- Гравировка по дереву – эволюция народного творчества
- От грабштихеля до фрезы
- Ручная гравировка
- ЧПУ и фреза – это звучит красиво
- Похвальное слово
- Лазерные возможности
- А хорошего больше
- В завершение
- Гравировка по дереву
- Особенности ремесла
- Оборудование и инструменты
- Сюжеты для работ
- Как гравировать?
- Полезные советы
Гравировка по дереву – эволюция народного творчества
На любой вид деревянного изделия может быть нанесена гравировка, которая выполняется не только вручную, но и на специальных станках. Использование фрезы или лазера дает рисунок непревзойденной точности и любой сложности. Гравировка используется на промо-товарах, сувенирах, украшениях или личных вещах, выражая общность членов компании или подчеркивая индивидуальность.
От грабштихеля до фрезы
Искусство современной гравировки берет начало от древних рисунков, нацарапанных на стенах пещер, и резных прялок и наличников. Но современный процесс оптимизирован настолько, что участие человека сводится лишь к «мозговому штурму», оставляя технике кропотливое вырезание.
Современный станок для гравировки по дереву предназначен для создания:
- графики;
- маркировки;
- фотографии;
- узоров и виньеток;
- рельефов и барельефов.
Гравировке поддается любая деревянная поверхность – плоская и округлая, главное, чтобы размер рабочего поля был достаточным.
Изображение может украсить:
- фасад мебели;
- двери, карнизы;
- «примочки» для компьютера;
- посуду, разделочные доски;
- шкатулки и другие, подчас, обыденные предметы.
У настоящего джигита нарды – произведение искусства
Ручная гравировка
Техника техникой, но настоящая штучная вещь делается только при непосредственном участии человека. Инструмент в таком случае является продолжением руки, и каждая вырезанная линия уникальна. Гравировка на дереве своими руками займет много времени и все ваше внимание, но в этом и заключается прелесть творчества.
Для ручной работы в домашних условиях обязательно наличие следующих инструментов:
- набор штихелей – тонких стержней из стали с концами разной формы;
Каждый штихель режет по-разному
- пуансон для пунктирных линий;
- лампа напряжением 36 В с линзой;
- приспособление, на котором будет лежать заготовка – двусторонний скотч или плоская подушечка с песком.
Обратите внимание! Яркий солнечный/электрический свет быстро утомляет глаза. Специальная лампа или занавешенные светло-голубыми тонкими шторами окна сделает свет рассеянным, и деревянная поверхность не будет бликовать.
Значительно упрощает работу использование электроинструмента с насадками, позволяющими делать разнохарактерные линии:
- дремель (точное название – прямая шлифмашина или, как часто говорят, бормашина) совершает до 35 тыс. об/мин. Цена за инструмент с комплектом расходных материалов, гибким валом в среднем составит от 8 до 14000 тыс. рублей;
- разнообразные насадки , закрепляющиеся цанговым зажимом, с помощью которых можно не только прорезать линии, но и сверлить, шлифовать, резать и проводить фрезеровку по дереву.
ЧПУ и фреза – это звучит красиво
Фрезерно-гравировальный станок по дереву обычно ассоциируется с промышленностью, огромными грохочущими цехами. Тем не менее есть «одомашненные» версии агрегатов, подходящие для обработки дощечек размером с лист А4, цилиндрических предметов, сувениров. Возможность ЧПУ позволяет осуществлять весь цикл работ – от проекта до гравирования.
Опуская перечисление узлов и деталей фрезеров, выделим несколько, непосредственно влияющих на качество механической обработки материала:
- фреза в цанговом зажиме, исключающем разбалтывание;
- шпиндель – инструмент, отвечающий за вращение фрезы. Для домашнего пользования мощности 400–800 Вт вполне достаточно;
- жесткий рабочий стол, чтобы прочно крепить детали.
Обратите внимание! Не гонитесь за большей мощностью шпинделя и, соответственно, количеством оборотов фрезы. Иначе мельчайшая пыль будет забивать канавки, нагреваться от трения фрезы и подгорать.
Гравировальная фреза по дереву подключается к LTP порту компьютера (простейший вариант), на котором можно:
- создать рисунок;
- определить глубину выборки материала или прорезываемого контура;
- задать параметры работы фрезы.
Заданные одной целью
Направляющие позволяют шпинделю двигаться вверх-вниз, вдоль и поперек над деревянной деталью, реализуя задуманный вами шедевр. Станок «общается» компьютером, принимая команды направления и скорости движения и отправляя сигналы о их выполнении.
Обратите внимание! Поскольку станок очень тяжелый – вес 56 кг с рабочим полем 600х400х100 мм, укрепите дополнительно место, где вы решите его поставить. Желательно иметь вытяжку, чтобы не забывать легкие пылью.
Похвальное слово
Работа любого механизма часто сопровождается относительно громким шумом, вибрацией, запахом. Износ деталей тоже можно считать естественным процессом.
Но достоинств гравировальная фреза по дереву все же имеет больше:
- универсальность – работает с любым материалом;
- изготавливает 3D узоры повышенной сложности;
Можно заблудиться в хитросплетении линий
- погружение фрезы на любую заданную глубину;
- легкая смена насадок.
