Гобелен своими руками техника

Пошаговая инструкция для создания гобелена самостоятельно для новичков

Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения. Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.

Когда появились гобелены в России

В 17-м веке в Центральной Европе появились ковры – шпалеры с вытканным на них изображением. Используя способ переплетения нитей крест-накрест, выполняли рисунок. Основателями были братья Гобелены, откуда и пошло название «гобелен». Использовался преимущественно ручной труд. Ткацкие станки, появившиеся при расцвете мануфактур, механизировали тяжелую работу. Гобелен своими руками – это искусство, требующее опыта художника и живописца, помноженного на терпение. Краски на холсте здесь заменили разноцветные нити, переплетенные в крестик.

Винтаж. Средневековье

В России впервые узнали о красивых шпалерах только в XVIII веке при Петре 1. Ему был подарен гобелен от французской знати. Практически это был ковер с рисунком или искусная вышивка на холсте. Вначале такие произведения применяли в качестве украшения апартаментов Петродворца и других подобных строений. На гобеленах красовались портреты придворных, царственных особ.

Мастера ткацкого производства из Франции помогли открыть первую мануфактуру в России. Произведенные там шпалеры поражали замыслом и сложностью исполнения. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы любой желающий может полюбоваться русскими ткаными коврами.

«Сбор винограда». Средние века

Характерная черта гобеленовой техники

Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:

  • шерстяные нитки разного цвета и сложения;
  • хлопковые волокна;
  • шелковые нити.

Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей. Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.

Какие существуют виды гобеленов

Шпалеры разделяют по типу рисунка, наносимого с помощью стежков. Распространены следующие виды:

  • в средневековом стиле – военные баталии, рыцари, гербы королевских особ;
  • религиозный сюжет – большая популярность у картин в стиле Рафаэля;
  • живописные полотна, пейзажные зарисовки, пасторальные гобелены.

Пастораль

Историки считают, что наличие ковра со сложным рисунком было подтверждением богатства и знатности семьи.

Какую выбрать ткань для гобелена

Технология шпалер включает разные виды материалов:

  • шерсть/шелк;
  • хлопковые ткани;
  • акрил/полиэстер;
  • вискозное полотно.

Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.

Современный сюжет

Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола. Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет. Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.

Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки.

Виды переплетения нитей

Нити из шерсти прокладывают короткими стежками, соблюдая параллельность. Внешне они напоминают горизонтальные ряды повышенной плотности. Различают стежки по типам:

  • полукрест – шов в одной плоскости, применяется чаще всего;
  • континентальный – с изнанки нет прямых линий, они под углом и длиннее, чем с лицевой стороны;
  • прямой – наносят строго вверх (вниз) или поперек;
  • шов с захватом – прокладывают стежки, слегка перекрывающие предыдущий, цвет нити изменяется равномернее;
  • плетеный – целый ряд перекрывает соседний, образуя переплетение;
  • с петлей – вытягивают нити, они в целом имитируют ворс на лицевой стороне.
Читайте также:  Гибкие шаблоны для фрезерования своими руками

Меняя поэтапную технику прокладывания стежков, мастерица добивается объемного или гладкого рисунка, в рубчик или с плетением, разной плотности и фактуры. Для начинающих рисунок по гобелену лучше начать с простых стежков.

Что нужно для работы

Для выполнения урока необходимы:

  • специальная игла;
  • рамка круглой или квадратной формы с ножками разной высоты;
  • набор ниток для гобелена, пряжа различного цвета.

Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм). С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.

Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.

Нетканый гобелен своими руками

Если выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:

  • хлопчатобумажные;
  • шерстяные;
  • льняные;
  • смесовые/искусственные.

Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу.

Приступаем к нанесению вышивки

Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:

  • Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
  • С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
  • Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
  • Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
  • После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.

Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.

Изготовление рам

Для того чтобы смастерить самостоятельно обрамление гобелена, нужно иметь следующие материалы:

  • палочки из дерева или бамбука;
  • гвоздики с молотком;
  • клей быстрого действия.

Заготовки для рамок

Первым делом измеряют размеры шпалеры, затем переносят их на деревянные заготовки. Вырезать их нужно так, чтобы в углах они соединялись в треугольник. Соединение выполняют или с помощью гвоздей, или проклеивают стороны соприкосновения. Обычно по рамке «уходит» до 2 см ткани.

Готовые рамки

Готовую заготовку по желанию покрывают лаком или делают роспись в стиле основного изображения. Отличный вариант украшения – бисер, маленькие стразы, бусинки. Их легко приклеить по всему периметру рамки. После полного высыхания делают финишное покрытие лаком. Готовую рамку закрепляют или мелкими гвоздиками, или суперклеем.

