Нужны услуги строителей?
Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки
Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта
Интересуют цены на работу?
более чем 900 видов работ
ценовые предложения с разбивкой по городам
быстрый поиск по исполнителям
список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе
Перейти к расценкам на работы
Нужны стройматериалы?
никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов
автовыделение самого выгодного предложения
статистический срез по предложениям всех поставщиков
По теме:
Другие интересные публикации:
Поддержи проект, поделись с друзьями!
«Обжиг и обработка изразца глазурью». Глинозем.
В предыдущей части статьи мы начали разговор о глазури, которой покрывают изразцы для печей.
Сегодня мы продолжим знакомство с глазурью, от качества которой зависит (не больше, не меньше), наличие или отсутствие тепла в доме.
Глазурь может быть и прозрачной, и непрозрачной. При добавлении в состав прозрачной глазури специального глушителя, она становится непрозрачной. Основным компонентом глазури является кварцевый песок, который, как мы помним, используется в производстве самих изразцов, а также в производстве стекла. Еще одним не менее важным компонентом является глинозем — окись алюминия, которая содержится в почве. Помимо кварцевого песка и глинозема в производстве используются такие компоненты, как поваренная соль, натриевая и калиевая селитры, свинцовые глет и сурик, поташ, полевой шпат, кристаллическая сода, бура, мрамор, мел, борная кислота и др.
Производить глазурь можно двумя способами. Мы не станем вдаваться в технологию ее изготовления, скажем лишь, что называются такие способы «сырой» и «фриттованный». Разница между ними состоит в том, что при сыром способе используются сырые материалы, которые перемалываются, не проходя стадию плавления. Что же касается фриттованного способа производства глазури, то заключается он в предварительном сплавлении компонентов в стеклообразную массу с последующим ее размалыванием до порошкового состояния.
Цвет глазури зависит от того или иного компонента, вводимого в ее состав и «призванного» придать веществу нужный цвет и оттенок. И здесь нельзя не сказать о меди, благодаря которой глазурь может приобрести и красный, и голубой, и зеленый, и бирюзовый, и фиолетовый цвета.
Процесс нанесения глазури на изразцы заслуживает особого внимания, так как имеет ряд характерных особенностей. Существует три способа обработки образцов глазурью:
- погружение изразца в емкость с глазурью;
- обливание изразца;
- обработка кистью.
С каждого (!) изразца удаляется пыль, после чего изделия моют и просушивают. «Подготовленные» изделия погружают в емкость с глазурью (если говорить о первом способе), следя за тем, чтобы глазурованный слой не превышал полутора миллиметров.Консистенция глазури зависит от толщины изразца: чем он тоньше, тем гуще консистенция.
Второй способ осуществляется за счет действий печника, который, держа изразец и слегка наклоняя его, поливает изделие глазурью из емкости (как правило, из кружки). Во время этой работы мастер не льет глазурь в одну точку изделия, а перемещает струю от одного (верхнего) края к другому (нижнему). Только в этом случае глазурованный слой будет иметь одинаковую толщину на всей площади изразца. Безусловно, такой способ можно назвать «дедовским», но наряду с пульверизаторами, используемыми для нанесения глазури в условиях «солидного» производства, данный метод с применением ручного труда также имеет место и считается наиболее надежным. Вообще, все, что связано с ручным трудом, носит эксклюзивный характер, поэтому такой труд ценится больше, чем труд машины.
Это касается и третьего способа обработки изразца глазурью. Правда, сегодня кисть используется только в тех случаях, когда необходимо нанести глазурь на небольшие необработанные участки.
Изразцы с высохшей глазурованной поверхностью подвергаются обжигу (не путать с отжигом). Этот процесс происходит в специальной, так называемой, туннельной печи. Как здесь не вспомнить еще раз выражение «плясать от печки». Получается, что для изготовления изразцов, которые впоследствии украсят теплонакопительную печь, не обойтись без. печи. Раз уж мы говорим о печах, то было бы несправедливо не сказать несколько слов об упомянутой туннельной печи. На сайте www.keramp.ru сказано, что она «представляет собой длинный канал, в центре которого установлены рельсовые пути для вагонеток. В тоннельных печах обжигаемая продукция передвигается на вагонетках через постоянные тепловые зоны: подогрева, обжига и охлаждения. Печи работают по принципу противотока, т.е. теплоноситель движется навстречу обжигаемым изделиям. Обжигают их в печах в основном камни и кирпич. Время обжига изделий 24-48 часов».
Помимо тоннельной печи в данном процессе могут использоваться горизонтальные обжиговые печи. Раз уж мы уделили немного внимания туннельным печам, то будем последовательны и скажем несколько слов об обжиговой печи. В Научно-техническом Энциклопедическом Словаре указано, что это «печь для сушки и обжига изделий. Ранее роль таких печей выполняли ямы, куда ставили изделия и затем разводили огонь. Позже гончарные изделия стали обжигать в специальных печах-духовках, которые топили дровами или углем. В настоящее время для обжига используют электричество или газ».
