрезвычайно.
Эпоксидка forever! Эпоксидка навсегда! Мне нужны были только формы. Нужного размера. И чтоб смола оттуда легко доставалась. В сети нашла интернет-магазин, торгующий силиконовым составом, из которого легко изготовить нужные формы. Заказала маленький и недорогой объем для пробы. Но этот силикон с такой скоростью превратился в плотную резину, что я ямки для своих полусфер едва успела выдавить. Действовать после замешивания компонентов силикона следовало с такой скоростью, которой у меня в арсенале просто не былоJ)
Тем не менее, я залила в формы подготовленную эпоксидку, предварительно сбрызнув ямки специальным средством, которое я купила в том же магазине. Mold release conditioner, он есть на фото.
Учитывая, что разведенной эпоксидки осталось достаточно много, мой ребенок рядом занимался своим творчеством, залив в силиконовую форму , давно приготовленную мертвую осу, в другую форму – трупик бабочки, а в пластиковые капли – гербарии из луговых цветов.
Эпоксидка все еще наличествовала, не использовать ее было жалко и я неожиданно для себя, быстро бусинками, наделав ямок в обычном пластилине, на всякий случай, сбрызнув все это тем же составом, залила эпоксидку и туда тоже.
Все это было торжественно убрано с глаз долой до утра, я разве что молитву не читала, чтоб у меня в этот раз хоть что-то получилось.
Получилось!! Причем никакой разницы в использовании силиконовой формы и обычного пластилина в качестве основы под форму для эпоксидки я не увидела.
А далее все, как описано во многих-мастер-классах по производству пластиковых глазок. Белый Фимо, Цернит или другой пластик лепится по форме белка ( объясняю коротко, просто не хочу повторяться, описание этого процесса можно найти в Интернете в разных вариантах), потом по центру рисуется радужка, потом сверху, лучше по –сырому , кладется наша «стеклянная» нашлепка. А сверху капается чуть-чуть Фимо геля в том количестве, которое требуется, чтоб покрыть место стыка прозрачной полусферы. И отправляется в печку.
Моя новация, состоит, собственно в разделении процесса производства глаза из пластика и отдельного производства прозрачной нашлепки, которая потом с этим глазом сливается в единое целое. Нашлепки из эпоксидки могут покрывать весь глазик целиком, могут класться только на область радужки, смотря чего вы хотите достичь, какого взгляда и какого результата. Кстати, у людей тоже глаза разные, у кого то сильно выпуклые, у кого-то не очень, а у кого-то едва видны под веками, что сойдут и совсем плоские.
Если бы я пару лет назад прочитала, что глаз можно раздробить на сам глаз и эту прозрачную «одежку» сверху, а потом наделать этих нашлепок из эпоксидки, используя обычные пластилиновые формы, ей Богу, я была бы лишена многих мучений.
Итог. Если вам нужны глазки для единичной куклы, даже не берите в голову описание процесса их поточного производства. Если вам постоянно нужны глазки, которые вы хотите делать сами, причем важное значение имеет их реалистичность, причем вам нужны глазки, которые потом можно будет запечь, вы не стеклодув, не занимаетесь фьюзингом и не имеете никакого опыта, смело берите пластилин, находите хорошую эпоксидку, желательно питерскую эпокси-просвет или любую другую, качественную, которая не дает желтизны. И делайте прозрачные полусферки разной высоты, которые потом можно приложить к запеченному глазику с нарисованной радужкой и залить сверху Фимо-гелем. После запекания вы получите абсолютно реалистичный глазик, прозрачный и живой.
Дополнение 1. Конечно, я делаю глаза так же и из шерсти, учитывая, что в основном мои куклы — из этого материала, но в некоторых случаях глаза из пластики просто необходимы.
Дополнение 2. Хорошо сделанные глазки из обычной пластики, качественно расписанная радужка, запеченные либо с применением Фимо-геля, либо — без него — тоже прекрасно подходят многим куклам. Вопрос в размере «выпуклости» глаза, которая не всегда бывет идеально одинаковой на обоих глазах. Для портретных кукол это мегаважно.
Итог : процесс производства глазок у меня сегодня выглядит так
Источник
Делаем волосы для куклы. Часть 1
Надеюсь, данный мастер-класс пригодится, как начинающим рукодельницам, так и опытным мастерам.
Для начала, расскажу какие бывают волосы на примере моих куколок.
Существуют специальные кукольные волосы. Они бывают прямые, волнистые, с эффектом мокрых волос. Их можно причесывать, подстригать, но нельзя завивать на плойку и бигуди. Стоимость этих волос не велика (160-230 р. за метр в зависимости от длины(15-30см)). Я покупаю их на Ярмарке Мастеров.
Еще один вариант волос — это кукольные парики. Самый простой, но и самый дорогой способ. Стоимость париков 600-700 р. Их еще ни разу не использовала.
Иногда для своих кукол я использую искусственные волосы, которые продаются в магазинах париков и шиньонов. Конкретно волосы на крабе. Одной штуки хватает на 2 куколки. Стоимость в Питере, в зависимости от длины, 600-1000р. Обычно эти волосы использую для портретных куколок на заказ, когда среди кукольных волос не найти нужного оттенка и укладки. Или когда нужно сделать волосы погуще, так как волос на крабе много и помимо самого волоса на каждом трессе подшит ряд коротких начесанных волос. Возникает вопрос — почему, если волос много, хватает только на 2 куклы? Все дело в том, что макушка куклы, чтобы выглядела аккуратно, должна быть из гладких волос, а у волос на крабе есть гладкие волосы только с двух сторон по краям. Соответственно, на 2 макушки. Если шить куколку с несъемной шапочкой, то хватит и на 3-4 куколки. Эти волосы хороши и для кукол ростом 40-50 см, так как эти волосы бывают и 50 см длиной. С этими волосами придется повозиться. Для начала нужно вынуть заколку и долго и нудно распарывать. На сетку нашиты трессы. Их нужно отпороть, очистить от ниток, причесать, разложить на кучки — гладкие на макушку, менее гладкие на верхние слои, и более пушистые на нижние слои. Если кукольные волосы продаются метражом и мы их пришиваем не разрезая, то здесь трессы короткие и мы пришиваем их один за другим встык. Главное отличие этих волос от кукольных, это то, что их можно завивать на плойку, предварительно сбрызнув из пульверизатора. Время завивки каждой пряди нужно установить опытным путем на оставшихся непришитых трессах.
Теперь вернемся к кукольным волосам. Отличие волнистых волос от прямых состоит в том, что кудри при пришивании сильно запутываются. Не нужно бояться, что у вас получается что-то не то. Как и на прямых волосах мы сначала шьем макушку и расчесываем только массажной расческой. Прикладываем усилия, не боясь. Затем пришиваем волосы, так же, как и прямые. Их тоже расчесываем массажной расческой. Для куколок меньше 28-30 см обычно хватает около 1 метра. Для кукол от 30 см я бы советовала пришивать немного больше (1.20-1.30 м), так как из-за волнистости на голове будут видны залысины. Соответственно, покупать волнистые волосы и локоны одного оттенка нужно с учетом расхода на каждую куклу. Например, на 3 куклы нужно купить 4 метра трессов. То же касается и прямых волос, если вы хотите сделать их гуще. Вклеиваем макушку, распределяем волосы, проглаживаем. После того как голова пришита и куколка одета, устанавливаем куколку в удобную емкость, чтобы ее немного зафиксировать. Волосы уже расчесаны, мы берем прядь, еще раз расчесываем массажной расческой, если нужно, то подстригаем кончики. Они выглядят сечеными. Наматываем прядь на палец, и слегка ослабив, снимаем прядь с пальца. Получается локон. Так делаем по всей голове. Локонов можно сделать сколько угодно. В среднем, я делаю около 10 локонов. Затем обычной расческой слегка расчесываем волосы до локонов. Для отправки почтой на голову кукле с такими волосами я одеваю сеточку для волос, чтобы не запутались. В дальнейшем, так и причесываем куколку, если запутались волосы.
В качестве небольшого бонуса я покажу вам, как нарисовать кукле глазки.
Фото 1. На данный момент у меня сшита заготовка куклы, одета в ботиночки. Будем пришивать трессы длиной 30см. Длина тресса 1 метр. Стоимость их 230 р.
Фото 2. Если вы посмотрите на трессы поближе, то увидите, что с одной стороны ленточка, к которой пришиты волосы более гладкая, с другой — более грубая. Будем считать гладкую сторону лицевой. Волосы пришиваем лицевой стороной кверху.
Фото 3 и 4. У меня получилась куколка около 28 см ростом. Размер головы 31 см на 28 см. Этот способ подойдет для любых текстильных кукол. И для кукол с головой, цельнокройной с телом.
Фото 5. Посмотрите на голову своей куколки и решите, с какой стороны будет ее лицо. Я выбираю более гладкую, ровную и более выпуклую сторону. Для того, чтобы найти место для глаз нужно приколоть трессы к голове. Достаточно их приколоть только в лицевой части. Чтобы мы не путались где левая сторона, а где правая, будем считать левая тогда, когда куколка на фото лицом к нам.
Фото 6. Расстояние слева направо между приколотыми трессами около 8 см. Поскольку я чаще всего использую 1 метр трессов, то такие размеры выдерживаю для все своих кукол ростом 22-30 см.
Фото 7. Расстояние от первой, самой нижней линии трессов до середины макушки не более 2 см. Если сделать первый ряд выше (например 1см), то кукла будет выглядеть как будто с залысиной. Если их пришить ниже, то будет трудно их раздвинуть. Они будут все время стремиться упасть на лицо.
Фото 8. Теперь мы берем голову куклы в руку и вкалываем булавки примерно посередине головы. Обычно я использую синие булавки, чтобы было более похоже на глазки.
Фото 9. Прикладываем голову к телу и смотрим на глазки. Сейчас мы смотрим только на высоту расположения глаз. Можно приколоть голову к телу и примерить шапочку, если она у вас уже есть. Может оказаться так, что купленная вами заранее шапочка может оказаться большеватой для головы вашей куклы и она может сползти на глазки.
Фото 10. Если нас все устраивает, то снимаем трессы и смотрим, чтобы булавки были приколоты посередине по отношении ко швам слева и справа. У моих кукол расстояние между глазами около 1 см, но это дело вкуса. Перед тем, как рисовать глаза кукле потренируйтесь на кусочке трикотажа и если в себе не уверены — попробуйте на первой кукле сделать глазки поменьше. На маленьких глазках неровности будут не так заметны. Их можно сделать более тонкой палочкой.
Фото 11. Для работы с глазками нам потребуется голова с глазками-булавками, краска для глаз, палочка для рисования, зубочистки.
Фото 12. Для глаз я использую черную акриловую краску контур по ткани. Покупаю в магазине для художников. Стоимость около 130 р. Ее хватит кукол на 100. Главное хорошо закручивать крышечку, так как акриловая краска быстро высыхает. Думаю, что подойдет и обычная акриловая краска. Попробуйте ее на кусочке ткани — не растекается ли она
Фото 13. На фото палочка для рисования глаз — это обломанная с острой стороны деревянная палочка для шашлыков. Другой ее конец достаточно ровный, около 2 мм кружочек
Фото 14. Выдавливаем небольшое количество краски на лист бумаги.
Фото 15. Добавьте побольше света, и кому нужно, очки и лупу. Берем голову в руку, вынимаем правую булавку. От булавки остается маленькая точечка. По ней и ориентируемся
Фото 16. Макаем палочку в краску. Если макнули и краски много, то ополосните палочку под водой и вытрите салфеткой. Так же с ней нужно поступить
Фото 17. Примерно так нужно поставить точку палочкой. Палочку нужно прижать к голове плотно, чтобы остался след-кружочек. Он не будет идеально ровным. Не сделала это фото на кукле без волос, поэтому тут у меня куколка с волосами.
Фото 18. Как только поставили первую точку -поверните голову глазками кверху. Из-за небольшой ворсистости ткани одна из окрашенных ворсинок может подняться и упасть за пределы глаза. Ворсинки можно увидеть именно в таком положении. Булавочкой аккуратно поднимаю ворсинку к середине глаза. Потом она высохнет и не будет страшна.
