Глиняное чудо своими руками
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Творческий проект
«ГЛИНЯНОЕ ЧУДО СВОИМИ РУКАМИ»
Анализ ситуации
Проблема
Планируемые результаты
Система проекта
Диагностический инструментарий
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
Список используемой литературы
Информационная карта проекта
Название проекта: «Глиняное чудо своими руками»
Вид проекта: средней продолжительности
Тип проекта: творческий
Возраст детей: 4-5 лет
Сроки реализации проекта: март – апрель 2016г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Анализ ситуации
Содержание основной общеобразовательной Программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному и художественно-эстетическому.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
— развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
— развитие детского творчества;
— приобщение к изобразительному искусству.
Проблема
Глину в ладошки возьми, смело лепи и твори.
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина… » — поётся в известной песенке. Но я вовсе не согласна с таким утверждением. В нашем детском саду мы тоже лепим из пластилина. Из этого материала дети не могут создать образы разных объемных предметов и игрушек. Ведь именно стремление придать форму этому бесформенному материалу – является одним из любимых видов деятельности детей в ДОУ. Для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание лепить необходимо развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов. Это возможно только при работе с глиной. Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет ещё одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно после хорошего просушивания окрашивать гуашью или акриловыми красками.
Использование пластилина обычно ведёт к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребёнку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного — формы. Всё это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада – формировать у детей умение видеть и создавать основную форму предметов.
Цель проекта:
Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса посредством обучения лепки из глины.
Задачи:
1) Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение
откликаться на проявление прекрасного в предметах окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов.
2) Формировать образные представления о доступных предметах, развивать умение изображать их в собственной деятельности.
3) Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать образ.
4) Стимулировать стремление экспериментировать с материалами и инструментами.
5) Формировать технические умения и навыки при работе с глиной.
6) Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к организации выставки в группе.
Основные средства:
— Информирование родителей о задачах и содержании развития детского творчества, художественного вкуса посредством обучения лепки из глины в детском саду и в семье.
— Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
— Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
— Организация выставки и электронная презентация «Глиняное чудо своими руками».
Планируемые результаты:
— Развитие творческих способностей, создание нового творческого продукта – глиняного изделия.
— Формирование у детей поисково-познавательной деятельности.
— Стимулирование интереса дошкольников к художественному творчеству.
— В процессе собственной деятельности стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирать при небольшой помощи взрослого и правильно использовать материалы и инструменты.
— Развитие отдельных технических навыков и умений и применение их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
— В процессе восприятия предметов различать формы, размеры, цвет. При косвенной помощи взрослого внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
Система проекта
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный.
1. Изучение интересов воспитанников для определения целей проекта.
2. Выявление уровня знаний, умений и навыков лепки из глины.
3. Подбор и анализ литературы по данному проекту.
4. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы:
— составление таблицы планирования проектной деятельности;
— подбор необходимого оборудования, материалов и пособий;
— помощь родителей в реализации творческой работы дошкольников, организация выставки, электронной презентации по теме проекта.
2 этап: основной.
Реализация проекта:
— интеграция видов деятельности при инициации взрослого и самостоятельно,
— познавательно-исследовательская деятельность,
— беседы,
— игры (сюжетно-ролевые,
— продуктивная деятельность,
— компьютерная презентация «Чудеса из глины»,
— индивидуальная работа,
— слайд-шоу глиняных изделий,
— использование художественного слова, потешек, загадок и т. д.
3 этап: заключительный.
Подведение итогов по проекту:
— изготовление глиняных игрушек совместно — дети, родители, воспитатели,
— организация и торжественное открытие выставки «Глиняное чудо своими руками» (дети, воспитатели, родители),
— проведение экскурсии для детей других групп,
— презентация на педагогическом совете.
Планирование и организация проектной деятельности.
I этап – подготовительный:
• Анкетирование родителей(март, 1 неделя)
Цель: выявить отношение родителей к вопросам художественно – эстетического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
• Диагностика ЗУН детей(март, 1 неделя)
Цель: выявить знания, умения и навыки детей в лепке. Анализ диагностики показал, что у 30% детей группы низкий уровень технических умений и навыков работы с глиной.
• Подбор и изучение методической литературы по работе с глиной, аудио, использование ИКТ (март, 1 неделя)
Цель: развивать у детей интерес к занятию художественным творчеством.
• Совместное обсуждение с родителями по реализации проекта. Использование интернет ресурсов ДОУ. Мастер – класс для родителей по лепке изделий из глины. (март, 2 неделя)
Цель: Помощь родителей в осуществлении проекта
• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
Цель: Создание условий для успешной познавательной и экспериментальной деятельности детей. (март, 2 неделя)
II этап – основной:
№ Образова-тельная
область Форма работы Цель Сроки проведе-ния
1. Познание Беседы: «Какая она – глина?», «Для чего нужна человеку глина?» Познакомить детей с новым материалом для занятий по лепке — глиной. Рассказать, как человек использует глину (строительство, посуда, игрушки). Март,
2 неделя
2. Познание
Коммуникация Игры-экспериментирования: «Свойства глины», «Норка для мышки» (из чего норка крепче – из песка или глины); «Через что быстрее пробегает вода?» (песок, глина); «Помой сапожки» (от чего легче вымыть сапожки — от глины или песка). Расширять представления детей о свойствах глины, познакомить с разными видами глины. Активизировать в речи соответствующие понятия, делать выводы по результатам наблюдения. Март,
3 неделя
3. Чтение художествен-ной литературы
Коммуникация Чтение стихотворений, загадок о глине, песке, воде, глиняных игрушках. Продолжать знакомить детей с понятиями «глина», «глиняная игрушка», активизировать и пополнять словарный запас детей. Март,
3 неделя
4. Познание Показ слайд-шоу глиняных игрушек.
