- Полвека назад туляки поздравляли друг друга звуковыми письмами
- Говорящие открытки 1939 года
- Новогодние конверты
- Письмо от руки: эффективная тренировка для мозга взрослых и детей
- Как это было в Древнем Китае
- Как это было в Древней Руси
- А что сейчас?
- Почему детям стоит тренировать навык письма от руки
- 1/ Помогает лучше учиться
- 2/ Облегчает обучение чтению
- 3/ Развивает творческий потенциал
- 4/ Тренирует мозг
- Что письмо от руки даёт всем возрастам
- Чем ещё лист бумаги лучше гаджета
- Вывод
Полвека назад туляки поздравляли друг друга звуковыми письмами
Это сейчас можно без проблем позвонить практически в любую точку не то что страны, а и мира, или поздравить с праздником, послав аудиосообщение.
А в ХХ веке услышать голос знакомого или близкого человека зачастую было не таким уж простым делом. И тогда появились звуковые письма.
Говорящие открытки 1939 года
Много пишут о знаменитых «ребрах» — рентгеновских снимках, на которых записывали первые рок-н-роллы. Однако они вошли в обиход уже в послевоенное время. А первые бытовые звукозаписи в СССР стали делать еще до войны.
В 1939 году в Туле на ул. Пушкинской, 19 открылось первое ателье звукозаписи. Здесь каждый мог записать на патефонную пластинку свою речь, пение, то или иное произведение, выполненное на любом музыкальном инструменте. Записав на пластинку текст письма, ее можно было переслать в обыкновенном почтовом конверте в любой город Советского Союза, где такое письмо-пластинка прослушивалось на патефоне.
Стоимость пластинки из 80 слов составляла пять рублей, большой, из 200 слов, — восемь рублей. Запись от 50 до 80 слов умещалась в полторы минуты и квалифицировалась как говорящая открытка. От 200 до 300 слов звучала три минуты и имела статус звукового письма.
А теперь самое интересное: ателье звукозаписи работало ежедневно с шести часов вечера до полуночи! Подразумевалось, что эта услуга предназначена для трудящихся, а они весь день на работе. Поэтому сроки записи сдвинули так, чтобы было удобно всем. Выходной — каждый третий день шестидневки. Звукозапись производилась моментально, с немедленной выдачей говорящих писем.
Новогодние конверты
Настоящая индустрия звукозаписи появилась в СССР уже в послевоенное время. Эпоха музыки «на ребрах» закончилась появлением в каждом городе небольших студий звукозаписи для звуковых писем. Предшественниками же их стали официально выпускавшиеся звуковые письма, представлявшие собой грампластинку маленького формата с записью песни популярного исполнителя. С одной стороны — запись, другой она слегка приклеивалась к конверту. На упаковке была фотография исполнителя, текст или цитата из песни и небольшой свободный кусочек с пометкой «Для письма». Здесь можно было написать приветственное послание человеку, которому оно отправляется.
Так выглядели пластинки, записанные в тульских ателье звукозаписи. Фото из коллекции Владимира Щербакова и Игоря Копытова.
Позже появились те самые звуковые письма, которые можно было записать в студии через микрофон. Магнитофоны тогда еще только входили в моду, зато проигрыватели имелись в каждом доме. И, естественно, получение по почте подобного письма могло вызвать настоящий восторг. Качество записи было, конечно, ужасное, но это как раз тот случай, когда дорог не подарок, а внимание.
К тому времени на дворе были далеко не тридцатые, о моментальном вручении пластинки уже не было речи — если только не удавалось хорошо попросить мастера. Выписывалась квитанция, и заказ можно было забрать через несколько дней, а на самом деле — в течение месяца, так что о поздравлении приходилось беспокоиться заранее.
Звуковое письмо сыну. Отрывок из спектакля московского театра сатиры «Маленькие комедии большого дома». Запись 1974 г.
