Города своими руками советы
На обороте карточек были напечатаны, довольно мелко, тексты. «О чем помнят пражские улицы» ─ прочел он заголовок одной из них.
«В пору своей молодости Прага была немощёной, и все улицы города были затоплены вязкой грязью. Люди никак не могли найти подходящего камня, чтобы прекратить свои мучения ─ любой камень тонул в грязи, а она поднималась ещё выше, уже подступая к окнам первых этажей.
Одной ночью раздался страшный грохот, тряслись дома. По узким улицам города проползал гигантский змей. Площади и улицы пошли трещинами.
Утром перепуганные пражане вышли на улицы и увидели, что змей до сих пор там, что тело его ─ призрачное, полупрозрачное. Они набросились на него, но не смогли его ранить. Чешуя его оказалась слишком крепкой. Когда же первый страх прошел, люди поняли, что на улицах лежит только старая змеиная кожа, сброшенная ушедшим чудовищем. Теперь люди пытались найти способ убрать её, но она была слишком тяжелой и прочной. День за днем чешуя сохла на солнце. Большая часть грязи ушла в трещины и ямы, заделав их, и когда кожа вросла в землю и задубела, сделавшись камнем, она стала пражской брусчаткой».
Ким долго вглядывался в открытку, представляя прозрачную змеиную чешую… «Дыру в форме Змея». Вглядываясь в изображение мощенных человеческими руками улиц, он увидел, что кольцо стало золотым, словно его потерли о философский камень. Если бы у меня были глаза кошки, я бы увидел полупрозрачную кожу подростка у порога. Она медленно обращалась в глину. Подросток зевнул. Его опять клонило в сон. Как бы он не сопротивлялся, но спать по четыре часа в сутки ещё ни для кого не заканчивалось бессонницей. Хотя сегодня он мог и поспать. Рисунки можно продать и завтра…
Он сел, упершись взглядом в повторяющиеся, как рекурсивные картинки, образы, ─ без мыслей, без движения. Он почувствовал, как кровь застаивается в ногах, как немеют пальцы, как темнеет в глазах… как желтеет в глазах. Его ватные ноги стали каменными. Кошка, забравшаяся по карнизу на подоконник, видела, как он думает: «Когда я в камень сваляю вату… шерсть. Там было «шерсть». В той песне была шерсть. В какой. » Слово «песня» провалилось глубже, чем мысли, и вместо голоса стало ощущением. Он провел языком по нёбу, по зубам. Он ещё не статуя. Статуи не водят языками по нёбу. У большинства статуй нет ни языка, ни неба. И у статуй ноги не бывают ватными. Даже у колоссов. У колоссов глиняные ноги… Бррр.
Он чуть не задремал.
Протянул руку к следующей карточке, и зажав в зубах карандаш, стал читать:
«Об основательнице Праги.
В седьмом веке от Рождества Христова Прагу основала славянская княжна Либуша, правившаяся этими землями вместе со своим мужем Пршемыслом. Либуша была вещей женщиной, и однажды, стоя на холме и вглядываясь в воды Влатвы, она увидела, как поднялся каменный город по оба берега реки, как перекинулись через реку мосты, и шпили, совсем невероятные, тянулись к небу. И сказала мужу: «Вижу здесь великий град ─ слава его дойдет до небес». Приказала она построить замок на месте, где человек, чьего имени никто не знал, ставил порог для строящегося дома. «И так как перед порогом должны низко кланяться все, даже самые знатные люди, нареките замок Прагой…»
Голова спящего накрыла карточку. Где-то полчаса дремал он на столе неподвижно, а потом, будто при смене кадров, он оказался стоящим у стола. Нет, теперь он не рисовал. Легким движением ноги он отправил стул в дальний угол. Грохот удара бедной мебели о стену не разбудил его.
Он сбросил все рисунки на пол, сел рядом с ними, устелил листами пол перед собой. Совершенно осознанно, по какой-то непонятной системе, подросток перемещал и откладывал листы. Их было… Казалось… нет, их было несколько тысяч. Он встал с несколькими листками в руках и открыл ящик стола. Подросток рассовывал кнопки, скотч, скрепки по карманам, как шпаргалки перед контрольными. Он закреплял рисунки на стенах так, что они совмещались: один подходил к другому, был его логическим завершением. На полу он аккуратно раскладывал и закреплял скотчем серо-бордовые изображения брусчатки. По центру восточной стены поднялась Староновая синагога. На южной появились большие часы ─ Пражские куранты. У самого потолка повис на одной руке человек ─ Зигмунд Фрейд. Плоские изображения врывались в трехмерное пространство, обретали объём, силу, искажали реальность. Комната площадью два на три метра выросла до размеров огромного закольцованного города. Совершенно пустого города. Никого, за исключением его архитектора, не было, но зато из упавшего почтового ящика на одной из улиц выпали письма. Потолок, выкрашенный голубой краской, стал казаться небом. Художник поставил на место последний лист и упал без сознания на брусчатку. Карандаш, который он грыз, выпал из его рта. На огрызке блеснули буквы: «Emet».
