Горячее тиснение дерева своими руками

Горячее тиснение по дереву — технология

Резьба по дереву является эффектным приемом декорирования деревянных поверхностей. Однако, — она весьма трудоемка и занимает много времени, даже при применении фрезерных станков с ЧПУ.

Но существует метод, позволяющий в определенной степени имитировать резьбу и механизировать процесс — это технология «горячего тиснения древесин ы».

Резьба по дереву является эффектным приемом декорирования деревянных поверхностей. Однако, — она весьма трудоемка и занимает много времени, даже при применении фрезерных станков с ЧПУ.

Но существует метод, позволяющий в определенной степени имитировать резьбу и механизировать процесс — это технология горячего тиснения древесины, т.е. прессование или термическое формование древесины.

Под воздействием температуры природные полимеры, входящие в состав любого древесного сырья, размягчаются, становятся эластичней. С помощью специальной нагретой металлической формы (пуансон), под высоким давлением на древесине отпечатывается объемный рисунок, похожий на резьбу.

Первые опыты промышленного тиснения древесины зафиксированы около 1870 г. в США ( Hartford Ornamental Woodwork Company). Поэтому сегодня я бы не стал называть данную технологию новаторской.

Только около 6-ти лет назад некоторые российские деревообрабатывающие компании начали предлагать услугу по нанесению декоративных рисунков на погонажные изделия методом горячего тиснения, а также производство различных элементов декора из них.

Тиснение погонажных изделий осуществляется на тиснильных станках проходного вальцевого типа. Разогретый ролик с усилием прокатывается по поверхности изделия и оставляет на ней соответствующий рельеф.

Частота повторения рисунка (рапорт) зависит от диаметра тиснильного вала. Пр и температуре более 150 градусов тиснение может сопровождаться некоторым изменением цвета древесины. При температурах более 200 градусов изменение окраски древесины становится интенсивным, вплоть до получения черного цвета. Такое горячее декоративное тиснение называется «Пиротипией» — от греческого происхождения означает «огненная печать».

Разные породы древесины в разной степени удобны для прессования. Не годятся для этого приема материалы, склонные к растрескиванию, например, — древесно-стружечные плиты, низкокачественная фанера, а также сучковатые и трещиноватые породы древесины.

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или ясеня.

Как и для резьбы, эффектность тиснения, как декоративного приема, в необходимых случаях может быть подчеркнута отделкой ( подкрашивание, полупрозрачные лаки, золочение, металлизация и т.д).

Более того следует отметить, что при горячем тиснении, доска проходит поверхностную термообработку на глубину 4-5мм при температуре 350 градусов. В результате чего изменяется цвет древесины, происходит т.н глянцевание, улучшается прочность верхнего слоя и снимается избыточное напряжение в дерева. Древесина после горячего тиснения не подвержена гниению и действию грибков, что позволяет применять такие изделия и для наружных работ.

Читайте также:  Измерение тяги своими руками

Также, благодаря тому, что данный метод декорирования позволяет обходиться без химических красителей, он стал особенно популярным при внутренней отделке бань, а именно парных, где очень важна экологичность.

Источник

Декоративное тиснение древесины

Резьба по дереву является сильным приемом декорирования мебели и др. деревянных изделий. Однако, — она весьма трудоемка. Существует довольно известный метод, позволяющий в определенной степени имитировать резьбу и механизировать процесс — это технология горячего тиснения древесины, т.е. прессование или термическое формование древесины.

Натуральная древесина состоит из природных полимеров. Поэтому она, под действием влаги и температуры, становится значительно пластичнее. На использовании этого свойства, например, основано классическое гнутье пропаренной древесины.

Горячее тиснение древесины можно использовать для получения объемных декоративных изображений как на плоских, так и на фасонных поверхностях деревянных деталей мебели и др. изделий.



Первые опыты в тиснении древесины зафиксированы около 1870 г. в США ( Hartford Ornamental Woodwork Company). Но нельзя сказать, что технология горячего тиснения древесины распространена повсеместно: тиснение применяется только на отдельных зарубежных и отечественных мебельных предприятиях.

