Говорящий кубик своими руками

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики «Речь:плюс» и наш аналог — кубики из картона , как элемент «говорящей среды».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство «Народное образование» и наш аналог из картонных кубиков.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:

§ расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

§ развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;

§ развитие интонационной выразительности;

§ формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);

§ формирование активной коммуникативной позиции.

В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.

На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

§ Смысловая направленность (7 кубиков):
красные:
— семья (возраст и пол);
— профессии;
— незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);
синие:
— время суток и погода;
— место действия;
зеленые:
— волшебные предметы;
— транспорт.

§ Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
— пространственные предлоги;
— эмоции;
— выразительность речи.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

связная речь. Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

грамматика. Цвета кубиков используются для составления (распространения) предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

Красные кубики обозначают персонажей («кто?»).

Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы).

Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «где?» и «когда?», а также на вопрос «что?».

Оранжевые кубики – особенные, у них свое предназначение – придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

Любимой игрой детей нашей группы стала игра «Угадай по вопросу». Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку. Для этого они задают ему вопросы. Два варианта – игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только «да» и «нет», другой вариант – водящий может отвечать развернуто на вопросы: какой предмет, для чего он нужен.

Читайте также:  Как сделать хэппи мил своими руками

Единственной проблемой при использовании «Речевых кубиков» оказалось их малое количество на группу детей. Эту проблему мы решили быстро – сделали сами аналог «Речевых кубиков» кубики из картона. Дети очень обрадовались тому, что их любимых кубиков стало в два раза больше!

Источник

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков.

Людмила Сергиенко
Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков.

Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, чтобы помочь превратить монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, хочу поделиться идеей изготовления речевых кубиков.

Для работы нам понадобятся: плотный картон формата А4 белый или цветной, линейка, карандаш, клей, ножницы, скотч и картинки.

Сначала следует подобрать различные предметные картинки. Их можно вырезать из детских журналов, нарисовать или распечатать на цветном принтере.

Сделайте чертеж кубика. У меня он со сторонами 6 см (не забудьте начертить клапаны для склеивания). Каждую линию следует продублировать лезвием ножниц для более аккуратного сгиба, затем склейте все кубики.

На каждую сторону кубика приклейте картинку, т. е. понадобится по шесть картинок на каждый кубик.

Для более практичного применения кубиков желательно все стороны «заламинировать» скотчем. Такие кубики точно прослужат дольше обычных.

Мастер-класс по изготовлению валентинки День Святого Валентина- это день дружбы и любви. Все люди дарят друг другу свои улыбки и добрые пожелания. Все близкие, соседи, родственники.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Мастер-класс на тему «Использование счетного материала из соединяющихся между собой кубиков в работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района Подготовила: Журавлёва.

Мастер-класс по изготовлению фотоальбома Подарки, сделанные своими руками, имеют множество привилегий перед сувенирами, купленными в магазине, их главное преимущество — эксклюзивность.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука Мастер – класс по изготовлению Лэпбука «Давайте жить дружно» Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Главное – как преподносить.

Мастер-класс по изготовлению сундучка Мастер- класс по изготовлению сундучка. Цель: использовать сундучок на занятиях в виде сюрпризного момента. При подготовке занятия по развитию.

Мастер класс по изготовлению экокормушек Печенюшки для пичужкиЧтобы приготовить вкусное печенье для птичек, мы с помощью родителей собрали разнообразный корм: семена подсолнуха,.

Мастер-класс. Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков. Проблема развития речи остаётся одной из актуальных тем, так как общение является необходимым условием формирования личности, её сознания.

Мастер-класс «Воспитание доброты и отзывчивости, совершенствование речевых умений у детей дошкольного возраста» Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Добрые руки рассказывают сказки» Воспитатель: Максимова.

Мастер-класс по изготовлению лошадки Для изготовления лошадки нам нужно: цветная бумага, рулончики от туалетной бумаги, шерстяные нитки, клей, ножницы, шаблон головы лошадки,.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»

Мария Копцева
Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»

Учитель-логопед: Копцева. М. А

Мастер-класс для педагогов на тему: «Речевые кубики»

Читайте также:  Как сделать елку своими руками без клея

Актуальность:

Пособие «Речевые кубики» является средством обучения и воспитания в области «Речевое развитие» программы «Вдохновение». Данное пособие можно отнести к средству альтернативной коммуникации в системе работы с неговорящими детьми. Что такое средства альтернативной коммуникации – это все неголосовые (невербальные) системы коммуникации (жесты, пиктограммы, предметные символы и т. д). Таким образом, использование кубиков может применяться в практике как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития их творческих способностей (словотворчества, расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков.

Оно является ключом для раскрытия потенциала детей дошкольного и школьного возраста. Использование речевых кубиков возможно, как в изолированном виде, так и с опорой на наглядный материал, а также они могут служить дополнением к другим дидактическим пособиям и играм.

