- Интернет-магазин рыболовной экипировки
- Каталог
- Новости
- Статьи
- Приманка глиссер для рыбалки своими руками. Как сделать глиссер в домашних условиях.
- Глиссер своими руками. Проект гоночного глиссера класса R2
- Общее расположение гоночного глиссера
- Конструкция корпуса гоночного глиссера
- Гребной винт гоночного глиссера
Интернет-магазин рыболовной экипировки
сегодня заказал — завтра ловишь
- Как сделать заказ?
- Контакты
- Скидки и акции
- О магазине
- Политика конфидециальности
- Отзывы о снастях
Каталог
Новости
Статьи
Приманка глиссер для рыбалки своими руками. Как сделать глиссер в домашних условиях. 
Считается что, глиссер — приманка для ловли рыбы в заросших водной растительностью и кувшинкой водоемах. На мой взгляд, определение достаточно узкое, не в полной мере раскрывающее диапазон применения данного типа приманок. Иметь глиссер у себя в коробке или нет? Мне кажется, ответ на этот вопрос однозначен — иметь. Ведь наличие глиссера позволяет значительно расширить акваторию водоема, доступную для ловли, даже если вы ловите на этом водоеме достаточно давно. Тем более, что в современных условиях, когда водоемы подвергаются большому прессингу со стороны рыболовов, и рыба, спасаясь, забивается в такие труднодоступные места, куда никакой спиннингист, будучи в здравом уме, не закинет обычную приманку. Конечно, есть приманки и помимо глиссера, которые можно применить в таких условиях. Для сложных мест можно купить блесну на щуку исполненную в незацепляющемся варианте, или силиконовый твистер на офсетном крючке. Но речь сегодня пойдет о глиссере, который можно изготовитьсвоими руками в домашних условиях за минимальное количество времени, не используя дефицитных материалов. Конечно, если такое «творчество» вам не по нраву, то тут можно просто купить глиссер на щуку и отправиться на рыбалку. Тем более, что сейчас в продаже есть довольно много таких приманок от различных производителей. Но рыбаки в общей своей массе народ творческий, на них и рассчитано все, что будет написано ниже. Предлагаемая конструкция, отработанная не на одном десятке приманок, на мой взгляд, является самой простой и технологичной, и ни в коей мере не является догмой. Она может быть изменена и улучшена — это скорее обобщение накопленного опыта.
1 Материал приманки. Конечно, идеальным было бы использовать жесткий пенопласт. Легко обрабатывается и большой запас плавучести. Но увы, жесткий пенопласт — вещь не всегда можно найти, поэтому частенько свои глиссеры я вырезаю из обыкновенной пробки. Также как и пенопласт, этот материал не очень устойчив к повреждениям от щучьих поклевок. Но его преимущества с лихвой перевешивают этот недостаток. Во — первых, не оставляет сомнений распространенность и бросовость этого материала, к тому же глиссер из пробки как и из пенопласта обладает очень неплохой ремонтопригодностью — не очень серьезные повреждения легко ремонтируются с помощью той же пробковой крошки и суперклея. Ну а если ваш глиссер оказался буквально разорван щучьей атакой, то недолго выточить новый (иной раз прямо на водоеме), переставив детали с глиссера, «павшего в бою». Но если все же попадется плотный пенопласт, то смело делайте из него — такой глиссер прослужит вам намного дольше.
Для примера, один из моих пенопластовых глиссеров покусанный небольшим шнурьем (сошел), сами можете видеть оставшиеся шрамы.
Ничего, после рыбалки заклеил дырки, закрасил лаком и как новый ловит (и таки ж ловит) дальше. Так что не стоит переживать за ваши глиссеры, из чего бы они не были сделаны они прослужат вам также долго как и фирменные.
Итак, берем обычную пробку, идеально подходят пробки от шампанского. Канцелярским ножом вырезаем контуры нашего будущего глиссера. Вырезать можно достаточно приблизительно, все потом все равно доводится наждачкой.
