Гитаростроение
      Автор: Jhav       Дата публикации: 23 февраля 2012 г. |
Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.
П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).
У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.
При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.
Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.
Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.
Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.
Это из разряда «не повторяйте!».
Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.
Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.
Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.
Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.
После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.
После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.
Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.
Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.
В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.
В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.
После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.
Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.
Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.
Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:
В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.
Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.
Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.
Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».
Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.
Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.
Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.
На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).
Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).
В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».
- Делаем «страт». Часть 1. Корпус
- Делаем «страт». Часть 3. Лады
- Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка
При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
23.02.12 | Автор: Имя админа | ||||||
|
14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.
Источник
Как сделать гитару?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Создание гитар – целая отрасль музыкального дела. Новичку здесь делать нечего, а вот тем, у кого есть опыт в сборке гитар, можно попробовать свои силы и сделать инструмент самостоятельно в домашних условиях.
Из чего можно сделать
Самую простейшую гитару своими руками можно сделать из подручных средств. Музыкальный инструмент имеет простое устройство из двух частей: корпуса и грифа. Первый выполняется из различных материалов, может быть деревянным, металлическим или из пластика.
Для самодельной гитары подойдёт не каждый сорт древесины. Для создания верхней и нижней деки используют разные сорта дерева. Верхнюю часть предпочтительно изготавливать из ели или кедра. Корпус, полностью выполненный из ели, издаёт резонансное звучание, а в сочетании с кедром инструмент начинает звучать по-особенному. Стоит этот материал дорого. Более простые модели делают из сосны.
Нижнюю часть изготавливают из клёна, красного дерева и палисандра. В целях обучения сборке можно попробовать сделать инструмент из подручных средств, например, из фанеры. Стоит рассматривать это как подготовительный этап для создания гитары из более дорогих материалов.
Металлические гитары можно отнести к экзотике, поскольку у них очень странное звучание.
Корпус из карбона (или из углепластика) более прочный и устойчивый к деформациям. Такой инструмент почти вечный. Он обладает более чистым звучанием.
Важная часть инструмента – гриф. Для его изготовления подойдут твёрдые породы дерева, например, палисандр, эбен.
Продвинутым мастерам можно посоветовать делать резьбу или инкрустации на инструменте. Гриф часто украшают гравировкой, чтобы сохранить весь остальной корпус и звучание. Инкрустацию можно делать на любой части гитары: и на грифе, и на корпусе.
Инструменты
Перед началом сборки необходимо подготовить инструменты и расходные материалы. Вот примерный перечень:
- древесина разных пород;
- клей для работы по дереву;
- герметик;
- наждачная бумага;
- дрель;
- резак;
- зажимы;
- лак для обработки поверхности.
Дополнительно потребуются чертежи для обозначения разметки.
Чертежи с размерами
Не стоит усложнять себе работу, самостоятельно разрабатывая чертёж. В интернете представлены подходящие схемы для самых разных типов гитар с деками разной величины (классические, мини и т. д.). Достаточно всего лишь иметь выход в интернет и принтер, чтобы сделать распечатки выбранных лекал. Кроме того, есть тематические книги с разнообразными схемами и чертежами.
В крайнем случае, можно просто взять подходящую гитару и обвести её корпус.
Как сделать гриф
Гриф можно заказать готовый, а можно сделать дома самостоятельно. Это кропотливый этап работы, поэтому о нём стоит рассказать отдельно.
Делая гриф, нужно принимать во внимание, что чем он тоньше, тем ниже звучание, и наоборот.
Тонкий гриф придётся дополнительно усиливать карбоновыми вставками.
Для создания тела грифа стоит взять брусок из ясеня или клёна с габаритами 70x10x2 см (соответственно, длина, ширина, толщина). Для накладки можно взять палисандровую заготовку с размерами 50x60x7 см.
Заготовка должна быть гладкой и идеально плоской.
С помощью саморезов фиксируют образцы накладки и головы грифа.
Создание анкера
Наиболее распространённые конструкции анкеров – компрессионный классический и двойной. Стоит отдать предпочтение двойному варианту, потому что он крепче классического, обладает способностью гнуться от самого себя. Под него фрезеруется прямой паз. Есть анкеры с двойным действием, с помощью которых можно гнуть гриф в противоположные стороны.