С книжной полки, слившейся с витриной сувенирного магазина, упала и раскрылась книга.
Источник
Инициатива на местах: как благоустроить город без крупных инвестиций
Об авторе: Анастасия Долгорукова, студентка международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
В феврале 2020 года Всемирный банк представил исследование «The Hidden Wealth of Cities» (Скрытое богатство городов). Доклад предлагает городам раскрывать экономический потенциал за счет инвестиций в общественные пространства. Городские власти часто не уделяют достаточного внимания развитию качественных публичных пространств из-за непродуманного градостроительного планирования, бюджетных ограничений или других первоочередных приоритетов. В результате, эти объекты становятся городским пассивом, который истощает городской бюджет на свое поддержание.
Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.
В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.
Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.
Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.
Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.
Термин «тактический урбанизм» (Tactical Urbanism) подразумевает временные, маломасштабные и малозатратные мероприятия, направленные на улучшение городской среды. Данный подход позволяет без крупных вложений преобразить городскую среду и проверить, как будет работать пространство в новом формате. В случае успеха это позволит сразу получить экономический и общественный эффект и даст повод задуматься о более капитальных решениях.
Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.
Супер-кварталы в Барселоне
В Барселоне уже долгое время реализуется известный проект «Superblocks». Цель проекта — закрыть часть улиц для автомобильного движения, предоставив их пешеходам. Идея основана на принципе «супер-кварталов» — кварталы объединяются в блоки 3×3 и внутри блока все улицы делаются пешеходными.
Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.
Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.
Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске
Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.
Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.
Сквер-перлога в Твери
Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.
Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.
Набережная в Белгороде
Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.
Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.
Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:
А так выглядит набережная в Тюмени:
Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.
Возможно, и в вашем городе проходит фестиваль «Том Сойер». Это волонтерское некоммерческое сообщество, действующее с 2015 года. Основное направление для них — спасение исторических зданий. Работы ведутся за счет пожертвований и усилий волонтеров, которые помогают в восстановлении исторического облика зданий.
Если в вашем городе есть исторические объекты, которые со временем ветшают и могут быть потеряны навсегда, а на их спасение нет средств — стоит обратиться к фонду «Внимание». Если вы готовы взять на себя работы по спасению исторической вывески, восстановлению исторического облика дверной группы, реставрации мозаичного панно или даже восстановлению целого здания — вы можете привлечь средства через краудфандинг с помощью фонда.
На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.
Грустная история «Активации»
«Активация» — группа архитекторов, которая была сформирована в 2011 году в Вологде. В течение года «Активация» смогла реализовать пять общественных пространств для отдыха вологжан. Всю архитектурную работу проводили участники проекта, на строительство объектов было затрачено 2,5 млн руб.
За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.
К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.
Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов
Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.
Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников:
Источник
Как полюбить свой город: 9 творческих способов познакомиться с ним заново
Я очень люблю свой город, мне бывает неприятно слышать недовольные замечания своих знакомых или встречать едкие шутки-мемы в соцсетях. Тогда я думаю — может быть, они просто не знают его, как я? Не спускались по этой улочке в закатном свете или не пили тот самый кофе в тайном местечке? Я вспоминаю, из каких кусочков складывается моя любовь к городу, и получается целый список. План действий 🙂 А одно недавнее событие вдохновило меня наконец всё записать.
Итак, первый способ заново познакомиться со своим городом — провести экскурсию самому. Да, это именно то, что случилось со мной 🙂 Я всегда любила показывать любимые уголки друзьям из других городов, но недавно мне предложили побыть гидом для незнакомых людей, приехавшим к нам на пару дней. Я, кажется, вспомнила все, что знала, и в сжатые сроки перечитала любимые книги по истории города. Еще раз восхитилась героизмом некоторых событий — любовь может вспыхнуть уже на этом этапе. Не бойтесь, для одной экскурсии вы точно соберете и запомните необходимое количество информации, а порепетировать можно перед зеркалом или в кругу семьи.
Но главное, когда ты — гид, ты немного «продаешь». Преподносишь свой город в самом выгодном свете и внутренне готов его защищать. А если ты так заботишься о чем-то, пусть даже о чьей-то репутации, постепенно приходит и любовь. По крайней мере уважение. Внимание! Если переносить эту схему на другие сферы жизни, можно докатиться до спасательства и созависимости . Я про город, только про город :))
Второй способ — устроить себе кофе-тур . Или какао-тур . Друзей и гостей города тоже можно взять с собой. Иногда в такие туры ездят в другие города, но все ли изучили предложения родных мест?
Придумайте себе критерии: например, один и тот же напиток в пяти разных местах. Отмечайте, удобно ли добраться и найти место, какая была атмосфера, что за музыка играла, как с вами общался персонал, насколько отличались цены и наконец — каким оказался сам напиток.
