Головной убор венец своими руками

Модный handmade

Блог о рукоделии

Коруна для снегурочки своими руками.

Давно меня восхищают русские национальные головные уборы. Жаль, что мы потеряли эту традицию. Я не призываю носить их в обычной жизни, но как было бы здорово, чтобы в каждой семье у женщины было такое украшение, а одевать можно на праздники (к примеру Новый год).

Наконец, я исполнила свою мечту и сделала кокошник для дочки на утренник. И поверьте, это было очень даже уместно.

Уже давно изучена была технология изготовления и история происхождения, предназначение и традиции использования разных видов головных уборов.

Выполненный размер отлично подходит как для девочки, так для взрослой женщины. Коруна отлично держится на голове (выдержала и танцы, и прыжки, и игры — с места не сдвинулась).

А создавался этот головной убор в комплект к нарядному платью, которое шилось ранее (читайте статью «Нарядное платье для девочки»).

Кокошники разделялись на женские и девичьи. Главное отличие в том, что девушки могли ходить простоволосыми, а замужние женщины обязаны были прикрывать волосы. Считалось, что женщина с непокрытой головой приносит несчастье: болезни, падеж скота, неурожай и т.д.

Название кокошник произошло от слова «кокошь» — петух, курица.

Кокошник характеризуется наличием гребня. В различных областях России форма сильно различалась. Они могли напоминать стрелу, полумесяц, выполнялись в форме златоглавы, каблучки, наклоны, сороки и кокуи.

Орнамент имел символическое значение. В середине располагали стилизованную «лягушку» как символ плодородия. Сбоку обычно фигуры лебедей как символ супружеской верности (в виде буквы s).

Тыльная сторона украшалась особо богато. Там изображали куст , который означал древо жизни, а каждая веточка — новое поколение. Куст украшали птицами, плодами с семенами и другими символическими знаками.

Одна из популярных версий появления кокошника — византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой.

Девичий головной убор назывался венец и был сделан в виде обруча или в виде повязки на лоб. Их украшали цепочками, лентами с вышивкой, бисером и подвесками.

Коруны (от корона) или высокие венцы (до 10 см) использовали в качестве праздничных головных уборов. Край коруны делали зубчатым. Наиболее высокие зубцы располагались надо лбом, что выгодно подчеркивало черты лица женщины. Коруны также украшали жемчугом, драгоценными камнями, подвесками.

Исходя из всего вышеизложенного я изготовила для дочки коруну. Орнамент взят со старинного образца (см. фото ниже).

По технологии положено, чтобы рисунок выкладывался из крученой хлопчатобумажной веревки. Но при таком варианте получается эффект нового изделия. Мне хотелось придать некую нотку старины, налета времени. Поэтому для узора использовала бечевку хорошего качества.

Она очень хорошо ложится и имеет отличную плотность.

Технология, которой мы будем пользоваться для создания коруны, называется «сажение по бели». Это происходит путем насаживания бисера в канавку между соединенными между собой сдвоенными веревками или нитями бечевки. Благодаря этому получается ажурный объемный рисунок.

Итак, как сделать кокошник (коруну) своими руками.

Выкройка коруна.

Материалы для изготовления коруны:

  1. Бечевка хорошего качества.
  2. Нитки в тон бечевки, иголки обычные, иголки для бисера, иголки с широким ушком.
  3. Стразы, бисер, бусины, жемчужины, рубка.
  4. Тонкая леска.
  5. Цепочка со стразами 0,5 м.
  6. Ткань плотная для вышивки узора 0,5 м.
  7. Ткань для обработки изнанки коруны.
  8. Тесьма хлопковая для завязок.
  9. Атласные или шелковые ленты для декоративной завязки на тыльной стороне коруны.
  10. Шнур или мулине в 6 сложений для обработки краев и срезов.
  11. Клей ПВА.
  12. Картон плотный А3.
  13. Мука, кисть, вода, шаблон узора, пяльцы.