Лазерные возможности
Фрезерная и лазерная гравировка дерева, в общем, сходны – похожее устройство станка, предварительная компьютерная обработка эскиза, программирование процесса, возможность обработки плоских и округлых деталей. Отличие заключается в способе нанесения изображения – направленным лучом, конец которого образует на поверхности световую точку.
К станку прилагается определенная линза, образующая тонкий луч, маленькое пятнышко которого позволяет гравировать:
- печати;
- шрифт с величиной кегля = 5;
- черно-белые фотографии.
На фото видно точку и даже луч
Меняя линзы, можно увеличить световое пятно для работы на больших площадях. Лазерные резы достигают ширины 0,1–0,25 мм, а погрешность в 0,1 мм придает изображению филигранную точность. Поскольку световой луч имеет высокую температуру, оборудование для лазерной гравировки по дереву предусматривает систему обдува.
А хорошего больше
- от мощности станка зависит вид выполняемой операции, например, домашние лазеры «не берутся» за металл, большие – за миниатюрные вещи;
- нельзя гравировать ПВХ, органическое стекло – выделяются опасные вещества (фреза с ПВХ работает легко);
- погружаясь в дерево, луч теряет мощность и стенки резов могут быть трапециевидными;
- регулировка мощности луча технологично проигрывает вариациям с насадками.
Настроившись на позитив необходимо отметить:
- долговечность изображения сопоставимо разве только с «живучестью» материала;
- широкий спектр поддающихся гравировке материалов – от бумаги и кожи до камня;
Гравировка на ткани
- точность воспроизведения составляет 100 мкн;
- высокая скорость гравирования, но дерево обрабатывается почти одинаково лазером и фрезой;
- инструкция позволяет не закреплять деталь, что экономит рабочее время;
- легко выходят прямые углы (у фрезера они скруглены);
- гравировка поверхностей любой конфигурации.
В завершение
Возможности гравировки с использованием современных технологий поражают воображение – таблицы, логотипы, картины, брелоки, посуда, клавиатуры, оружейные ложа. Приобретя «мелкокалиберный» станок можно открыть свое дело, гравируя сувениры или шедевры, спрос на которые никогда не упадет.
Если вы думаете, что работать дремелем трудно – видео в этой статье познакомит ближе с этим инструментом и поможет преодолеть скованность.
Источник
Гравировка по дереву
Гравировка по дереву — очень важное и весьма интересное занятие с огромными перспективами. Существует большое количество гравировальных станков для начинающих, машинок, аппаратов и других приспособлений. Но в целом основные приемы и стратегии гравировки по дереву своими руками примерно одинаковы, и их следует подробно изучить тем, кто планирует заниматься таким делом.
Особенности ремесла
Не стоит думать, что гравировка по дереву окажется проще, чем аналогичные манипуляции с металлом. В реальности все точно наоборот: это не менее тонкое и скрупулезное дело, хотя и требующее вроде бы меньших усилий со стороны операторов и их техники. Очень долгое время подобная работа выполнялась только вручную. Старая ручная гравировка на деревянных изделиях до сих пор заставляет восхищаться. Ее оценят даже люди, отличающиеся тонким художественным и эстетическим вкусом. Но сегодня гравирование с помощью механической аппаратуры позволяет выполнять даже еще более тонкие и сложные узоры, рисунки.
Точность и сложность выполняемых изображений заметно выросли за последние десятилетия. И этому, несомненно, помогло как раз появление специальных аппаратов. В зависимости от замысла, картинка может демонстрировать самые разные сюжеты и настроения, воплощать что угодно: в этом и заключается ее прелесть.
Станки последнего поколения способны создать на дереве:
- точную копию фотоснимков;
- маркировку;
- разнообразные виньетки;
- рельефы (включая и барельефы высокой сложности).
Оборудование и инструменты
Самое главное различие между отдельными гравировальными станками по древесине заключается в том, что они могут быть рассчитаны на домашнее либо промышленное использование. Это неизменно отражается на их размерах, мощности и производительности. Также отличаются, конечно, и функциональность, спектр выполняемых работ. Начинающий мастер, скорее всего, будет работать с упрощенной гравировочной техникой.
Но и ручные модели довольно сильно отличаются. Так, известны бормашины с различной скоростью кручения рабочей части и с разной величиной крутящего момента. Чего стоит избегать, так это моделей, в которых рабочая часть движется со скоростью от 30 тысяч оборотов за минуту. Все равно на практике такие модификации окажутся практически непригодными.
Еще стоит понимать, что аппараты, которые способны действовать на высоких оборотах и одновременно переносить значительные нагрузки, при современном уровне техники создать невозможно.
Потому придется выбирать либо одно, либо другое преимущество. Ручные приборы для манипуляций с деревом делятся на три основных типа:
- верхний (имеет подвижную либо неподвижную схему);
- кромочный (используется для манипуляций с кромками);
- погружной (такие модели считаются самыми удобными, но с ними надо разбираться очень внимательно).
