Головной убор шамана своими руками

Головной убор шамана своими руками

Представляем вашему вниманию два головных убора шамана. Оба они выглядят весьма впечатляюще, потому как буквально пропитаны мощью Духов. Модели были вытянуты из мира Варкрафт (World of Warcraft), доведены и развернуты начинающим, но многообещающим умельцем под ником Shilkami. Выражаем ему благодарность за предоставленные модели.

Первая развертка головного убора шамана из бумаги подобна голове волка. Расположилась она на 16 страницах в pepakura, размеры постарались адаптировать под стандартные с запасом, но есть некоторые факторы, которые рождают сомнения, поэтому советую ещё самим всё измерить перед распечаткой. Сложность сборки — ниже среднего, присутствуют средненькие текстуры.

Сделать головной убор шамана своими руками — shaman head papercraft

Вторая развертка шаманского головного убора из бумаги походит не то на медведя, не то на волка. Занимает 14 страниц, клеится несколько сложнее нежели первый вариант. Большое количество рельефных деталей (шерсть, клыки, различный антураж), поэтому придется приложить усилия. Размеры установлены с запасом, но «косы» могут помешать беспрепятственному прохождению головы, поэтому сначала лучше сделсть головной убор без тыльной части (тёмной области).

Источник

Шаманские доспехи.

Кто такой шаман? С одной стороны, с этим все ясно: шаман — человек, способный в состоянии транса проникать в другие миры и общаться с духами. Путешествие, которое шаману выпадало совершить во время камлания, было тяжёлым и опасным (многие шаманы, попав в иные миры, более не возвращались назад, оставляя соплеменникам лишь свой хладный труп) и для него было необходимо специальное снаряжение, о котором речь пойдет далее.

Для путешествия в иные миры шаману требовалась специальная одежда, которую ему полагалось шить только с соизволения духов. Полный комплект шаманской одежды включал в себя головной убор (шапку, корону, повязку), маску, плащ, кафтан, нагрудник, штаны и обувь. Каждая, даже самая маленькая, деталь шаманского костюма имела свой смысл и значение, служившее одной цели — превращению шамана во время камлания в мифическое существо, полуптицу-полузверя. Так, головной убор шамана (корона — у эвенков, бурят, долган, налобная повязка — у якутов и селькупов) символизировала духа-помощника шамана, чаще всего в виде оленя или лося. Шаманская корона представляет собой обруч, чаще всего с двумя выгнутыми дугой и укрепленными крест-накрест полосами. Над теменем, в месте скрещения железных полос, торчат выкованные из железа оленьи рога. На селькупской шаманской короне бывало даже изображение головы оленя-самца с рогами. В это же время шаманские повязки более склоняются к «птичьим» мотивам (перья, иногда и целые птичьи крылья, недаром алтайцы называли шаманскую шапку «куш перюк» — «птица-шапка»). Некоторые шаманы считали своими покровителями хищных зверей и во время камлания надевали себе на голову шкуру лисы, волка или медведя вместе с головой.

Важным, хоть и необязательным, элементом шаманского костюма являлась маска, необходимая не столько для того, чтобы враждебные духи не узнали шамана, сколько для того, чтобы шаману во время камлания ничто не мешало превратиться в то существо, которое он изображает. Шаманские маски изготовлялись из дерева или кожи и использовались только один раз — считалось, что во время камлания в маску вселяются духи, способные навредить людям.

Наиболее важными элементами шаманского костюма являлись плащ, кафтан и нагрудник. Для шамана они были всем: и защитой от нападений злых духов; и шкурой зверя, в которого во время камлания обращался шаман; и знаком его власти над духами. Собственноручно сделанные шаманом плащ, кафтан и нагрудник в обязательном порядке обшивались бахромой по краям и железными и костяными подвесками, обозначающими как кости альтер-эго шамана в иных мирах, так и тех духов и предметы, над которыми шаман имеет власть, а также бубенчиками, под звук которых шаману легче входить в транс.

Что касается шаманских штанов и обуви, то они по своему крою ничем не отличаются от обычной одежды, за исключением обильных украшений из лент и перьев, призванных не только завершить образ получеловека-полузверя, но и замести его следы, дабы по ним в наш мир не попало Зло.