Вместо пялец использована рамка от магнитной азбуки, можно взять рамку от картины или фотографии размера А3. Для удобства рамка крепится к столу при помощи струбцины (ниже будет фото рабочего места).

Приступаем к созданию коруны своими руками.

  • Запялить ткань на пяльца (если пяльцы импровизированные, то натянуть ткань сначала при помощи зажимов).
Читайте также:  Как покрасить кафельную плитку своими руками

  • Затем крупными стежками через край тщательно закрепить ткань вокруг рамки. Перенести рисунок с шаблона на ткань (ткань — макетная бязь). Рисунок можно отрисовать при помощи водорастворимого маркера или при помощи ручки PILOT серии «пиши-стирай» — она не пачкает нитку (проверено).

  • Первым делом приклеим крупные стразы (лучше брать стразы в оправе пришивные).

  • Пришить крупные жемчужины по краю. Пришивать можно тонкой леской — она придаст дополнительную жесткость узору. Каждую жемчужину надо пришивать отдельно, чтобы при вырезании изделия случайно не обрезать нить.

  • Начинаем выкладывать узор бечевкой. Секрет: при помощи иголки с толстым ушком концы бечевки протягивать наизнанку, тогда рисунок будет выложен идеально.
  • Когда пришиваем бечевку иголку в ткань вводим под углом 45 градусов под бечевку. Это нужно чтобы нитка ложилась под шнур и при вырезании коруны не была повреждена. Это очень важно!

  • Закончив контур, начинаем выкладывать вторую ниточку бечевки рядом. При этом стежок чередуем: первый стежок захватываем новый слой бечевки, второй стежок — захватываем оба слоя бечевки. Это нужно, чтобы конструкция стала монолитной и обе ниточки бечевки плотно лежали друг к другу. Не забываем иголку вводить под углом 45 градусов под бечевку.

  • Одним слоем обведем синие кристаллы, прикрепляя этот слой к предыдущим двум.

  • Выкладываем дальше узор, в местах соприкосновения линий делая плотное соединение.

  • Наша «бель» готова. Проложим цепочку со стразами , надежно закрепляя ее стежками впереди и позади камушков.

  • По контуру сажаем жемчужный бисер, располагая его в канавке между двумя слоями бечевки. Бисер сажаю на тонкую леску.

  • Дальше расшиваем мотивы рубкой. В этом месте я бы сейчас сделала немного по другому. Возможно, надо было вышить нитками мулине гладью эту часть, а затем уже сверху рубку.

  • Затем расшиваем центральные розетки.

  • Теперь можно сажать бисер по всему контуру.

  • Крайние мотивы внутри тоже заполняю бисером для жесткости (так надежнее).

  • Теперь коруну надо проклеить. Для этого используем клейстер на основе муки. Для надежности добавим клей ПВА.
  • Рецепт: В маленькую емкость насыпается 1 часть муки, после чего в нее осторожно вливается 1 часть горячей воды (кипятка). Массу сразу же нужно начать взбивать, пока Вы вливаете воду. Одновременно с этим на плите доводится до кипения вода в количестве 3-х частей. Как только вода закипит, а в маленькой миске разойдутся все комки, содержимое последней выливается в кипящую воду, и смесь осторожно взбивается венчиком. Сразу после этого емкость снимают с плиты, клейстер продолжают перемешивать, придавая ему однородность. Как только он остынет до комнатной температуры, в него вводят клей ПВА. Количество клея на 1 л клейстера – примерно 100 мл.
  • Температура клейстера должна быть около 40 градусов.
  • Укладываем на ровную поверхность махровое полотенце свернутое в 4 слоя. Сверху пяльцы с вышитой коруной камнями вниз на полотенце. Промазываем всю поверхность ткани (лучше руками, чтобы заполнить все возможные углубления). Промазывать надо равномерно, клея должно быть достаточно, но без избытка. Сверху накладываем картон, хорошенько его приглаживаем.
  • На картон наносим еще один слой клейстера равномерно и накладываем ткань. Руками тщательно ее распределяем и натягиваем, чтобы она легла ровно.
  • Теперь укладываем что нибудь тяжелое сверху, к примеру стопку книг. Оставляем на сутки сохнуть под прессом.
  • Снимаем пресс, досушиваем изделие.
  • Теперь кропотливая работа. Вырезаем все маленькие дырочки в орнаменте. Делать это можно при помощи острых маленьких ножниц или макетного ножа (я использовала нож). Вырезаем аккуратно, близко, но не вплотную к контурам, чтобы не повредить случайно вышивку.
  • После вырезания отверстий их можно сразу обработать шнуром или мулине в 6 сложений.

  • После этого вырезаем коруну по контуру.
  • Контур тоже обработаем мулине в 6 сложений.

  • Красота получилась и с лицевой и с обратной стороны.
  • Осталось пришить завязки хлопковые (можно шнурки от обуви — хорошо фиксируют), и декоративные ленты, чтобы прикрыть завязки.
  • Все, коруна для нашей снегурочки готова! Наслаждаемся результатом и получаем восторженные комплименты!
  • Коруна крепится завязками под косу или под кулю.

Пробуйте! У Вас обязательно получится!

С Вами была Юлия Морозова, до скорой встречи!

Читайте также:  Вело блок своими руками

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Сад огород (2)
  • Виртуальное путешествие (2)
  • 3D (2)
  • Дом (уборка) (1)
  • ***** Напитки (1)
  • искуство (0)
  • Дневник Liveinternet (5)
  • Оформление дневника (1)
  • хитрости прогромиста (2)
  • Здоровье (1)
  • Витамины и микроэлименты (1)
  • Идеи для шитья (44)
  • Платье с запахом (обертка) (8)
  • Как кроить и изменять выкройки (4)
  • Своими руками (4)
  • Стиль (2)
  • Стиль БОХО (9)
  • сумки (14)
  • Изотерика, магия которая помогает (10)
  • Карты (1)
  • от варикоза (1)
  • Компьютерные программы (6)
  • Анимация (4)
  • разное (1)
  • Трехмерное (1)
  • Питание (2)
  • Худеем (2)
  • Разное (1)
  • Роспись (17)
  • Роспись по камню (4)
  • Роспись на теле (2)
  • Роспись стен и не только (4)
  • Русская роспись (3)
  • Точечная роспись (3)
  • Рукоделие для души (125)
  • украшения сумки из бисера камней и бусин (14)
  • Исторические костюмы (2)
  • Из тополиного пуха (2)
  • Бисер + жемчуг (1)
  • Букет из конфет (1)
  • Вышивка (7)
  • Вязание крючком (1)
  • Делаем рамочки и формочки (3)
  • Из меха и кожи (3)
  • Из соломки (4)
  • Кружево (1)
  • Работа с бисером (73)
  • Сумочки из бисера и страз (18)
  • Симарон (1)
  • Травы, чаи и приправы (4)
  • Иван Чай (Крипрей) (2)
  • Приправы (1)
  • Спорыш от всего (1)
  • Украшения (8)
  • Кокошник, Венец, Коруна, Корона, Почелок (4)
  • Костюмированный бал 1903 года (2)
  • Как надеть брошь (2)
  • Уроки рисования (0)
  • Фото дело (6)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Венец, кокошник (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска)

Венец ( коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска )

Решила я все-таки написать серию сообщений о традиционных головных уборах. Как девичьих, так и женских. Долго изучала эту тему, и хочется подытожить поиски для себя ( в первую очередь ). Начну с девичьего головного убора ).

«Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.

Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен ещё в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой, а незаплетенные волосы спускались на спину. « (с)

Тут я сразу напишу, что венец и кокошник очень часто путают. И венец называют кокошником. Про кокошник я тоже хочу написать. Но главное отличие в этих головных уборах: венец девичий — дозамужний, и волосы оставляет открытыми! А кокошник это свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.