Цель:

Расширение представлений специалистов об нестандартном и многообразном использовании пособия «Речевые кубики» и повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с дидактическим пособием «Речевые кубики»;

2. Рассказать о преимуществах использования речевых кубиков в ходе практики;

3. Расширить представления о положительном влиянии данного пособия на развитии ребенка в целом и совершенствовании всех сторон речи детей;

4. Показать неограниченные возможности применения кубиков и их функционального назначения в ходе занятий и в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Оборудование:

Картинный материал, раздаточный материал, речевые кубики.

Познакомимся с ними поближе. В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом, на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг-другу. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

Смысловая направленность(7 кубиков):

1. Семья (возраст, пол);

3. Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);

4. Время суток и погода;

5. Место действия;

6. Волшебные предметы;

Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:

8. Пространственные предлоги;

10. Выразительность речи.

1.«Речевые кубики» – наглядный материал, удачно и просто сочетающий в себе игру, речь и общение, а также богатую содержательную основу для них. Главная их задача в том, чтобы ребенок заговорил – и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Пройдя все этапы работы с кубиками — от расширения и активизации словаря до артистических опытов — вы вместе с детьми подойдете к главной цели: будете легко придумывать истории и связно и выразительно их излагать, научитесь внимательно слушать собеседника и вести диалог, научитесь фантазировать и самовыражаться.

Данное пособие сопровождается руководством для педагогов и родителей, в котором имеются предложенные автором речевые игры и различные варианты использования речевых кубиков. Мы же решили показать свое видение на включение речевых кубиков в ход комплексного занятия по теме «Семья». Герои нашего занятия будут учиться понимать друг — друга без слов, разговаривать по телефону, путешествовать, узнавать новое о сказочных персонажах и даже колдовать.

Читайте также:  Metalflex zv 445 ремонт своими руками

2. Первое, с чего мы начнем – это формирование познавательного интереса у детей, активизация внимания и включение воспитанников в познавательную деятельность.

Используем кубик — «Время суток и погода». На гранях кубика имеются 6 пиктограмм: Солнце, Луна, Радуга, Снег, Дождь, Гроза. Этот кубик можно использовать для проведения подвижно-речевых игр, например, «Посмотри на небо, что ты видишь.» солнце – дети поднимают ручку, луна — все спят, радуга – все прыгают, гроза — все прячутся, топают ногами, и так далее по усмотрению педагога.

Для формирования познавательного интереса и активизации внимания, мы предлагаем детям отгадать загадки о погоде и частях суток, чтобы собрать части пазла и узнать, кто живет в доме. (Слайд 5)

Загадки: Бродит одиноко Если плачу – не беда, Загремел на

Огненное око. Вместо слез течет вода. Сотрясается весь

Всюду, где бывает, Я такой плакучий Я зажмурила

Взглядом согревает. Из-за серой тучи. Что на улице?

(солнце) (дождь) (гроза)[/i]

Подразумевается, что с детьми заранее велась работа по дифференциации (определению) признаков определенных погодных явлений, поэтому по мере отгадывания загадок педагог вручает детям детали пазла. Либо, если это интерактивная форма занятия, мы видим, что как только дети отгадали все загадки на экране складывается пазл с изображением наших главных героев занятия. (Слайд 6)

Кубик «Семья» легко совмещается со всеми кубиками. С неговорящими детьми может быть организована работа по вызыванию речи, закреплению лексического значения слов, развитию фонематического слуха, имитации движений, формированию указательного жеста и т. д. Также, на логопедических занятиях мы можем организовать проведение артикуляционной или дыхательной гимнастики вместе с членами семьи.

Старших дошкольников мы просим подкинуть кубик и рассказать, кого они видят на грани кубика, где находится и чем занимается этот член семьи, глядя на сюжетную картину.

Например, Это мама. Мама сидит на стуле. Мама играет на пианино.

Здесь же ведется работа по формированию обобщающих понятий. Педагог задает вопрос: «Как назвать всех этих людей на картине одним словом?» (семья).

А теперь начинаются самая интересная часть — педагог рассказывает детям, что каждый член семьи приготовил для них свое увлекательное задание. Например, спрашивает: «Ребята, а кого вы еще видите на картине кроме людей?». Мы говорим, что котик по кличке Том хочет поиграть в прятки. Задача детей, используя кубик «Пространственные предлоги» объяснить где находится кот, относительно шкафа и подобрать подходящую грань кубика. Все схемы сначала «прочитываются» вместе со взрослым. (Слайд 7)

Например, Том спрятался за шкафом. Том спрятался в шкафу и т. д.

Далее обращаем внимание детей на мальчика, играющего в кубики на ковре. Говорим, что он мечтает стать настоящим фокусником и придумал волшебные предметы для каждого из своих родных. Но они куда-то подевались, и он расстроился, давайте узнаем, какое у мальчика сегодня настроение. Игра называется «Лото», наша цель – это подбор пиктограммы на кубике «Эмоции» к аналогичному картинному материалу. Педагог просит найти подходящую грань кубика при показе картинок и сказать какое настроение у малыша. (Слайд 8)

Например, Мальчик грустит. Он грустный. Мальчик сердится. Он сердитый, злой и т. д.

Источник

Оцените статью