2 Форма приманки. Не советовал бы делать ваш будущий глиссер с полукруглой передней частью. Дело в том, что такие глиссеры, особенно при проводке сквозь заросли кувшинки, упираются во встречающиеся на пути листья и стебли и требуют дополнительных усилий для того, чтобы продернуть сквозь них. При этом создается лишний шум, что в любом случае не способствует клеву. Идеальной следует признать форму в виде половинки капли. Приманка с такой формой отлично проходит любые препятствия, не цепляясь за них. Еще, старайтесь не делать ваш глиссер маленьким: он должен быть как можно более тяжелым т.к. маленький глиссер — это легкий глиссер. Очень часто перспективное место находится довольно далеко от вас, и подобраться к нему ближе не будет никакой возможности. Легкий глиссер в таком случае или же не долетит вообще до намеченной точки, или же не позволит полностью обловить прогалину в зарослях. Поэтому делайте глиссер потяжелее, естественно ориентируясь на тест используемого вами спиннингового удилища, дабы не сломать его. Итак, наш глиссер приобрел некую первоначальную форму, похожую на итоговый результат. Наждачкой придаем ему законченный вид.
Окончательно доводим глиссер мелкой наждачкой. Настоятельно рекомендовал бы не выбрасывать получающиеся в ходе этого «техпроцесса» отходы пробки — очень пригодятся в последующем. Пусть вас не смущают небольшие трещины и сколы в теле приманки, все потом заделывается.
Теперь необходимо сделать посадочное место для крючков и огрузки. В нижней части нашего глиссера ножовочным полотном делаем глубокий продольный разрез на всю длину, практически распиливая наш будущий глиссер пополам.
Теперь берем двойник (или одинарник — кому как удобнее), крепим к нему подходящей толщины проволоку. Я обычно для этих целей беру скрепку. На другом конце делаем крепежную петельку и вставляем все это в получившийся паз. Возможно, нужно будет несколько расширить посадочное место для крючка.
Заливаем сверху суперклеем и даем высохнуть.
Теперь займемся самым спорным элементом нашего глиссера: проволочная защита крючка. Ставить или нет? Проволочные усики сильно уменьшают процент реализованных поклевок. Но, в самом начале статьи я говорил, что определение глиссера как «приманки для ловли в сильно заросших местах» очень неполное. Так вот, очень часто на рыбалке возникнет необходимость проводить глиссер не просто поверху ряски и зарослей кувшинки, но и сквозь торчащие из воды ветки от затопленных кустов, коряги, а то и просто через заросли камыша. На одной из последних рыбалок был похожий случай: до чистой воды 20 метров поваленного сухого камыша и веток от спиленных деревьев и, не будь проволочных усиков, я бы оторвал глиссер сразу или после нескольких забросов. К слову сказать, с местом я не ошибся и, несмотря на начало апреля, получил красивейший выход щуки… Но оказалось не судьба: она промазала. Приучите себя к мысли, что глиссер- это своеобразный «вездеход» или «внедорожник». А еще меня, например, тешит мысль, что с глиссером мне доступны места, которые ни чем другим не обловишь.
Итак, усики. Берем тонкую проволоку, подойдет 2-я или 3-я струна. Отрезаем отрезок с запасом. Снаружи заводим усики в тело нашей будущей приманки, концы их выйдут где-то в разрезе, где крепится фурнитура и огрузка. Загибаем концы небольшой петлей и крепим в теле глиссера. Наружный свободный конец подгибаем таким образом, чтобы он защищал жало крючка как показано на рисунке. Вот как в итоге получило сь.
Осталась самая важная часть — огрузка глиссера. Подбираем свинцовый грузик. Вставляем его в пропиленный ранее паз (при необходимости расширяем паз канцелярским ножом). Передвигая грузик вперед-назад вдоль тела приманки, добиваемся такого положения приманки, при котором она располагается под углом 35-45 градусов к горизонту. Грузики можно добавлять, снимать, передвигать, подбирая оптимальную конфигурацию. Благодаря продольному разрезу это делать несложно. Пробка сама по себе неплохо держит установленный груз, поэтому пока огружаете, грузик можно и не приклеивать.
Как уже говорилось выше, лучше, чтобы глиссер стоял в воде под небольшим углом к поверхности, а его носовая часть несколько выступала из воды, так он будет легче проходить заросли кувшинки. Подбирать огрузку советую с установленным поводком и застежкой, чтобы впоследствии избежать сюрпризов. Глиссер всегда должен падать в воду крючками вверх. После того как отрегулировали вес и расположение балласта, вытаскиваем нашу приманку и хорошенько сушим.
