Мобильный горнолыжный подъёмник
#1 sed_alex
Популярное сообщение!
Приветствую! До этого молчал как партизан ибо работы было много и некогда было забрать последние детали из покраски. Итак на суд общественности предоставляется бензиновая версия малого мобильного горнолыжного подъёмника.
Габаритные размеры изделия таковы, что в разобранном состоянии все помещается в багажник Volkswagen Golf.
Масса приводной станции — 62 кг (мотор редуктор + рама + двигатель + шкив)/
Общая масса всех составных частей с 220 метрами 16 мм троса — 120 кг.
На видео используется тестовый отрезок 12 мм троса.
Расчетное натяжение троса — 600 кг.
На видео не установлены преднатяжители и выравниватель положения шкивов (регулируют от +25 до -25 градусов от горизонтали).
Конкурсная работа № 59, предоставлена в рамках Конкурса «Сделано своими руками»
Спонсоры Конкурса
Ресанта — ведущий поставщик электрооборудования для сварки, тепла и комфорта.
Тиберис — первый интернет-гипермаркет сварочного оборудования.
Евротек — интернет-магазин строительного оборудования.
#2 DED 1
А почему шкив не вертикально, это чем то обусловлено? И ещё, шкив самодельный или от чего то?
#3 митька51
У нас 2 года назад был сделан подъемник.Только там электродвигатель с редуктором был запитан от бензогенератора.У Вас все рациональнее.Вот видео.
#4 DED 1
#5 sed_alex
Это вторая модификация подъёмника.
На видео бензиновая версия (есть еще электрическая).
Двигатель в зависимости от тех. задания можно установить от 4 до 11 кВт (6,5 . 15 л\с)
Первую версию можно посмотреть вот тут:
На счет горизонтального расположения шкива — в моем случае это обусловлено более простой компоновкой и меньшим количеством запчастей (габариты в разобранном состоянии таковы что наверное даже в микролитражку войдет)
Данное устройство развивалось как отдельное направление (сейчас готовим все документы для сертификации).
#6 koltsov67
Только надо порешать с безопасностью — поставить какой нибудь стоп датчик около шкива , или простенькую защиту ( кожух -отбойник) А то ребятишки не дай бог курткой или варежкой зацепят. Дежурство дело хорошее , но продумайте защиту от » дурака »
Сообщение отредактировал koltsov67: 19 Февраль 2014 04:29
#7 sed_alex
Все правильно, защита предусмотрена но при тестировании ее просто не ставили
#8 Gammi2011
Приветствую! До этого молчал как партизан ибо работы было много и некогда было забрать последние детали из покраски. Итак на суд общественности предоставляется бензиновая версия малого мобильного горнолыжного подъёмника.
IMG_20140214_160811.jpg
Габаритные размеры изделия таковы, что в разобранном состоянии все помещается в багажник Volkswagen Golf.
Масса приводной станции — 62 кг (мотор редуктор + рама + двигатель + шкив)/
Общая масса всех составных частей с 220 метрами 16 мм троса — 120 кг.
На видео используется тестовый отрезок 12 мм троса.
Расчетное натяжение троса — 600 кг.
На видео не установлены преднатяжители и выравниватель положения шкивов (регулируют от +25 до -25 градусов от горизонтали).
Конкурсная работа № 59, предоставлена в рамках Конкурса «Сделано своими руками»
Спонсоры Конкурса
Ресанта — ведущий поставщик электрооборудования для сварки, тепла и комфорта.
Тиберис — первый интернет-гипермаркет сварочного оборудования.
Евротек — интернет-магазин строительного оборудования.
Источник
ПОДЪЕМНИК ГОРНОЛЫЖНИКА
Горнолыжный спорт в нашей стране с каждым годом становится все более популярным, им увлекаются и взрослые и дети.
Нет смысла перечислять все его привлекательные стороны, достаточно привести характеристику, данную дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Георгием Гречко: «…Прежде всего это великолепный координатор всех систем организма человека: нервной, мышечной, кровеносной. Занятия горнолыжным спортом тренируют вестибулярный аппарат, вырабатывают скоростную реакцию и выносливость, делают человека сильным и ловким, неизмеримо повышают его работоспособность. И конечно, горные лыжи — настоящий генератор хорошего настроения. Каждое занятие, каждый выход на гору — это праздник, это радостное событие, которое долго помнится, и хочется, чтобы оно повторилось. Вот почему кто хоть один раз встал на горные лыжи, тот никогда уже с ними не расстается».