Если потом вы еще опишите это и поделись с друзьями в сети, такой пост наверняка встретит хороший отклик. И вдохновит вас на то, чтобы стать ресторанным критиком родного города 🙂 Но это программа-максимум. Как минимум к вам придет приятное чувство, что вы местный знаток флэт уайта. И вы сблизитесь с городом еще немного.
Внимание! Не пейте слишком много кофе и не забывайте что-нибудь поесть 🙂
Третий способ — создать свой фотопроект по связи времен , я такие уже встречала. Берется открытка со старинным видом города и фотографируется на том же месте в наши дни. Получается эдакая аппликация-коллаж, перекличка эпох. Вызывает много лиричных чувств. Если в вашем городе не выпускают открытки под старину, можно использовать снимки, сохранившиеся в семье.
Четвертый способ — совершать прогулки в непривычное время.
Скорее всего, утром вы всегда спешите, а в выходной спите допоздна. Простите за навязанный образ, возможно, это совсем не так 🙂 Однако пройтись по тем же самым улицам, но ранним утром, когда все в легкой дымке, или на закате, когда меняются цвета и здания как будто светятся изнутри, или побродить по городу ночью, если вы этого не делали со студенческих времен — все это может вызвать и нежность к городу, и даже страсть.
Пятый способ — поиграть в «Калинин». Официального названия этой игры я не знаю, мне кажется, оно свое у каждой компании или в каждой семье. Суть в том, чтобы водить друг друга по городу с завязанными глазами. Довольно долго, час–два, чтобы полностью сбить с толку — или наоборот, восхититься, настолько же можно все помнить и ориентироваться. В детстве моя мама говорила в такие моменты, что мы идем по Калинину, хотя мы жили совсем не там — но название игры закрепилось среди моих близких и друзей. Это сближает с городом и когда ты ведущий, выбираешь маршрут и бережешь подопечного, и когда ты ведомый, пытаешься все сопоставить и угадать место.
Шестой способ — сделать сувенир, посвященный родному городу.
Нарисовать, слепить символ или знаковое здание, вышить традиционный узор, герб или любой городской сюжет, сделать пэчворк-аппликацию любимой улицы с лоскутами-домиками, смастерить тематическую брошку. Вы можете украсить свой дом, подарить такую вещицу уезжающему навсегда другу или наладить массовое производство, но закон, о котором я упоминала в разговоре про экскурсии, должен сработать снова: вложились, потратили силы, внимание и время, увидели самое красивое, что захотелось изобразить и показать другим — и вот любовь стала сильнее 🙂
Я лепила из пластилина башни крепостной стены, до сих пор бережно храню эти поделки.
А вот мой любимый проект Ники Домник , воплотившей свой приморский город в технике дрифтвуд.
Седьмой способ — убирать мусор или участвовать в любых других интересных вам волонтерских проектах. Да, это снова забота, которая приведет к любви 🙂 Некоторые говорят — «не буду убирать вместо кого-то». Я долгое время убирала мусор в месте, которое на тот момент не было закреплено ни за кем, ни за какой службой. Эдакая нейтральная зона, а место очень красивое и важное для истории. Мы собирались на уборку почти каждые выходные — отличные были времена! А по будням заявления писали. Ныть про городские проблемы потом точно не хочется, начинаешь видеть, что вопрос может оказаться глубже, чем кажется, и учишься решать все конструктивно. А недавно мы участвовали в таком флэшмобе: подсвечивали фонариками все темные места в центре города и распространяли эти фотографии в сети — «Как оно должно быть».
Восьмой способ — задавать себе логистические задачки.
Перекликается с прогулками в неожиданное время. Продумайте, например, как добраться из пункта Д в пункт Е с одной пересадкой на двух разных видах транспорта. Что-то в таком духе, в зависимости от размеров вашего города. Если ходит один трамвай, решите, какие три остановки из всего маршрута вы бы хотели проехать, а какие — пройти пешком.
Девятый способ — творить на улицах города.
Эффект будет очень интересный: с одной стороны, от такой смелости вы почувствуете себя скорее путешественником. А с другой стороны, вы сами станете частью города, а для какого-то — может быть, самой запомнившейся картинкой, образом, символом. Вечер, фонтан и скрипка 🙂 Банально, но факт: когда я жила в Санкт-Петербурге, несколько дней я зарабатывала себе на еду игрой на балалайке.
Попробуйте когда-нибудь поиграть или попеть на улице, выходить с мольбертом, стать завсегдатаем кафе, в котором вы будете делать скетчи — портреты его посетителей, участвуйте в каких-либо городских мероприятиях или фестивальных шествиях — вдруг вы умеете ходить на ходулях или ездить на ретро-велосипеде? Станьте городской достопримечательностью сами.
Согласна, не все эти способы могут подойти по темпераменту или даже по размеру города, но я надеюсь, хотя бы их общее настроение может помочь сделать шаг навстречу своему городу, ведь так приятно находится там, где тебе хорошо.
А вы любите свой город? Делали ли что-нибудь для него? Что практикуете из такого списка? Давайте делиться советами 🙂
Источник