Когда все высохнет, заливаем груз суперклеем. Сверху заклеиваем груз остатками пробки (не выкинули же то, что осталось при изготовлении?). А заодно точно также заклеиваем все трещины и сколы, которые образовались ранее.
После окончательной просушки, зачищаем от лишнего материала и приступаем к покраске. Окрашивать можно лаком для ногтей. Но, если его нет, можно покрасить и обычными маркерами. Цвет — любой, какой вам нравится. Рыбе, как показала практика, все равно.
В нижней задней части глиссера остался небольшой паз. В этот паз можно вставить хвостик твистера или виброхвоста.
Данное дополнение привлекает щуку и придает игру самому глиссеру на равномерной проводке. Выбранный хвостик фиксируем небольшими отрезками проволоки и суперклеем. Следует заметить, что несмотря на это, щука все же частенько отгрызает такой хвостик. Что, впрочем, довольно легко поправимо. Окончательно проверяем плавучесть и игру воблера.
Ну, вот собственно и все. У нас получилась не то лягушка, не то оранжевая мышка — эдакая неведомая зверушка, скачущая по зарослям водной растительности и не боящаяся практически никаких препятствий.
Сам процесс изготовления приманки занимает не так много времени, как могло бы показаться, а ловля на глиссер очень зрелищна. Проводиться такой глиссер или же монотонными небольшими протяжками или же равномерной проводкой на которой он, благодаря наличию хвостика, также соблазнительно играет. Кстати, очень часто на скачущую по кувшинкам приманку, реагируют и лягушки, стремясь к ней за несколько метров. Такой факт иногда бывает полезен, т.к. сразу и сильно расширяет зону поиска — хищник может выйти не за вашей приманкой (которую он в данный момент может и не видеть), а за лягушкой, скачущей к вашему глиссеру. Тем самым щука обнаруживает себя. И возможно, если она промазала, к месту ее стоянки можно будет подать нечто более привлекательное и уловистое. В любом случае, зрелище таких лягушачьих гонок довольно забавное и способно немного поднять настроение в период бесклевья.
В заключение хотелось бы еще раз перечистить ключевые моменты при изготовлении и использовании глиссера:
-делайте глиссер максимально тяжелым, естественно соизмеряя это с тестом используемого удилища. При ловле на глиссеры очень часто возникает необходимость дальнего заброса.
-форма в виде половинки капли или в форме лодки является наиболее оптимальной с точки зрения проходимости сквозь препятствия.
-используйте проволочную защиту для крючков. Это поможет избежать ненужной возни с зацепами, а щука, взявшая «наверняка» все равно засечется.
-ставьте дополнительные раздражители в виде хвостиков от твистера или виброхвоста. Их наличие сильно подымает интерес щучьего население водоема к вашей приманке.
Напоследок хотелось бы добавить, что, делая заброс, хотя бы приблизительно подумайте, как вы будете извлекать севшую рыбу, если вам повезет. Ведь иной раз бывает, что поймать щуку в заросшем водоеме это лишь часть дела. А вот извлечь ее становится трудноразрешимой задачей.
Успехов вам в нашем нелегком, но столь интересном деле.
P. S. Несколько модернизировал своего «фрога» впоследствии. Посмотрите на 2 следующие фотографии:
Как как можно видеть из этих изображений, под каждым проволочным усиком я добавил по небольшому крючку. Теперь, если мы ловим среди ряски или подводных водорослей, проволочные усики защищающие наши крючки, прижимаются к телу глиссера, повышая тем самым зацепистость приманки за рыбу. Если же ловля происходит среди камыша, коряг, кувшинок, словом там, где существует возможность зацепа, проволочные усики освобождаются и защищают наши крючки от препятствий. Ничего хитрого в такой доработке нет, проволока насквозь проходит сквозь тело приманки и загибается нужным образом с одной и другой стороны.
P.P.S Такой вот интересный экземпляр попался сегодня на самодельный глиссер:
На фото, не самая большая щучка, которая, однако, при вываживании забилась в траву так, что пришлось лезть в сентябрьскую воду доставать ее. Обратите внимание, из под жабры выступает выломанная жаберная дужка (розовое с белым). Как видно на фотографии, на крючки щука села довольно аккуратно, соответственно такая, безусловно, серьезная травма была получена еще до поклевки. Об этом свидетельствует также и шрам на спине. Тем не менее, такие «ранения» не помешали ей охотится, в данном случае успешно, что заставляет по новому взглянуть на тезис о том, что щука у которой повреждены жабры долго не живет. Данный экземпляр, посидев полтора часа в уютненьком садке, был живым и относительно здоровым выпущен обратно.
