- Ремонт погружного насоса для скважины своими руками
- Устранение засоров
- Проверка линии питания
- Отличие штанговой конструкции от монолитной
- Посторонние шумы при работе
- Ревизия моторной части
- Ревизия насосного механизма
- Насос Вихрь СН 90В
- Погружной насос Вихрь СН 90В
- Устройство
- Устройство скважинного насоса Вихрь СН 90В
- Ремонт насоса Вихрь СН 90В своими руками
- Разборка:
- Устройство
- Как разобрать вихрь СН 90В
- Проверка мотора
- Осмотр рабочих органов
- Мойка деталей
- Скважинный насос Вихрь СН 90В – отзывы:
Ремонт погружного насоса для скважины своими руками
Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.
Устранение засоров
Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.
Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.
Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4–6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение.
Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.
Проверка линии питания
Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала. При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул.
Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе. Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30–50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.
Повреждение изоляции сетевого кабеля
Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.
Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.
Отличие штанговой конструкции от монолитной
Как уже упоминалось, существует два типа конструкции скважинных насосов. Их проще всего отличить по расположению двигателя: в монолитных он расположен в верхней части общего корпуса и омывается потоком воды. В штанговых разновидностях моторный модуль крепится снизу через фланцевое соединение, валы насоса и двигателя соединены шлицевой муфтой. Забор воды ведётся в средней части корпуса через сетку и потому такие насосы в большей степени подвержены работе на сухом ходу при малом динамическом уровне скважины.
Главное преимущество штанговой конструкции — возможность определить причину неисправности без основательной разборки. После разъединения двух частей ход и люфт вала в каждой из них можно проверить по отдельности, в то время как для монолитных насосов потребуется предварительно снять все крыльчатки.
Устройство штангового погружного насоса. А — насосная часть: 1 — выходной патрубок; 2 — вал насоса; 3 — компенсационное кольцо; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — всасывающая камера; 6 — шлицевая муфта; 7 — вал двигателя; 8 — защитная сетка; 9 — рабочее колесо; 10 — подшипник рабочего колеса; 11 — проточный канал; 12 — обратный клапан. Б — двигатель: 13 — канал для отвода песка; 14 — уплотнение; 15 — обмотка статора; 16 — подшипник для снятия осевой нагрузки; 17 — упорный подшипник; 18 — система выравнивания давления; 19 — ротор; 20 — смазка; 21 — вал насоса; 22 — муфта; 23 — сетевой кабель
Есть и другие конструкционные решения. В частности, шнековые насосы устроены подобно штоковым, но забор воды выполняется в верхней части, при этом принцип работы несколько отличается. Главное преимущество — простота обслуживания насосной части: замена шнека и, при необходимости, демпферной муфты выполняется за 10–15 минут. Достаточно только открутить от 3 до 5 болтов на верхнем торце и снять внешний стакан насосного блока. Важно помнить, что двигатели шнековых насосов могут почти неограниченно работать на сухом ходу, но только если снят шнек.
Шнековый (винтовой) скважинный насос
Посторонние шумы при работе
Сразу после покупки насоса очень важно провести несколько кратковременных пусков на сухом ходу и один-два продолжительных пуска с погружением в ёмкость с водой. При этом оценивается и запоминается характер шума при работе.
Смена тональности звука может свидетельствовать о несоответствии питающего напряжения. При сильном его падении гул двигателя будет более низким и натужным, если такой насос опустить в скважину, он может попросту не поднимать воду на нужную высоту даже будучи полностью исправным. Слишком высокая тональность может быть следствием того, что насос не передаёт вращение на крыльчатки или иной рабочий орган. Причиной может быть лопнувший вал, сточенные шлицы на соединении штоков или разбитые посадочные места рабочих колёс.
Наличие воя (пения) при работе — характерный признак повышенного трения в опорных подшипниках. О разбитых сепараторах может говорить треск или сильно выраженная вибрация. Крайний случай — заклинивание валов, при этом двигатель насоса натужно гудит, но не вращается.
Ревизия моторной части
Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.
В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.
Статор двигателя скважинного насоса
Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.
Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.
Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель
Ревизия насосного механизма
Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.
В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3–5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.
Винт и втулка для шнекового насоса
Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.