(с) В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Почему путают? Мое мнение: традиционные девичьи/женские головные уборы сохранились не полностью. Возможно у кокошника отсутствует часть комплекта и его принимают за венец. Но это лишь мое мнение, основанное на интернетовских изысканиях )). Я сама до сих путаюсь, что есть что )). Поэтому пытаюсь разобраться с помощью картин, фотографий, и новоделов. Если я где-то ошиблась — поправляйте смело )).

Здесь точно венец.

И тут же у него же вроде венец, но с «фатой» и косами напоказ? Вот кто иногда и вводит в заблуждение ))

Василий Суриков. Царевна.1911

» «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» — тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие — прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели. » (с)

Здесь все вроде бы верно: венец, ленты, косы )

Суриков Василий Иванович. Посещение царевной женского монастыря. 1912

Буквально недавно посмотрела сериал » Романовы » ( 2013 ). И очень впечатлилась нарядом, а особенно венцом Софьи Алексеевны. То, что это венец — уверена! )

Читайте также:  Генераторы своими руками 220в 10 15 квт

Но художники иногда такие художники! Здесь она представлена опять с «фатой» )). И вот эта «фата» — убрус, о котором я тоже хочу рассказать )), постоянно вводит в заблуждение!

(с) «Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.» Картина А. И. Корзухина, 1882

А здесь все невесты в венцах )

Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882

А вот другая картина на эту тему, и здесь опять непонятно. Та, что в светлом одеянии вроде в венце, но с «фатой». Та, что что в розовом, просто в венце. Рядом с ней дева в уборе, похожем на кокошник. И крайняя слева тоже с «фатой».

Константин Егорович Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

А вот тут все понятно — венец! ))

К. И. Брюллов “Гадающая Светлана”. 1836

У художников можно найти очень много. Перейдем дальше.

С Эрмитажем спорить не буду. Но покажу то, что понравилось ).

Очень много музейных экспонатов можно найти в поиске, набрав » коллекция Шабельской » https://yandex.ru/images/search?_=1449010157926&am. D0%B9&noreask=1&lr=240 . Очень много! И очень красиво!

А я перейду к современному )

Очень меня поразила статья в ЖЖ » Венцы Юханна Никадимуса « http://la-gatta-ciara.livejournal.com/336475.html

«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер.»

(С) После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской.»

Этот же венец в живописи )

Константин Егорович Маковский: Portrait 149

А напоследок новинки ))

Очень красивый новодел по мотивам последнего венца тут http://club.season.ru/index.php?showtopic=15563&st=40

А на последок моя любимая Настенька из «Морозко» )). В венце ))

ПС. Я перерыла кучу сайтов. Если кто-то пожелает сообщить мне, что я использовала чью-то информацию без ссылки и авторства — сообщайте ))).

Upd. В ЖЖ знающий человек все мне разъяснил! За что огромное спасибо!

(с) » Царевны могут быть только в венцах, хоть и дополненных фатой. Поскольку русские царевны не имели возможности выходить замуж (за подданных нельзя, за неправославных нельзя, за неавгустейших иностранцев нельзя, за августейших было бы можно, но не осталось больше православных государей, не находящихся в вассальных отношениях с мусульманами. Поэтому русские царевны 16-17 веков или носили девичьи уборы, или принимали постриг. Так что, на красавице с двумя косами и фатой — девичий венец-коруна. А кокошник бы полностью прикрывал волосы, включая убранные под него косы, и не легкой накинутой вуалью, а плотной шапочкой, декорированной уже вышитым очельем. «

» У Сурикова на картине «Боярыня Морозова» можно рассмотреть несколько именно девичьих уборов, в их зимнем варианте — это в первую очередь боярышня в фиолетовой шубке — на голове девичья высокая повязка с жемчужной налобной поднизью, а поверх нее для тепла накинута бархатная короткая шубка. И еще две боярышни в сопровождении своей мамки — тоже вышитые жемчугом и самоцветами головные уборы неясной конфигурации, похожие одновременно и на шапочку и на повязку, опушенные мехом, и покрытые поверх для тепла платками — точно так же, как накидывалась легкая шелковая фата на венец — от пыли, и роскошества ради. )

Источник

Оцените статью