Читатели нашей статьи также не остались в стороне, и присылают нам свои работы
Что ж, отличная работа, с весьма оригинальной идеей использования юбки от спиннербейта в качестве дополнительного раздражителя.
От всей души желаем автору этих лягушек хороших уловов и зрелищных поклевок.
Источник
Глиссер своими руками.
Проект гоночного глиссера класса R2
В 1971 г. на основе международной классификации гоночных судов, предусмотренной новыми Правилами соревнований по водно-моторному спорту, был разработан проект и в дальнейшем освоена серийная постройка глиссера класса R2. Напомним, что на глиссеры этого класса устанавливаются двигатели с рабочим объемом цилиндров от 1000 до 1500 см³; никаких ограничений по обводам подводной части корпуса, размерам кокпита, весу и размерениям судна в Правилах нет.
Общее расположение гоночного глиссера
увеличить, 2200х1298, 260 КБ
1 — буксирная скоба; 2 — рулевая колонка; 3 — ветровое стекло; 4 — огнетушитель ОУ-2;
5 — педаль газа; 6 — сиденье; 7 — двигатель «МЗМА-412»; 8 — обтекатель; 9 — смеситель;
10 — редуктор; 11 — бензобак; 12 — гребной вал; 13 — аккумулятор;
14 — кронштейн гребного вала с водозаборником; 15 — подштурвальная доска.
Наш глиссер выполнен по трехточечной схеме с передним расположением спонсонов. Для использования аэродинамической подъемной силы на днище поставлены «воздушные ловушки» — шайбы, являющиеся продолжением в корму (на длине 850 мм) внутренних стенок спонсонов.
Центральная продольная балка выполнена обтекаемой; переборка безопасности отделяет оборудованный в носовой части балки кокпит водителя от моторного отсека. Перед кокпитом установлено ветровое стекло, моторный отсек закрывается съемным обтекаемым капотом с воздушным стабилизатором. К комингсам — стенкам продольной балки — капот крепится в корме резиновым жгутом, а в носовой части — защелками.
В кокпите на наклонной носовой панели расположены штурвал и приборы, на днище (на подушке) закреплены педаль управления газом и огнетушитель, на пайол укладываются мягкая подушка сиденья водителя и весло-гребок.
Аварийная плавучесть глиссера обеспечивается тем, что спонсоны набраны из листового пенопласта (δ=60 мм) марок ПС-I и ПС-IV.
Проведенные испытания показали, что глиссер обладает хорошими устойчивостью на курсе и поворотливостью. Скорость хода составила 110 км/час (на прямой) при номинальной мощности двигателя 75 л. с. Отметим, что полученная скорость обеспечивает результаты, превышающие норматив мастера спорта в этом классе судов. Испытания н доводка глиссера перед запуском его в серию выполнялась почетным мастером спорта Л. Ф. Грациановым.
Для возможности постройки глиссера своими руками силами коллективов спортсменов-водномоторников приводим основные чертежи и краткое описание конструкции. Отметим, что разработка конструктивных чертежей велась исходя из условия обеспечения минимального веса корпуса при сохранении достаточного запаса прочности на скорости 125 км/час.
