Гребни для фламенко. Peinetas
Peinetas.
Самый красивый и оригинальный аксессуар, придающий испанскому стилю свою уникальность и неповторимость, это гребень (Peineta).
Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.
Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
В соответствии с самой распространенной версией племена иберов пришли в Испанию через Гибралтарский пролив из Северной Африки в V тысячелетии до н.э.. Среди них выделялись турденаты или тартессийцы, которые поселились в устье реки Гвадалкивир и вдоль ее берегов. Они жили в городах, обнесенных стенами, хоронили умерших в изысканных гробницах. Они начали разработку богатых месторождений серебра, золота, олова, меди, свинца в горах Сьерра-Морена.
Географ Страбон, побывавший там в 30 г до н.э. писал, что иберов отличало гостеприимство, величественные манеры, высокомерие, безразличие к лишениям и нетерпимость к вмешательству в их жизнь. Это, кстати, характерно и для современных испанцев.
Иберийские женщины носили сложные высокие прически и головные уборы в виде тюрбанов, конических тиар, диадем, плетеных лент. Самая сложная диадема принадлежит как раз Даме из Эльче — она имеет огромные боковые диски, похожие на колеса. Они имеют сложный орнамент, предполагается, что они были покрыты позолотой. Серьги длинные в форме слезы, с орнаментом. Браслеты — наручи простых форм.
Иберы носили торквесы (ожерелье из бронзы), как и кельты, из сплетеной проволоки. Ожерелья из цветных лент с подвесками-амулетами, наборы ребристых полихромных бус из цветной пасты, шаровидные металлические бусы.
Среди украшений часто встречаются поясные пряжки и фибулы (металлическая застежка). Были распространены простые испанские кольцевидные фибулы (заколки-булавки для одежды). Но встречаются и более сложные с серебряной инкрустацией. В кельтоиберийских культурах встречаются с изображением с лошадкой (А.Л.Монгайт «Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века» (1973) )
Сегодня гребень является традиционным украшением прически испанской женщины.
Формы, материал и размеры гребня очень разнообразны и зависят от места и мероприятия, на которое одевается аксессуар.
Для танца фламенко используются, как правило, гребни из пластика или металла, среднего размера.
Применение гребня часто зависит от стиля танца фламенко, хореографии и концепции решения номера.
Как и когда одевать гребень мы рассмотрим в следующей статье!
Продолжение следует.
Источник
Гребень как искусство
Пейнета (la peineta) – это главное дополнение к мантилье, непременный атрибут образа испанки, во всяком случае, в массовом сознании, высокий гребень, украшающий прическу.
Гребень как предмет, служащий для расчесывания волос, пришел к нам из седой древности. Археологами были найдены гребни возрастом в 10 тысяч лет. Предмет весьма прост: спинка, чтобы держать в руке, и лапки-зубцы, чтобы расчесывать волосы. Лапок обычно пять, они имитируют пальцы руки.
Но эта простая вещь всегда была окружена суевериями и легендами. В сказках гребень — часто волшебный предмет, способный превращаться в лес; с его помощью, расчесывая волосы, можно было приворожить возлюбенного/ую или лишить кого-то памяти.
В реальности гребни очень быстро начали использовать не только для расчесывания, но и для украшения.
Некоторые исследователи находят достоверных предков пейнеты в головных уборах иберийских женщин, чей облик сохранили скульптуры (Дама из Эльче и ее родственницы). Конкретно – пейнеты возводят к тиарам и митрам, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Однако в течение долгих веков после иберов на территории одноименного полуострова ни в каких прическах не наблюдались такие большие гребни. Историки моды связывают появление аксессуара с европейскими тенденциями конца XVII- XVIII веков. Европа сходила с ума от некоего украшения на голове модниц – фонтанжа. Он представлял собой нагромождение высоко надо лбом нескольких туго завитых локончиков – штопоров, расположенных горизонтально и поэтапно, украшенных рядами туго накрахмаленных кружев и лент. Крепилось все это сооружение при помощи шпилек и проволочных конструкций.
Экстравагантную прическу обычно связывают с фавориткой Короля – Солнце Анжеликой де Фонтанж. Во время охоты она растрепала волосы и подвязала их то ли кружевом с рукава, то ли чулочной подвязкой.