И в то же время горные лыжи — это не только спорт, но современная техника и технология, даже целая индустрия, производящая самые разнообразные механизмы и устройства — от точнейшей измерительной аппаратуры до специальных «пушек», которые при необходимости покрывают трассу снегом… Сюда же относится и разнообразное снаряжение самого спортсмена: автоматические крепления, жесткие высокие ботинки, обтекаемые костюмы, шлемы и, наконец, сами лыжи, включающие в себя многие достижения технического прогресса… Неудивительно поэтому, что каждый второй горнолыжник — не только спортсмен, но еще и мастер и даже конструктор.
Один из самых необходимых видов оснащения горнолыжной трассы — подъемники. Без них трудно накатать необходимые километры по заснеженным склонам — темп тренировок будет очень низким. Поэтому сегодня мы расскажем о подъемнике, разработанном в московском горнолыжном клубе «Чайка». Его конструкция вполне доступна для повторения силами коллектива небольшого самодеятельного клуба.
Малый горнолыжный подъемник МГП-300 предназначен для эксплуатации в так называемых «малых горах»: в холмистой и овражистой сельской местности, на окраинах городов. Рассчитан он на клуб численностью 100—150 человек (это число ограничивается в основном не производительностью подъемника, а возможностью поддержания трассы в хорошем состоянии, особенно в малоснежные зимы).
В качестве одного из основных требований к подъемнику принята его предельная простота и высокая надежность в эксплуатации, позволяющая обойтись без непрерывного дежурства на приводной станции (хотя ответственный дежурный по подъемнику на время его работы, конечно же, желателен). Поэтому предлагаемая конструкция может найти широкое применение не только в горнолыжных секциях, но и в домах отдыха, на зимних турбазах.
Схема горнолыжного подъемника МГП-300:
1 — приводная станция, 2 — холостая ветвь каната, 3 — рабочая ветвь каната, 4 — промежуточные опоры, 5 — бугель с фалом, 6 — нижняя опора.
Следует отметить, что в спортклубе «Чайка» подъемники МГП-300 успешно эксплуатируются более 15 лет.
Обеспечение полной безопасности подъема лыжников — не менее важное требование. Для этого применено устройство автоматической аварийной остановки, срабатывающее, например, при случайном попадании бугеля, миновавшего отбойник, в окно строения, ограждающего приводную станцию. В целом безопасность пользования подъемником гарантируется даже не имеющим квалификации любителям спуска, включая детей. Разумеется, начинающие должны получить специальный инструктаж.
Максимальная скорость тягового каната не должна превышать 3 м/с. Многолетняя практика эксплуатации подъемников подтверждает, что при такой скорости старт не представляет трудностей даже для детей. Расстояние между поднимающимися лыжниками составляет около 10 м, что соответствует интервалу по времени 3…5 с. Этого вполне достаточно для отцепки троса и освобождения финишной площадки.
Приводная станция подъемника представляет собой сборную конструкцию из швеллеров и угольников, состоящую из основания, стоек и распорки-лестницы.
Приводная станция:
1 — рама, 2 — электродвигатель, 3, 7 — кожухи, 4, 5 — клиноременные шкивы, 6, 9 — тросовые барабаны, 8 — тросовые шкивы, 10, 11, 12 — блоки, 13 — вертикальные стойки каркаса мачты, 14 — подкос, 15 — обойма блока грузового натяжного устройства, 16 — стержень грузовой обоймы, 17 — груз (бетонные блоки).
На основании расположен электродвигатель с малым шкивом клиноременной передачи, ведущий вал приводной станции с большим шкивом клиноременной передачи и двумя спаренными ведущими шкивами тягового каната. На станине также расположены блоки для запасовки каната, входной, обводной и выходной блоки и обойма для подвески натяжных грузов. Клиноременная передача и зона запасовки каната защищены кожухами.
