Интерьерные часы
Страница 1 из 17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 11 | > | Последняя » |
Покуда отвинчивал и вынимал кронштейн с остатками 2-х уже обломаных стержней, обломился и 3-й стержень. Но — руки делают.
Сперва нужно выбить втулки с остатками стержней. Вместо бородка чудненько подходит винт М5. Упираем его в остаток стержня во втулке, 1 удар молотком средней силы и латунная втулка вылетает.
Не зная, как был закреплен стержень во втулке, попытался высверлить, надсверлил до половины и увидел геть гладкую внутреннюю поверхность втулки. Пришло понимание, что стержни (диаметром 3,0 мм) просто запрессованы во втулку на глубину 9,0 мм.
Остатки стержней выбиты из втулок шпилькой М3 с упором втулки в гайку М5 вместо подставки.
Понимая умом, что ЗВУКОстержень это обычный ЧЕТВЕРТЬволнововй вибратор с жестко закрепленным ОДНИМ концом (типа камертона), замерил длину стержней на случай необходимости настройки после сборки. Для незнающих теорию звучания поясню, что «работает» эффективная длина стержня — от шейки возле втулки (места излома) до свободного (нижнего в корпусе часов) конца стержня. Габаритная длина обломаных на шейках стержней оказалась 270, 298 и 343 мм.
Для обеспечения ЖЕСТКОЙ заделки стержней латунные втулки были обжаты в тисках.
ВНИМАНИЕ.
Если заделка стержня нежесткая — будет хрипеть и потом не исправить!
На зажатые в тисках стержни были напрессованы молоточком втулки на всю длину втулок — до совпадения торцев стержней и втулок.
После этого круглым и плоским надфилями за пяток минут на стержнях были запилены шейки диаметром 1,8-2,0 мм (непринципиально) и выполнены конусочки длиной на ширину надфиля — около 6-8 мм (непринципиально).
На случай последующей настройки нужно измерить длину короткого стержня от шейки до торца и подрезать остальные 2 стержня в пропорции «как были», т.е., соблюдая пропорцию 270: 298:343, или, принимая новую длину короткого стержня за единицу, в пропорции 1:1,104:1,270.
Указанные длины обеспечат В ТОЧНОСТИ такую же мелодию, как была, но чуток выше тонами из-за более коротких стержней.
Для большей понятности. Если просто переполовинить стержни, т.е. сделать их длиной 135, 149 и 171 мм, то звук будет В ТОЧНОСТИ такой же как был, но РОВНО на одну октаву выше (частота звучания одноименных нот соседних октав отличается ровно в 2 раза).
Понимая. что укорачивать стержни можно и потом (есть наждак), втулки были СИЛЬНО вбиты в чугунный кронштейн, и собранный гонг установлен в корпус.
Опробование звучания показало, что подрезка стержней для ТОЧНОЙ настройки НЕ ТРЕБУЕТСЯ, поскольку приглашенный профессиональный музыкант выразился примерно так: «Стержни однозначно звучат в терцию и квинту, хотя непонятно на каких нотах».
Мне, с моим неплохим слухом, тоже показалось, что звук — «Не хуже. чем был».
Вот такая история субботнего ремонта гонга
Задался дополнительным вопросом, а какими же нотами звучал гонг изначально?
Короткий стержень имел длину 0,27 м, значит длина волны 4*0,27=1,08 м.
Принимая скорость звука в воздухе 330 м/с, частота 330:1,08= 306 Гц. Это, по ГОСТ-овской таблице (ля = 440 Гц) где-то ре-диез (311 Гц).
Средний стержень длиннее в 1,104 раза, значит частота во столько же раз меньше, т.е. 277 Гц — До-диез (277,18 Гц).
Длинный стержень имеет частоту, соответственно 241 Гц — Си малой октавы.
