- Шлычка — неповторимый головной убор
- Костюм казачки сквозь века
- Папаха казачья — Традиции, виды папах, и как сшить своими руками!
- Традиции папахи
- Виды папах
- Как сшить своими руками
- Головные уборы и причёски казачек
- Алёна Яблокова | 20 мая , 2018
- Головные уборы и прически донских казачек
- Девичьи головные уборы
- Таркич (торкач)
- Челоуч (челоух)
- Перевязка
- Женские головные уборы
- Повойник
- Кичка
- Колпак
- Соболья шапка
- Колотовочка (казимирка)
- Зануздалка
- Шлычка
- Файшонка
- Прически
- Головные уборы и прически некрасовских казачек
- Свяска
- Каук
- Шлычка
- Уруминский платок
- Кичка
- Головные уборы и прически кубанских казачек
- Коса «в расплет»
- Шлычка
- Головные уборы и прически терских казачек
- Сорочка
- Шлычка
- Куталка
- Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек
- Кардонка
- Волосник
- Сорока
- Шали, платки, косынки
- Влияние моды на изменение головных уборов и причесок казачек
Шлычка — неповторимый головной убор
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». М. Ломоносов
Были времена, когда у замужних женщин имелись не только свои привилегии и обязанности, но и свои особенности в одежде.
Такие, как неповторимые головные уборы, украшавшие некогда головы замужних женщин. Они придавали женщинам особый шарм, указывали на их статус и положение в обществе, были обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию.
Головные уборы меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев — чепцы, чепчики, повойники, шлычки.
Сегодня я хочу немного рассказать о шлычке — головном уборе донских и кубанских казачек.
Работа не известного мне автора.
«Встреча у Дона». А. Шебуняев
Помните «Тихий Дон» Михаила Шолохова? А его Аксинью?
«Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…» (М.А. Шолохов)
Если однажды видел фильм с Элиной Быстрицкой, Аксинью забыть невозможно.
Кадры из фильма «Тихий Дон» С. Герасимова с незабвенной Элиной Быстрицкой в роли Аксиньи.
А здесь Полина Чернышова в роли Аксиньи в фильме «Тихий Дон» С. Урсуляка.
Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины казачек разных регионов. Представляла собой шлычка небольшую круглую шапочку, надевавшуюся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой.
«Ожидание». Сергей Гавриляченко. 2003 год
Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц.
Есть поговорка – «Новое, это хорошо забытое старое».
Вот и этот головной убор может найти применение в современной жизни. Балеринам или тем, кто занимается бальными танцами, знакома прическа пучок на голове не понаслышке.
Волосы в ней зализаны и собраны на макушке или затылке в конский хвост, а затем скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками.
Танцоры, исполняя эту прическу, нередко дополнительно фиксируют сам пучок специальной сеточкой в тон к волосам или наоборот, делая на ней акцент.
Главная особенность прически в том, что результат получается аккуратным и будет оставаться таковым на протяжении длительного времени. Что очень важно для балерины, танцовщицы.
Вот на эту прическу так и просится современная шлычка!
Хочется упомянуть, что в 2016г. в г. Вологде проходил очередной Всероссийский конкурс профессионального мастерства по кружевоплетению «Серебряная коклюшка».
В одной из номинаций конкурса две ученицы 11 класса учителя технологии Залесовой В. Н. были награждены дипломами за мастерство.
На конкурс готовых кружевных работ ими были представлены кружевные шлычки-шапочки на пучок волос.
Хочется думать, что и современным модницам этот интересный аксессуар приглянется.
Например, уместна шлычка будет и на свадебной прическе, и на прическе выпускницы.
Представьте, если еще выпустить небольшой локон из-под шлычки. необычно и привлекательно! А вы как считаете? Будет интересно послушать разные мнения.
Все материалы взятые для темы находятся в свободном доступе.
