Головка для магнитофона своими руками

RadiobookA

радиолюбительский портал

По теме

Радио-начинающим

АППАРАТ ДЛЯ ЗАПИСИ НА МАГНИТНУЮ ПЛЕНКУ

Аппарат состоит из следующих основных частей: лентопротяжного механизма, одной магнитной головки (для записи и для воспроизведения), постоянного магнита для стирания, микрофона с трансформатором (установка для записи) и усилителя для воспроизведения.

Лентопротяжный механизм.

Основу лентопротяжного механизма составляет пружинный мотор от патефона или электрический мотор от проигрывателя граммпластинок. Удобнее всего весь лентопротяжный механизм собрать в ящике из-под патефона. На рисунке 94 показан общий вид такой установки. На верхней панели, сделанной из толстой фанеры, укрепляются: кассета для магнитной пленки, направляющие ролики, магнитная головка и мотор. Здесь же устанавливается магнит для стирания записи.

Рис. 94. Общий вид лентопротяжного механизма звукозаписывающего аппарата.

Магнитная пленка при записи или воспроизведении перематывается с левой кассеты на деревянную бобышку, укрепленную на оси диска мотора. При своем движении она направляется двумя роликами и проходит мимо постоянного магнита и магнитной головки. Таким образом, старая запись на пленке стирается перед тем, как делается новая запись.

По окончании записи пленка перезаряжается в аппарате по более короткому пути: от диска проигрывателя прямо на левую кассету, как это показано пунктиром на рисунке. Затем пленка перематывается ручным способом с помощью ручки, вставляемой в отверстие бобышки левой кассеты. Для воспроизведения записи плёнка вновь пропускается мимо магнитной головки. При этом постоянный магнит удаляется. Обычно в магнитофонах пленка двигается с постоянной скоростью.

Особенностью описываемого аппарата является переменная скорость движения пленки. Это объясняется тем, что мотор вращается все время с одним и тем же числом оборотов, а диаметр рулона пленки, наматывающейся на бобышку, постепенно увеличивается. Неравномерное движение пленки при записи в аппарате вполне допустимо, так как при воспроизведении пленка двигается по этому же пути и наматывается таким же образом.

Самодельными деталями лентопротяжного механизма являются: два направляющих ролика, левая кассета для пленки, бобышки и магнитная головка.

Направляющие ролики вытачиваются из алюминия или латуни. Размеры их и способы укрепления на панели показаны на рисунке 95,а. Направляющие ролики можно выточить и из дерева, а внутрь их вставить металлические трубки (втулки) для оси.

Осями роликов являются болты, с помощью которых ролики укрепляются на панели.

Бобышка вытачивается из дерева. Все размеры и способы ее крепления показаны на рисунке 95,6. Чтобы бобышка вращалась вместе с диском мотора, в ней и в диске просверливаются отверстия для штифтов. Штифт, в качестве которого используется обыкновенный болт, закрепляет бобышку только при записи и воспроизведении. Когда пленку перематывают, штифт вынимают, и бобышка свободно вращается на оси диска мотора.

Рис. 95. Самодельные детали лентопротяжного механизма:

а — направляющий ролик, б — бобышка; в — левая кассета, г — экран для головки

Размеры кассеты приведены на рисунке 95,6. Центральная часть кассеты — бобышка. Как и первая, она вытачивается из дерева или алюминия и с помощью штифта соединяется с нижним диском. Диск можно сделать из фанеры или органического стекла. Кассета устанавливается на неподвижной оси, в качестве которой можно использовать болт без головки с гайкой для крепления, как это показано на рисунке. Диск, укрепленный на втулке, должен легко вращаться на этой оси. Бобышка на кассете делается съемной для того, чтобы можно было менять ее на другую, с чистой пленкой.

Лучше сделать несколько бобышек сразу для различных записанных пленок. Чтобы пленку можно было перемотать, в специальное отверстие бобышки вставляется ручка.

Магнитная головка.

Основной деталью звукозаписывающего аппарата является магнитная головка. От ее качества зависит вся будущая работа аппарата. Магнитную головку лучше взять готовую, заводского изготовления.

Для описываемого аппарата хорошо подойдет универсальная головка (для записи и воспроизведения) от магнитофона типа «Днепр».

Головку можно сделать и самим. Внешний вид головки показан на рисунке 96,а..

Сердечник головки собирается из отдельных пластин, имеющих форму полукольца (рис. 96,6). В головке—два пакета полуколец, на каждое из которых наматывается катушка Всего для изготовления головки нужно до 70 пластин-полуколец Их можно сделать из трансформаторной стали, взяв ее от какого-либо старого трансформатора. Но наилучшим материалом для изготовления пластин является пермаллой (сплав никеля и железа). Чаще всего из пермаллоевых пластин толщиной от 0,15 до 0,3 мм собираются сердечники выходных трансформаторов. Полукольца для головки аккуратно выре заются ножницами. Удобно также пользоваться при этом заранее сделанным шаблоном.

Читайте также:  Как сделать кровать домик своими руками чертежи

Рис. 96. Магнитная головка для записи и воспроизведения: а — общий вид головки, б — форма пластин сердечника, в — установка полуколец сердечника головки; г — вид головки со стороны рабочей щели, д — установка головки в звукозаписывающем аппарате.

Вырезанные пластины покрываются лаком. После этого из них собираются обе половины сердечника головки — левая и правая. Толщина набора пластин сердечника не должна быть более 8 мм (рис. 96,в и 96,г). Затем в полукольцах просверливают отверстия для заклепок. Заклепки для головки должны быть медными или алюминиевыми. Сборку пластин в пакеты можно делать с помощью клея БФ-2 или БФ-4. В этом случае пластины не покрываются лаком, а прямо склеиваются и, когда высохнут, обрабатываются.

Края пластин надо тщательно обработать сначала мелким напильником, а потом мелкой наждачной бумагой.

Особое внимание надо обратить на обработку торцов полуколец, так как они образуют в головке «рабочую щель», которая должна быть строго перпендикулярна набору пластин головки и не иметь каких-либо закруглений по краям. Плоскость торцов должна иметь ровную поверхность без заусениц.

Для этого их полируют на брусках: сначала на крупном, а затем на бруске с очень мелким зерном.

Когда обе половины сердечника головки будут готовы, наматывают катушки. Из тонкого плотного картона вырезаются для каждой катушки две щечки. На среднюю часть полуколец наматывается и приклеивается клеем БФ-2 тонкая бумажная полоска. На нее надеваются вырезанные щечки и приклеиваются бакелитовым лаком или шеллачным клеем. Когда лак высохнет, наматывают провод.

Каждая катушка должна иметь 700—800 витков провода ПЭ 0,12. Намотанные катушки пропитываются лаком и покрываются сверху тонкой бумагой.

После этого приступают к сборке головки. Обе половины сердечника головки должны быть крепко стянуты, образуя между собой с одной стороны рабочую магнитную щель, а с другой — задний зазор.

Для стягивания полуколец из меди или латуни изготовляются две стяжные щечки, показанные на рисунке 96,а. Эти детали устанавливаются снизу и сверху на полукольца и скрепляются между собой двумя медными винтами. Центральное (третье) отверстие в деталях служит для крепления всей головки в аппарате. Перед окончательным креплением головки устанавливаются зазоры между торцами полуколец. Для этого в передний зазор, образующий магнитную щель, вставляется узкая полоска тонкой латунной или алюминиевой фольги.

Чем тоньше фольга, тем лучше работает головка. Обычно толщина фольги равна 0,06 мм. В заводских головках фольга, а следовательно, и рабочая щель имеют толщину 0,015 мм.

Фольга устанавливается с таким расчетом, чтобы торцы полуколец не соприкасались друг с другом. Задний зазор образуется с помощью полоски бумаги из обычной школьной тетради, сложенной вдвое или втрое. Задний зазор на головках можно и не делать. Качество головки при этом резко не изменится, а чувствительность ее даже возрастет. При стягивании полуколец надо внимательно следить за тем, чтобы обе вставки (из фольги и бумаги) не выскочили из зазоров и не образовали перекошенные щели.

Когда головка будет собрана, берут мелкий бархатный напильник и тщательно запиливают рабочую поверхность магнитной щели, по которой при работе аппарата скользит пленка. При этом для контроля хорошо пользоваться увеличительным стеклом. Щель должна выглядеть в виде тоненькой и ровной полоски, а рабочая поверхность не должна иметь зазубрин и провалов в набранных железных пластинах (рис. 96,в).

Катушки головки соединяются между собой последовательно (восьмеркой), так чтобы при прохождении тока на полюсах головки возникала различная магнитная полярность.

Готовая катушка крепится к железной пластинке с помощью центрального винта.

Перед установкой головки в аппарате ее следует размагнитить. Для этого головку через реостат включают в сеть переменного тока с напряжением 6 в, которое получают от трансформатора. Сначала в головку подают полный ток, а затем, постепенно увеличивая сопротивление реостата, снижают ток до нуля и отключают головку. Размагничивание головки удобно делать и с помощью дросселя, включенного в сеть переменного тока. Дроссель изготовляется из пластин Ш-19, толщина набора 30 мм. Для обмотки берется провод ПЭ 0,3 и наматывается до полного заполнения каркаса. Дроссель включается в сеть, а затем медленно подносится почти до соприкосновения с головкой.

Читайте также:  Защита капота от камней своими руками

Далее им описывают несколько круговых движений и постепенно удаляют от головки. Подносить и относить включенный дроссель всегда следует по возможности медленнее, чтобы еще больше не намагнитить головку.

Для головки необходимо сделать экран, так как она весьма чувствительна к внешним полям.

Экран делается из тонкой листовой отожженной стали. Края экрана пропаиваются. С помощью двух винтов экран крепится к железной пластинке, на которой укреплена головка. Выводы от головки соединяются с двумя тонкими гибкими проводами, свитыми вместе. На эти провода надевается экранный чулок, который в дальнейшем заземляется (или соединяется с общим корпусом усилителя).

Конструкция аппарата и его сборка.

Из фанеры толщиной до 10 мм или органического стекла вырезается панель размером 270X530 мм. На ней укрепляются все части магнитофона. Важно, чтобы все детали, по которым скользит пленка, были укреплены на одной высоте.

Сборка аппарата производится в следующем порядке. Сначала на панели укрепляется мотор. Между диском мотора и панелью остается зазор в 3—5 мм. Затем укрепляется левая кассета, которая ставится на такой же высоте, как и диск на моторе. Это необходимо для того, чтобы пленка при движении с кассеты на диск не перекашивалась. После этого на железной пластинке с помощью центрального болта укрепляется головка.

Большое внимание следует уделить правильности крепления головки. Регулируя подкладки под головку, добиваются того, чтобы пленка закрывала почти всю магнитную щель и край пленки был перпендикулярен щели.

Надо также установить правильный угол, образуемый при сгибании пленки головкой. Он должен быть равен 170°. Вращая головку, устанавливают ее так, чтобы магнитная щель приходилась на середину угла сгибания. При этом необходимо проследить, чтобы экран головки не задевал проходящей пленки. Сама железная пластинка с головкой прикрепляется к панели шурупами. После того как головка укреплена, устанавливают направляющие ролики. На этом сборка аппарата заканчивается.

Для стирания записи в магнитофоне применяется подковообразный магнит от электромагнитного звукоснимателя или старого громкоговорителя типа «Рекорд». Прикреплять магнит необходимо таким образом, чтобы его можно было легко вставлять и вынимать.

Источник

Oldaudio.by Винтажная и не только аудиотехника

Искать

ТЕМА: Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами.

Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами. 05 Янв 2015 23:40 #13

Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами. 07 Янв 2015 21:45 #123

  • Siola
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 753

Если отбросить шутки в сторону, и рассуждать по конструктиву, то лично от себя предлагаю такой порядок:

1. Чистка пути движения ленты и размагничивание всех контактирующих с ней деталей ЛПМ.

2. Выравнивание входных и выходных напряжений при сквозном прохождении сигнала через тракт (в положении кнопки мониторинга «Input» или «Source») и их увязка с референсными показаниями волюмметра (это ничто иное как 0 dB).
Номинальное входное и выходное напряжение (при котором волюмметр показывает 0 dB), обычно нормируемое для профессиональных аппаратов, равно 1.23 В (или +4 dBm; оно измеряется между контактами 2 и 3 разъёма XLR); для полупрофессиональных — обычно 315 мВ (или -10 dBV; выход на разъёме RCA); среди потребительской же техники встречаются другие значения, например, 775 мВ — в любом случае это нужно уточнить в мануале.
Говоря проще, на вход магнитофона подаём соответствующее напряжение с генератора (при настройке проф. аппарата с использованием традиционного звукового генератора последний нужно подключать к магнитофону через звуковой балансировочный трансформатор) — это 1.23 В либо 315 мВ (если в мануале не указано иное) с частотой 1 kHz и выставляем аналогичное значение напряжения на линейном выходе, затем выставим показания индикатора «0 dB». Некоторые модели рекордеров не имеют регулировку чувствительности волюмметров — в этом случае вначале выставляем входной уровень внутри аппарата (Input Gain), чтобы показания волюмметра соответствовали 0 dB, а затем выставляем стандартное напряжение на линейном выходе.
Отмечу, что эти регулировки необходимы как правило только один раз в самом начале эксплуатации аппарата. Обязательная проверка также необходима, если аппарат сменил владельца.

3. Воспроизводим калибровочную ленту.
Настраиваем уровень воспроизведения и отклик на ВЧ по тестовым сигналам 1 и 10 kHz таким образом, чтобы индикатор показывал 0 dB на этих основных тестовых тонах (в большинстве мануалов не требуется использование милливольтметра для данной процедуры, только VU-метр).
Калибровочная лента должна быть записана на нужной скорости, с желаемым стандартом эквализации (для 38 скорости предпочтительнее IEC, и аппарат должен поддерживать этот стандарт или переключаться на него), и с таким референсным потоком намагничивания, который соответствует рабочему потоку применяемой ленты, чтобы максимально раскрыть её потенциал. Для работы с лентой SM911 значение потока равно 355nWb/m, для SM900 — 500nWb/m.

