IX. Занятия с детьми глухих родителей
Конечно, с детьми необходимо заниматься и дети глухих — не исключение.
Если дети слышащие, то заниматься они могут со всеми детьми в обычной группе.
Если глухие или слабослышащие, то есть два варианта:
-занятия в обычной группе с переводчиком (если один ребёнок)
-занятия отдельно с группой таких детей. Эти занятия могут организовать и вести переводчики, либо сами глухие или совместно глухие с переводчиком.
1. Слышащие дети в семьях глухих родителей
В раннем возрасте для таких детей особенно важно внимание говорящих. Дети вслушиваются в речь и таким образом учатся говорить.
Семьи с слышащими детьми важно регулярно посещать, причем не обязательно переводчикам, но и тем говорящим, кто имеет теплые дружественные отношения с этой семьёй (идеально подходят переводчики «на подхвате»).
Внимание: Посещения не должны быть назойливыми и отвлекающими от домашней работы. Идеально, если глухие приглашают в гости сами, а гость приходит с пользой для них.
В собрании таких малышей можно тоже поручать на попечение говорящим, если ребёнок спокойно реагирует на чужих.
Полезно дарить звучащие игрушки, обращать внимание на разные звуки, поощрять случаи звукоподражания (когда ребёнок старается повторить что-то за взрослым).
Но и не стоит ограждать от жестов. Иногда глухие отказываются от жестов в общении с ребёнком ради развития его звуковой речи. Это неправильно. Ребёнку важно научится ПОНИМАТЬ речь, не важно какую в первую очередь: жестовую или звуковую. И общение с родителями для ребенка имеет очень большое значение, поэтому в семье ребёнок учится жестовой речи, а в практике с говорящими — звуковой.
Переводчик тоже может использовать при общении с детьми отдельно жесты, отдельно голос и совместно жесты и голос.
Слышащие дети посещают обычные детские церковные группы. Хорошо, если родители интересуются темой занятий и домашним заданием, друзьями и преподавателями групп.
Очень осторожно и тактично следует решать и переводить родителям конфликтные вопросы детской группы, если ребёнок вдруг провинился, плохо себя вёл на занятии.
2. Слабослышащие и глухие дети
Слабослышащим детям не меньше, чем слышащим требуется речевая среда. Отличие состоит в том, что звуки окружающего должны быть более дифференцированны (отчётливы и конкретны) и обязательна ответная реакция ребёнка (слежение взглядом, поворот головы, ответная вокализация голосом).
Слабослышащим очень важно раннее развитие слухового восприятия.
Глухих и слабослышащих необходимо приучать «знать голос», т.е. при разговоре с таким ребёнком прикладывать его ладошку к своей гортани, при его голосоподаче — прикладывать ладошку к его гортани, всячески откликаться на голос (поворачивать голову, улыбаться, играть), показывая ему, что можно «позвать» используя голос.
Детям постарше можно давать понятие звука: игрушка упала — кто-то обернулся, топнул ногой, крикнул, стукнул чем-то — это все «звучит».
Так можно научит регулировать; «громкость поведения» на собрании.
Но надо помнить, что глухие дети, да и взрослые не могут быть ИДЕАЛЬНО тихими.
С 4-5 лет дети говорящих могут учиться общаться с глухими и слабослышащими. Только им нужен взрослый, который покажет как общаться и поможет найти общие игры.
Примерно, в 6-7 лет слышащих детей можно обучать простым жестам и готовить совместное участие глухих и слышащих. Это объединяет деток.
В конфликтах между детьми разного уровня слуха надо стараться примирить обе стороны. Причём чаще всего роль миротворца берёт на себя переводчик — он понимает и мир глухих и мир слышащих, а доверить только слышащим решать вопрос или только глухим — будет неправильно.
В группе говорящих самым близким человеком для глухого будет переводчик. Поэтому, глухие дети в летнем лагере должны находиться под особенной опекой переводчика.
Не надо их изолировать от общества, но и оставлять надолго, если у них нет хороших друзей и они чувствуют себя не комфортно среди говорящих не стоит.
Детские собрания глухие дети могут посещать вместе со всеми детьми, при условии, что там есть человек, который хорошо владеет «детским» жестовым языком, или может быть организована отдельная группа (если детей много).
Чтобы дети хорошо понимали, переводчику нужно с ними много общаться, смотреть какими жестами они общаются с другими детьми, с родителями.
Отдельные детские собрания могут вести переводчики, глухие или совместно — глухой+переводчик (лучший вариант).
Почему совместно — это удобнее?
Переводчик может посоветоваться с другими преподавателями, узнать и разработать программу занятий, а глухой лучше и качественнее преподнесёт для детей на жестах материал занятия.
На занятиях необходимо использовать много наглядного материала, вовлекать детей в занятие, чтобы они не были пассивными слушателями. Занятия должны быть с элементами подвижных игр, с возможностью смастерить что-то своими руками — так лучше запомнится тема занятия.
С любыми детьми на занятиях очень удобно использовать ФЛАНЕЛЕГРАФ.
Изготовить его можно своими руками. Основа -однотонная фланель. Сверху её немного тонируют; синим цветом, снизу — зелёным. Это небо и земля. Фланель натягивают на рамку — фон готов.
Фигурки для библейских историй можно нарисовать самому или поискать и распечатать на цветном принтере. При желании — заламинировать или сразу изготовить из плотного картона.
Вырезать, на обратную сторону наклеить полоски из бархатной бумаги для того, чтобы наша фигурка держалась на фланели.
И всё!
К каждому уроку можно готовить какую-то историю. Фигурки, соответствующие истории, складывать в большой конверт и подписывать. В комплект к этому конверту можно прикладывать конспект урока (это для того, чтобы через несколько лет вспомнить к какому уроку прилагался этот набор фигурок, или чтобы другому человеку было удобно пользоваться твоим изобретением).
Занятия для среднего и старшего дошкольного возраста 4-6 лет.
Иногда бывает интересно и младшим школьникам.
Для начала с детьми надо договориться о порядке и чистоте. Но в то же время держать наготове веник и совок. Кто просыпал песок на пол, тот и убирает: вот тебе веник, подметай! Обязательно после уборки похвали:
«молодец, старался!» — Это для того, чтобы уборка была не в наказание, а в преимущество. Лучше проводить подобное занятие в комнате без коврового покрытия на полу.
После «рисования» тщательно отряхиваем руки.
Как проводить занятие?
В коробку или ящик (поднос, противень) с низкими бортами насыпают песок (мы насыпали манку, даже если кто-то из детей сунет в рот — не страшно). Сначала надо попробовать рисовать пальцем простые линии;, затем схематичные рисунки.
«Картинки» можно сделать «подвижными» — линии исчезают (стирают) и линии появляются (рисуют).
Дети с интересом наблюдают песочные истории сотворения, рождества и другие. Художественное мастерство здесь не требуется, главное — воображение и красивый рассказ.
Если есть в наличии маленькие фигурки животных, можно провести игру: взрослый прячет фигурки в песке, дети по-очереди достают фигурку и вспоминают какая библейская история связана с этим животным.
Для этой игры можно использовать любые другие маленькие предметы.
Если детей не много, можно завести каждому индивидуальный альбом. В этот альбом на каждое воскресенье вкладывать какое-то задание: раскраску, короткий рассказ, аппликацию, задание, золотой стих. Альбом не должен хранится у ребёнка дома, чтобы, когда он приходил в собрание, ждал, что сегодня, именно здесь, в доме молитвы, для него будет какое-то новое, интересное задание.
Детям постарше (подросткам) можно в альбом или блокнот коротко конспектировать проповеди собрания: кто говорил, какой стих читал, что я из этого понял.
(Если ребёнок затрудняется обозначить словами, пусть выскажет мысли жестами, а ты помоги ему коротко(!) записать).
И далее можно выполнять творческое задание.
Подобный метод предназначен для запоминания большого объёма информации.
В детском варианте он выглядит так:
Взрослый рассказывает детям историю.
Затем он разбивает свою историю на несколько частей, повторяет первую часть и просит детей схематично зарисовать эту часть истории.
После взрослый рассказывает вторую часть и ребёнок опять коротко зарисовывает себе. Так же поступают со всеми отрывками рассказа.
Как только ребёнок закончил рисовать финал истории, его просят вернуться к первой части и по-порядку своими словами пересказать всю историю.
Если ребёнок затрудняется, можно первый раз выполнять задание вместе. Художественные навыки требуются минимальные — умение держать карандаш и рисовать простые линии и фигурки: круги, квадраты, треугольники.
Источник
Как развивать глухого ребёнка дома. Рекомендации для родителей детей с ОВЗ по слуху
Аксёнова Ирина Александровна
Как развивать глухого ребёнка дома. Рекомендации для родителей детей с ОВЗ по слуху
Рекомендации родителям от
Аксёновой Ирины Александровны
Игра – это самое интересное, увлекательное, а самое главное — полезное для ребёнка занятие. Игра бывает разной, но она всегда служит развитию, формирует способности ребёнка слушать, видеть, сравнивать, анализировать, думать, представлять, запоминать, а это в свою очередь является ключом к развитию речи. Любая игра служит речевому развитию.
Не ленитесь, вспомните детство и подарите ребёнку радость общения с вами.
Развиваем восприятие формы
«На что похожа эта форма?»
Рассмотрите с ребёнком геометрические формы. Обведите пальчиком контур круга, квадрата, овала, треугольника, подберите таблички с названием форм. Затем предложите найти на картинке предметы, похожие на данную форму. Например: арбуз и мяч похожи на круг, книга — на прямоугольник или квадрат, овал — на огурец и т. д. Если ребёнок ещё не овладел аналитическим чтением, т. е. не умеет устно-дактильно прочитать слово, то прочитайте названия форм и предметов глобально, подложите к ним таблички с их названием.
Развиваем восприятие величины.
Часто, говоря ребёнку о величине предмета, родители ограничиваются лишь двумя определениями: большой или маленький. А между тем существуют параметры величины: длина, высота, ширина, толщина. Необходимо научить ребёнка различать эти параметры.
Натяните верёвочки на разной высоте: низко и высоко так, чтобы перешагнуть было тяжело. Попросите ребёнка перешагнуть через них. Ребёнок заметит разницу в высоте препятствия и вместе с тем свои возможности в его преодолении. Сделайте таблички: «низко» и «высоко».
Сравните по высоте дома, деревья, людей. «Этот дом высокий», «Этот дом низкий» и др.
Развиваем память и речь.
Для развития речи ребёнку с нарушением слуха, крайне важно иметь хорошую зрительную память. Зрительную память можно развивать с помощью игр:
На начальном этапе обучения для развития внимания, восприятия, памяти и речи детей развивают способность глобально воспринимать таблички, т. е. читать глобально. Сначала научите ребёнка находить одинаковые таблички. Затем рассмотрите несколько (3-5) картинок, назовите их, подложите к ним таблички вместе с ребёнком, а затем предложите ребёнку самостоятельно подобрать таблички к картинкам или наоборот картинки к табличкам. Учите, указывая на предмет, произносить короткую фразу: «Это мяч». «Это кукла» и т. д.
Положите перед ребёнком картинки с изображением куклы, мяча, мишки.
У вас такие же игрушки. Соотнесите игрушки с картинкой, назовите их, подберите таблички, прочитайте их. Затем попросите ребёнка закрыть глаза. Спрячьте одну игрушку. Ребёнок должен сказать чего не стало, показать картинку с изображением этой игрушки и прочитать её название.
В игре участвует несколько человек. Ведущий, например папа. Он раздаёт всем разные картинки (3-4). Второй такой же набор картинок у него. Показывая одну из картинок, он спрашивает, используя табличку, например:
«У кого корова?». Тот, у кого корова отвечает: «У меня корова» и накладывает картинку на картинку. Все слова проговариваются и прочитываются с помощью табличек.
Развиваем внимание и речь.
Положите перед ребёнком картинки, например: машина, телефон, вертолёт и др. Назовите картинки, подложите к ним таблички и прочитайте их глобально или аналитически, т. е. устно-дактильно. Предложите из ряда других любых картинок подобрать такие же одинаковые, и положить их рядом.
Развиваем тактильное восприятие
Рассмотрите с ребёнком натуральные овощи и фрукты. Назовите их, прочитайте таблички, дайте подержать в руке,«обследовать». Затем сложите их в мешочек из ткани. Покажите ребёнку картинку, например яблоко и попросите достать его на ощупь из мешка, не заглядывая в него:
«Дай мне яблоко». Что это? Это яблоко.
Точно так же можно играть с игрушками, геометрическими телами (куб, шар, предметами разной величины:
«Дай большой куб (шар). Дай маленький куб (шар).
Развиваем слуховое восприятие.
«Что звучит, угадай»
Для проведения этой игры приготовьте музыкальные игрушки и картинки с изображением этих игрушек.
Например: барабан, бубен, гармошку, дудку, пианино, свисток, металлофон и др. Дайте ребёнку возможность самостоятельно поиграть с ними, послушать звучание и найти соответствующие таблички с названием этих игрушек.
Затем посадите ребёнка за стол и дайте ему картинки. Спрячьте игрушки за ширмой и играйте на одной из них.
Задача ребёнка угадать, что звучит, показать вам картинку, назвать и показать движения игры на определённой игрушке, произнести звукоподражание:
Гармошка-ля ля ля, дудка — ууу, бубен –бум, барабан-та та, металлофон – па па па, пианино –ту ту ту.
Для проведения этой игры используют игрушки -животные или картинки с их изображением. Предложите ребёнку назвать звукоподражание животным. Корова – МУ, собака – АФ, коза – МЕ, лошадь – ПРР, кошка – МЯУ, лягушка – КВА и др.
Аналогично первой игре, ребёнок должен узнать на слух звукоподражания, произносимые вами за экраном или ширмой, показывая вам в ответ картинку или игрушку, подражая голосам животных.
Спрячьте за ширмой музыкальные игрушки. Предложите ребёнку послушать, сколько раз вы ударили, например, в бубен или в барабан.
Количество звуков ребёнок показывает на пальцах, а если уже знает цифры, то можно показать и цифру.
Цель этой игры определить направление звучания.
Завяжите ребёнку глаза платком. Возьмите любую музыкальную игрушку и издавайте по очереди звук слева от ребёнка, справа, спереди и сзади. Ребёнок указательным жестом — «Там» даёт ответ на вопрос «Где звучало?»
Когда ребёнок выучит название направления он должен отвечать словесно или показывать таблички: «Справа», «Сзади» и т. д.
Учите детей прислушиваться к музыке разного характера.
Послушайте марш, вальс, польку. Во время марша – шагайте, под музыку вальса – плавно двигайтесь из стороны в сторону, а во время польки – весело танцуйте, передавая настроение танца. Затем предложите ребёнку послушать и угадать мелодию, выполняя соответствующие движения под музыку, подбирая речевой материал:«Это марш», «Это полька», «Это вальс».
Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.
Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома» Консультация для родителей «Как и чем занять ребёнка дома». Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл) Семья для ребенка – это.
Рекомендации для родителей «Физкультура дома» И в мальчишке, и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать, Всё хватать, ногами дрыгать,.
Источник