Обычно, чтобы изгнать злого духа или добиться от него желаемого, шаману хватает только устного внушения, что и понятно, ведь духи во время процедуры инициации сами дают шаману власть над собой, но бывают случаи, когда духи вынуждают на применение силы и тогда в ход идёт шаманское оружие, которое делится на оружие самообороны от злых духов и пагубной энергии (шаманские стрелы и пики) и оружие наступления на злых духов (шаманские палицы, ножи, сабли и мечи).

Читайте также:  Как сделать тахту своими руками с чертежами

В настоящее время полный шаманский костюм со всем необходимым снаряжением — большая редкость из-за сложности в изготовлении и ношении, но традиция его ношения никуда не исчезла — как ритуальную, современные шаманы используют или рабочую одежду, вывернутую наизнанку, или национальную одежду, специально «заряженную» для проведения камланий.

Источник

Маска шамана: магия закрытого лица

С территории Сибири происходят два таинственных предмета из железа, на которых узкими прорезями и вдавливаниями попытались воссоздать глаза, рот и нос, имитируя таким образом человеческое лицо, чтобы изделие могло выступать в роли маски. Одна из масок покрыта точечными вдавливаниями, в очертаниях которых можно распознать тело: руки и ноги, а также головной убор.

Кто такие шаманы и на что они способны?

Коренное население Сибири, к которому относятся чукчи, коряки, эскимосы, эвенки, удэгейцы и буряты, вплоть до XX в. было изолировано от внешнего мира, а потому на протяжении долгого времени хранило древние обычаи. Тесный контакт с окружающим миром вселял веру в духов животного и растительного миров, в возможность контакта с душами людей, которые могли поделиться мудростью минувших поколений. Человек, согласно этим представлениям, не противопоставлялся природе, а был ее частью. Возможность человека как составляющей единой мировой системы воздействовать на силы природы и прочих живых существ породила веру в силу особенных людей — шаманов.

Сегодня слово «шаман» знакомо почти каждому, однако не всем известно, что это слово происходит из тунгусо-маньчжурских языков от глагола «са» — «знать» .

Согласно древним представлениям, которые берут начало еще в ранних формах религий, все пространство можно разделить на верхний мир (в языческих культурах это мир, заселенный богами), срединный мир —земной и мир нижний — загробный. Иногда мировое устройство может быть еще сложнее.

Шаман — тот человек, который в ходе определенной практики «камлания» (ритуал общения с духами) способен совершать путешествия по всем мирам.

Если люди сталкиваются с серьезными бедами (болезнь, смерть, кража и пр.), то причину несчастий объясняют недовольством духов. Тогда во всех подобных случаях именно шаман выступает в качестве посредника, пытается наладить контакт и восстановить привычный баланс. Быть шаманом очень сложно. Это целая профессия, сопровождаемая многими ограничениями и серьезной подготовкой. Известно, что порой шаманы имели столь высокое значение в обществе, что выступали в роли вождя рода или племени.

Костюм шамана играл большую роль в успешности проведения обрядов. Желательно, чтобы сам шаман готовил свой костюм, ведь лишь в этом случае можно ожидать помощи духов. Маска является одним из важнейших атрибутов шамана.

Маски человек начал делать много столетий назад, нет проще способа скрыть свою личность, перевоплотиться в кого-то другого, придать себе новые силы.

Создавали их из доступных материалов: дерева, кожи, тканей, рога и пр. Кованые маски из железа и жести, подобные тем, что хранятся в Историческом музее, приобрели популярность в XIX–XX вв. у эвенков. Со временем, однако, обряды все реже проводились в маске, но она обязательно присутствовала в помещении или крепилась к костюму.

Спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно.

На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа. Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц. Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».