Продолжать знакомить детей с декоративно–прикладным искусством. Март,
3 неделя
5. Художествен-ное творчество
Коммуникация Лепка «Уточка» Формировать умения лепить овальное туловище, вытягивать голову, крылья и хвостик. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания Март,
3 неделя
6. Физическая культура
Безопасность
Здоровье Пальчиковая гимнастика Укреплять мышцы кистей рук, развить чувствительность пальцев рук. Ежедневно
7. Художественное творчество
Коммуникация
Познание Творческая мастерская «Изготовление глиняных игрушек»
(Работа с родителями) Ознакомить родителей с основными способами лепки и техническими приемами. Март, 4 неделя
8. Художествен-ное творчество Познание
Коммуникация Лепка и роспись «Пасхальное яйцо». Расширить знания о православном празднике “Пасха”, приобщать детей к родной культуре. Март,
4 неделя
9. Художествен-ное творчество Индивидуальная работа с детьми. Развивать у детей технические умения и навыки в лепке, аппликации и рисовании. Март,
4 неделя
10. Чтение художествен-ной литературы
Коммуникация Чтение художественного произведения
К. Чуковского «Федорино горе» Вспомнить и проанализировать с ребятами содержание произведения для последующей работы. Апрель,
1 неделя
11. Художествен-ное творчество
Коммуникация
Познание Лепка и раскрашивание посуды по произведению
К. Чуковского «Федорино горе» (коллективная работа).
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературного произведения, составлять композицию по литературному произведению, закреплять умение лепить и раскрашивать посуду. Апрель,
1 неделя
12. Коммуникация
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Ярмарка народных игрушек».
Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, рассказывать о них. Март
4 неделя — Апрель
1 неделя
13. Познание Просмотр компьютерной презентации «Чудеса из глины». Расширить представление детей о глиняных изделиях. Апрель,
1 неделя
III этап – заключительный:
• Изготовление детских поделок для выставки совместно с родителями. (Апрель, 1-2 неделя)
Цель: Закрепление полученных знаний, умений и навыков. Развитие художественно-эстетического вкуса у детей.
• Подготовка выставки «Глиняное чудо своими руками» (родители, дети, воспитатели). (Апрель, 2 неделя)
Цель: оформить стенд готовых глиняных поделок.
• Торжественное открытие выставки «Глиняное чудо своими руками».
Цель: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем у детей к торжественному открытию выставки. (Апрель, 2 неделя)
• Подведение итогов реализации проекта.
Цель: дать оценку детских работ и сделать выводы.
Диагностический инструментарий
На заключительном этапе была вновь проведена диагностика. С этой целью были использованы первоначальные методики. Анализ повторных результатов диагностики показал, что только у 10% детей группы низкий уровень технических умений и навыков работы с глиной.
Также Показателем эффективности проекта является проведение выставки «Глиняное чудо своими руками».
По итогам проведённого проекта мы сделали выводы:
— Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности, занимаются художественной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
— Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению
художественного произведения.
— При восприятии предметов и явлений окружающего мира различают формы, размеры, цвет.
— В процессе собственной деятельности — стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют инструменты и материалы.
— Владеют отдельными техническими умениями (оттягивают из целого куска глины, прищипывают – уши, клюв, прижимают и сглаживают поверхность пальцами, вдавливают шар для получения полой формы — чашки).
— Организация выставки в группе стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Продукты проектной деятельности
— глиняные изделия детей:
а) «Уточка», «Пасхальное яйцо», коллективная работа чайной посуды (чашки, блюдца) по произведению К. Чуковского «Федорино горе»;
б) самостоятельные работы — мисочки и тарелки для игрушек, угощение для кукол (пирожки, ватрушки, печенье, подарки для друзей (юла, мячики, игрушечные зайчики, неваляшки);
— совместные изделия воспитателей и родителей: уточка, заяц, посуда.
— совместные глиняные изделия детей и родителей: котик, золотая рыбка, мышка с колобком, расписной петух;
— совместная работа воспитателя и родителей: альбом с фотографиями детей «Глина в наших ладошках», альбом с материалом последовательности лепки глиняных изделий (игрушек, мини — альбом с загадками-отгадками и мини – альбом «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки»).
Творческий проект «Глиняное чудо своими руками» был успешно осуществлен, но работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
— Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек.
— Натуральные, объёмные пособия: образцы глиняных игрушек и народного декоративно-прикладного искусства.
-Графические наглядные пособия: схемы, технологическая последовательность изготовления глиняных игрушек.
— Технические средства: аудиозапись музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества и в качестве фона при демонстрации глиняных изделий, мультимедийная установка.
Список используемой литературы
1. Богатеева З.А. Занятия лепкой в детском саду. — М.: Просвещение, 1999.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. М.: Академия, 2000.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Просвещение, 2000.
7. Киселева Л.С. Проетный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Аркти, 2005.
8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М.: Просвещение, 2004.
9. Комарова Т.С.Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Творческий центр Сфера, 2009.
11. Методика бучения изобразительной деятельности и конструированию М.: Просвещение, 1999.
12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012.
13. Халезова-Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2012.
14. Федотов Г.Я. Послушная глина.М.: АСТ-Пресс, 1999.
Источник