Источник
Костюм казачки сквозь века
Кто такая казачка? Это верная, преданная жена, заботливая мать, экономная хозяйка, женщина свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов. Казачки как никто другой умели ждать своих мужей из военных походов, которые длились годами, а порой и безвозвратных. Столетия нескончаемых боевых тревог, полукочевого образа жизни закалили в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять дух в моменты неожиданной опасности. История жизни казачек знает факты, когда они наравне с казаками с оружием в руках вставали на защиту своих детей, куреня и станицы. Несмотря на все это, казачка не теряла основных черт, свойственных прекрасному полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
Русский историк Василий Сухоруков писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».
Казачий женский костюм прошлых столетий не был похож на другие женские костюмы России. В своей основе он был тюркским. Донские казачки носили шаровары: на Нижнем Дону — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. В их гардеробе была юбка-плахта, мужского покроя сорочка и кафтан — «казакин» или «чапан». Поражают своим разнообразием их головные уборы: шлычка, колпак, замуздка, рогатые кички, колотовочки, повойники и т.д.
Гребенские казачки носили длинные в пол юбки, красные канаусовые рубахи, поверх которых одевался атласный бешмет, очень схожий по покрою с костюмами горянок. Украшением дорогого праздничного костюма служил узкий галун, которым общивались края бешмета, серебряный пояс по кавказской моде, бусы и янтарные припойки с серебряными монетами. Голову молодые гребенички покрывали стягишом (шёлковый или ситцевый небольшой платок) и ширинкой (большой шелковый платок). Замужние же одевали более сложный многослойный головной убор.
Уральские и сибирские казачки практически до XX века носили старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, схожие с русскими северных и центральных губерний России. Для праздничного костюма рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотой вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты, бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотой вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотых и шелковых нитей.
Ближе к началу ХХ века в гардеробе казачек появляются кофты и юбки, называемые «парочкой». Юбка имела несколько подъюбников, в том числе и с кружевами по подолу. Верхние юбки украшали воланами и кружевом. Кофты в зависимости от покроя называли кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шились свободного кроя, не приталенными, длиной на полчетверти ниже пояса с воротником стоечкой. Застежки шились сзади или сбоку, рукава были длинными до кисти. Матене называлась кофта свободного покроя ниже талии, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние казачки. Кираса — плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, с воротничком-стойкой. Застегивалась кираса спереди на множество мелких пуговиц. Последнюю носили только молодые женщины.
Современные казачки не забыли моду прабабушек и с удовольствием шьют себе костюмы по старинной казачьей моде, которые носят на казачьи праздники, свадьбы и другие мероприятия.
Дарья в костюме донской казачки.
Варвара Зенина в кубельке донской казачки. (Она же автор костюма)
Анастасия в кубельке донской казачки.
«Сами казачки вполне сознают свою красоту и стараются выказать ее во всем блеске. В гребенских станицах я не видел ни одной женщины, неопрятно одетой, в походке их заметна какая-то кокетливая грация; идет ли казачка с пустыми руками или несет на плечах ведра — она более похожа на балетную корифейку, чем на деревенскую работницу. Более азиатский, нежели европейский костюм казачек. помогает им рельефнее выказать стройность стана и изящество форм.»
Н. Самарин «Дорожные записки» 1862 г.
Анастасия в костюме гребенской казачки. Автор костюма Варвара Зенина.
Показ народных костюмов гребенских казачек. Автор костюмов Варвара Зенина.
Мирослава в костюме гребенской казачки (стилизация свадебного платья).
Дарья в костюме уральской казачки.
Источник
Папаха казачья — Традиции, виды папах, и как сшить своими руками!
Папаха казачья — непременный атрибут казачьего костюма. Высокая шапка из меха овцы с суконным верхом не просто согревала владельца, а была символом чести, ответственности, достоинства. Папаха для казака — продолжение его головы. Потеря папахи наказывалась исключением из казачьего сословия. Казачий магазин Атаман 77 предлагает папаха казачья купить в Москве.