В мифологии сибирских народов все части мироздания ассоциируются с живыми существами. Земля в этом случае воспринималась в образе лосихи или самки оленя

Известна эвенкийская легенда, в которой упоминается небесный лось, похитивший у людей солнце. Герою-охотнику Мани пришлось подняться на небо, преследуя лося, чтобы вернуть солнце людям. Порой лось олицетворяет собой и подземный мир. Так, лось (олень) символизировал все части мироздания, а потому шаманы в своих обрядах перехода зачастую использовали настоящие или искусственные рога этого животного.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • живопись (9859)
  • зарубежные творцы (7478)
  • русские творцы (3529)
  • фотография (2464)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1190)
  • музыка (1171)
  • интересные статьи (1089)
  • культурные события (761)
  • архитектура (743)
  • скульптура (699)
  • поэзия (674)
  • литература (604)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (576)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (490)
  • ретро (407)
  • история стилей (407)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (243)
  • календарь (182)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • термины и техники (98)

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Солнечный Головной Убор

Перуанка все записи автора
Фигурки людей в Солнечных Головных Уборах, застывшие в древних танцах, говорят о том, что история головного убора насчитывает тысячелетия. Родиной Солнечного Убора могла быть как Сибирь, так и Америка. Я лично склоняюсь к тому, что всё-таки Америка была родиной культуры Солнечных Головных Уборов, которая распространялась на территорию Старого Света через Берингию далёкими предками американских индейцев.

Что такое Солнечный Головной Убор?
Первоначальный смысл Солнечного Убора сохранился среди традиционных шаманов Сибири, которые до наших дней сохранили традиции индейской прародины.

Читайте также:  Делаем краскопульт своими руками

Практически у всех народов Европы, Сибири и Америки существовало понятие о Древе Мира, как в пространственном, так и во временном измерении Вселенной. Начиная от германской мифологии и заканчивая инками на верху Древа Жизни жил Золотой Орёл или Солнечный Орёл. Такое традиционное восприятие Вселенной сохранилось как у германских язычников, так и у американских индейцев прерий. По преданию германцев, Один превращался в Орла, а его спутниками были вороны — символы Мудрости, исходящей из Нижнего Мира. Во время Большого Танца Солнца водружался огромный столб — символ Древа Жизни, на вершине которого помещали чучело орла или несколько орлиных перьев. Такое же значение имеют и тотемные столбы индейцев северо-западного побережья.

Тотемный столб, то же самое Древо Жизни символизировал родословную. Обычно тотемный столб увенчивался вырезанным из дерева и раскрашенным орлом.
У древних славян Бог также назывался Родом и представлял собой Древо Жизни.

Имея такое представление о мироустройстве, как деление Вселенной на три Мира — Нижний (Прошлое), Средний (Настоящее) и Верхний (Будущее) во всех четырёх его измерениях, мы можем прочувствовать отношение к жизни наших далёких предков.

Шаманы «путешествовали» как в Верхний так и в Нижний миры.
Благодаря сибирским шаманам мы можем на время отправиться в Прошлое и узнать то, что нас интересует относительно истории Солнечных Уборов.

Шаманы, путешествующие в Верхний Мир, называются «белыми шаманами», они предсказывают будущее, получая из Верхнего Мира информацию.
Шаманы, путешествующие в Нижний Мир, разговаривающие с предками, называются «чёрными шаманами».

Алтайские белые шаманы во время церемоний или камлания одевали на голову белую шапку из орлиного пуха или зимнего меха горностая. К этой шапке пришивались цветные ленточки. У алтайских шаманов этот головной убор назывался «Птица С Тремя Лентами», цвета этих лент символизировали все три Мира.

Чёрные алтайские шаманы носили шапку из чёрного вороньего пуха или меха черно-бурой лисы, эта шапка называлась Шапкой Ворона.
Были шаманы, которые одинаково путешествовали как в Верхний Мир, так и в Нижний, они назывались Великими Шаманами или Большими Шаманами.
Тувинский «Большой Шаман» имел головной убор из орлиных перьев.

Головной убор шамана у тувинцев и алтайцев представляет собой ленту, к верхнему краю которой нашиты орлиные перья — 40 больших и 20 мелких. На ленте нарисованы глаза и уши, олицетворяющие собой шаманскую способность к видению и слышанию. Сам же головной убор является главным атрибутом шамана, помогающим ему летать, а для особо высокого полета впереди орлиных перьев крепятся два длинных черных пера, они помогают преодолевать сопротивление воздуха. Часто спереди повязки нашивают бахрому из ленточек, полностью закрывающую лицо, сквозь нее хорошо видно огонь и духов, но не видно окружающих людей.