Если в древние времена практическим свойствам изразцов уделялось не много внимания (оно было направлено на улучшение декоративных свойств изделий), то в наши дни ситуация в корне изменилась. Мы уже перечисляли компоненты, входящие и в состав изразца, и в состав глазури. Выражение «спрос рождает предложение» имеет непосредственное отношение к изразцам, а, следовательно, и к работе по облицовке теплонакопительных печей. Поэтому современные производители изразцов стремятся сделать свою продукцию максимально востребованной. Да и от качества техники облицовки печей изразцами напрямую зависит работоспособность печи и, как следствие этой работы, наличие в доме тепла.
Облицовка печи изразцами — дело, требующее мастерства. С рассказа об этом мы и начнем нашу следующую беседу.
Источник
Глазурь для изразцов своими руками
Глазурь представляет собой легкоплавкую стекловидную массу, наносимую на лицевую поверхность изразцов в виде тонкого слоя. Она придает изделиям большую механическую прочность, стойкость против атмосферных и химических воздействий, делает их непроницаемыми для жидкостей и газов; кроме того, глазурь придает поверхности изразцов красивый блеск и сочность цвета. При покрытии изделий цветными глазурями получают различные тона.
Прозрачные глазури (бесцветные или цветные) могут быть превращены в непрозрачные (глухие) путем введения в их состав соответствующих материалов— глушителей.
Глазури по химическому составу подразделяют на свинцовые; щелочные; щелочно-свинцовые; содержащие борную кислоту и т. п.
При приготовлении глазурей используют различные химические вещества, основным компонентом которых является кварц — двуокись кремния. Для глазурей лучше всего применять чистый кварцевый песок белого цвета. Перед добавлением в глазурь его просушивают в специальных барабанах и просеивают через сито с 144 отверстиями на 1 см2. Мелкий песок хорошего качества легче вступает в соединение с остальными элементами, вводимыми в состав глазури.
Взамен песка в глазурь могут быть добавлены кристаллический кварц или кремний, чаще имеющие очень незначительное количество примесей; также могут быть введены в состав смеси полевой шпат и пегматит при соответствующем пересчете их массы на массу чистого кварца. Все эти материалы необходимо до введения их в шихту измельчить до крупности зерен мелкого песка.
Глинозем вводят в глазурь в виде каолина — белой глины, при изготовлении темной глазури используют красную железистую глину. Глинозем понижает текучесть глазури в расплавленном виде, служит для придания им повышенной вязкости, а также для повышения температуры плавления и эластичности глазурной пленки.
Свинцовый глет (порошок желто-оранжевого или желто-серого цвета) и свинцовый сурик (порошок ярко-оранжево-красного цвета), имеют температуру плавления 880°С. В соединении с кремнеземом образуют силикат свинца с температурой плавления 750 °С. Применяют для понижения температуры плавления глазури.
Борную кислоту и буру вводят в состав глазури для снижения температуры плавления. Для предотвращения образования цека достаточно незначительно увеличить или уменьшить дозу буры соответственно при ее избытке или недостатке.
Соду (углекислый натрий) вводят в состав глазури в виде кристаллической соды или безводной кальцинированной соды.
При расчетах вместо 2,7 части кристаллической соды следует брать 1 часть кальцинированной.
Поташ (углекислый калий) на воздухе очень влагоемок, поэтому его хранят в плотно закупоренной посуде. Перед употреблением поташ следует хорошо просушить.
Калиевую селитру (азотнокислую соль кальция) и натриевую селитру (азотнокислую соль натрия) вводят в состав шихты вместо соды или поташа.
При разложении селитры во время плавления глазури выделяется большое количество кислорода, действующего окисляюще на составные части глазури, что противодействует вредному влиянию печных газов на плавящуюся глазурь.
Поваренную соль (хлористый натрий) вводят как частичный заменитель соды.
При разложении поваренной соли выделяется газообразный хлор, который образует летучие соединения с железом, благодаря чему сплав частично освобождается от окиси железа и глазурь осветляется.
Мел, мрамор (углекислые соли кальция) вводят для снижения температуры плавления глазури и придания ей меньшей вязкости. Вводить кальций в количестве более 5. 7 % не рекомендуется, так как в этом случае глазурь приобретает тугоплавкость и хрупкость.
Окись цинка вводят в виде цинковых белил, которые усиливают цвет красителя. Рекомендуется применять для кобальтовых глазурей.
Полевой шпат—минерал, состоящий из глинозема, кремнезема и окиси натрия или окиси калия. Все виды чистых полевых шпатов и пегматит (природная смесь полевого шпата с кварцем) являются плавнями. Они образуют такую среду в глазури, в которой одни цвета развиваются (усиливаются) при их введении, другие затухают (ослабляются). Температура плавления полевого шпата значительно ниже температуры плавления кварцевого песка и глины.
По способам приготовления глазури бывают сырые и фриттованные.
Сырые — глазури, приготовленные смешиванием сырых материалов и последующего тонкого помола без предварительного плавления.