Теоретический чертеж глиссера
увеличить, 2288х1855, 316 КБ
Таблица плазовых ординат
Линия | № шпангоута | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Высоты от ОЛ, мм | |||||||||||
Комингс (стенка балки) | — | 323 | 361 | 378 | 388 | 391 | 381 | 355 | 320 | 276 | 242 |
Палуба в ДП | 290 | 325 | 337 | 373 | 333 | 313 | 286 | 255 | 221 | 185 | 160 |
Днище | 280 | 243 | 212 | 177 | 143 | 114 | 102 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Борт — ЛБ | 290 | 257 | 227 | 192 | 158 | 125/233 | 214 | 196 | 179 | 160 | 147 |
Наружная скула спонсона — Сп2 | — | — | 187 | 120 | 63 | 15 | — | — | — | — | — |
Внутренняя скула спонсона — Сп1 | — | — | 148 | 75 | 30 | 0 | — | — | — | — | — |
Батокс | — | 284 | 308 | 318 | 312 | 294 | 271 | 240 | 208 | 175 | 154 |
Линия А (палуба у комингса) | 290 | 310 | 327 | 329 | 320 | 302 | 278 | 247 | 216 | 183 | 160 |
Обтекатель в ДП | 290 | 450 | 600 | 687 | 699 | 700 | 400 | Прямая линия | 355 | ||
Полушироты от ДП, мм | |||||||||||
Комингс | — | 205 | 240 | 270 | 290 | 300 | 300 | 278 | 232 | 166 | 110 |
Борт — ЛБ | — | 454 | 680 | 825 | 900 | 935/940 | 668 | 639 | 611 | 582 | 560 |
Наружная скула спонсона — Сп2 | — | — | 638 | 745 | 793 | 785 | — | — | — | — | — |
Внутренняя скула спонсона — Сп1 | — | — | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 524 | 520 | 515 |
Набор корпуса спроектирован по смешанной системе. Днище выполнено из 3- и 4-миллиметровой авиационной фанеры с последующей обклейкой рабочей поверхности и пенопластовых спонсонов стеклотканью. В обеспечении общей продольной прочности корпуса, кроме продольного набора на обшивке, участвуют фанерные стенки центральной балки — стрингера, имеющие увеличенную до 8 мм толщину в районе установки двигателя (между шп. 5 и 7).
Конструкция корпуса гоночного глиссера
увеличить, 2573х1770, 634 КБ
1 — обшивка днища, δ=3-4; 2 — подкрепление спонсона, δ=10; 3 — днище спонсона, δ=3;
4 — рейка 15х15; 5 — зашивка спонсона с кормы, δ=3; 6 — зашивка шп. 1-3 и 7-9, δ=3;
7 — зашивка шп. 4-6, δ=2; 8 — транец, δ=5; 9 — обшивка обтекателя, δ=1,5; 10 — палуба, δ= 2-2,5;
11 — комингс (стенка центральной балки), δ=5-8; 12 — палубный, стрингер, 10х10; 13 — днищевой стрингер, 15х20; 14 — скуловой стрингер, 18х25; 15 — днищевые ветви шпангоутов, 8х20; 16 — бимсы, 9х20; 17 — стойки шпангоутов, 20х20; 18 — обшивка борта, δ=3; 19 — кница δ=5; 20 — носовой заполнитель, δ=60; 21 — стойка 10х20; 22 — заполнитель спонсона, пенопласт ПС-IV; 23 — бимсы обтекателя, 8х20; 24 — брусья фундамента под двигатель, 40х50х900; 25 — накладка δ=5;
26 — заполнитель транца, δ=20; 27 — подушка под кронштейн, 15х110х180; 28 — подушка под дейдвуд, 15х110х390; 29 — подушка 20х130х130; 30 — планка 18х25; 31 — обклейка (δ=0,5) стеклопластиком; 32 — плавник, δ=5; 33 — подушка 10х50х100; 34 — основа стабилизатора; δ=3 фанера; 35 — наклейка пенопласта; 36 — рейка 10х10; 37 — сиденье; 38 — переборка.
Обшивка по скулам, палуба и обтекатели изготовляются из 2-3-миллиметровой водостойкой фанеры. Такой же фанерой, наклеенной с обеих сторон, усилены узлы поперечного набора. Все соединения деталей и узлов корпуса выполнены на клее ВИАМ-Б3, а блоки спонсонов выклеены эпоксидной смолой ЭД-5 (нужно учитывать, что пенополистролы ПС растворяются полиэфирной смолой и потому применять ее нельзя).
Фундамент двигателя состоит из двух обклеенных фанерой ясеневых балок, которые крепятся к усиленным стенкам центральной балки — стрингерам красномедными заклепками. При монтаже на фундамент до установки двигателя ставятся угольники из легкого сплава АМг-5.
Корпус глиссера собирается на стапеле в положении вверх днищем: так удобнее выклеивать спонсоны и контролировать размеры. Особенно тщательно необходимо следить за симметричностью подводной части, так как даже незначительные ее нарушения приводят к ухудшению скоростных качеств глиссера. При серийной постройке установлены допуски на отклонения от плаза фактических размеров спонсонов и рабочей части днища — 0,5 мм, и на расстояние между спонсонами 1,0 мм.