Среди Ольхонских и Баргузинских бурят существует легенда о том, что одна красивая девушка была похищена Орлом и через какое-то время она вернулась со своими детьми. Вот от этих её детей и пошло племя хори. Говорят, что самые первые хори отличались от остальных бурят, они были горды и имели носы, похожие на орлиные клювы. Многие буряты считают, что первый шаман, появившийся в этих краях вёл свой род от орла.

Эти детали косвенно подтверждают версию о проникновении древних индейцев на территорию Сибири. Все соседние с хори племена считали хори потомками орла. Хори уважались бурятами до такой степени, что галзуты считали, что совершать обряды очищения или поклонения Огню могли проводиться только потомственным хори или с его одобрения.

Орёл был непосредственно связан с Солнцем, Верхним Миром а также с Громом и Молнией практически у всех монгольских, алтайских и якутских племён.
Название монгольского народа меркиты означает «Дети Орла».

Хори и Баргузинские буряты ходят на молитвы и посты к пещере Ольхона.
Легенда Ольхонских бурят гласит, что там появился новый святой, проповедующий новую веру, отец отправил туда своего сына, и тот получив знания вернулся орлом, но уже не мог стать человеком. Вот почему орёл понимает человеческую речь и требует к себе уважения.
На Ольхоне считаются самыми священными белоголовые беркуты.
Бездетные обычно приносят Ольхону подарки и просят его принести им детей.
Обращаясь к Ольхону они обращаются в Верхний Мир, в Будущее, в Мир Потомков и Ольхон дарит им потомство.

Обычный орёл-беркут имеет на шее и голове золотистые перья, к тому же он символизировал Солнце, поэтому он широко известен под названием Золотой Орёл или Солнечный как у сибирских народов, так и у индейских.
Великие и белые шаманы почти всех этих народов носили во время обрядов головные уборы из орлиных перьев.
Убивать Орла было табу, и любой человек, убивший без причины орла, должен был умереть.

Откуда же шаманы доставали орлиные перья?
Орлы умирали от старости, и шаманы находили останки этих птиц. Когда изможденный или раненый орёл мучился, то шаману разрешалось его задушить, но обычно орлы, почувствовав смерть, поднимались очень высоко в небеса и, сложив крылья, совершали свой последний полёт.
Шаманы приносили духу погибшего орла жертвоприношение, обычно они умерщвляли на месте последнего падения орла мышь или собаку и оставляли её.
Шаман брал необходимое число перьев. Беря перья у орла, шаман пел песню Орла, вспоминая о его гордой жизни и высоких полётах, он как бы подбирал с земли силу подаренную ему орлом.
Тело орла сжигали на священном костре, тем самым возвысив его к небу, к Солнцу. Причём, тело орла сжигали только днём, когда Солнце ярко светило. При сжигании орла шаманом исполнялись песни его рода. Такие традиции существовали в глубокой древности как на территории Сибири, так и в Северной Америке.

Читайте также:  Как подключить подсветку ног своими руками

Чтобы оживить перья и прирастить их к себе, шаман окрашивал основания перьев в священную красную охру, которая символизировала и жизнь и кровь. Теперь такое живое перо могло прикрепляться к пуховой шапке или коже, окрашеной так же охрой.

Эти традиции хранились на протяжении тысячелетий. После ухода Берингова Моста под воду традиции Солнечных Головных Уборов стали развиваться по разным путям.
Солнечные головные уборы Старого Света сохранили в себе древние черты. Они не стали такими популярными среди своего народа. Культура сибирского головного убора вытеснялась как христианством, так и буддизмом.

Но до сих пор можно встретить среди тувинских и енисейских шаманов самые древние Солнечные Уборы, отдалённо напоминающие старые головные уборы, которые можно увидеть на старых документальных фотографиях представителей племени черноногих. Сначала Солнечные Уборы были коронообразными, перья пришивались к шапке по кругу. Для изготовления головного убора тувинские шаманы использовали до несколька десятков орлиных перьев.

Теперь рассмотрим, так сказать, дизайнерскую сторону истории Солнечного Головного Убора.

Во-первых, хотелось бы отметить, что с возрастом орёл-беркут меняет свою окраску, перья становятся темнее.

Известно, что молодой беркут имеет более яркую окраску — перья на крыльях и хвосте белые с чёрными широкими концами. Молодой беркут очень красив — золотистый пух на шее, спине и ногах, и контрастные чёрно-белые перья на хвосте и крыльях. Русские, которым доводилось увидеть молодого беркута на природе, говорят, что красивей птицы они не видели и что он по расцветке гораздо красивее самых красивых петухов. Постепенно перья начинали темнеть, приобретая буровато-коричневую или серую окраску и волнообразные чёрные линии и пятна с белыми разводами по всей длине (такая окраска называется мраморной). К шестилетнему возрасту почти все перья становились тёмными.

На территории Нового Света, а точнее в прериях Северной Америки Солнечный Головной Убор получил огромное распространение. Индейцы прерий предпочитали перья молодых беркутов, так как они считались более красивыми. Если проследить за цветовыми предпочтениями индейцев, то они любили сочетать чёрное и белое, будь то пятнистые лошади, перья, шкурки зимних горностаев и украшения из полированных костей и морских ракушек.

С точки зрения древней философии чёрно-белые предметы символизировали два Мира — Верхний и Нижний, чтобы проще было понять приведу к примеру знак Инь-Ян. Совпадение или нет, но индейцы Сиу в древности считали священным камень, который назывался Инь-Ян. Помимо символического значения чёрно-белые украшения отлично сочетались со смуглой красноватого оттенка кожей.

Для древних индейских шаманов двенадцать хвостовых перьев орла-беркута символизировали двенадцать месяцев в году, жизненный цикл, состоящий из весны, лета, осени и зимы, что в свою очередь символизировало детство, юность, зрелость и старость.
Самые первые головные уборы делались только из двенадцати хвостовых перьев. Выглядели они примерно также, как традиционный головной убор черноногих, хотя даже в Сибири известны более древние формы головных уборов которые имеют сходство больше с Солнечными Головными Уборами Лакота середины девятнадцатого века.
Перья постепенно стали прибавляться, позже Солнечный Головной Убор стал атрибутом, не только шаманов, но и вождей. Вероятно этот обычай вносили шаманы, которые становились вождями. Но как бы там ни было, Солнечный Головной Убор стал и отличительной чертой некоторых военных обществ.

С распространением культуры Солнечного Головного Убора распространялась и племенная профессия «Ловец Орлов». Орлиные перья к тому времени становились своего рода первыми деньгами, утрачивая своё первое предназначение. Например, Шульц напрямую пишет, за какое количество хвостовых перьев можно выменять ружьё или лошадь.
Головной убор становился не только привилегией шаманов, вождей и воинов, но и просто богатых членов племени особо ни чем не отличившихся.

Позднее Солнечный Головной Убор приобрел ещё одну концепцию, он собирался из предварительно выложенного круга на священном месте, где перья означали ещё и лучи Солнца.

Такой головной убор получался более роскошным и динамичным, так как перья не пришивались намертво, а прикреплялись только у основания, а друг с другом соединялись сухожилием.
Таким образом, новый тип головного убора вытеснил старый, более традиционный.
После того, как Солнечный Головной Убор перекочевал от шаманов к вождям и военным обществам, он стал утрачивать первоначальный сакральный смысл превращаясь практически в главную военную регалию. Количество перьев дополнялось трофейными перьями, снятыми с головных уборов врагов.

Позднее на головных уборах стала появляться бисерная лента и вышитые розетки на висках (которые перекликаются с «ушами» на древнем шаманском уборе).
С появлением анилиновых красителей Солнечный Головной Убор стал более ярким, красился обычно пух — в красные и жёлтые цвета.
Теперь Солнечный Головной Убор является самой эффектной составляющей частью национального костюма не только индейцев прерий и плато, но и всех индейских народов США и Канады.

Источник

Оцените статью