4. Настраиваем азимут головки воспроизведения.
Существует простая и точная методика настройки без осциллографа с использованием белого шума, записанного на калибровочной ленте (в настоящее время есть калибровочные ленты с записью широкополосного белого шума). Методика заключается в электрическом вычитании сигналов на линейных выходах левого и правого каналов. Для этого выходы магнитофона подключаем к консоли (используем два моноканала, НЕ стереопарную ячейку), воспроизводим шум, устанавливаем одинаковые уровни этих каналов в консоли, панорамы — в центр, и в одном из каналов переворачиваем фазу на 180 град (на большинстве консолей есть кнопки переворота фазы). В результате мы услышим характерное уменьшение уровня сигнала. Вращая небольшими порциями регулировочный винт головы воспроизведения в обе стороны, ищем положение, при котором шум практически исчезает.

Если под руками нет консоли, можно использовать небольшой микшер с линейными входами на TRS-джеках. Понадобится кабель-переходник, в котором один из каналов, идущих от магнитофона, распаян как перевёртыш (достаточно поменять местами «горячий» и «холодный» проводники, подпаиваемые к джеку).

Я использую наушники сопротивлением 250 ом, подключенные к левому и правому каналам через переходник с «оборванной» землёй

5. Настроив азимут, необходимо снова проиграть калибровочные сигналы 1 и 10 kHz и при необходимости подстроить, поскольку, совершая механическую регулировку, мы влияем на электрические настройки, особенно на ВЧ-отклик!

6. И, наконец-то, вот он, запах свежераспечатанной ленты.
Устанавливаем на магнитофон катушку (или рулон — ну это кому как нравится) новой ленты той марки, с которой собираемся работать.

7. Подстройка азимута головки записи.
Подключим магнитофон, как я описал в п.4.
Подадим на оба канала магнитофона белый шум, включим аппарат на запись, переключим мониторинг на ленту и, подстраивая регуляторы входного уровня на передней панели, добьёмся равенства уровней левого и правого каналов (уровни установим примерно -4. -6). Вращаем регулировочный винт головки записи и добиваемся практически полного исчезновения шума (при этом азимут головы записи с точностью попадает в ранее настроенный по калибровочной ленте азимут головы воспроизведения).

8. Далее отрегулируем подмагничивание с помощью записи на новую ленту частоты 10 kHz с генератора. Включаем запись, и мониторинг переводим на ленту. Для удобства первоначальный уровень записи установим примерно -3. -6 dB по волюмметрам (ослабим выходной уровень на генераторе). Вращаем регулятор подмагничивания от минимума до максимума и смотрим на индикаторы — вначале чувствительность ленты будет плавно возрастать, а с определённой точки начнёт уменьшаться. Вернём регуляторы немного назад на самый пик чувствительности, после доводим уровень записи до 0 dB (добавляя уровень выходного сигнала на генераторе). Затем аккуратно и внимательно увеличиваем ток подмагничивания до падения чувствительности на определённую величину. Для марки SM911 это падение должно составлять 3 dB, для 900-й — 4dB для скорости 38 (исходя из заводских спецификаций изготовителя).

9. Настройка собственно записи.
Установим на генераторе частоту 1 kHz; мониторинг — на вход. Устанавливаем регуляторами на передней панели уровень 0 dB. Включаем запись, переводим мониторинг на ленту. Вращаем регуляторы тока записи (они обычно могут обозначаться как «Recording Level» и находиться внутри аппарата или выноситься в виде небольших подстроечников «под отвёртку» на переднюю панель, но не путать их с большими регуляторами на передней панели!) и добиваемся показания 0 dB на индикаторах. Затем переводим мониторинг на вход, на генераторе меняем частоту на 10 kHz, подстраиваем 0 dB на индикаторе, потом переключаем мониторинг на ленту и регулируем ВЧ-эквалайзер записи, добиваясь также значения 0 dB на индикаторах. Это основная калибровка. Полезно также (особенно, если магнитофон имеет НЧ-эквалайзер) записывать другие частоты с некоторым шагом, начиная, например, с 32 Hz для проверки общего отклика на всём частотном диапазоне. Либо плавно поднимать частоту от 32 до 20 000 Hz и следить за показаниями индикаторов (мониторинг — с ленты), тем самым можно оценить неравномерность отклика на определённых частотах, а неравномерность в любом случае будет, особенно на НЧ — это связано, в основном, с резонансом головы воспроизведения.

Вот в общем-то и всё. Долбил по клавиатуре долго, мог что-то и пропустить

Источник

Читайте также:  Грядок своими руками схема
Оцените статью
  • Siola
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 753