В случае затруднения с подводом электропитания подъемник МГП-300 может быть выполнен в варианте с двигателем внутреннего сгорания, например Т-200М (мощностью 12 л. с.), имеющим принудительное воздушное охлаждение. Двигатель устанавливается на месте крепления электродвигателя, а на ведущий вал подъемника вместо шкива устанавливается звездочка цепной передачи. Двигатель имеет возможность перемещения для натяжения цепи. Передаточное отношение цепной передачи подбирается таким образом, чтобы при номинальных оборотах двигателя скорость движения каната на третьей передаче составляла около 2 м/с, а на четвертой — 3 м/с. Для экономного расхода горючего подъемник оборудуется автоматической регулировкой газа: при возрастании нагрузки увеличивается открытие дроссельной заслонки карбюратора двигателя — система переходит с холостого на рабочий ход.
Необходимо отметить, что при использовании электропривода легче обеспечить аварийную остановку подъемника, размещая по мере необходимости кнопки аварийной остановки в начале, середине и конце трассы подъема. Однако с использованием ДВС увеличивается мобильность подъемника: в случае необходимости его легче переставить на новое место.
Промежуточные опоры необходимы при большой протяженности или при сложном профиле трассы. На них устанавливается верхний ролик, служащий для поддержки возвратной ветви каната, и нижний рабочий ролик, предназначенный для ведущей ветви. Нижний ролик расположен на качающейся подвеске, что исключает возможность соскальзывания каната при случайных рывках.
Промежуточная опора:
1 — верхний ролик, 2 — стойка верхней рамы, 3 — качающаяся подвеска с нижним роликом, 4 — кронштейн, 5 — стойка опоры, 6 — ступени лестницы.
Нижняя опора, служащая для подвески нижнего возвратного блока подъемника, представляет собой качающуюся стойку с отверстиями (для регулировки высоты подвески блока) и телескопической оттяжкой-подкосом из двух труб, входящих одна в другую.
Нижняя опора:
1 — блок, 2 — качающаяся стойка, 3 — телескопический подкос, 4, 5 — опорные плиты.
Как видно из рисунка, такая конструкция позволяет в определенных пределах выбирать излишки длины тягового каната при его вытяжке в процессе эксплуатации, а также регулировать его высоту в месте «посадки» на подъемник. Нижняя опора в целях безопасности закрывается ограждением.
Схема запасовки троса.
Бугель — индивидуального типа, с латунной или бронзовой головкой, обеспечивающей сохранность каната, а также легкость зацепления и снятия. Практика подтвердила высокую надежность сцепления бугеля с канатом при любом рельефе трассы подъема.
Бугель:
1 — верхняя головка (латунь), 2 — кронштейн (сталь 45, калить), 3 — кольцо (сталь 3).
В качестве фала для бугеля обычно используется брезентовый ремень.
Схема автоматического управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя приводной станции:
1 — ведущий шкив (или звездочка), 2 — положение ремня (цепи) при повышенной нагрузке, 3 — положение ремня (цепи) при небольшой нагрузке, 4 — ролик, 5 — качающийся рычаг-регулятор, 6 — ведомый шкив (звездочка).
Расчет подъемника выполняется индивидуально для конкретной трассы. Например, если необходимо поднять лыжника на высоту Н=55 м при длине трассы L=150 м и среднем угле подъема α=20°, то можно рекомендовать двигатель от грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей» (мощность Nдвиг=12 л. с. при 5200 об/мин с воздушным принудительным охлаждением и четырехступенчатой коробкой передач) или электродвигатель аналогичной мощности. ным охлаждением и четырехступенчатой коробкой передач) или электродвигатель аналогичной мощности. Тогда при заданной скорости движения каната на третьей передаче V=2 м/с, КПД подъемника η=0,8 и среднем весе лыжника Р=70 кг необходимое усилие S для подъема одного лыжника составит:
где F тр — сила трения скольжения лыжника, Т — касательная составляющая от веса лыжника.
где f — коэффициент трения лыж по снегу (f=0,035), N — нормальная составляющая от веса спортсмена.
F тр=0,035*70*соsα=2,3 кг;
Т=70*sinα=22,68 кг, тогда S=22,68+2,3≈25 кг.
