Как сделать плуг
При обработке земли одна из самых утомительных операций — ее вспашка и подготовка к посеву. При наличии техники — мотоблока или минитрактора — все можно переложить на них, но для вспашки нужен плуг. Купить готовый — слишком затратно. Цены на готовые изделия немалые. Чтобы сэкономить, можно сделать плуг своими руками. Причем есть два пути. Первый: делать самостоятельно все полностью. Это сложный путь — форма у частей плуга нелинейная, с изгибами определенного радиуса, а гнут толстый металл в домашних условиях очень сложно. Второй путь — купить готовые корпуса, а раму и все остальные вспомогательные части собрать самому. Это уже более простой вариант, с которым справитсяотносительно несложно.
Виды и классификация плугов
Есть несколько конструкций плугов:
- лемешные;
- дисковые;
- ротационные;
- комбинированные;
- чизельные.
Наиболее распространенные — лемешные плуги. Они использовались еще нашими предками и по сей день на большинстве полей работают они. Для вспашки тяжелых земель, участков с повышенной или недостаточной влажностью, используют дисковые плуги. Комбинированные и ротационные — более сложные в устройстве, подходят для возделывания целины. Чизельные — это особые устройства, которые не предусматривают оборот пласта. Их относят к плугам условно и применяют редко, особенно в частном хозяйстве.
По типу тяги плуги делят на несколько категорий:
- Тракторные. На данное время это наиболее распространенный вид плугов. Они выпускаются под разные виды техники, в том числе и под малогабаритные минитрактора и даже мотоблоки.
Небольшой тракторный плуг
И это еще не все. Есть еще классификация по назначению: общего и специального. Плуги общего назначения работают на большинстве освоенных земель. Среди плугов специального назначения есть:
- Для каменистых почв. Они имеют встроенные защитные механизмы (подъемные), которые не позволяют крупным камням повредить плуг.
- Оборотные. Имеют два одинаковых плуга в зеркальном отображении. Позволяют получить ровную поверхность без ярко выраженных горбов и борозд (гладкая вспашка).
Оборотные плуги — одно- и много- корпусные
Это еще не все разновидности, но наиболее популярные и используемые. Отличаются они конструктивно, причем порой серьезно.
Строение и виды плугов
Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:
- рабочие:
- корпус — состоит из стойки к которой прикреплены лемех с отвалом и полевая доска;
- нож — основная режущая часть;
- предплужник — дополнительная режущая часть, срезающая задерненный слой почвы;
Устройство плуга общего назначения
- рама — основа, на которой все смонтировано, состоит из продольных брусьев, балок жесткости и распорок;
- опорное регулируемое по высоте колесо;
- навеска — система крепления к трактору или другому движущемуся средству.
Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.
Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).
Корпуса
По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:
- стойка;
- рабочая поверхность — лемех и отвал;
- полевая доска.
Корпус с лемехом и отвалом
Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.
Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:
- Отвальные. Для вспашки с полным или частичным оборотом пласта. Такие плуги способствуют почвообразованию (выросшие растения срезаются, укладываются на дно борозды, где перегнивают), обогащают почву кислородом (за счет рыхления).
- культурный — применяется для давно возделываемых земель, хорошо крошит почву, оборачивает в средней степени;
- полувинтовые отвальные корпуса используют для возделывания целины, вспашки сильно задерненной почвы, он хорошо оборачивает почву, умеренно ее крошит (модели с удлиненным пером оборачивают пласт полностью);
- винтовые — хороши при возделывании целины — пласт оборачивают полностью;
Виды корпусов лемешных плугов
Дисковый тракторный плуг
Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.
Отвал
Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.
Форма и чертеж отвала из листовой стали толщиной 3 мм
Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).
Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.
Типы отвалов
Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:
- Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
- Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
- Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).
При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.
Лемех
Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.
Располагают лемех следующим образом:
- к дну борозды под углом 22-30°;
- выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала:
- для культурного отвала — 40°;
- цилиндрического — 45°;
- винтового и полувинтового — 35°.
Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.
Формы лемехов
Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:
- Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
- Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
- Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.
Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.
Размеры отвала из толстостенной трубы диаметром 50-60 мм (подойдет газовый баллон)
По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.
Чертежи
Собираясь сделать плуг своими руками, необходимо иметь какой-то образец для подражания. Если есть старый плуг, можно сделать новые по его подобию. А если такого нет, пригодятся чертежи. Только учтите параметры своей техники, на которую будете его навешивать.
Плуг общего назначения на трактор (однокорпусный)
Детализация некоторых размеров.
Сборочный чертеж однокорпусного плуга
Чертеж плуга с размерами
Видео-уроки по изготовлению плугов
Источник
Самодельный плуг. Часть 2
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Продолжение темы Самодельный плуг https://fermer.ru/node/48844. Пожалуйста, продолжайте общение тут. Старая тема будет архивирована
В моем плуге возможно сместить центр тяжести но при этом уменьшается захват, а это большей минус,
а роз суждения, что подшипники помогут перевороту плуга у меня диствительно вызвало иронию, потому что при перевороте действует большая сила веса, хоть в гидравлическом хоть в механическом. (без обид)
действует большая сила веса
Так сила веса больше чем больше плуг, но и сила трения во втулках тоже больше,а делать трехкорпусный весом в пол тонны на миник, вряд ли кто будет,а однокорпусный можно и рычагом перевернуть если его , этот рычаг, подобрать правильно,а вот гидроцилиндром без клапана это проблемно без подшипников -не та скорость переворота,на видео есть что даже на МТЗ и то с третьегого раза переворачивается,(может давления в гидравлике не хватает) ну это мое мнение ,а как на самом деле кто его знает.
а вот гидроцилиндром без клапана это проблемно без подшипников -не та скорость переворота,на видео есть что даже на МТЗ и то с третьегого раза переворачивается,(может давления в гидравлике не хватает) ну это мое мнение ,а как на самом деле кто его знает.
Вы это о чём с третьего раза? У меня двокорпусный Еберхардт без подшипников. Переворот на прямую без клапана. Если бы чуть газнул кирдык бы пришёл плугу с цилиндром в месте. Там силы не меряно.
Практика рождает совершенство.
Спеша заработать на жизнь, не забудь просто пожить.
Там силы не меряно.
Так и мой переворачивается ,но не я же тот МТЗ в Ютуб снимал.
привет мужики ! кто-нибудь может сказать какое должно быть расстояние между корпусами
привет мужики ! кто-нибудь может сказать какое должно быть расстояние между корпусами
а первый корпус на каком расстоянии крепиться на раме можете рисунок накидать как примерно должно быть
а первый на каком расстоянии крепиться на раме можете рисунок накидать как примерно должно быть
40см. от начало рамы до первого корпуса, это на заводском.
У меня плужок валяется от мотоблока МБ-1 тож поворотный,можь кто видел? так там отвал и лемешок один.Для тех кто не видел: лемех выполнен равнобедренным треугольником ,а отвал языком загнутым.Правда для переворота нужен привод ,но для изготовления он проще.Если нужно из под снега вытащу сфотографирую.
опыт прямо пропорцианален испорченому оборудованию.
Тафай! МОЖ ЧЕМ ПОМОЖЕТ НАРОДУ!
Опять куда то занесло.
хочу сделать свой из конных корпусов(имеются в наличии) может поможете чертежами пожалуйста
Размеров и чертежей к сожалению нет.Все в голове.Может фото поможет.
спасибо всем кто откликнулся,начал делать ,как закончу скину фотки,только со временем не очень
привет мужики ! кто-нибудь может сказать какое должно быть расстояние между корпусами
Всем привет! Наконец-то осилил тему. В данный момент тоже занимаюсь изготовлением, вернее глубокой переделкой плужка двухкорпусного для миника в 15л.с. Всем большое спасибо за информацию. Из всего почерпнутого и из собственных размышлений пришел к примерно такому выводу(поправьте, если не прав) — первым делом надо измерить ширину заднего колеса(для определения минимального захвата корпуса). Дальше измерить высоту точек крепления нижних тяг задней навески, предварительно выставив тракторенок левыми колесами на подпорки высотой примерно 20см(или больше, если хочется глубже). Исходя из высоты точек крепления можно понять желаемую высоту рамы и соответственно допустимую высоту отвала, то есть надо стремиться к тому, чтобы в рабочем положении нижние тяги навески и рама плуга были параллельны земле. При этом надо руководствоваться еще тем, что ширина захвата лемеха, она же высота пласта в поднятом состоянии. То есть, если например, высота рамы получается 40см, то учитывая возможное присутствие растительности на поле — захват корпуса больше 25см есть нецелесообразным. Потом можно, исходя из этого прикинуть расстояние между корпусами, которое желательно чтобы было не меньше двух захватов корпусов, то есть в данном примере 2х25=50см. Такое же расстояние желательно от заднего колеса до первого корпуса. При этом следует иметь ввиду, что чем ближе рассчетный пласт по сечению к квадрату, то есть ширина захвата равна глубине — тем труднее будет его перевернуть на 180 градусов. Для этого понадобится весьма непростая форма отвала, как описывал Сергей Исаченко. И еще — как по мне, так лучше сразу раму делать таким образом, чтобы при навешивинии на трактор она занимала рабочее положение при стандартной настройке тяг. Если что — поправьте, уважаемые.
Источник