В 1976 году газета «Коммунар» опубликовала репортаж о работе одной из тульских студий с символическим заголовком «Песня в новогоднем конверте»:
«Кто из нас в эти предновогодние дни не получает праздничных конвертов с теплыми письмами, поздравительными открытками… Позавчера получил такое и я. Вскрываю конверт — в нем красочная новогодняя открытка. И не было бы в этом ничего удивительного, если бы на рисунок, где мишки и зайцы весело отплясывают вокруг елки свои забавные пляски, не была наложена прозрачная пластинка. По углам пластинка аккуратно скреплена с открыткой, а в центре ее — едва заметный круг дорожек.
Догадываюсь: это запись. Ставлю открытку на диск проигрывателя и… слышу любимую песню. С чувством благодарности перечитываю адрес отправителя и тут замечаю на открытке другой адрес: „Студия звукозаписи, Тула, ул. М. Горького, 31“. Так вот кто вместе с друзьями и знакомыми дарит нам приятные новогодние сюрпризы!»
Со слов журналиста Н. Стещенко, коллектив в студии работал небольшой: два звукооператора, один из них по совместительству заведующий, и ученик. «Комната звукозаписи начинена аппаратурой, но никаких табличек о соблюдении тишины и соответствующих предосторожностей нет. В них просто нет надобности. У одной стены идет запись на магнитофонную ленту заказчика, рядом с широким окном для приема и выдачи заказов работают магнитофон, усилитель и дискограф — аппарат для записи на пластинку.
Пишется песня „Вологда“ в исполнении ансамбля „Песняры“. Пластинку с этой песней только что заказали две девочки-школьницы. Три-четыре минуты — и они получают заказ.
— Как ведется запись? — переспрашивает меня звукооператор Михаил Зайкин. — Очень просто. Смотрите.
Михаил берет одну из кассет и ставит на магнитофон, затем кладет на диск записывающего аппарата четырехугольную прозрачную пластинку.
— Главное при записи, — поясняет второй звукооператор Сергей Самсонов, — чтобы резец (по-другому, записывающая игла) имел постоянную и нормальную температуру, иначе запись будет некачественной.
Эта „нормальная“ температура составляет около 500 градусов. Сергей тут же регулирует накал иглы, она мгновенно раскаляется, приобретая красновато-белый оттенок. За счет высокой температуры повышаются механические свойства резца. При записи сигналы, поданные с усилителя, задают резцу определенную амплитуду колебаний, которые должны выписаться на пластинке. Если температура резца будет недостаточной, на пластинке получатся неглубокие скребки, а при температуре высокой игла мягко и глубоко режет пленку, делая на ней качественную дорожку.
Записывающая головка ложится на пластинку, над ней синей змейкой начинает виться едкий дымок, а из-под иглы ползет тонкая, похожая на шелковую нить стружка. Через несколько минут пластинка готова».
Многие туляки получали такие пластинки в новогодних упаковках. При этом любой заказчик мог записать личное поздравление своим голосом, музыку или песню в собственном исполнении, голос ребенка Для этого была оформлена специальная комната со звукоизолированными стенами, да еще и с музыкальными инструментами.
Одно из самых популярных ателье звукозаписи в Туле находилось в доме, располагавшемся рядом с Домом Белобородова.
Студии звукозаписи имелись во многих районах областного центра. Не только на ул. М. Горького, но и на Кутузова, на Ак. Павлова. Отдельная палаточка звукозаписи стояла на трамвайной остановке напротив ТЮЗа на улице Коминтерна. Еще одно популярное ателье было на проспекте Ленина рядом с Домом Белобородова. Оно представляло собой длинный узкий коридор, с одной стороны которого на стене висели длинные списки песен, которые можно записать на пластинку или магнитофонную ленту, с другой — окошечко, через которое оформлялся заказ и в которое можно было даже увидеть внутреннее убранство помещения, где производилась звукозапись.
Именно запись песен, а не звуковых писем, пользовалась особенным спросом в таких заведениях. Фирма «Мелодия» была достаточно неповоротливой организацией, большинство популярных песен издавалось через год-два после того, как они начинали звучать в эфире и на концертах.