Тяговое усилие двигателя F равно:
Максимально возможное число лыжников n, одновременно поднимаемых подъемником:
Источник
Самодельный горнолыжный подъемник
Еще несколько лет назад задумывался о подъемнике, однако, понимал, что одному такой проект не потянуть. Минувшей осенью мой товарищ-сноубордист Игорь показал мне видео, где лыжники и сноубордисты поднимались в гору на собственном подъемнике. Мне стало интересно, посмотрел другие видеоролики на YouTube как оказалось, таких разработок много — наших и зарубежных. После просмотра роликов созрел для постройки своего горнолыжного подъемника.
Сразу же вспомнил журнал «Моделист-Конструктор», где пару раз публиковались конструкции горнолыжных подъемников, нашел эти журналы в домашней библиотеке и начал изучать. Если кому-то интересно, можно посмотреть МК 1982-02 и МК 1989-11. Несмотря на давность написания статей, они актуальны до сих пор, разумеется, с применением современных технологий и материалов.
Продолжал смотреть ролики и искать информацию на зарубежных сайтах. Как оказалась, у зарубежных умельцев есть целые форумы, посвященные конструированию лебедок и подъемников. Вначале долго решали вопрос с двигателем. Рассматривали разные варианты, даже двигатель от «Минска» и вообще, подъемник на базе этого мотоцикла. В итоге приобрели двигатель Lifan 168F-2L, мощностью 6,5 л.с., редуктором 2:1. Двигатель довольно хорошо заводится на морозе, не прихотливый, прост в эксплуатации, экономичен.
Осталось определиться с типом подъемника. Приглянулись два типа подъемников: с «барабаном» и с «двумя шкивами» — так условно мы их называли.
Подъемник с «барабаном» прост в изготовлении, барабан вращаясь приводит в движение трос и на этот же барабан после катания трос сматывается. По началу мы планировали делать именно такой.
Второй вариант с «двумя шкивами», мы его увидели на ролике горнолыжной базы в Надыме. Связался с владельцем, но тот молчал как рыба – не рассказал ни о каких конструктивных особенностях данного подъемника. Лишь сообщил стоимость подъемника (не малую), высказал свое мнение о подъемнике и отправил на сайт разработчика. Понимал, что разработчик мне ничего не скажет, поэтому даже писать не стал. Я захотел сделать подобный подъемник. Выглядел он солидно, но достаточно сложен в изготовлении, в отличие от подъемника барабанного типа. Многие конструкции барабанного типа из интернета выглядели немного страшноватыми, а я хотел, чтобы конечное изделие получилось красивым.
Игорь наоборот, хотел сделать подъемник барабанного типа. По началу наши мнения немного расходились.
Сделав необходимые расчеты, занялись поиском подходящего барабана. Однако, ничего хорошего не нашли, а время шло. Точить барабан или переделывать автомобильный диск не хотелось. В итоге решили идти по сложному пути… Немного забегая вперед, скажу, что фотографий будет немного, особенно некоторых деталей и узлов. Возможно, мы будем делать такие подъемники на коммерческой основе, поэтому информацией делиться не будем.
В начале не могли найти шкивы. В автомагазинах и авторынках ничего подходящего не было. Даже на металлобазах ничего не нашли. Точить под заказ было дороговато, но перед Новым годом я уже решил заказать шкивы токарю, нашел подходящую организацию в Екатеринбурге и после праздников они ждали мой чертеж. Внутренний голос подсказывал мне, что нужно чуток подождать, и вот, настал нужный момент! Практически за смешные деньги мне предложил два шкива добрый человек из Карелии. Через две недели шкивы были у меня.
Еще два шкива достал для нас дядя Игоря. Кроме того, он познакомил нас с хорошим токарем-профессионалом, на его работы смотреть приятно.
Помимо поисков шкивов мы искали трос и даже подумывали о приобретении полиамидной веревки. Перед Новым годом купили трос, 310 метров. Хотели 500, но у продавца оказался остаток 310 метров, решили не отказываться, потому что оцинкованный трос диаметром 5 мм за 15 рублей в Перми не найти. Тем более Новый год на носу.