Мебельшики мало знают о тиснении и, как правило, — по наслышке. В некоторых других отраслях тиснение используется очень широко. Тиснение является основным способом декорирования натуральных и искусственных кож, линолеума, бумажных и полимерных обоев, багета. В переработке пластмасс тиснение применяется при производстве сайдингов, пластиковых панелей, плинтусов и др. пластмассового погонажа.

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или ясеня.

Тиснением можно имитировать плетеные и т.п. материалы (ротанг, камыш, соломку).



Горячее тиснение может осуществляться не только по массивной древесине, но и по шпону, фанере и твердым древесно-волокнистым плитам. Хорошие результаты получаются при тиснении плит типа MDF, а также термопластичных древесно-полимерных композитов.

Тиснение плоских изделий (дверки, филенки и тп.) осуществляется в прессе при помощи рельефного пуансона. Тиснение панелей возможно и в тиснильных машин проходного вальцового типа.

Для тиснение фасонных профилей применяют соответствующие фасонные ролики.

Разогретый ролик с усилием прокатывается по поверхности изделия и оставляет на ней соответствующий рельеф.

Частота повторения рисунка (рапорт) зависит от диаметра тиснильного вала или ролика.



Объемные изделия, например — ножки, подлокотники и др. элементы стульев и кресел, получают в закрытых прессформах.



В некоторых случаях операция тиснения может быть сопряжена со склеиванием ( листов шпона, бумажных пленок и т.п.) и просечкой. Например в изготовлении сидений для стульев.

При температуре более 150оС тиснение может сопровождаться некоторым изменением цвета древесины. При температурах более 200 градусов изменение окраски древесины становится интенсивным, вплоть до получения черного цвета. Легкое поверхностное горячее декоративное тиснение называется пиротипией.

Как и для резьбы, эффектность тиснения, как декоративного приема, в необходимых случаях может быть подчеркнута отделкой ( подкрашивание, полупрозрачные лаки, золочение, металлизация и т.д.).

Не все что вырезано рецом может быть точно воспроизведено тиснением. Эта технология имеет свои ограничения по глубине рисунка, радиусам и т.д. Разные породы древесины в разной степени удобны для прессования. Не годятся для этого приема материалы, склонные к растрескиванию, например, — древесно-стружечные плиты, низкокачественная фанера, а также сучковатые и трещиноватые породы древесины.

Следует иметь ввиду, что тиснение относится к сильным декоративным приемам. Поэтому использование тисненых элементов в конкретном изделии требует хорошего вкуса и тщательной дизайнерской проработки как рисунка, так и изделия в целом. Не всегда нужно копировать старые художественные образцы и приемы: в тиснении следует искать и новые образные решения.

Декоративное тиснение древесины можно использовать не только в мебели. Этот метод декорирования может использоваться в производстве:

  • других деревянных товаров народного потребления (сувениров, канцтоваров, хозтоваров и т.п.)
  • багетов и др. художественной продукции,
  • архитектурно-строительных элементов — дверей, декорированных стеновых панелей, др. элементов наружного и внутреннего архитектурного декора зданий,
  • элементов церковной утвари и др. ритуальных предметов,
  • садовой мебели и садового оборудования,
  • деревянных светильников,
  • элементов интерьеров транспортных средств.

Некоторые сведения о прессовании древесины см. статью «Прессование древесины» http://c-a-m.narod.ru/material/presswood.htm

Дополнительная информация (ссылки):


Figli di Nando Trabattoni
Изготовитель прессформ в т.ч. для тиснения древесины
сайт компании http://www.trabattonistampi.com

P.A.O. MACC , Италия
Производство оборудования и инструментов для финишной обработки профилированных изделий древесины, древесных материалов и пластмасс, включая тиснение
сайт компании http://www.paomacc.eu/

Technostampi , Италия
Изготавливает оснастку, оборудование и готовые изделия, включая фанерные трубки большой ассортимент

сайт компании
www.tecnostampi.com

Tremco , Италия
offer a wide range of products such as: Dies, Pad printing plates, . zinc plate for small application such as burning wood stamping and moulding. .

сайт компании
http://tremcophoto.com

Photoengraving Specialists
What a Difference a Die Makes!» Our sample gallery. A full service magnesium engraver. Foil Stamping, Embossing, Wood Stamping
сайт компании http://www.photo-engraver.com

Renco Borgonovo
Оборудование для производства деревянных рам и рамок

сайт компании
http://www.borgonovo.com


Makor s.r.l., Италия
Производитель большой группы отделочного оборудования, в т.ч. станков для тиснения древесины

сайт компании
http://www.makor.it

Itallpresse , Италия
Производитель различного прессового оборудования, в т.ч. для тиснения массивной древесины

сайт компании
http://www.italpresse.it

автор Абушенко А.В., январь, 2008, доп. октябрь 2011

Источник

Нанесение горячего тиснения при помощи клише

Для того чтобы сделать тиснение при помощи клише и станка ТС 800, вам нужен станок, клише, фольга, картон для приладки и упоров, термоактивируемый скотч, скотч для приклейки упоров, ножницы, линейки, приладка (точно такая же заготовка которую будете тиснить, размером немного больше чем клише, не нужно собирать дополнительно изделие).

Для того чтобы сделать клише, нужно сделать макет рисунка на компьютере в программе CorelDRAW или Adobe illustrator.

Если вы делаете макет самостоятельно, вы должны так же знать допуск линий при травление клише или резке. Если вы не учтёте все моменты в макете, то ваше изображение может не получиться.

Для демонстрации процесса, мы взяли уже заготовленные обложки книг. Сборник сочинений Сергея Есенина.

Итак, вы желаете, чтобы изображение было точно посередине сторонки обложки книги, для этого вам нужно произвести расчет. С начала измеряем ширину клише по крайним точкам, потом ширину самой сторонки. Ширину клише вычитаем из ширины сторонки, получаем число, которое нужно разделить пополам, мы получаем равные значения, это и есть то расстояние, которое мы должны отметить от левой и правой стороны картонки. Например: Сторонка шириной 100 мм , ваше клише 50 мм, 100-50 =50 мм. 50мм/2 = 25 мм должно быть с лева и справа от края картонки до крайней точки клише.

Возьмите картонку такого же размера как ваша сторонка в обложке и сделайте разметку.

Станок нужно разогреть заранее, температура от 110 градусов до 200 градусов.
Внимание! Под каждую кожу, бумагу, материал, фольгу нужно подобрать температуру самостоятельно, так как каждый материал имеет разное покрытие и плотность.
Внимание! Берегите руки!

Возьмите скотч, наклейте на упоры, упоры можно сделать из картона, у нас просто две полоски шириной по 3 см, длиной под вашу сторонку, самое главное, чтобы изделие не ездило.

На клише наклеиваем термоактивируемый скотч.

Упоры наклеиваем на нижнюю плиту станка ТС 800.

Клише кладём на картонку с разметкой, изображением на картонку.

Разметку упираем в упоры на нижней плите станка ТС 800

Опускаем верхнюю плиту станка ТС 800 на клише при помощи рукоятки, и оставляем на 3-5 минут, чтобы скотч приклеился.

Перед началом работы необходимо выставить давление, вот этот момент действительно очень сложный. Приготовьте заранее приладку, положите её на нижнюю плиту, во время опускания рукоятки станка вы почувствуете, либо ваше клише слабо касается приладки нужно поднять нижнюю плиту, либо ваше клише соприкасается раньше, чем это нужно, тогда необходимо опустить нижнюю плиту, до такого состояния в котором вам будет удобно равномерно задавить изображение. Если вы работаете на станке первый раз, не огорчайтесь что с первой попытки не получиться. Скажу честно, что да же у мастеров, которые работают десятки лет, на приладку может уйти целый час.

Кладём фольгу. Следите, чтобы не попадали пылинки, волосинки на фольгу, это всё останется на вашем изображение, стереть не получится.

Всё проверяем, температуру, давление, упор нижней плиты.

Делаем оттиск, опускаем верхнюю плиту станка при помощи рукоятки.

Снимаем фольгу, оттиск готов.

Спасибо за внимание!

С уважением, коллектив компании Русская Мастерская.

Источник

Читайте также:  Выносной материал для прогулок летом своими руками
Оцените статью