Зебра с художественной рамкой

Как делать гобелен самостоятельно

Достаточно иметь художественную жилку, полотно для основы, подходящие нити, иглы. При соблюдении техники и попадания стежками в линии контура легко выполнить простейший рисунок. После чего можно усложнять композицию, повышать класс мастерства, комбинируя различные виды стежков.

Изготовление гобелена – в любом случае, даже если он создается с уже готового рисунка, почти всегда является искусством, а не ремеслом. Ведь выбор нитей, методика изготовления и другие моменты всегда определяют конечный результат, который в любом случае станет совершенно уникальным и будет определять руку мастера, что его изготовил.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • батик (1)
  • кухня,рецепты (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • акварель (18)
  • аппликация (35)
  • арт-текстиль (46)
  • бижутерия (314)
  • бисер (241)
  • бохо (11)
  • валяние (30)
  • винтаж (5)
  • витраж (1)
  • вышивка лентами (93)
  • вышивка нитками (129)
  • вязание крючком (169)
  • вязание спицами (77)
  • гильоширование (1)
  • гобелен (9)
  • декор идеи (257)
  • декупаж (4)
  • живопись (109)
  • живопись шерстью (12)
  • животный мир (5)
  • иллюстрации (44)
  • иллюстрации книжные (9)
  • канзаши (21)
  • книги по рукоделию (33)
  • кожа (16)
  • лоскутное шитьё (147)
  • модерн (6)
  • мои работы (28)
  • музыка (5)
  • оригами из ткани (2)
  • плетение (49)
  • полезные советы (1)
  • пэчворк (43)
  • развивающие игрушки,текстиль (5)
  • растения (5)
  • рисование (4)
  • роспись (4)
  • справка (33)
  • стили вышивки (42)
  • стили вышивки (4)
  • сувениры (12)
  • сумки разные (90)
  • сутажная вышивка (7)
  • текстильная игрушка (237)
  • текстильный декор (58)
  • техника вышивки лентами (4)
  • ткачество (16)
  • фарфор (13)
  • фетр,игрушки и украшения (21)
  • фоамиран (23)
  • фриформ (11)
  • фэнтези,живопись (6)
  • цветы из ткани (71)
  • шерстяная акварель (1)
  • шитьё (43)
  • Ювелирное искусство (4)
Читайте также:  Защелка для ворот своими руками чертежи схемы

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Основы техники плетения гобелена

Суббота, 02 Сентября 2017 г. 10:50 + в цитатник

гобелен своими руками

Гобелен — дело необычайно привлекательное. Для многих это возможность реализовать свои фантазии и способности. Изготовление гобелена требует особой концетрации внимания, сосредоточенности, а также нестандартного взгляда на мир и интуиции. Ткачество — работа трудоёмкая, одновременно воздействующая и на левое и на правое полушария мозга, развивающая как моторику, так и чувство прекрасного. Результат такой работы порой превосходит все мыслимые ожидания.
Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко — шпалера, гобелен, таписсерия — все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами — во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди — уток.

• небольшая деревянная рама 750 × 500 мм;
• льняные и шерстяные нитки;
• ножницы;
• вилка;
• полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 × 50 мм;
• полоски газетной бумаги размером 5 × 70 мм.

Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 × 250 мм, то рама должна быть примерно 750 × 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили паль

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 × 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 × 50 × 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Читайте также:  Геометрия своими руками обои

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места — его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая — нечетные, и так далее.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.


Освоив метод простого полотняного переплетения, перейдем к ворсу. Ворс крепится на основу двойным узлом. Следует отметить, что после ряда ворса необходимо проложить один-два ряда обычного утка, чтобы защитить ворс от распускания. После прокладки нескольких рядов ворса, его можно подрезать ножницами до нужной длины согласно вашему замыслу.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.
Крепление ворса к нитям основы.


Подстригание ворса после закрепления.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой — так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Пасма — небольшой моток шерстяной нити.


Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.
Начало работы новым утком


Прокидка очередной нити утка

Использование в качестве утка полоски газетной бумаги.


Продевание пасмы сквозь основу.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается «косичка». Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.
Последний узелок и гобелен готов.

Косичка прибивается к заработке обыкновенной вилкой.


Срезание готового гобелена с рамы.

Оформление краев гобелена бахромой.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам

основные техники плетения гобелена:


Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка


Косичка» — переплетение нитей из первого и второго слоев основы — образует верхний и нижний края будущего гобелена


Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка


Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры


«Паласная техника» — завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Источник

Оцените статью