Следующий этап работы с тросом – сплесень. Посмотрев картинки на сайтах, решил сделать сплесень на коротком куске троса. Первый блин был комом. Получился короткий и некрасивый сплесень. Скачал книгу по такелажным работам, почитал внимательно и попробовал вновь. Второй раз получилось хорошо. Предстояло сделать длинный сплесень на большом куске троса. Считаю, работа выполнена очень хорошо, но не отлично. Способ плетения рассказывать не буду, лучше открыть соответствующую литературу. Скажу лишь одно – распустил 32 витка.
Барабан для сматывания троса решили сделать из автомобильного диска. Немного поработав болгаркой, облегчил диск, а Игорь приварил прутики. Потом в погоне за малыми габаритами подъемника, изготовленный барабан оказался великоват. Пришлось переделывать. Расширили барабан, укоротили прутики, а в итоге вообще пришлось их убрать, поскольку 310 метров троса умещаются без проблем. Думаю, на наш барабан войдут и все 500 метров. Вес 310 метров троса и барабана – 32,2 кг.
Нижняя станция имеет Т-образную форму, полностью разбирается. Под шкив использовали корпусные подшипники UCP-205.
Рама подъемника сварена из прямоугольного металлопрофиля и уголков.
Бугели изготовлены из 3-мм листового металла. В начале Игорь сделал бугели с веревкой и фанерным кружком, но потом пришили тесьму. Веревку в руках удерживать тяжело.
В первый день весны прошли испытания не только подъемника, но и нас. Тащить по снегу подъемник было тяжело. Мы понимали, что потом будет еще сложнее – подъем конструкции в гору.
Покатались немножко по школьному стадиону.
Потом приварили лист оцинкованного железа к днищу подъемника, чтобы он меньше увязал в снегу. И уже через несколько дней, при подъеме в гору, мы почувствовали некоторое облегчение, поскольку подъемник меньше зарывался в снег. Первые испытания закончились и первым огорчением. Нас подвел старый ремень, который использовался в передаче. Меня и Игоря подъемник не тянул в гору, шкивы буксовали. А вот ребята-семиклассники, помогавшие нам с установкой, покатались и были довольны.
Предстояла замена ремня. Такого же ремня, какой использовался в нашей конструкции у нас не было и в магазинах тоже. Пришлось ставить более короткий ремень, а для этого снимать двигатель, натяжной рычаг и пересверлить отверстия под крепежные винты. Операция не сложная, но постройка подъемника меня очень вымотала, сверлить мне не хотелось, проще было съездить в город и купить ремень. Но медлить нельзя, поскольку снег начал таять, опасался, что вообще не покатаемся в этом сезоне. Переборов себя, вечером 23 марта, пересверлил отверстия и наш подъемник был готов к очередным испытаниям…
И вот, 24 марта наш подъемник был на горе. Конечно, была небольшая недоделка, которую Игорь быстро устранил с помощью сварочного аппарата.
Запуск двигателя, запуск троса…и Игорь поехал! Пожалуй, самый радостный момент за весь день да и вообще за время постройки подъемника! Заправив бак бензином, начались покатушки! Катались около трех часов, без каких-либо проблем, все работало идеально. Катались втроем, подъемник тянул нас легко. И было приятно видеть останавливающиеся и притормаживающие автомобили рядом с местом катания.
Скорость подъема 8-10 км/ч.
Испытания закончились успешно, мы были очень уставшие, но довольные!
За последние два месяца проделана большая работа, результатом практически доволен. Летом предстоит модернизация: замена ступицы, крепежных элементов, установка защитных щитов, покраска и многое другое.
А пока снег не растаял, будем кататься! Хорошо, когда есть своя маленькая горнолыжная база!
Хочу поблагодарить за помощь:
Владимира Николаевича (дядя Игоря) – привез шкивы из Перми, помог с токарными работами, достал шкивы для нижней станции и ступицы.
Сергея Егоровича (отец Игоря) – возил нас по магазинам, знакомым, покупал металл.
Андрея (брат Игоря) – помог с доставкой троса, покупал звездочки, подшипники.
Сергея (мой брат) – получил шкивы из Карелии и передал их Владимиру Николаевичу.
Сергея Геннадьевича – поделился металлопрофилем.
Источник