Киоск звукозаписи на ул. Коминтерна. Фото В. Белтова из коллекции Михаила Тенцера.
Огромным спросом традиционно пользовался Ободзинский, «Эти глаза напротив». Хотя именно эта песня тиражировалась «Мелодией» регулярно и на маленьких пластинках, и в сборниках. Что уж говорить о песне из кинофильма «Золото Маккены»! Спустя годы очень многие тут же разочарованно выключили телевизор, когда этот легендарный фильм показали наконец по телевизору. «Птицы не люди, и не понять им» звучали в оригинальном исполнении, и это уже было совсем другое кино. Огромной популярностью пользовались песни из фильма «Генералов песчаных карьеров» и «Третий лишний» ВИА «Лейся, песня» композитора Вячеслава Добрынина. А уж «Пора-пора-порадуемся» и другие песни из «Д`Артаньяна и трех мушкетеров» обогатили многих звукачей по всему СССР.
Не говоря уже о том, что на такие пластинки записывали и традиционные общепризнанные хиты — «Листья желтые», «Кто тебе сказал», та же «Вологда»
Воспользуемся еще одной цитатой из газеты «Коммунар». Некий пенсионер жаловался на то, что его заказ никак не могут исполнить уже в течение полугода.
«Ознакомившись с репертуарными списками фонотеки, я убедился, что дело не только в волоките. Проблема оказалась глубже и серьезнее. На моих глазах очень охотно, бойко и своевременно оформлялись и исполнялись заказы на запись изобилующих в фонотеке различных „групп“, в том числе и зарубежных. Выходит, и здесь — план любой ценой! А мой список состоял из произведений советской эстрадной музыки, таких как песни на музыку Колмановского, Блантера, Аедоницкого, Пахмутовой, Афанасьева, Бабаджаняна и других наших замечательных композиторов в исполнении Г. Ненашевой, М. Магомаева, Л. Утесова, З. Кирилловой, Э. Пьехи, И. Бржевской, ВИА „Оризонт“ и других певцов и ансамблей.
О вкусах, как считалось прежде, не спорят, но о пропаганде дурных вкусов надо не только спорить, но и непримиримо бороться с этим нездоровым явлением. Бороться всем вместе, и тон в этом деле должны задавать отдел культуры горисполкома, партийные органы, которые, судя по всему, совершенно выпустили из поля своего зрения такой эффективный инструмент музыкальной пропаганды, как городские студии записи.
Пользуясь бесконтрольностью, эти студии сегодня по существу являются проводниками низкопробных, бессодержательных образцов западной музыки, ничего не дающих ни душе, ни сердцу. Пришла пора отделу культуры, городскому комитету партии проанализировать стиль и направленность работы студий звукозаписи, обязать соответствующие организации обновить фонотеки и включить их в дело пропаганды нашей музыкальной культуры».
Это гневное письмо опубликовано в 1987 году, когда остановить поток «бессодержательных образцов западной музыки» было уже практически невозможно.
А в студиях записывались не только звуковые письма, но и магнитофонные кассеты. Цена записи составляла 10 копеек минута. Для полуторачасовой кассеты — девять рублей, не так и мало. Зато при заказе можно было уже не так стесняться, как раньше, когда в репертуарных списках на стене значились, например, лишь официально изданные песни Высоцкого, но обо всех остальных, включая какой-нибудь «Пинк Флойд», «Назарет», концерты Высоцкого и Аркадия Северного и даже практически запрещенный «Чингисхан», звучавший на любой дискотеке, можно было договориться с приемщиком.
В девяностые в моду быстро вошли левые CD и наступила совсем иная эпоха, когда незаконное тиражирование музыки приобрело фантастические масштабы. В СССР же пираты если и были, то только ХХ века, на киноэкране.