Последовательность сборки корпуса на стапеле такова:
а) устанавливаются шпангоуты и носовой заполнитель, врезаются и крепятся днищевые стрингера и подушки;
б) днище обшивается фанерой;
в) набираются и выклеиваются блоки спонсонов, производятся обработка их по шаблонам и наклеивание фанеры на днища;
г) корпус переворачивается и устанавливается на лекальную постель;
д) врезаются и крепятся палубные стрингера и подушки;
е) перерезаются поперечины шпангоутных рамок и ставятся стрингера — стенки центральной балки;
з) крепятся фундаменты и приборная доска;
ж) устанавливаются палуба и носовая часть обтекателя.
При оклейке подводной части стеклотканью перекрой на палубу должен иметь ширину не менее 15 мм. Слой стеклоткани покрывается тонким слоем смолы ЭД-5 с отвердителем и пластификатором, после чего вся поверхность полируется. Внутренние поверхности корпуса покрываются лаком 6С; палуба и обтекатели окрашиваются нитроэмалями.
Окончательный вес корпуса без оковок 72—75 кг.
На глиссере установлен конвертированный автомобильный двигатель «МЗМА-412» номинальной мощностью 75 л. с. при 5800 об/мин, работающий на бензине «экстра».
Поскольку существующими правилами форсировка двигателя запрещена, на нем выполняются только следующие работы по увеличению мощности: полируются всасывающие и выхлопные каналы; меняется система газовыхлопа; проводится тщательная регулировка и полная обкатка.
Хотя замена карбюратора допускается, на серийных глиссерах устанавливаются двигатели со штатными карбюраторами.
Для уменьшения угла наклона гребного вала и получения числа оборотов гребного винта, близкого к оптимальному на скорости 120 км/час, использован изготовляемый верфью — строителем глиссера редуктор с цилиндрическими прямозубыми колесами, обеспечивающий повышение числа оборотов в 1,5 раза. Редуктор крепится к днищу глиссера и стенкам центральной балки на кронштейнах. В корпусе редуктора по периметру выполнен паз для воды, охлаждающей масло в редукторе.
Применено жесткое соединение гребного вала с редуктором через полумуфты. Вал редуктора соединен с маховиком двигателя через эластичную муфту. (В настоящее время прорабатывается вариант монтажа редуктора на картере маховика, позволяющий отказаться от применения эластичной муфты.)
Водонепроницаемость дейдвуда обеспечивается резиновой манжетой Ø20; чтобы она не разрушалась вибрацией вала, в корпусе дейдвуда установлен шарикоподшипник № 1204. Подшипник вала в кронштейне — текстолитовый с продольными пазами для смазки водой.
Охлаждение редуктора и двигателя осуществляется проточной водой, подаваемой от заборника в кронштейне гребного вала под воздействием скоростного напора. Отработавшая вода поступает в смеситель глушителя газовыхлопной системы.
Топливо принимается в две полиэтиленовые 10-литровые канистры, соединенные с топливным насосом двигателя бензопроводом (трубка из АМг-5 с внутренним диаметром 10 мм).
Выхлопная система смонтирована из четырех труб Ø38 мм из жаропрочного материала с помощью фланцев, присоединенных к головке двигателя и объединенных попарно. На их концы надета смесительная камера глушителя, жестко закрепленная на центральной балке. Такая конструкция предотвращает опасность поломки труб системы газовыхлопа от вибрации смесителя.
Гребной винт гоночного глиссера
увеличить, 2021х1156, 235 КБ
Диаметр D=0,185; шаг Нср=0,210; число лопастей Z=2; материал — Ст. 5.
На серийных глиссерах устанавливается двухлопастной гребной винт правого вращения, имеющий диаметр 185 мм и средний (кромочный) шаг 210 мм на 0,6 R. Сечения лопастей винта — суперкавитирующие начиная с 0,4 R.
Для буксировки и швартовки глиссера используется носовая скоба; кроме того, можно закладывать швартовный конец за кронштейн пера руля.
В сентябре 1972 г. Л. Ф. Грацианов на глиссере описываемой конструкции установил всесоюзный рекорд скорости 125,06 км/час на дистанции 1 км.
В. В. Никольский, «Катера и яхты», 1973 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник