- Поэтапное изготовление дуги для лошади
- Назначение дуги
- Необходимый материал
- Поэтапное изготовление
- Завершающая обработка
- Как сделать дугу для лошади своими руками
- Значение и особенности дуги
- Изготовление
- Украшение
- Вывод
- Дуга для лошади: как сделать дугу самостоятельно?
- Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления
- Подковы
- Дуги для лошади
- Что это такое, назначение
- Хомут является основой тяговой силы
- Особенности
- Иные части конской упряжи
- Как сделать дугу для лошади своими руками
- Полочное
- Выбор и подготовка материалов
- Дышловые пароконные упряжи
- Этапы изготовления
- Делаем раму
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
- Шаг 7
- Шаг 8
- Как сделать колеса для кареты
- Видео – Самостоятельное изготовление деревянного колеса для экипажа
- Финишная обработка
- Секреты именитых мастеров
- Где можно купить дуги?
- Недоуздок
- Можно ли обойтись без дуги?
- Сделай Сам (Огонек) 1998-06, страница 58
- Хлыст
- Назначение дуги
- Русские или дуговые одноконные упряжи
- Необходимый материал
- Попона
- Поэтапное изготовление
Поэтапное изготовление дуги для лошади
Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?
Назначение дуги
Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.
В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!
Красивое крашение дуги
Необходимый материал
Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.
Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.
Древесина вяза
Поэтапное изготовление
Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.
Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.
После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.
Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.
И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.
Крепление для сгибания
Завершающая обработка
После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.
В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.
Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.
Роспись и резьба
Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.
Источник
Как сделать дугу для лошади своими руками
Времена лихих конных троек и экипажей давно канули в Лету, а вместе с ними и главный атрибут русской упряжки – дуга. Являясь очень важной деталью упряжи, от ее качества зависели движение и безопасность всего экипажа. Не удивительно, что мастеров-дужников всегда почитали наравне с кузнецами и шорниками. Сегодня таким мастерством владеют единицы, кому знания и умения передались от дедов-прадедов. Мы приоткроем занавес «великого» дела и расскажем, как сделать дугу для лошадей своими руками.
Значение и особенности дуги
«Лежит – ниже кота, стоит – выше коня»? Ответ на эту загадку раньше знали и взрослые, и дети. Это дуга – главная отличительная черта всех русских традиционных упряжек, отчего они стали называться «дуговые» или «оглобельно-дуговые».
Дуга изготовляется из цельной части прочной и гибкой древесины. С помощью вымачивания в кипятке и последующего трудоемкого процесса сгибания дерево получает необходимое изогнутое очертание.
Дуга всегда находится над лошадью и имеет специальную форму, которая заужена в центре, но расходится в стороны по краям. Такая форма обусловлена предназначением дуги: скреплять оглобли повозки с хомутом, удерживать оглобли в необходимом положении, смягчая и амортизируя толчки и удары во время движения лошади.
Первое упоминание об этой части конной упряжи историки находят еще в скандинавском эпосе, однако именно на территории Руси дуга стала использоваться повсеместно. Так, примерно в VII веке в Великом Новгороде начали использовать свой хомут с приделанными к нему гужами и пружиной-дугой. Как выяснилось позже, такая деталь была вызвана потребностью русского человека преодолевать огромные расстояния по бездорожью. В обычной упряжи во время быстрой езды хомут съезжает на шею, из-за скачков оглобель трет и набивает плечи лошади, поэтому главной причиной возникновения дуги были русские дороги.
Кроме амортизации, дуга определяет ширину оглобель для поддержания баланса и правильного распределения нагрузки. Главной задачей мастера-дужника было не просто сделать прочную деталь, но и гибкую, чтобы во время движения она свободно могла поддерживать баланс.
Изготовление
Как говорят, «оглоблю из дуги не сделаешь», и изготовление каждой детали упряжи требует своего мастерства и знаний. В случае с дугой здесь важно правильно выбрать дерево и уметь с ним работать. Если сделать ошибку, изделие может в любой неподходящий момент сломаться. Хорошая дуга способна выдерживать очень большие нагрузки, поэтому сделав ее один раз качественно, изделие может прослужить не один десяток лет.
Изготовление этой части упряжи начинается с выбора древесины. Материал должен быть легким и прочным. В древние времена наиболее ценились ветла, вязь и дуб. В регионах с мягким климатом, где зимой температура не опускается ниже 10 градусов мороза, можно брать черемуху. Прекрасными свойствами обладают береза и лещина. Брать деревянную заготовку нужно весной, во время сокодвижения, и желательно в низком влажном месте.
- Заготовьте деревянный сруб толщиной 8–12 см, длиной – 150–180 см.
- Выбрав подходящий материал, дерево нужно распарить. Раньше для этих целей дужники использовали специальные высокие деревянные «парни». Погрузите заготовку в горячую воду или выдержите над паром до размягчения и гибкости материала, примерно 20–30 минут. Если нет возможности распарить дерево, середину заготовки помещают на два-три дня в холодную воду. Можно на несколько дней положить заготовку в бане.
- Для загибания дуги используется специальный станок-колодка с вырезами для закрепления. Одному человеку справиться трудно, поэтому гнуть дерево лучше с помощником. Вставив один край заготовки в первый вырез, сначала нужно попробовать гибкость дерева. Если материал податливый, можно пробовать загибать второй конец к следующему вырезу. Если же дерево гнется плохо, нужно его еще раз распарить.
- Аккуратно, без резких движений загните конец заготовки, образуя форму дуги. Делайте все не спеша: в былые времена над одной заготовкой дужники работали не менее часа.
- Как только край дуги свободно войдет в вырез в колодке, закрепите его. Все выступающие части свяжите плотной веревкой или проволокой и оставьте заготовку в таком положении до полного высыхания древесины – не менее 30 дней.
- По истечению срока высыхания заготовку можно снять и проверить получившуюся форму дуги.
- Оцените качество, упругость, легкость получившейся заготовки. Подгоните под упряжь, уберите все зазубрины или зацепки на дереве. Проведите полную зачистку и подготовку под эксплуатацию.
Качественную дугу можно проверить по весу: изделие должно свободно удерживаться одним пальцем.
Украшение
В украшении и оформлении упряжи нашли отображение многие стили народного творчества. Увидев расписную дугу, историк с легкостью сможет сказать регион ее использования или изготовления.
Художественному оформлению изделия придавали особое значение. Особенно ценились золотые и красные расписные дуги. Сначала дерево хорошо грунтуется и красится, потом наносится украшающий орнамент. Такая художественная отделка подразумевает не только эстетический характер, но и защищает древесину от гниения и засыхания. Помимо расписных орнаментов, упряжь могла украшать декоративная резьба, тисненная кожа.
Немалую роль играл бубенчик и зга. Зга – это небольшое кольцо, которое делается внизу дуги для закрепления колокольчика и ремня-темляка от узды. Такой ремень позволял поддерживать голову запряженной лошади на определенной высоте. Колокольчик являлся неотъемлемым атрибутом русской упряжи. Здесь уж, как говорится, чтобы было «и видно, и любо слышно».
Вывод
Русская дуговая упряжка возвращает былую популярность. Ее надежность и удобство для лошади потихоньку вытесняют универсальность европейского варианта упряжи. Вместе с этим былую необходимость возвращает себе и главный атрибут – дуга. Но найти хорошего дужника в наше время не так уж и просто, поэтому знания о том, как сделать дугу своими руками, становятся актуальными. Кто знает, быть может и вам удастся сделать свою дугу и радоваться конными поездками?
Источник
Дуга для лошади: как сделать дугу самостоятельно?
Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления
Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.
Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.
Подковы
Самостоятельно изготовить подковы можно только в том случае, если есть своя кузница и опыт в их создании. Товар этот не дорогой, и не стоит экспериментировать, подвергая опасности себя и коня, изготовляя сомнительные самодельные подковы.
Подковка лошадей
Самостоятельное создание экипировки для коня – дело, конечно, интересное и увлекательное, но чаще всего неоправданное, так как непрофессиональные аксессуары не отвечают требованиям качества и могут быть даже опасны.
Дуги для лошади
Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.
Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.
Что это такое, назначение
Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.
Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.
Хомут является основой тяговой силы
В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.
Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.
Упряжь для быков
В хомуты входят:
- Пара клещей;
- Подушка;
- Пара гужей;
- Хомутина;
- Покрышка;
- Супонь;
- Горт;
- Подкладка.
Предлагаем ознакомиться Галловый клещ на сливе — как бороться?
Особенности
Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.
Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.
Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.
Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.
Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.
Иные части конской упряжи
На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:
- Одноконные;
- Постомочно-дышловые;
- Постромочные;
- Тачаночные;
- Комбинированые;
- ЦУГ.
Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.
Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.
Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.
Пароконная упряжь
Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.
Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.
Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.
Как сделать дугу для лошади своими руками
Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.
Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.
Полочное
Наиболее древнее изделие, которое имеет в своей конструкции две выгнутые детали, которые называются полками (отсюда и идет название). Сейчас такое седло можно встретить крайне редко, однако его неоспоримое преимущество заключается в простоте изготовления своими руками.
Также полочные седла имеют несколько разновидностей:
Также в этот список можно добавить и охотничьи седла для лошадей, которые являются модификацией пастушьих конструкций. Каждая из этих разновидностей позволяет всаднику находиться на лошади довольно длительное время. В отличие от английских седел, полочные конструкции распределяют нагрузку на спину лошади более равномерно, благодаря чему ездить верхом становится очень комфортно.
Выбор и подготовка материалов
Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:
Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.
Дышловые пароконные упряжи
Дышловая пароконная упряжь
В пароконных упряжах применяется в основном дышло.
Такая сбруя обладает:
- Дышлом;
- Хомутом;
- Постромками;
- Уздечкой с вожжами;
- Цепью-напильником.
В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.
Этапы изготовления
Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.
Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.
Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.
Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.
Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.
Делаем раму
Теперь, когда кузов готов, перейдем к изготовлению рамы.
Шаг 1
Размер этого элемента кареты определяется исходя из габаритов кузова. Выпиливать составные части рамы следует из толстого листа фанеры, составляющего в ширину не менее 21 миллиметра. Из него производится выпилка двух частей рамы, аналогично изображенной на рисунке форме.
Как выглядит рама кареты
После того, как выпилка произведена, обработайте поверхность деталей наждачной бумагой для придания гладкости.
Что получится после присоединения рамы к кузову
Шаг 2
Приступим к изготовлению багажной части экипажа. Для каждой боковой части рамы производим выпил накладок согласно представленному рисунку. В качестве ориентира формы используйте чертеж изготовленной рамы. Материалом для боковин также служит толстая фанера.
Накладка выпиливается по форме изгибов рамы
После того, как боковины сделаны, закрепите их на внутренней стороне рамы с помощью болтов или клея. Можно использовать эти строительные приспособления комплексно.
Деталь для днища задней части повозки выпиливается из остатков фанеры, одна ее сторона должна быть скошена под углом в 45 градусов, как показано на рисунке.
Одна из сторон детали при распиле скашивается
Шаг 3
С помощью дрели проделываем отверстия в боковых частях. Делать это нужно под углом в 90 градусов. Чтобы получилось ровно, используйте специальный кронштейн.
Затем установите на место дно кареты и насадите ее на раму с помощью равного количества шурупов для каждой стороны.
Получится примерно так
Шаг 4
Теперь готовим место кучера. Оно производится по аналогии с полом багажной части. Из листа фанеры выпиливается деталь, на которой делаются параллельные надрезы примерно по 6 миллиметров в глубину. К нему под углом приклеивается второй лист, по размерам идеально входящий вовнутрь рамы кареты. После того, как клей высохнет, привинтите листы друг к другу несколькими шурупами.
Затем из напиленных фанерных досок делаем подножку. Приклеиваем дощечки боковыми частями друг к другу и устанавливаем на место.
Место под сидение кучера собрано
Шаг 5
Готовим само сидение для извозчика. Тут полет вашей фантазии ничем не ограничен. В начале изготавливаем «скелет» будущего стульчика, ориентируясь на рисунок, а затем накладываем на каркас фанерные дощечки. Нижнюю часть сидения можно сделайте широкой, чтобы сидеть было удобно.
Изготовление сидения для кучера — самая простая часть процесса
Шаг 6
Приступим к созданию окон и дверных завес. В качестве оконных пластин выступает тонкий, прозрачный пластик. Продажа этого материала осуществляется в рулонах.
Выпиливаем рамку для окна и вклеиваем пластик с внутренней стороны. Можно также закрепить его шурупами.
После того, как окошки готовы, устанавливаем их в соответствующие разъемы кузова и приклеиваем наличиники. Получиться должна конструкция, похожая на изображенную на рисунке.
Форму решеток для окон выбирайте любую, главное, чтобы эффектно смотрелась
Ручку для двери и петли лучше взять покупные, металлические, так как эксплуатироваться карета будет нещадно.
Шаг 7
Обивка салона тканью производится с помощью строительного степлера. Для кареты, в которой будут кататься люди, лучше купить эко-кожу, так как ее износостойкость выше других доступных материалов. Однако, некоторые детали внутреннего убранства можно обшить бархатной тканью.
Эко-кожу выпускают в различных цветовых вариантах
Эксплуатация мебельного степлера
Представляем вам сравнительную таблицу преимуществ и недостатков эко-кожи.
Плюсы | Минусы |
|
|
Как видите, все недостатки материала связаны в основном с эстетическими характеристиками. С практической точки зрения эко-кожа подойдет для обивки нутра кареты лучше всего.
Шаг 8
Чем вы займетесь на этапе украшения кареты зависит только от вас. Главное, не забудьте оснастить экипаж внутри удобным диванчиком, который также можно собрать самостоятельно и обить подходящей тканью.
Обязательно позаботьтесь о внешнем убранстве повозки. Добавьте резные элементы из фанеры по всему корпусу, не забудьте про крышу и раму. Если сделаете решетку для крыши, можно поместить наверх настоящую живую клумбу из цветов. Это добавит карете очарования и привлечет к вам толпу туристов.
Карета — эффектный ретро-транспорт, популярный среди туристов
Покрасить корпус кареты можно краской для фанеры, которая на рынке доступна абсолютно любых цветов. Вот примерные перечень окрасочных работ:
- шлифование поверхности;
- грунтовка с использованием акриловой основы;
- сушка слоя;
- шпатлевание;
- сушка шпатлевки;
- повторное шлифование;
- грунтовка;
- сушка грунта;
- окрашивание.
Как сделать колеса для кареты
Деревянные колеса для кареты также легко изготавливаются самостоятельно. Их составными частями являются:
- обод, выполненный из сегментов;
- выпиленные ступицы;
- металлические бандажи;
- подшипниковые втулки.
Шаг | Описание |
Шаг 1.1 | Обод колеса изготавливается и ровного количества сегментов, абсолютно одинаковых. Обычно их всего семь штук. С задней части обода проделывают гнездо для шипа, с передней выпиливают шип. Поперек основания каждого шипа необходимо выпилить желобок, который нужен, чтобы из паза выходил воздух. Посередине каждого сегмента выпиливается углубление, с боков просверливаются дыры, проходящие насквозь. Сборка обода производится по схеме «паз – гнездо». |
Шаг 2 | Приступаем к изготовлению ступицы. Для такой детали понадобится цельный кусок хорошего дерева. Деталь вытачивается аналогично чертежу, изображенному на рисунке. Затем готовим бандаж на полученную деталь. Он производится из металлических трубок, порезанных на кольца. Внутренний диаметр кольца соответствует внешнему диаметру круглой части ступицы. Разогрев кольцо, наденьте его поверх круглой части ступицы, запрессуйте втулки и дайте остынуть. |
Шаг 3 | Теперь приступим к изготовлению спиц. Форма изделий может быть любой, главное соблюдать основные принципы. Вдоль шипов спицы выпиливаем желобки, чтобы из гнезд свободно выходил воздух. |
Шаг 4 | Собираем колесо и устанавливаем бандаж поверх его обода. Готовится такой бандаж из полосок нарезанных металлических пластин, толщиной не менее 4 миллиметров. Ширина одной полосы равна ширине колесного обода. Крепеж металла осуществляется с помощью просверливания дыр в поверхностях и закручивания винтиков. |
Необходимо отметить, что преимуществ у деревянных колес старого образца не так уж и много. Несмотря на металлические бандажи, их износостойкость оставляет желать лучшего.
Некоторые умельцы советуют использовать для карет резиновые шины, например, предназначенные для мотоцикла. Это не только сделает ход кареты мягче, но и обеспечит долгий срок службы экипажа.
Видео – Самостоятельное изготовление деревянного колеса для экипажа
Финишная обработка
Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.
Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.
Секреты именитых мастеров
Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.
Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.
Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.
Где можно купить дуги?
Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.
При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.
Недоуздок
Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки.
Недоуздок из кожи
Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.
Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.
Схема недоуздка из ткани
Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.
Недоуздок из веревки
Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.
Можно ли обойтись без дуги?
Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.
Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.
Сделай Сам (Огонек) 1998-06, страница 58
Лихие конные тройки, звонкие поддужные колокольчики, воркующие упряжные бубенцы — это целый пласт русской культуры, ныне почти забытый. Обычай ездить на тройках с колокольчиками и бубенцами существовал в России на протяжении почти полутора столетий — с конца XVIII до начала XX века. Почтовым и курьерским экипажам требовалось, как сказали бы в наше время, устройство для звуковой сигнализации, чтобы заблаговременно извещать служащих почтовых станций о своем прибытии (на станции должны были срочно подготовить для них смену лошадей), а также предупреждать встречных о своей быстрой езде. Вот таким устройством и стал колокольчик.
Наиболее удобным местом для подвески колокольчика оказалась дуга (рис.1), главное назначение которой состояло в том, чтобы амортизировать толчки при езде по ухабистым российским
дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
дорогам. Удары повозки о препятствия смягчался благодаря тому, что гужи — кожанные петли, с помощью которых соединялись дуга, хомут и оглобли, — растягивались, а дуга изгибалась.
При изготовлении дуги деревянную заготовку сгибали подобно крутому пуку. Наиболее часто дуги делали из ветлы и вяза, причем первые дуги отличались легкостью, а вторые — прочностью. В отдельных местностях дуги гнули из лещины, дуба, березы.
Для дуги заранее припасали деревянную заготовку толщиной у основания 8. 12 см, а длиной 150. 180 см. Дерево для заготовки предпочитали рубить ранней весной, в самом начале сокодвижения. Гнули заготовку в колодке, в которой делали специальные вырезы (рис.2).
Как правило, работают над дугой два. три человека. Сначала, вставив край заготовки в один из вырезов, пробуют, как поддается она изгибу. Толстые заготовки из твердой древесины, понятно, гнутся плохо, поэтому за 2. 3 дня до гнутья среднюю часть такой заготовки (длина этой части 50. 60 см) замачивают в холодной воде, а за 20. 30 минут до начала работы опускают заготовку в кипяток, распаривая древесину
Далее закладывают конец заготовки в один из вырезов колодки и потихоньку без резких рывков начинают загибать свободный ее конец. Иногда подобная процедура длится более часа. Если заготовка изгибу поддается с большим трудом, ее снова пропаривают, после чего опять продолжают гнутье. В удобный и удачный момент, когда загибаемый конец заготовки оказывается напротив свободного выреза в колодке, его аккуратно туда вдавливают (вгоняют).
Затем выступающие края дуги с натягом связывали между собой проволокой или плотной бечевкой и в таком
Хлыст
Хлыст для лошади во время верховой езды используется как средство управления, подсказывающее животному что делать. Категорически запрещается применять хлыст в качестве наказания. Используется он только в тех случаях, когда питомиц никак не может сообразить, что от него требуется. В зависимости от того как им пользуются, конь понимает, что от него хотят.
На скачках управление конём происходит исключительно хлыстом, так как стремена подняты высоко и всадник теряет возможность управлять лошадью, сдавливая ногами её бока. Самые длинные хлысты применяют при обучении коней выездке. Длина их достигает 1 м 30 см. Стандартный хлыст имеет длину в 70 см.
Хлыст с кожаной хлопушкой
Изготовлен хлыст может быть из разных материалов: пластиковые, кожаные или синтетические. Они различаются весом и гибкостью. Плётку покупают в профильных магазинах или изготавливают самостоятельно.
Чтобы сделать хлыст требуются:
- 2 шнурка;
- Кончик, предназначенный для летней удочки;
- Небольшой кусочек кожи;
- Металлическое кольцо D образной формы;
- Швейные нитки.
Изготавливают хлыст в определённой последовательности. Для начала со шнурков отрезают кончики. Полый шнурок надевают на удочку сразу, а из оплетённого предварительно вытягивают его сердцевину. Концы шнурка закрепляют узлами и смазывают клеем. На него закрепляют 2 шнурок и кольцо, после чего всё обматывается толстой ниткой. Далее кусочек кожи нарезают глубокой бахромой. Кожу приклеивают и затем бахрому переплетают со шнурками по спирали.
Хлыст конкурный
Для придания хлысту заводского вида на плетёный шнурок натягивается термотрубка. Хлопушку делают из сложенной пополам кожи, которую приклеивают и прошивают. На кольцо закрепляют петельку-ремешок для руки, аналогичную той, что имеется на чехлах для мобильных.
Сильно ударять животное недопустимо. Хлыст не должен причинять боли. На агрессию седока конь отвечает также агрессией и может сбросить неопытного наездника, что чревато тяжёлыми травмами.
Назначение дуги
Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.
В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!
Русские или дуговые одноконные упряжи
Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.
Вьючные и упряжные козлы
В конструкцию дуговой упряжи входит:
- Дуга;
- Хомут;
- Шлея;
- Седелка;
- Чересседельник;
- Подбрюшник;
- Уздечка с вожжами.
В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:
- Хомуты с наличием гужевых мочек;
- Постромки;
- Седелки;
- Подпруги;
- Чересседельники;
- Горты, заменяющие гужи;
- Уздечки с вожжами.
Предлагаем ознакомиться Как морить клопов в квартире самостоятельно
- хомут с парой гужей;
- дуга;
- седелка;
- чересседельник;
- подбрюшник;
- подпруга;
- вожжи;
- шлея;
- уздечка.
Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.
Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.
После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки, если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.
На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.
Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.
При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон. Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.
На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.
Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.
Необходимый материал
Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.
Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.
Древесина вяза
Попона
Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.
Для получения мерок промеряются:
- Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
- Длина спины от холки и до начала хвоста.
Предлагаем ознакомиться Валерьянка в таблетках во время беременности
Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.
Попона
Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку.
В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы.
Поэтапное изготовление
Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.
Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.
После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.
Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.
И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.
Крепление для сгибания
Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.
Расписные сани
Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.
После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.
После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.
Источник