Фриттованные—глазури, которые полностью сплавились в стеклообразную массу, подвергшуюся затем размалыванию в порошок.
Сырую глазурь подвергают тонкому помолу в шаровых мельницах ( 4) до такой тонины помола, когда в пробе при растирании ее между пальцами не выявлено крупных частиц.
Более точное определение и контроль качества помола производят просевом с дальнейшей промывкой водой небольшого количества глазури через сито с 10 000 отверстий на 1 см2. Помол считается хорошим, ecjfa проба массой 10 г после процеживания и тщательной промывки водой пройдет через указанное сито с остатком в нем не более 2. 3 % взятой пробы.
Практически пользоваться такими тонкими ситами затруднительно и обычно вполне достаточно пропустить размолотую глазурь через сито с 900. 1600 отверстий на 1 см1*. Применение глазури для изделий без процеживания и проверки на контрольном сите не допускается.
Сырые глазури можно применять для глазурования декоративных плиток, а также для ангобированных цветных (расписанных по ангобу) изразцов. Такие глазури после смешивания компонентов заливают водой до получения нужной густоты. Затем смесь отстаивается, при необходимости из нее удаляют излишки воды.
Приготовленной таким образом глазурью покрывают изделия путем обливания или окунания в смесь.
Вводить в состав глазури растворяющиеся в воде вещества не следует, так как они будут всасываться в черепок, что приводит к изменению ее качества. Поэтому сырые глазури готовят из нерастворимых материалов.
Примерные рецепты сырых глазурей следующие, % по массе: 1. Кварцевый песок — 40, окись свинца — 60. 2. Кварцевый песок — 35, окись свинца — 65. 3. Кварцевый песок — 30, окись свинца — 70.
К указанным составам необходимо добавлять сырую пластичную глнну (1,5. 2,5 %). Добавка глины помогает Удерживать размолотую смесь во взвешенном состоянии в сосуде во время глазурования и, кроме того, уменьшает текучесть глазури на изделии.
Шихту для фриттованных глазурей приготавливают непосредственно в помещении цеха. В шаровую мельницу периодического действия загружают следующие компоненты, % по массе: кварцевый песок — 22, борная кислота — 40, предварительно размолотый полевой шпат — 28, мел — 3, сода кальцинированная — 7.
Можно рекомендовать и такой рецепт засыпки шихты на фритту, % по массе: техническая бура — 39, кварцевый песок — 31, размолотый полевой шпат — 26, мел — 4.
Для светлых изразцов используют следующий состав глазури, % по массе: техническая бура — 39, полевой шпат — 21, кварцевый песок — 22, двуокись циркония — 15, мел — 3.
Все компоненты перед засыпкой взвешивают, после чего производят помол I. 24 в шаровой мельнице.
Подготовленную шихту загружают в ванну фритто- варочной печи, где при температуре 1200. 1300 °С она сплавляется в стекловидную массу. Продолжительность одной плавки фритты — 3 ч. Затем из печи массу направляют по желобу в бассейн с холодной водой, где она гранулируется.
Для получения фриттованной глазури используют фритту (88 %) и каолин или огнеупорную глину (12 %) с добавлением красителей (0,5. 5%). Все компоненты загружают в шаровую мельницу мокрого помола периодического действия. Красителями служат окиси железа, хрома, марганца и разные пигменты. Длительность помола составляет 48 ч. Тонкость помола определяется остатком на сите № 006, который не должен превышать 2. 3 %. Чрезмерно тонкий помол ухудшает качество глазури, поскольку она легко может отставать от лицевой части изразца. Приготовленную глазурь процеживают через сито № 006 в деревянные бочки. Перед применением, чтобы избежать расслоения, ее тщательно перемешивают при помощи пропеллерной глиномешалки. Для придания поверхности изразцов цветовых оттенков в прозрачную глазурь добавляют красители.
В. Глазури и ангобы. Некоторые виды керамических изделий для повышения санитарно-гигиенических свойств, снижения водопроницаемости и улучшения
По способу приготовления глазури разделяются на сырые и фриттованные.
Для приготовления глазури кроме того же сырья, что используется для керамических масс, применяют соли и оксиды некоторых металлов.
Керамические изделия по внешнему виду и целям применения делят на грубую и тонкую керамику.
§ 7.6. Приготовление строительных растворов. • Строительные растворы приготовляют двух видов: в виде готовых растворных смесей необходимой подвижности и сухих растворных смесей, требующих перед
Глазури и ангобы.
Возможны следующие виды декорирования: — комбинированное глазурование — матовая глазурь в сочетании с.
— нанесение краски на глазурь для получения пастельных оттенков
Глазури могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими) различного цвета.
Их применяют в сыром виде или сплавленными в виде фритты; размалывают в порошок, разводят водой и в виде суспензии наносят на поверхность изделий перед обжигом.
Приготовление бетонной смеси. В сельском строительстве бетонную смесь, . в зависимости от вида и характеристики применяемого цемента и температуры .
Источник