Формирование графо-моторных умений у детей с помощью трафаретов В. В. Воскобовича
Зайкова Лидия Олеговна
Формирование графо-моторных умений у детей с помощью трафаретов В. В. Воскобовича
Дети любят рисовать! У каждого ребёнка периодически возникает желание создать рисунок, но не всегда получается выразить полностью свой творческий замысел, так как в силу возраста не хватает необходимых умений и навыков.
Рисование с помощью трафаретов развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, позволяет чувствовать себя смелее, непринуждённее. Дети раскрывают свои способности, испытывают радость, которую им доставляет созидание.
Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Последовательность освоения техники рисования с помощью трафарета:
— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению собственного замысла;
— от изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;
— от применения наиболее простых трафаретов к более сложным;
— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Этот способ рисования помогает детям получать удовольствие от изобразительной деятельности и беспрепятственно переходить к овладению её новыми техниками.
Методические рекомендации «Формирование графо-моторных умений у детей с помощью трафаретов» охватывает систему работы по использованию трафаретов «Чудо-крестики 2», «Чудо-Соты» и «Логоформочки» в русле развития графо-моторных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендации являются итогом многолетней работы учителя-дефектолога С. В. Мамаевой. В них дан обзор современных и инновационных подходов к развитию мелкой моторики у детей, методика использования трафаретов, характеристика приемов работы (раскрашивание и штриховка, их комбинация, реализация образовательного проекта на материале трафаретов, описывается содержание занятий в рамках дополнительной (платной) образовательной услуги.
Рекомендации созданы для использования методики с альбомами фигурок к трафаретам «Чудо-крестики 2», «Чудо-Соты» и «Логоформочки. Они являются универсальными, т. е. подходят для использования в рамках любой основной образовательной программы на уровне ДОО или начальной школы.
Трафарет «Логоформочки» изготовлен из прозрачного легкого пластика.
Используя этот трафарет,ребенок сможет выполнять различные упражнения и задания:
1. закрашивать различные фигуры;
2. заштриховывать и обводить фигуры по контуру;
3. находить элементы, одинаковые по цвету, форме, размеру, штриховке и обводке;
4. дорисовывать фигуры и контуры до предметных картинок;
5. вырезать фигурки и использовать их в аппликациях;
6. считать нарисованные элементы и фигуры;
7. соотносить фигуры (каких больше, меньше, поровну);
8.определять местоположение фигур: вверху, внизу, справа, слева, в левой верхней части листа, в правой верхней и т. п. ;
9. отображать фигуры симметрично друг другу.
Трафарет с различными геометрическими фигурами подарит вашему ребёнку множество интересных и полезных развивающих занятий. Органично сочетает работу по шаблону с неисчерпаемой творческой свободой. Работа с трафаретом раскрывает творческий потенциал ребёнка и позволяет ему расширять представления о рисовании как искусстве.
Трафарет «Чудо-Соты 1», «Чудо крестики2»развивает:
• мелкую моторику и координацию «глаз-рука»,
• формирует и закрепляет представления о геометрических фигурах.
Трафарет имеет огромное количество возможностей использования. Фигуры, созданные с помощью трафарета,можно:
• заштриховывать и обводить по контуру без опоры на трафарет,
• находить одинаковые по форме, цвету, размеру, штриховке элементы,
• дорисовывать до предметных картинок,
• вырезать фигурки и использовать их в аппликациях,
• соотносить (каких фигур больше, меньше, поровну,
• определять их местоположение (вверху, внизу, справа, слева, между,
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.
Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.
Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.
Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.
Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.
Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.
Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области «Ребенок и общество». Надеюсь, что предложенный.
План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему «Формирование исследовательских умений.
Источник
Графологический трафарет «Дорожки для двух рук»
Екатерина Растихина
Графологический трафарет «Дорожки для двух рук»
Графомоторный трафарет для двух рук
в виде дощечек с выпуклыми объёмными линиями и фигурами, включает графические упражнения для детей разработанных с позиции нейропсихологии и направленных на развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространственное мышление, концентрацию внимания, восприятие, память.
Подобран специальный комплекс коррекционно-развивающих заданий для формирования межполушарного взаимодействия.
В процессе выполнения таких упражнений (обводки одиночных или симметричных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, правой руки, затем мелом-то левой, то правой рукой, одновременно двумя руками и т. д.) у ребёнка развиваются
• зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация,
• синхронизация работы глаз и рук,
• закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов,
• активизируется деятельность головного мозга в целом, что будет способствовать успешной подготовке старших дошкольников к обучению в школе.
Дидактическая игра «Дорожки для двух рук для развития межполушарного взаимодействия» Фейзуллаева ТамилаДидактическая игра «Дорожки для двух рук (для развития межполушарного взаимодействия)» Цели:1 — развитие зрительно-двигательной.
Дидактическая игра по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста «Дорожки для зверюшек. Сравнение двух предметов по длине» Дидактическая игра по формированию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста. «Дорожки для зверюшек» Выполнила.
Дидактическое пособие «Тактильные дорожки» Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия. Дидактическое.
Дорожки здоровья Дорожки здоровья. Дорожки здоровья приобрели в последнее время большую популярность в оздоровительной работе,т. е. профилактика плоскостопия.
Игровой досуг «Осенние дорожки» Цели: — создание положительного эмоционального настроя в группе; — формирование умений работать в коллективе; — развитие памяти, внимания,.
Оздоровительное пособие «Массажные дорожки» своими руками В этом году я набрала группу малышей. Возраст (2-4 года).Все они по своему интересные, любознательные, смешные и замечательные.
«Закаливающие коврики-дорожки». Мастер-класс Мастер-класс «Закаливающие коврики-дорожки»Подъюсова Татьяна Даже если у вашего малыша все в порядке со здоровьем, врачи отмечают хорошее.
Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев Многие знают, что развивать мелкую моторику очень важно для становления детской речи. Существует много всяких занятий, упражнений и игр.
Дидактическая игра «Тактильные звуковые дорожки» Данное пособие представляет собой наглядно-игровой материал, предназначенный для детей подготовительной группы и младших школьников. Использовать.
Тема двух недель «Динозавры» В течение первых двух недель февраля мы изучаем динозавров. Темы бесед с детьми: понедельник — 1) Какие животные относятся к динозаврам?.
Источник
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
Татьяна Логунова
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки,которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
В задачи графомоторики входит:
правильное удержание ручки и карандаша;
точность в обведении линий; ритмичность движений;
правильный нажим ручки при письме;
зрительное восприятие заданного материала;
внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
Компоненты графо-моторного навыка:
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме,
Графо-моторныенавыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
— Задания на зарисовку деталей, предметов,с натуры:
— Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
— Упражнения на определение правых и левых частей тела;
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
— Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
Задания с условиями по выбору нужных направлений.
— Занятия по штриховке по контуру, обводка.
— Срисовывание геометрических фигур.
Задания на зарисовку деталей, предметов,с натуры:
— дорисовывание незаконченных рисунков;
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
— упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
— Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
— Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки,которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого.Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи».Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять (вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
Графический диктант
Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
Источник