Анжелика де Фонтанж была прекрасна как день и глупа как пробка. Она очень быстро надоела королю и отправилась с глаз долой – в монастырь. А прическа осталась и продержалась в некоторых странах до середины XVIII века. Появилось более сотни ее вариантов. Некоторые дамы собирали «фонтанж», не прямо, а под углом, на манер падающей Пизанской башни. Высота прически могла достигать 50-60 сантиметров.
Вместе с династией Бурбонов европейские моды, в том числе и на «фонтанж», попали на Иберийский полуостров. Однако фонтанж – все же не гребень. Очень может быть, что большие гребни, украшенные узорами и подвесками, вместе с манильскими шалями и пионами привезли из Поднебесной отважные испанские моряки.
Первоначально гребни — пейнеты делали из черепаховых панцирей. Они имели различные оттенки – от самых светлых, медовых, до самых темных. Форма их – закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Величина гребня была не меньше 20 см, декоративный край украшался узорами, но никогда не инкрустировался золотом или камнями (их все равно было не видно под мантильей). Несомненно, продолжали использоваться и гребни меньшего размера, отдельно, без мантильи, как элемент национального костюма.
К XIX веку сложились основные традиции ношения пейнеты. Светлые гребни, как и белые мантильи, могли позволить себе незамужние девушки. Замужние дамы носили только темные пейнеты и черные мантильи. Гребень крепился строго посередине головы и не должен был смещаться ни влево, ни вправо.
Сейчас правила этикета значительно смягчены, если не исчезли совсем. Каждая женщина вольна выбирать себе гребень и накидку по своему вкусу. Но все же цветовые пристрастия сохраняются, лишь величина пейнеты варьируется в зависимости от роста владелицы. Несмотря на то, что современные гребни делают из пластмассы, которая может быть разных цветов, в ходу по-прежнему черные и белые. Только байлаоры -танцовщицы фламенко — украшают волосы красными (и другими разноцветными) гребнями.
Источник
Гребень-пейнета
Пейнета (исп. peineta) — крупный гребень, как правило из резного черепахового панциря, высотой до 20 см, который носится под мантильей. Выглядит это примерно так:
И вот в конце 1820-х начале 30-х этот гребень — классический, испанский — появляется в моде других европейских стран, особенно России.
Это жуткая штука на макушке называется «аполлонов узел», самая модная прическа начала 1830-х. В нее-то и аналогичные крупные пучки и втыкались декоративные гребни. Тут у них была еще и функциональная задача — волосы для таких объемных конструкций часто требовались накладные, гребень и скреплял прическу, и маскировал шиньоны (накладные волосы).
Однако, что-то подозрительно много портретов с испанскими пейнетами именно в России. Да и вообще, странное какое-то заимствование, почему именно из испанского традиционного костюма, когда мы знаем, что ампирная мода — французская, а в Испании так вообще своей моды нет с тех пор, как там уселись Бурбоны?
Напрашивается вопрос, что же такого интересного произошло в Испании в 1820-е годы, что так понравилось аристократии в России и в других европейских странах, что они решили заимствовать из испанской моды элемент, о котором через несколько лет благополучно забудут? (Ну, кроме того, что огромные пейнеты реально похожи на кокошники, которые как раз в России с 1820-х начинают активно насаждаться).
Дело в том, что в Испании в начале 1820-х происходит почти успешная революция. Ну то есть как, удачную: местный офицер Рафаэль Риего поднимает восстание, проходит по всей стране, выставляет ультиматум королю-Бурбону и требует у него соблюдения конституции, свобод и всех ништячков, к которым испанцы уже привыкли под ненавистными Бонапартами.
В России за всем этим с большим интересом наблюдают молодые коллеги Риего по войне и по революции, будущие декабристы. А с ними и вся прогрессивная общественность. Но в 1823 году либеральное разгулье в Испании заканчивается монархическим контр-переворотом и симпатяжка Риего отправляется на виселицу. Вот, кстати, он.
А пару лет спустя революция, правда, неудачная, случается уже у нас. Кстати, это подтвержденный источниками факт, что декабристы анализировали и учитывали испанские события при проработке своих планов. Чтобы все равно все запороть.
Как бы то ни было. Моя теория заключается в том, что кратковременный всплеск моды на традиционно испанскую головную украшалку ака пейнета — это прямой результат увлечения испанскими событиями 20-х годов. Причем, судя по большинству портретов, эта мода явно начались (и закончилась) до Карлистских войн. Риего тут вполне подходит, так как он нам всяко ближе с нашим собственным опытом, чем более далекие события в Америках.