Источник
Насос Вихрь СН 90В
Насосные изделия с маркой «Вихрь» в России известны с 1974 г. В это время Куйбышевский электромеханический завод выпустил первые скважные погружные электронасосы. В 2000 году производство перевезено в Китай, где совместно с российскими специалистами налажено производство различного насосного оборудования. Винтовые скважные электронасосы, которые называют еще червячным или шнековым, используются для откачки чистой воды из глубоких скважин. Одно из таких устройств:
Погружной насос Вихрь СН 90В
скважинный насос, который имеет максимальное погружение в скважину 32 м. Расстояние от дна скважины до края корпуса должно быть, как минимум 60 см, от поверхности до устройства полметра.
Скважинные изделия производятся с верхним средним и нижним забором воды – устройство с верхним забором закачивают более чистую воду, но жидкости должно быть достаточно для длительной работы. Максимальная подача воды 55 метров, более подробный график можно посмотреть в паспорте изделия.
Корпус глубинного насоса вихрь сн 90в выполнен из нержавеющей стали. Длина электрокабеля 20 м., есть возможность удлинить до необходимой длины.
При эксплуатации необходимо помнить, что работа устройства “в сухую” не допускается, а температура выкачиваемой воды должна быть от одного до 32 градусов.
Заводом изготовителем модель укомплектована резиновым обратным клапаном, который не позволяет воде выливается обратно в емкость при остановке. Но при эксплуатации изделия в глубоких скважинах резиновый клапан не подойдёт, лучше всего сразу установить из металла. Стандартное выходное резьбовое отверстие обратного клапана – 1 дюйм, при необходимости можно установить переходной штуцер для шланга под диаметр не менее 3/4’’.
При эксплуатации необходимо помнить, что чем меньше диаметр подающего шланга, тем больше напор. Искусственно заужать диаметр установленного шланга запрещено.
По бокам в корпус установлены специальные рым-болты для крепления стального троса. С помощью троса корпус погружается или затем извлекается из скважины.
Необходимо помнить, что для избегания повреждения электросоединения электрического кабеля с клеммной коробкой нельзя тянуть за кабель, или даже брать в руки при подключенной электросети.
Чтобы предотвратить гидроудар при попадании в камеры воздуха в начале работы, рекомендуется установить специальное устройство под названием – гидроаккумулятор.
Необходимо помнить, что согласно требований Техники безопасности, при эксплуатации необходимо подключать изделие в сеть где имеется электропредохранитель с током отсечки не более 16А, и который срабатывают при нарастании тока более 30 мА\ сек.
Во время эксплуатации не требует специального обслуживания. Но, если изделие будет находится без эксплуатации более 10 дней необходимо достать его, слить воду и высушить.
Данные на вихрь и характеристики можно посмотреть на картинке.
Устройство
Конструкции серии СН
Серия состоит из ряда моделей с разным принципом действия: винтовые или центробежные погружные электронасосы.
Принципиальная разница вихревых и винтовых изделий в том, что рабочий орган вихревого насоса выполнен из колеса с лопатками. Это колесо помещается в камеру с эксцентричным смещением наружных стенок, при вращении лопасти захватывают воду в самой широкой части камеры и перемещают ее в зауженную, чем создается давление. Для какого типа насосов очень важный параметр как частота вращения и мощность двигателя: скорость вращения создает давление, а мощность количество выбрасываемой жидкости. Стандартные обороты двигателя – 2800 об/мин.
Винтовой глубинный насос вихрь сн 90в отличается от вихревого рабочего органа, который напоминает шнек в мясорубке. Захватывая в нижней части часть жидкости, шнек проталкивает ее кверху, дойдя до верху жидкость выталкивается через обратный клапан в подающий шланг с достаточным давлением для подъема воды до 40 м.
Внимание! Необходимо помнить. В силу своей конструкции создание давления во многом зависит от герметичности пары винт – втулка. Поэтому эксплуатации такого изделия допускается только с чистой водой, чтобы абразивы песка или твердых частиц не повредили поверхность зеркал втулки.
Конструкция с центробежным ротором допускает перекачку микрочастиц до 15 мкр. (мутная вода). Зато, шнековый может перекачивать вязкие жидкости, а лопастной нет.
Устройство скважинного насоса Вихрь СН 90В
Принцип работы винтового глубинного насоса – в проталкивании воды между полостями образующимися вращающим винтом и втулкой. Втулка выполнена из пластического материала (металл кордовой резины) вращающийся винт от привода электродвигателя проталкивает воду вдоль резиновых стенок корпуса, создавая давление на выходе
Характеристики насоса для скважины Вихрь СН 90В | ||
Основные | ||
Вид | Погружной | Скважинный |
Мощность, | Вт. | 550 |
Высота подъема, | М. | 90 |
Глубина погружения, | М. | 35 |
Резьба трубная, дюйм | Внутренняя | 1″ |
Мах темп. воды, | Град. | 35 |
Min. уровень, | Мм. | 601 |
Вес, | Кг. | 9,51 |
Размеры, | 570 x 150 x 110 | |
Защита от сухого хода | Нет. | |
Производительность, | л/мин. | 25 |
Силовой провод, | М. | 17 |
Диаметр раб колеса, | Мм. | 98 |
Токовая частота, | Гц. | 50 |
Зависимость в глубинном насос вихрь сн 90в высоты подъема от производительности.
Ремонт насоса Вихрь СН 90В своими руками
Бывает так, что при эксплуатации изделие теряет свою бывшую производительность, то есть не выдаёт определенного количества воды в час. Одна из возможных причин:
- Загрязнение отверстий для входа воды;
- износ втулки;
- износ винта.
Если загрязнение можно почистить при разборке, а, вот, износ или неисправность винта, или втулки производится только его заменой. Также может повредиться кабель при выходе из защитной уплотнительной трубки. В этом случае ремонт должен производить только специалист – электрик
Разборка:
Для разборки корпуса необходимо ключами с гранью 10 отвернуть четыре винта на шильках и проушины. Крышку снимать осторожно, чтобы не повредить прокладку между корпусом и крышкой. После того как крышка снята, становится доступной для осмотра вал, втулка, обратный клапан.
Из верхней крышки осторожно, без применения острых предметов (только руками) достается обратный клапан – резина должна быть эластичной, подвижная крышка клапана и корпус без повреждений. Если видимых поломок нет, то после очистки закоксовки деталей или входных отверстий решётки изделие будет работать как прежде.
Устройство
Устройство состоит из напорного фланца, корпуса рабочей части, корпуса статора, корпуса электродвигателя.
Шнек и корпус изготовлен из нержавеющей стали, втулка шнека резинометаллическая. Двигатель асинхронного типа помещен в масляной ванне, класс защиты IP68.
Итак, ваш помощник стал выдавать меньшее количество воды. Вероятнее всего неисправность в рабочих органах, которые контактируют непосредственно с водой – это внутренняя часть корпуса, шнек и его втулка. Глубинные изделия категорически запрещено запускать без воды, поэтому все проверки проводить исключительно погруженным в жидкость.
Как разобрать вихрь СН 90В
Снимаем крышку, под которым находится обратный клапан, вытаскиваем втулку шнека, после чего откручивается сам шнек. Шнек ввернут в приводной вал на “левой” резьбе. Если резьба закислилась, под защитной втулкой есть грани под ключ.
Проверка мотора
Проверка целостности обмоток включает в себя проверку на обрыв и замер изоляции.
Для проверки целостности цепи проводится две проверки:
- целостность цепи фазного провода и обмоток двигателя;
- замер сопротивления изоляции.
Для этого нужно воспользоваться мульти метром, и понять принцип работы и устройство насоса вихрь сн 90в. Для замера первого параметра поставим мультимер в режим омического сопротивления. Затем, коснувшись щупами штырей вилки произведем замер, показание должно быть не более 1 Ом. Замер заземляющего провода производится касанием заземляющего контакта вилки и корпуса. Если сопротивление будет больше1 Ом, то возможно обрыв заземляющего или фазного провода в самой обмотки двигателя, вилки кабеля или провода.
Следующая проверка заключается в определении величины изоляции фазных проводов от пробоя на корпус. Для этого к штырям вилки электропровода подсоединяется замеряющий щуп мультиметра в режиме 200 МОм. второй щуп на корпус (место касания должно быть чистым), сопротивление при замере должно быть не менее 200 МОм.
После проверяется работа двигателя, для этого достаточно подсоединить вилку питания электродвигателя в электросеть при этом обратить внимание на шум подшипников при работе и стабильность оборотов. Шум от подшипников должно быть ровным без щелчков или хруста, обороты стабильны. частота оборотов у бытовых устройств = 2800 об/мин.
Осмотр рабочих органов
далее производится осмотр шнека и втулки они не должны иметь значительных повреждений и плотно соприкасаться друг другом, для этого достаточно вставить втулку в шнек они должны входить с друг в друга с трением.
После очистки деталей производится сборка в обратной последовательности. Если же вы все – таки не уверены, как правильно разобрать насос вихрь сн 90в, то лучше всего обратиться в специализированный центр, где специалисты проведут диагностику профессионально.
Мойка деталей
При длительной эксплуатация в зависимости от химического состава воды, менее и более часто корпус и детали подвергаются минеральным отложениям, а простая сталь ржавеет.
Окислы и гидроокись (ржавчина) наиболее эффективно удаляется ручным методом – щеткой по металлу и промывкой водой. В идеале промывка под струей высокого давления (мини мойка). Отложение карбонатных солей, которые превращается при отложении в карбонатные минералы: органит, кокцид, можно легко удалить с помощью разбавленной соляной кислоты и губкой по металлу, разумеется с последующей тщательной промывкой.
Резиновые, пластмассовые детали можно промыть в крепком растворе поваренной соли. Но уж если вы решились разобрать до деталей, лучше всего поставить новые запасные части, особенно клапана и прокладки.
Итак, если помощник перестал выдавать на гора воду лишившись производительности, и вы решились на ремонт насоса вихрь сн 90в, то скорее всего он загрязнился, чаще всего – это налёт кальция (в народе известняк). Если налет еще не большой и не за коксовался, то можно обойтись без химии и для очистки можно применить лимонную кислоту. Она хорошо удаляет налет органических солей.
Скважинный насос Вихрь СН 90В – отзывы:
Korshunov Sergey 2013г. Кострома
Что хорошо: корпус из нержавейки, хорошая производительность.
Что плохо: шпильки скрепляют 2 половины корпуса. Через год, полтора, есть вероятность корпус рассыплется прямо в скважине. Удивительно, кто это придумал – корпус из нержавейки, стягивающие шпильки стальные. Предполагаю, что изначально и шпильки были из нержавейки, но в целях экономии Китай предложил свой вариант сборки. Также к недостаткам отношу, применение только для чистой воды. Обязательно выбирайте шнек из цельной нержавейки, хромированный облазит и затем клинит из-за увеличения трения со втулкой.Примерный срок эксплуатации 2-3 года. Но, похоже, денег своих стоит.
Аноним 2016г.
Отношу к положительным свойствам: масло в моторе – это придает дополнительные электрические свойства обмоткам. Имеются рым-болты для подвеса, приличный напор. В магазине заявлена длина кабеля 20метров, проверять не стал, дома оказалась чуть больше. Качает из глубины 20 м. напор хороший, примерно, как полное открытие крана в квартире. Надоело постоянно включать и выключать розетку, думаю приобрести автоматическую систему включения двигателя от давления в магистрали воды. Работает полгода, пока без замечаний.
Сергей 2017г.
Отношу к достоинствам небольшую цену, качественную сборку насос вихрь сн 90в отзыв хороший, правда низкая производительность, но у меня скважина нестандартная – глубиной 100 м. Обращался за консультацией к продавцам, сказали, что такой тип для глубокой скважины не идет. Использую для набора емкостей. Подвеска на 6 мм тросе. Длина кабеля при покупке была 20 м, консультант сказал, что можно нарастить. Разрезал кабель возле вилки, нарастил, ничего, нормально работает полтора года, жалоб нет. Кабель трехжильный в резине, внутри шелковые нити и оплетка.
Купить Вихрь СН 90В можно в специализированных дилерских центрах, либо на интернет ресурсах. Во избежание покупки подделок лучше всего обращаться в проверенные крупные центры, где дорожат своей репутацией и можно проконсультироваться с продавцами онлайн или по переписке.
Источник