Фото 19. Теперь вынимаем левую булавку и ставим вторую точку. Откладываем голову и даем высохнуть краске. 5-10 минут будет достаточно
Фото 20. Теперь приступаем к корректировке глазок. С помощью зубочисток выравниваем глазки, чтобы получились ровные кружочки. Не пытайтесь сделать все за один раз. Равняем глазки небольшими мелкими штрихами, периодически давая глазам подсохнуть и меняя зубочистки, так как на них налипает краска. Если глаза у вас не получились — ничего страшного. На это место нашейте кусочек трикотажа и сделайте лицо с другой стороны, начиная с момента прикалывания трессов.
Фото 21. Теперь голова куколки готова к пришиванию волос.
Фото 22. Трессы пришиваю обычными нитками в тон к волосам. Иголку нужно взять тонкую, не очень короткую, но крепкую, чтобы не гнулась.
Фото 23. Первым делом, нам надо сшить макушечку. Поскольку она нам нужна определенного размера лучше это сделать сразу, так как если ее оставлять на потом, может не хватить тресса. Берем тресс лицевой стороной к себе, ничего не отрезаем. Прошиваем конец тресса двумя-тремя стежками, что-то типа закрепочки
Фото 24. Теперь загибаем кончик тресса внутрь.
Фото 25. Прошиваем тресс насквозь. Иголку втыкать только в ленточку. Прошиваем пару раз, чтобы закрепить.
Фото 26. Закручиваем еще немного, совсем по чуть-чуть — миллиметра по 3.
Фото 27. И снова прошиваем насквозь.
Фото 28. Макушка должна получаться плотной, но не тугой. В какой-то момент прошить насквозь не удастся. Поэтому мы вкалываем иголку из предыдущих рядов в ленточку последнего слоя.
Фото 29. Важно! Очень частая ошибка при шитье макушки — это когда центр макушки постепенно как-бы проваливается и она получается не ровной. Это абсолютно неприемлемо! Макушку надо столько раз распарывать, пока у вас не получится ровная поверхность. Посмотрите несколько фото вперед, чтобы было более понятно. Здесь нужно терпение. Не торопитесь! Чтобы этого не случилось, надо при наматывании тресса каждый раз прикладывать ленточку чуть ниже предыдущего ряда, буквально миллиметр. Когда мы прошиваем и натягиваем нитку этот ряд притягивается и встает вровень.
Фото 30, 31, 32. Продолжаем наматывать и прошивать. Каждый прокол иголкой примерно через 3 мм. Макушка должна получится около 2 см в диаметре. На макушку уходит около 20 см тресса.
Фото 33. Когда вы достигли нужного размера-отрежьте тресс.
Фото 34,35. Закрепите кончик, прошив его вровень с ленточкой.
Фото 36. Вот у нас и получилась замечательная макушечка.
Фото 37. Теперь мы будем пришивать трессы. Прикалываем трессы булавками лицевой стороной кверху.
Фото 38. Вид сверху. Лицо куклы там, где у меня большой палец. Начинаем справа сзади. От шва 1-1.5см.
Фото 39. Расстояние в направлении от лица к затылку около 5 см.
Фото 40. Расстояние слева направо, как бы от уха до уха, около 8 см. Сейчас у нас получается типа овала.
Фото 41. Начинаем пришивать тресс. Удобнее вкалывать иголку сверху в ленточку, и вытаскиваем уже из ткани головы — шов через край.
Фото 42,43. Пришиваем тресс, из прошитых мест вынимаем булавки, чтобы не мешали.
Фото 44. Так мы дошиваем до того места, где начали. Но не пришиваем тресс встык к этому месту, а поднимаем тресс немного выше, около 5мм. Сквозь волосы место начала видно.
Фото 45, 46. Принцип такой. В районе челки тресс должен ложиться впритык, ленточка к ленточке, но не внахлест
Фото 47. По бокам и сзади тресс плавно поднимаем выше предыдущего ряда. на фото вид сбоку и часть затылка
Фото 48. У нас получился второй ряд трессов.
Фото 49. Расстояние от второго ряда у лица до второго ряда на затылке около 4см.
Фото 50. Расстояние слева направо по шву около 5см.
Источник