Ну а гребень европейскую моду не покидал весь XIX век, только довольно быстро перестал быть традиционно испанским. И стал просто украшением для замысловатой прически второй половины XIX — начала ХХ века.
(Чем меньше зубчиков и чем тоньше, тем меньше вероятность, что для расчесывания, и больше — что для красоты).
Найдены возможные дубликаты
История быта и искусств
770 постов 5K подписчиков
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Как раз читал, что в начале были кокошники.
Кокошник известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).
Кокошники аристократки не носили между Петром и Екатериной. Уже с конца 18 века, они начинают активно насаждаться на официальном уровне при дворе, в 1834 году Николай издает указ всем ходить «по-русски» в кокошниках. Но на портретах — самая типичная черепаховая резная испанская пейнета. И еще несколько на английских портретах того же периода.
Да, следующий пост будет по «русскому» платью.
Очень интересный пост! Спасибо вам. Я увлекаюсь историей прически, если вас не затруднит, можете подсказать литературу которую можно почитать по быту и эпохе 19 века?
C удовольствием читаю ваши посты. Огромное спасибо вам за них. История моды жутко интересная вещь.
@moderator Автор поста, находясь в бане, попросил поинтересоваться, на каком основании с поста был снят тег мое, если текст написан автором.
Автору передайте, пожалуйста, что использование мультиаккаунтов запрещено.
@moderator, прошу прощения, тоже неудобно курьером бегать, но тег не вернули и человек всё еще не вынут из бана
Красный штат
11 февраля 1873 года король Испании Амадео Савойский (первый и последний испанский король из этой династии) ввиду крайне тяжелой ситуации в стране, плавно скатывавшейся в гражданскую войну, отрекся от престола. Кортесы (испанский парламент) провозгласили Первую испанскую республику во главе с президентом Эстанислао Фигерасом. В сущности это было как мертвому припарки – республика оказалась неспособна разрешить разъедавший страну кризис, и вскоре подняли голову сепаратисты всех мастей. 12 июля 1873 года в Картахене (регион Мурсия) вспыхнула революция, которая вскоре распространилась на Валенсию, Аликанте, Кадис, Малагу и другие города. Лидеры движения выступали за радикальный федерализм и пытались создать ряд независимых кантонов (отдельных городов или конфедерацию городов) по примеру Швейцарии.
Повстанцы быстро заняли ратушу и арсенал Картахены, разогнали местных чиновников и избрали военную хунту, которая провозгласила независимость кантона Картахены. Также они сумели добиться того, что все корабли испанского военного флота, стоявшие в порту (пять фрегатов, два парохода и корвет) присоединились к восстанию – так у карликового государства в одночасье появился свои карликовые военно-морские силы. Над историческим замком Галерас же был поднят красный флаг – символ новорожденного государства. Ленину в этот момент всего три года.
Власти республики всех этих революционных движений не поняли, и спешно отрядили войска для умиротворения Картахены. Впрочем, они недооценили местную хунту, которая сумела отразить первые робкие попытки правительственных войск восстановить конституционный порядок. А тут и новоприобретенный флот пригодился – революционеры использовали его для запугивания жителей соседних прибрежных районов, которым, под угрозой обстрела из корабельных орудий, пришлось платить налог на нужды революции. В самой Картахене начала выходить газета под названием El Cantón Murciano, а также появились собственные деньги.
Однако центральное правительство в Мадриде никуда не делось, и оно вовсе не собиралось терпеть у себя под боком каких-то сепаратистов с красными флагами. Фактически, началась полноценная осада Картахены правительственными войсками. Понимая, что один на один с «большой» Испанией им не выстоять, члены хунты решили обратиться за помощью к другим известным любителям выходить из под суверенитета короны. Они написали в Вашингтон. Просьба была проста: принять их в состав США на правах нового штата. Тогдашний американский президент Улисс Симпсон Грант, герой «гражданки» и большой любитель вдарить по стакану, был очень удивлен такой просьбе и обещал как следует изучить вопрос и подумать. Вот только времени на «подумать» у мятежного кантона не было. После шести месяцев осады и интенсивных обстрелов, стерших с лица земли больше половины города, 12 января 1874 года Картахена спустила красный флаг и подняла белый. Революционная сказка закончилась. Что же до США, хотя тогда они и не обзавелись кусочком Европы, в наши дни злопыхатели нередко называют Великобританию 51-м штатом, так что не все так плохо.
Еще больше интересного — в telegram-канале автора! Подпишись!
Источник