Источник
Письмо от руки: эффективная тренировка для мозга взрослых и детей
В наше время из-за смартфонов, компьютеров и других гаджетов лист бумаги и ручка отодвинуты на второй план. Век технологий, что тут скажешь! Благодаря автомобилям мы стали быстрее, благодаря микроволновым печам ужин готовится за минуту, а смартфон — это вообще палочка-выручалочка в сегодняшнем мире. Однако не стоит сбрасывать с «парохода современности» всё, что якобы изжило себя и не поспевает за современными скоростями.
Возьмём, например, письмо от руки. Удивительно, но этот древнейший способ передачи и сохранения информации по-прежнему необходим человеку. Он тренирует мозг, укрепляет здоровье, развивает творчество. Детям он помогает лучше учиться и легче усваивать материал, а в старшем возрасте является профилактикой возрастных болезней. Давайте разберёмся, как это работает.
Ван Сичжи «Предисловие к стихотворениям, написанным в Павильоне орхидей» (353)
Как это было в Древнем Китае
В прошлые времена человек, умеющий читать и писать, почитался очень умным. И вовсе не потому, что таких людей было мало, и они якобы обладали чуть ли не сакральными знаниями. Нет, дело здесь в другом.
Заглянем в Древний Китай. Все чиновники, желающие получить важный государственный пост, должны были пройти кэцзюй. Кэцзюй — серьёзное и весьма трудное испытание. Одним из его этапов является выполнение заданий по трём дисциплинам: арифметике, стихосложению и каллиграфии. Каллиграфии! Зачем она высокопоставленному чиновнику, каждое слово которого будет ловиться на ходу и записываться многочисленными писцами? Разве нужно самому чиновнику умение красиво писать?
Оказывается, нужно. В Поднебесной тогда считали, что если человек отточил навык своего письма до совершенства, он обладает определённым набором качеств. К ним относились терпение, ответственность, уважение к другим. Разумеется, ведь всем приятно читать красивый и понятный текст, а не каракули. Также этот человек имеет хорошее здоровье: древнекитайские медики были убеждены во взаимосвязи между выполнением мелкомоторной работы руками и функционированием мозга. А у обладателя здорового мозга должен быть здоровый дух. Получается, что человек, пишущий часто и красиво, защищает свой мозг от болезней старости. Так, прохождение кэцзюй позволяло государству получать опытного чиновника на долгие годы.
Рукописное Остромирово Евангелие (1056-1057) / Архив РНБ
Как это было в Древней Руси
В Древней Руси письму от руки тоже уделялось особое внимание. Историки в один голос утверждают, что письменность на Руси — явление давнее. Оно появилось задолго до христианства и славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Этот факт доказывают не только берестяные грамоты, дошедшие до нас. Существуют многочисленные вещественные исторические источники с надписями на них: деревянные прялки, кухонная утварь, гребни, ремесленные изделия, оружие, посуда. Можно предположить, что грамотность была доступна не только высшим слоям населения, но и ремесленникам, мастеровым и даже крестьянам.
И учились наши предки писать не для того, чтобы прослыть грамотными. Они верили, что письмо и чтение развивают ум, усердие, стойкость, делают руку крепкой, а мозг — пытливым. Кто письмом занимается до старости, к тому не подступятся «болезни трясучие и хвори, ум и сердце терзающие». Чем не современный рецепт здоровья?
Устав игумена Соловецкого монастыря Филиппа об одежде (1553) / Архив РНБ
А что сейчас?
Сейчас каллиграфия — уже почти забытое явление. Письмо от руки используется всё реже. Бумажные послания мы не отправляем, поздравительных открыток в почтовых ящиках не находим, сладко-томительного ощущения от полученных вестей на тетрадном листе не испытываем.
На смену этому пришли короткие смс с типизированным текстом, а то и вовсе заезженные картинки с тремя белыми розами и надписью: «С Днём Рождения!». Кто не получал под Новый год, на 8 Марта или день рождения десятки одинаковых смс от разных людей?
Не удивительно, что шариковая ручка с каждым годом теряет свою популярность. В 2012 году в Англии почтовой компанией Docmail был проведён опрос, чтобы узнать, когда в последний раз взрослый человек делал записи от руки. Результаты были неутешительны: средний показатель составил 41 день.