Каталог казачьих папах в магазине Атаман — https://ataman77.ru/catalog/group23
Традиции папахи
Первоначально донские и кубанские казаки шились для войны из меха волка, медведя и барана, так как только такой мех мог смягчить удар сабли или шашки. Затем папахи прочно вошли в казачий быт. Интересны некоторые традиции казачества, связанные с ношением папахи:
- Недопустимо было выйти на улицу с непокрытой головой без папахи.
- Молодые казаки забрасывали папаху в окошко избранницы и ждали какой будет ответ. Если шапка быстро выкидывалась обратно, значит отказ.
- Папахой голосовали на круге.
- Перед атаманом шапку снимали.
- Брошенная папаха в споре на землю означала последний аргумент.
За отворот папахи прятали важные бумаги и зашивали дорогие вещи: молитвы охранные и иконки.
Виды папах
Сейчас папахи шьются из овчины. Шапки различаются по цвету, по высоте шапки, по длине ворса, по форме. Традиционные цвета казачьих папах из овчины: черный, бурый, серый, белый. Суконное донце может быть разных цветов: красного, желтого, синего, черного, зеленого. На габардиновый верх часто нашивались 2 тесьмы крест-накрест. Высота головного убора могла быть разной от 10-12 см до 22 см. В 19-ом веке предписывалась военная папаха 22 см, красноармейские кубанки шились высотой 10-11 см, с 1955 года шапки шились высотой 17 см. Высота папахи Али Аскерова — от 12 см до 20 см.
Как сшить своими руками
Сшить папаху несложно, но для этого необходимо обладать навыками работы с мехом. Например, для 58 размера, чтобы начертить выкройку нужно:
- нарисовать прямоугольник 58х14;
- отложить по верхнему краю 2см с обеих сторон, с нижней части по 2см на боковых элементах;
- найдите центр, проведите линию и соедините все точки. Получится закруглённая деталь;
- Сверху по центральной прямой отступите вниз 1,5см и так же соедините все точки. Получится бортик.
- Дно — это окружность диаметром 16 см.
При раскрое сверху и по бокам добавьте 3-4мм на припуск. При пошиве подкладку нужно соединить с синтепоном для придания формы изделию. Сначала стачиваются основная и подкладочная ткань. Затем в боковую часть вшивается круглая деталь. Вшивается форма из флизелина. В конце подшивается низ.
Казачья лавка предлагает папахи разной формы и размеров для повседневного ношения и для парадной казачьей формы по недорогой цене.
Источник
Головные уборы и причёски казачек
Алёна Яблокова | 20 мая , 2018
В былые времена прическа и головной убор являлись одними из самых значимых элементов традиционного костюма. Они могли рассказать о своей владелице многое: ее возраст, социальный статус, положение в обществе, местность проживания. К сожалению, сейчас при реконструкции и ношении национальной одежды казачек прическе и головному убору практически не уделяется внимания. В представлениях современного человека, часто даже участников фольклорных коллективов, для полноты образа достаточно одного платка к любому национальному костюму, что крайне не верно.
В каждом регионе в разные времена определенному костюму казачки разного социального положения соответствовали свой головной убор и прическа. Традиционно их принято разделять на девичьи и женские. Принципиальное отличие заключалось в необходимости замужним женщинам покрывать голову. Девушки же до замужества могли ходить с непокрытой головой или в головных уборах, не скрывающих волосы целиком.
Преображение девушки в женщину происходило во время свадьбы в процессе обряда повивания молодой. Для этого невесте расплетали девичью косу, заплетали две, укладывали их на голове в женскую прическу и покрывали головным убором замужней. Обряд этот символизировал смерть девичьей души и преображение девушки в новом статусе.