Ручная машинка в основном позволяет выполнять только самые простые манипуляции. Но в умелых руках и она становится отличным средством, потому пренебрегать такой техникой не следует. Надо лишь понимать, что для серьезных работ уже нужен настольный или даже напольный агрегат с ЧПУ. Его использование существенно расширяет эстетические возможности мастера, вдобавок обеспечивая непревзойденную производительность.
В набор хорошего мастера всегда входит как минимум 2 модели станков:
- компактный, действующий на высоких скоростях;
- мощный, с усиленным рабочим наконечником.
К каждой из этих версий могут поставляться специальные насадки и сверла. Качественная резка при использовании добротной аппаратуры проблем не вызывает. Очень важную роль играет хвостовик, при помощи которого рабочее приспособление удерживается в отведенном месте.
Опытные мастера стараются подобрать и разнородную общую оснастку, потому что именно ее возможности прямо влияют на эффективность работы.
Алмазными бурами пользуются преимущественно для доводки отверстий. Но поскольку такая функция может понадобиться решительно любому мастеру, на нее стоит обратить особое внимание. Среди бюджетной оснастки наиболее важны приспособления, сочетающие резину и абразив. Разница между конкретными моделями состоит в конфигурации рабочего наконечника. Необходимо понимать, что для профессиональной работы простой абразивной оснастки недостаточно. Здесь придется использовать более сложное оборудование.
Сюжеты для работ
Получение текста и простых рисунков путем резьбы по дереву очень привлекательно. Помимо технических моментов, важно и то, что именно наносить на поверхность. Гнаться за особой оригинальностью мотива не надо: ее следует проявлять в воплощении своего замысла. Очень хорошо во многих случаях смотрятся замысловатые абстрактные композиции. Можно выбирать не только типичные геометрические, но и искусственные растительные сюжеты. Впрочем, и самые обычные фигуры (круги, треугольники, ромбы и прочее), если продумать как следует применение, могут быть очень привлекательны. Неплохими решениями также будут:
- портретные композиции;
- стилизации реальных и мифических животных, растений;
- натюрморты;
- жанровые и тематические сценки.
Как гравировать?
С самого начала стоит учесть, что гнаться за особо сложными и дорогими аппаратами не стоит. В умелых руках даже техника и оснастка бюджетного класса демонстрируют буквально чудеса. Начинают работу всегда стоит с наиболее острых насадок. Другие можно применять лишь для финишной обработки. Разумеется, надо уточнять подробности и цветовую маркировку у конкретного производителя. Фрезерующая насадка на гравер обычно содержится в комплекте поставки. В идеале на замену ей по мере износа следует покупать изделие той же фирмы. Чтобы влиять на глубину гравировки, придется варьировать силу нажима. Остроту инструмента нужно проверять до начала работы.
Чтобы создать ювелирно изящный рисунок, используют разные насадки. Надо знакомиться с отзывами о них, описаниями и другими важными тонкостями. Ручная обработка всегда подразумевает строгую фиксацию заготовки с помощью специальной подушечки. В противном случае изделие будет проскальзывать, и выполнить работу как следует не выйдет. Максимальную точность переноса рисунков на поверхность обеспечивают трафареты. Их используют даже профессионалы, так что сомневаться не стоит.
Очень полезно изучать опыт других мастеров и знакомиться с их видеокурсами: так можно открыть для себя немало новых моментов.
Полезные советы
Начинающим граверам будет интересно сделать своими руками бормашину. За ее основу берут электродвигатель от стиральной машины или иной электромотор аналогичной мощности. Ремень для передачи импульса и наконечники в этом случае приобретают отдельно. Самодельный инструмент оборудуют штативом для удобства крепления насадок и манипуляций деталями. Конечно же, чтобы научиться гравировке по дереву, надо двигаться от простого к сложному, а также хотя бы несколько раз «набивать руку» на каждом виде работ определенной сложности.
Самой лучшей древесиной считается:
А вот гравировка на сосне или ясене не всегда получается правильной, и высокого качества рисунка на таком дереве добиться крайне сложно. Чтобы оформить фон на большой заготовке, надо применять насадку с ограничителем. Глубина прореза задается заблаговременно.
Чтобы не совершить ошибки в домашних условиях, надо приноровиться к действию конкретной машины на черновой заготовке. Полезно предусмотреть мощную подсветку для рабочей зоны.
Типичная последовательность манипуляций при получении простых изображений:
- перенос трафарета на поверхность;
- обводка по контуру звездообразной либо игольчатой фрезой;
- обводка большим наконечником (с выборкой фона);
- шлифование базовой поверхности мелким наждаком;
- оформление небольших деталей;
- полировка с помощью валика из войлока;
- снятие морилки везде, кроме фона;
- формирование основы за счет использования нейтральной краски.
Важно соблюдать и меры безопасности:
- проверять прочность и устойчивость поверхности;
- носить плотную спецодежду;
- носить головные уборы и убирать волосы;
- освещать рабочее место так, чтобы не падали тени;
- поддерживать площадку в чистоте;
- регулярно проверять исправность изоляции, заземление;
- останавливать инструмент, лишенный вентиляционных систем, через 10 минут работы;
- соблюдать меры пожарной защиты.
Источник