В 2020 году в России тоже был проведён подобный опрос. Около 70% опрошенных признались, что в последнее время всё реже пишут от руки, а качество их почерка заметно ухудшилось. Вспомните, а когда вы в последний раз пользовались шариковой ручкой?
Фёдор Тютчев «Первый лист» — Автограф (май 1851) / Архив РГАЛИ
Почему детям стоит тренировать навык письма от руки
1/ Помогает лучше учиться
Утверждать данный факт позволяет исследование Пэм Мюллер и Даниэля Оппенхеймера. В ходе трёх исследований учёные установили, что студенты, которые записывали материал от руки, а не набирали на клавиатуре, лучше запоминали информацию. Тенденцию к дословному записыванию лекций на ноутбуке исследователи назвали даже вредной для обучения. Именно записи от руки позволяют «обрабатывать информацию и переформулировать её своими словами».
Записывая что-либо, мы создаём как бы индивидуальный шифр. У каждого есть свои собственные сокращения для определённых слов, а некоторую информацию вообще можно передать символами или зарисовать. Таким образом, мозг, впервые слыша информацию, начинает анализировать её и тут же закреплять с помощью действий нашего тела, то есть записи текста от руки. Вполне естественно, что такая информация запоминается легче.
2/ Облегчает обучение чтению
В 2012 году доктором психологических наук Карин Джеймс было проведено исследование, которое обнаружило интересный факт. Мозг детей, записывающих информацию на листе бумаги, показал высокую умственную активность сразу в трёх зонах, которые связаны с письмом, чтением и памятью. Этот факт дал учёным возможность говорить о неоспоримой взаимосвязи между письмом от руки и чтением. При этом мозговая активность при наборе информации на клавиатуре была несравнимо ниже.
3/ Развивает творческий потенциал
Исследования, проведённые в 2006 году доктором психологических наук Вирджинией Бернингер, показали, что письмо печатными буквами, прописью и с использованием клавиатуры использует связанные, но разные функции мозга. Учёная установила, письмо от руки — сложный механизм, который опирается на многие неврологические процессы. Именно он стимулирует те отделы мозга, которые отвечают за творчество и эмоциональный интеллект.
4/ Тренирует мозг
Прописывая букву за буквой, мозг ребёнка выстраивает новые нейронные сети. Чем больше нейронных связей, тем мозг мощнее, и ему легче справляться с разного рода задачами. Вспомните, как в детстве мы сотни раз выписывали заглавные «А», «Б» и другие буквы до тех пор, пока не начинали делать это уверенно и качественно.
Французский когнитивный нейропсихолог Станислас Деан из Коллеж де Франс описывает эту связь так: «Когда мы пишем, автоматически активируется уникальная нейронная цепь. В написанном слове есть глубинное распознавание жеста, своего рода распознавание посредством ментальной симуляции в вашем мозгу. И похоже, что происходит это уникальными способами, которые мы не осознавали».
На самом деле навык письма мы тренируем многие годы, а не только в школе. Каждый наверняка замечал, как меняется его почерк на протяжении жизни. Если буквы «из-под пера» выходят всё более ровными и аккуратными, значит и мозг постоянно упражняется.
Таким образом, опираясь на многочисленные исследования экспертов, можно с уверенностью говорить, что письмо от руки влияет на возможности обучения и работу мозга. Не случайно в Великобритании бережно хранят традиции ручного письма, а в Америке в последние годы некоторые штаты включили чистописание в список обязательных учебных предметов для старшеклассников.
Винсент Ван Гог «Письмо Джону Питеру Расселлу» — Автограф (июнь 1888) / The Solomon R. Guggenheim Foundation
Что письмо от руки даёт всем возрастам
Скорее всего, вы не замечали и не задумывались о том, сколько действий на автомате выполняют ваши тело и мозг. Например, беря телефон, мы выполняем все действия в режиме автопилота. Руки куда-то нажимают, сами выполняя задачу, а мозг при этом может думать о чём угодно. В этом и состоит прелесть автоматизма.