Источник
Интерьерные часы
Страница 1 из 2 | 1 | 2 | > |
Здравствуйте. Многие, наверное, обращали внимание на старинные напольные часы, «снимавшиеся» в фильмах «Собака Баскервилей» и «Собачье сердце» — с необычным, немного дребезжащим, звуком хода и красивейшим, низким, густым и мощным звучанием гонга?
ВОПРОС: можно ли, имея, допустим, доступ к заводскому оборудованию (любому, договориться не проблема) — можно ли сделать гонг (саму спираль) с нужным «голосом»? Или даже в домашних условиях? Есть какой-то опыт такого плана?
Этот пользователь сказал Спасибо! Алекс за это сообщение: |
Этот пользователь сказал Спасибо! Oled за это сообщение: |
Мы еще зыбываем, что восприятие звука гонга нельзя рассматривать без привязки к корпусу часов, материалу, из которого он сделан, форме и тп. По моим наблюдениям, даже абсолютно одинаковые гонги, к примеру, беккеровская Глория, как на первой фото, звучат в разных корпусах совсем по-разному. Возможно, просто у корпуса настенных часов недостаточно объема и массы для передачи того самого «бом», как у классических немецких напольников.
Что же до длины спирали, интересная закономерность: разные производители, действительно, имели зачастую гонги разной длины. Вот к примеру, три гонга. У беккера — самая короткая спираль, у классического лензкирхского гонга на второй фото — подлинее, а у одного из кинцле — самая длинная ))) Но звук у всех, хоть и разнотональный, но, соглашусь, не тот, о котором вы говорите.
А фоток-то и нет.
Корпус роль играет, но не решающую. Часы — не скрипка, всё-таки. Гонг со станиной, как следует закреплённый, например, на дверце шкафа из ДСП — будет вполне достойно звучать Корпуса же многих, даже очень хороших, часов имеют включения, не способствующие красивому звучанию — боковые и передние стёкла во всю высоту ящика, например. Гонги «Глория» (фотки не вижу, но предполагаю, ЧТО имеется в виду, были у меня такие часы «GB», неплохие, но в неинтересном корпусе, почистил, умыл — и продал в хорошие руки) — думаю, будут везде звучать более-менее одинаково, в любом корпусе, сильно, глубоко, с долгим гудением воздуха, но высоко. От корпуса — КРАСОТА одного и того же звука, думаю, зависит. Но бас из контральто никак не получится.
Любопытно было бы всё-таки глянуть фотки
Вот. У напольных и сами гонги побольше диаметром, и проволока там потолще, и везде по три полных витка обязательно. При таком соотношении звук, видимо, будет басовый. А вот три витка при малом диаметре (100 мм, встречал такое у настенных часов) дадут даже с резонатором глухой, тяжёлый звук «бымм!». Так что диаметр спирали играет роль — собственно, это же и есть длина струны! Кстати, тот гонг, что на фотке после «Глории» (я так понял, что все три гонга от Ваших часов?) — тоже издаёт, вне всякого сомнения, низкий звук, но крепится он прямо к станине-салазкам, поэтому добиться красивого, громкого и раскатистого звучания там невозможно никак; максимум — мягкое, низкое, приятное, но тихое гудение можно сделать. Обидно, когда у красивых часов неудачный бой — я стараюсь в этих случаях поменять гонги. Историческая ценность часов нарушается — но я ведь исключительно для себя делаю, продавать не собираюсь (да и нереально в нашей Хацапетовке это сделать).
Ну, выставить молоточек — это пустяк! Хотя — да, иногда, бывает, провозишься час, пока выставишь идеальный звук, чтобы красиво слышался и рядом, и на другом конце комнаты. А когда аккордом бьют 4 молоточка по 4 струнам — это точно пара часов работы. Но зато потом, когда правильно звучат все четыре голоса в одном ударе! Ух!
А что Ваш Мозер? Вы хотели басовый звук? Или повыше? Какой Вам сделали? Куда Вы обращались? Сколько, пардон, заплатили?
Источник
Интерьерные часы
Страница 1 из 17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 11 | > | Последняя » |
Покуда отвинчивал и вынимал кронштейн с остатками 2-х уже обломаных стержней, обломился и 3-й стержень. Но — руки делают.
Сперва нужно выбить втулки с остатками стержней. Вместо бородка чудненько подходит винт М5. Упираем его в остаток стержня во втулке, 1 удар молотком средней силы и латунная втулка вылетает.
Не зная, как был закреплен стержень во втулке, попытался высверлить, надсверлил до половины и увидел геть гладкую внутреннюю поверхность втулки. Пришло понимание, что стержни (диаметром 3,0 мм) просто запрессованы во втулку на глубину 9,0 мм.
Остатки стержней выбиты из втулок шпилькой М3 с упором втулки в гайку М5 вместо подставки.
Понимая умом, что ЗВУКОстержень это обычный ЧЕТВЕРТЬволнововй вибратор с жестко закрепленным ОДНИМ концом (типа камертона), замерил длину стержней на случай необходимости настройки после сборки. Для незнающих теорию звучания поясню, что «работает» эффективная длина стержня — от шейки возле втулки (места излома) до свободного (нижнего в корпусе часов) конца стержня. Габаритная длина обломаных на шейках стержней оказалась 270, 298 и 343 мм.
Для обеспечения ЖЕСТКОЙ заделки стержней латунные втулки были обжаты в тисках.
ВНИМАНИЕ.
Если заделка стержня нежесткая — будет хрипеть и потом не исправить!
На зажатые в тисках стержни были напрессованы молоточком втулки на всю длину втулок — до совпадения торцев стержней и втулок.
После этого круглым и плоским надфилями за пяток минут на стержнях были запилены шейки диаметром 1,8-2,0 мм (непринципиально) и выполнены конусочки длиной на ширину надфиля — около 6-8 мм (непринципиально).
На случай последующей настройки нужно измерить длину короткого стержня от шейки до торца и подрезать остальные 2 стержня в пропорции «как были», т.е., соблюдая пропорцию 270: 298:343, или, принимая новую длину короткого стержня за единицу, в пропорции 1:1,104:1,270.
Указанные длины обеспечат В ТОЧНОСТИ такую же мелодию, как была, но чуток выше тонами из-за более коротких стержней.
Для большей понятности. Если просто переполовинить стержни, т.е. сделать их длиной 135, 149 и 171 мм, то звук будет В ТОЧНОСТИ такой же как был, но РОВНО на одну октаву выше (частота звучания одноименных нот соседних октав отличается ровно в 2 раза).
Понимая. что укорачивать стержни можно и потом (есть наждак), втулки были СИЛЬНО вбиты в чугунный кронштейн, и собранный гонг установлен в корпус.
Опробование звучания показало, что подрезка стержней для ТОЧНОЙ настройки НЕ ТРЕБУЕТСЯ, поскольку приглашенный профессиональный музыкант выразился примерно так: «Стержни однозначно звучат в терцию и квинту, хотя непонятно на каких нотах».
Мне, с моим неплохим слухом, тоже показалось, что звук — «Не хуже. чем был».
Вот такая история субботнего ремонта гонга
Задался дополнительным вопросом, а какими же нотами звучал гонг изначально?
Короткий стержень имел длину 0,27 м, значит длина волны 4*0,27=1,08 м.
Принимая скорость звука в воздухе 330 м/с, частота 330:1,08= 306 Гц. Это, по ГОСТ-овской таблице (ля = 440 Гц) где-то ре-диез (311 Гц).
Средний стержень длиннее в 1,104 раза, значит частота во столько же раз меньше, т.е. 277 Гц — До-диез (277,18 Гц).
Длинный стержень имеет частоту, соответственно 241 Гц — Си малой октавы.
Источник