«В старину в церковном притворе приготовляли невесту к венцу: снимали шапку и расплетали косу (Корн.). Жениху также тут причесывали голову (карт. из ж. д. каз.). И поныне этот обычай есть у старообрядцев: ,,в церковной караулке невесте расплетают косы и надевают бабий наряд головной“ (зап. в Пятиизбянской ст.). Наблюдают, кто из брачующихся ранее стал на ковер перед аналоем: „тому в семье иметь верх“. После венчания заплетают косу новобрачной по женски и надевают повойник.» [1]
В этой статье мы расскажем Вам о причёсках и головных уборах казачек:
(нажмите на интересный вам раздел, чтобы перейти к нему)
Донских (девичьи: Таркич (торкач), Челоуч (челоух), Перевязка; женские: Повойник, Кичка, Колпак, Соболья шапка, Колотовочка (казимирка), Зануздалка, Шлычка, Файшонка, а также причёски);
Некрасовских (Свяска, Каук, Шлычка, Уруминский платок, Кичка);
Головные уборы и прически донских казачек
Девичьи головные уборы
Таркич (торкач)
«Таркичем повязывали голову так, что один конец или угол его покрывал или обвертывал значительную часть косы, которая заплеталась сзади головы, спускалась по спине во всю свою длину и оканчивалась косником из ленты». [2]
«Девицы украшают голову лентами и торкачем (платком), коим обвязав голову, длинные концы опускают по косе, которая аки труба по плечам лежаху.» [3]
«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и описание народов находящихся под управлением Российского Императора Александра I»
Слева замужняя казачка в повойнике, справа девушка в таркиче
Таркич представлял из себя обыкновенный платок треугольной или квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его конец покрывал, заплетенную косу, спускающуюся по спине, два других конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич — головной убор молодых незамужних казачек, надевался в комплекте с кубелеком, сарафаном, сукманом.
Челоуч (челоух)
— праздничный головной убор нижнедонских незамужних казачек, сочетался в комплекте с кубелеком и кавраком.
«Иллюстрация к книге А.Ригельмана «История или повествования о донских козаках…» 1846.»
Девушка в челоуче
«Челоуч «много сходствовал с нынешней скуфьей и делалася обыкновенно из красного бархата, унизанного жемчугом и усаженного драгоценными каменьями. На краях челоуча, который просто накладывался на голову, была особенного вида нашивка из золотых цепочек и иногда из мелкой монеты.» [2]
«Челоух, шапка или кокошник, род камилавки из красного бархата, вышивается жемчугом и каменьями.» [3]
Перевязка
— девичий головной убор донских казачек средней части Дона, носился в сочетании с кубелеком.
иллюстрация из книги Е.Котельникова «Историческое сведение о станице Верхне-Кумоярской 1818 года»
«Перевязка» представляет собой шапочку по форме головы, усаженную медными вызолоченными «япраками» (вероятно «гвоздики») и «морьянами» (алые крупные смолистые бусы). По краям «перевязка» обшивалась серебристой или золоченой бахрамой. Из под шапочки по спине висела коса, с яркими лентами, лопастниками и мохрами с колокольчиками. [4]
«Девицы или ничего не носят на голове, или повязывают по лбу широкую ленту, называемую повязкою, которая подшита вдвое или в трое, раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою на подобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» [5]
Женские головные уборы
«Женщинам не дозволено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости.» [1]
Без головного убора появление женщины при посторонних было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях.
Старинные женские головные уборы, как правило были многослойными. Внутренние их части предназначались для создания и поддержания определенной формы прически и внешнего вида всей конструкции, закреплении на голове волос и головного убора.
Повойник
— повседневный головной убор замужней казачки нижнего Дона из парчи, шелка или хлопка, основанные на вате, высотой около 30 см, по форме напоминающий гренадерскую шапку [6].
«Гейслер Х. Г. Хемпль Ф. Изображение и описание народов находящихся под управлением Российского Императора Александра I» Слева замужняя казачка в повойнике, справа девушка в таркиче
«Женской наряд составляют: повойник парчовой, 6-ти вершков вышиною; сверх повойника повязывается платок, к которому прикалываются цветы или разноцветные страусовыя перья.» [3]
«Замужние женщины носили на голове повойники, бывшие на вате, из дорогой парчи и около семи вершков вышиною. К верху они постепенно съуживались и утверждались на голове особенным платком, к коему прикалывались цветы или страусовые перья.» [2]
Кичка
К сожалению, казачья кичка настолько архаичный головной убор, что подлинных ее экземпляров не сохранилось и о бытовании этого головного убора свидетельствуют лишь старинные описания, сделанные ещё в 18-19 веках.
В целом кичка являлась частью праздничного костюма казачки, она дорого украшалась камнями, жемчугом, вышивалась золотом и серебром, увешивалась металлическими деталями. От такого обилия украшений ее вес мог составлять несколько килограмм, что было достаточно тяжело, да и дорого для многих женщин. Очевидно, это стало одной из причин исчезновения из употребления кички и приходу более простых и легких головных уборов…
Подробнее о кичке в нашей предыдущей статье →
Колпак
— старинный и наименее затейливый головной убор Казачки, трикотажный, мелко связанный мешок в форме клина, с кисточкой у его вершины. Колпак пришел на смену ранее упомянутым повойникам и кичкам, которые были достаточно сложными и тяжелыми.
колпаки. Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник
«В 19 веке колпаки не только шили, но и вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.» [7]
Слева на переднем плане — Файшонка. На втором плане справа — колпаки. Экспозиция Новочеркасского музея истории Донского казачества. источник фото: vk.com/trad_costume
Соболья шапка
«В праздники, особенно большие, надевали женщины иногда собольи шапки с четвероугольным бархатным верхом, который усаживался жемчугом, эпраками и драгоценными каменьями.» [2]
Казачка в собольей шапке.
Колотовочка (казимирка)
— небольшой платок верхнедонских казачек с мелким рисунком, красный, который завязывался узлом на затылке, закрывая лоб, виски и волосы женщины. На колотовочку сверху надевался большой верхний платок — ширинка [8].
Старуха-казачка в колотовочке
Зануздалка
— платок, который использовался казачками либо в холодную и ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае, дабы защитить лицо от холодного степного ветра, казачки надевали теплые шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки. Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин, оставляя открытыми только глаза.
Казачки сносят кизяки в катух (сарай). Цымлянская станица. 1875-1876. (Казачка слева в зануздалке)
«»Асенйу» поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. «Зануздалка» была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная на белой и наоборот». Концы шали уже поверх надетой «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом.» [8].
Иллюстрация к книге Яковлева Н.Ф. «Материалы по одежде донских казаков». Знуздалка (справа)
Шлычка
— особым образом скроенный колпачок, который надевался непосредственно на пучок волос, не скрывая волосы впереди. Изнутри шлычка имела стеганную ватную подкладку, которая позволяла головному убору держать форму. На прическе женщины она держалась при помощи тесьмы, продетой во внутрь. Изначально шлычка играла роль «нижнего белья» для головного убора, поскольку не была видна из надевавшегося сверху платка. [8]
Впоследствии шлычку стали носить как самостоятельный головной убор. Будничные шили из простой, а праздничные из дорогой ткани, внутри пришивали ситцевую подкладку. [9]
Файшонка
— женский головной убор из черных кружев, связанных на коклюшках. Состояла файшонка из из центральной части и двух лопастей. Носили файшонку двумя способами: цепляли центральную часть на куль из волос, а концы свободно свисали; или завязывали на прическу лопастями бантом. Название «файшонка» происходит от французского » Fanchon», что переводится как «косынка». Вошла в моду файшонка в 19 веке и надевалась с парочками, городскими платьями и костюмами. Обычно была черного праздничного цвета.
Файшонка. Из запасников Старочеркасского музея-заповедника «Атаманский дворец». Фото Варвары Зениной
«»Тюливый щерный фальшон набивали на пущёк.» (ст Мариинская Константиновского района РО)
«Поели, как каравай разносютъ, хвату раздивають, щешуть воласы, залажывають воласы у косы и ложуть у хванжон, ана ужэ дама.» (ст Кочетовская Семикаракорского района РО)
«С нивесты сымають фату и навивають ие фальжонкай закладывають ие косу на голаву и надивають фальжонку или калпак, и тада ие называють ни нивеста, а маладайкя». (хут Евсеевский Усть Донецкого района РО)
«На пасади у жыниха свашка заплитаить у нивесты две касы, залажываить косы и навиваить хвальжонкай.» (хут Евсеевский Усть Донецкого района РО).» [10]
Слева на переднем плане — Файшонка. На втором плане справа — колпаки. Экспозиция Новочеркасского музея истории Донского казачества. источник фото: vk.com/trad_costume
Помимо файшонок в моде у казачек бытовали связанные на коклюшках косынки и шарфы черного цвета.
Прически
Девичьи прически, как упоминалось выше, в основном представляли собой одну косу. Женские же вызывают больший интерес, однако ввиду их скрытости под головным убором, сведений о них не много.
Самой распространенной прической донских казачек был большой узел — КУЛЬ. Не обладающие густотой волос женщины после расчесывания собирали с гребня волосы, вязали из них косу и вплетали ее в куль, придавая, таким образом, ему объем.
Некоторые казачки использовали другую хитрость: после разделки гуся или утки отделяли трахею, соединяли её края в круг и сушили. Высушенная трахея затвердевала в виде бублика и становилась основой для закрепленных на нее волос. Такую прическу называли «шлыком». [8]
Женская прическа в виде скрученных на затылке волос или кос в разных донских станицах называлась по- своему: ЗАКРУТКА, КОРЗИНКА, КОРЗИНА, КУЛЕК, КУРГУЛЬ, ПЛЕТЕНКИ, ПОДБАБОШНИК [падбабашник, пъдбаббшник], ДЖУТ, ДЖУТИК, ШИШ, В ЩЁТОЧКУ, КОЛОНКА, МАКАРОНКА. [10]
К концу XIX века под влиянием городской моды невестам на свадьбах стали заплетать высокие прически с накрученными прядями волос. Называли такие прически – КУКУШ [9].
«У нивесты красивый свадибный нарят, на галаве высокая прическа накручиная — кукуш Раньшы на галаве кукуша навертять». (ст. Грушевская)
Головные уборы и прически некрасовских казачек
Свяска
— часть женского головного убора, полоска материи, простая или расшитая, повязывается на лоб. Молодые девушки носили свяску как самостоятельный головнойубор, женщины же как часть многосоставного головного убора. [11]
часть головного убора некрасовки — свяска
девушка — некрасовская казачка в свяске
Каук
— часть повседневного женского головного убора, валик, который кладется на затылок к ушам с целью придать объем прическе. [11]
часть головного убора некрасовки — каук
Шлычка
— деталь будничного головного убора замужней некрасовки. [11] В отличие от привычной шлычки в виде особого кроя чепчика, шлычка некрасовских казачек представляла собой кусок материи с выступом и завязками. Ее надевали поверх каука, сверху покрывали платком.
Часть головного убора некрасовки — Шлычка
Уруминский платок
— красно-желтый платок с кружевной тесьмой и бахрамой из разноцветных нитей, надевавшийся поверх конструкции из каука, шлычки и свяски. [11]
Кичка
— часть праздничного женского головного убора, шапочка с двумя выступами по бокам в виде рогов, а также весь головной убор, состоящий из кички, сороки и позатыльника. [11]
Подробнее о кичке в нашей предыдущей статье →
Головные уборы и прически кубанских казачек
Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. [22, 23].
кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке
Коса «в расплет»
— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.» [24]
Шлычка
Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.
«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.» [25]
«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» [22].
В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали. [26]
«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.» [7]
Головные уборы и прически терских казачек
Сорочка
Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. [12] Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»[13]). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка [14]. Платок также завязывали на русский манер под подбородком [15]. Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин [16].
Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской [14] и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.
Шлычка
Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков. [17]
Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край
Куталка
— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.
терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.» [12]
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.» [18]
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.» [19]
Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек
Кардонка
— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.
«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.» [20]
Волосник
— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой. [20]
Оренбургская казачка в волоснике
Сорока
— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц. [20]
Сорока уральской казачки
«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной». [21]
Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.
Уральская казачка в сороке.
Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.
Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей
Шали, платки, косынки
В холодное время года казачки носили шерстяные шали, которые вязали сами и надевали поверх легких головных уборов.
В конце XIX века в гардероб казачек вошли жаккардовые шали фабричного производства, файшонки, коклюшечные косынки и шарфы, которые казачки изящно накидывали на голову или крепили шпильками к шлычке.
Влияние моды на изменение головных уборов и причесок казачек
С течением времени сложные головные уборы казачек сменялись более простыми и менее замысловатыми, волосы замужних женщин, которые ранее скрывались полностью, уже допустимо было приоткрывать, а то и вовсе не покрывать. Причинами таких изменений в первую очередь являлись тяжесть и дороговизна старинных головных уборов, а также влияние моды и прогресса.
Со второй половины 19 века прически и головные уборы казачек разных регионов приобрели общие черты. Популярной прической стал пучок из волос или кос, на который надевались шлычка, колпак, косынка, файшонка, и лишь изредка местные традиционные головные уборы сочетались с модными парочками.
- Материалы для обычного права собранные Михаилом Харузиным Выпуск первый МОСКВА Типография М.П. Щепкина, Средняя Кисловка, д. Волковых 1885 год;
- Сухоруков. «Статистическое описание Земли донских казаков» 1901 год;
- Броневский В.Б. История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. Часть третья. СПб., 1834 год;
- Е. Котельников Историческое сведение о станице Верхне-Кумоярской 1818 года;
- Гмелин Самуил Готлиб. Путешествие по России для исследования трех царств естества.Ч.I.Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских козаков в 1768 и 1769 годах.Пер. с нем.2-ое изд.- Спб.: Имп. Акад. наук, 1806. — 272 с. : 38 с.;
- Подлинные записки флотского капитана И.Ханыкова о донской экспедиции 1771 год;
- Казачий словарь-справочник. Том 1. Абрамов-Зябловский Издатели А.И. Скрылов Г.В.Губарев Кливленд, Охайо, С.Ш.А 1966 год;
- Яковлев Н.Ф. Материалы по одежде донских казаков // Этнографическое обозрение. 1916 год;
- Альбом «Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX — начала XX веков.»;
- Большой толковый словарь донского казачества. — М.: Русские словари — АСТ — Астрель, 2003 год;
- Сердюкова О. К. Словарь говора казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону. 2005 год;
- Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем. Ф.С.Гребенец, 1915 год;
- Из быта Гребенских казаков. Ф.С.Гребенец, 1909 год;
- Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутова СОПМК. выпуск 7. 1889 год;
- Малявкин Г. Станица Червленая. «Этнографическое обозрение». 1891 год, №50;
- Терцы. А.А. Ржевуский 1888 год;
- Станица Ищерская. — Составлено на основании данных представленных учительницами Бутовой и Лысенко;
- Станица Наурская Терской области, П.А.Востриков, 1904 год;
- Станица Слепцовская Терской области, П.Семенов, 1893 год;
- Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. Том 1 — 4 Оренбург: Изд-во Оренбургского книжного изд-ва, 2002 год;
- Железнов, И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. В 2 ч. Ч. 1 / Соч. Иоасафа Железнова. — М. : В тип. Александра Семена, 1858. — 374, [2] с.;
- Е. Передпольский. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней. — 1883 год;
- П. Близнюков. Станица Бесленеевская, Кубанской области, Майкопского уезда. — 1888 год;
- Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год;
- Д.В. Шахов. Воронежская станица (Статистико-этнографическое описание), 1883 год;
- И.В.Ярошенко, Традиционный бытовой костюм кубанских казаков XIX — начала XX века. Краснодар, 2011 год.
Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:
Источник