Когда мы закрепляем какой-то навык и выводим его на уровень автоматического выполнения, это позволяет нам совершать несколько дел одновременно. Например, ехать на велосипеде и обдумывать сценарий будущего бестселлера. Или восхищаться полётом гордого орла, парящего в воздухе. Или же любоваться морем поспевающей в полях ржи. Такое возможно, потому что одно действие — управление велосипедом — уже доведено до автоматизма. На его выполнение мозгу нужно минимальное количество трудозатрат. Он попутно работает в более важном аспекте: творчестве и восприятии прекрасного. Тело же само знает, как крутить педали и держать равновесие.
Именно этот навык автоматизма нам жизненно необходим для множества вещей. А письмо от руки — прекрасная тренировка для этого. Прописывая каждый день текст от руки хотя бы в течение пяти минут, наш мозг совершенствует навык выполнения каких-либо действий на автомате.
Другим важным преимуществом письма от руки является укрепление здоровья. Причём и физического, и психологического. Такой метод оздоровления называется «письмотерапия». Ведение дневника или любая другая письменная практика поможет сформировать аналитический навык и способность более осмысленно проживать свой опыт. Причём здесь действительно важно, делает ли человек записи от руки или набирает текст на планшете. Эффект от текста, набранного на клавиатуре, несравнимо ниже терапевтического эффекта рукописного текста.
Блокнот Марии Кюри с записями об экспериментах с радиоактивными веществами / Wellcome Library
Чем ещё лист бумаги лучше гаджета
Какое сегодня самое удобное и универсальное приложение? Вы удивитесь, но это — чистый лист бумаги, так как он отвечает индивидуальным запросам любого человека. Возможно, вместо подробного описания вы любите зарисовывать свои идеи? Или у вас есть собственная система знаков, заменяющих слова? Листок и ручка дают абсолютную свободу создать, записать что-либо именно так, как нужно лично вам.
Мобильные приложения — это всегда шаблонность. Все они сделаны с учётом опыта потребностей и навыков разработчиков, поэтому не могут подходить всем. Но только от вас зависит, чем и как вы заполните бумажное пространство, а ограничить вас может только ваша фантазия. И пока ни один гаджет не может конкурировать с этим.
Привычка делать записи в бумажный блокнот станет полезной благодаря дополнительной тренировке мозга и мелкой моторике. Плюс она снизит зависимость от электронных устройств. Данный факт даже не требует исследований и опытов — достаточно посмотреть на себя, своих друзей и коллег. Кому не знакома ситуация бесконечного блуждания по соцсетям, когда телефон был взят в руки, чтобы только посмотреть время? Лист бумаги не позволит рассеивать внимание и переутомляться от переизбытка лишней информации.
Кроме того, когда мы держим в руках карандаш, ручку или маркер, мы подключаем к работе тактильные ощущения, которые воздействуют на участки мозга, связанные с креативностью и творчеством. Не поэтому ли в крупных корпорациях вайтборды — до сих пор неотъемлемый элемент мозговых штурмов и планёрок?
Леонардо да Винчи «Кодекс о полёте птиц» (1505) / Biblioteca Reale, Torino
Вывод
Сохранять ли письмо от руки в своей жизни? Обучать ли красивому почерку своих детей? Завести блокнот или отдать предпочтение клавиатуре? На эти вопросы каждый отвечает сам. В конце концов, без навыка печатного письма в современном мире обходиться сложно, а для наших детей, пожалуй, это станет невозможно.
И всё-таки давайте согласимся, что гаджеты окружили нас со всех сторон. Поэтому нам нужно уметь ими управлять, не забывая о том, кто здесь главный. Чтоб смартфоны не утащили нас в свои виртуальные миры, важно чётко понимать, зачем мы берём их в руки. Может для записей лучше достать легендарный молескин, любимую ручку и вспомнить слова Бернарда Шоу «о красоте и благородстве, великой миссии и предназначении человеческого почерка»?
Источник