Фиксация накладки
Первое, что требуется сделать – плотно зафиксировать накладку на грифе, чтобы не было просветов и щелей. Клей наносят кисточкой, делают стяжку струбцинами, начиная с краёв и продвигаясь постепенно от головы к пятке грифа.
Очень важно следить, чтобы не было просветов.
В этом состоянии конструкцию оставляют на всю ночь. А с утра уже можно убрать струбцины и провести фрезеровку накладки.
Выравнивают гриф по краям в области пятки.
Следующий важный этап – нанесение разметки на гриф. Удобно пользоваться стальными шаблонами толщиной в 2 мм. Шаблон фиксируют на грифе и вычерчивают простым канцелярским ножом линии через прорези. Так повторяют на одном и том же месте несколько раз. Далее, смещают шаблон в сторону на полсантиметра и повторяют те же действия.
После создания пропилов делают инкрустацию, вклеивая «точки» в заранее проделанные отверстия небольшой глубины.
Важный этап – профиль грифа. Сначала снимают избыток дерева с тыльной стороны, начиная с 1-го лада и заканчивая 14 или 15. Толщина соответственно 2 и 2,5 см. А остальной участок состругивают. По окончании обработки проводят шлифовку брусом.
Этапы изготовления других частей
Прежде чем самому собирать гитару, необходимо внимательно изучить устройство данного инструмента.
Для создания гитары в домашних условиях необходимо составить пошаговый план действий. Выглядит он примерно так:
- выбирают тип гитары;
- делают чертёж;
- переносят рисунок на выбранный материал;
- выбирают технологию;
- находят помещение, подготавливают инструменты.
В технологии особенно важно продумать, каким образом будет происходить сгибание деталей. Это серьёзный момент. В этом поможет электрический нагреватель.
Требования к помещению:
- тёплая комфортная температура;
- достаточное освещение и вентиляция;
- низкий уровень влажности.
Выбор доски для создания корпуса
Независимо от выбранной породы дерева, есть общие требования к доске:
- отсутствие сучков;
- строго прямое расположение волокон без резких изгибов.
Инструменты
Перечень всех необходимых инструментов представлен в самом начале. Здесь стоит дополнить, что предпочтительно иметь ручной и электрический лобзик. Работающий от сети инструмент пригодится для выпиливания деталей, а для проведения более тонких работ стоит воспользоваться ручным.
Пошаговое создание гитары
1 этап
Доски готовы, чертежи распечатаны, тип гитары выбран. Можно начинать создавать лекала. Сначала начинают собирать корпус нижней деки путём подгонки двух досок. Это можно сделать одним из двух способов.
- Куски зажимают в струбцины. Поверхности шлифуют и склеивают.
- Куски зажимают в виде щита, обрабатывая стык фрезеровальной машинкой. После требуется просто собрать.
После сборки корпуса по заранее намеченным границам делают вырезку заготовки электрическим лобзиком.
2 этап
Нижняя часть гитары собрана. Теперь необходимо закрепить на ней пружины и футер. Последний размещают строго в соответствии с осевой линией, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Три пружины размещают под углом в 90 градусов к футеру.
Для изготовления верхней деки предпочтительно воспользоваться цельной доской. Некоторые специалисты предпочитают такой же способ создания, как и в нижней части инструмента.
Преимущество цельного полотна: когда в верхней части происходит натяжение струн, велика вероятность того, что шов лопнет.
Далее намечают месторасположение розетки. Центр должен быть расположен в наиболее узком месте инструмента. Именно здесь будет находиться специальное отверстие. Изнутри деки делают крепление пружины.
3 этап
Самыми сложными из всех элементов являются обечайки.
Проблем с выкраиванием и вырезкой возникнуть не должно, сделать это достаточно легко, а вот с изгибом и приданием формы появляются сложности. По этой причине заготовку хорошенько смачивают тёплой водой и помещают в тёплое место на четверть часа. Далее прогревают деталь до температуры, чуть превышающей +100 градусов. Теперь материал стал более податливым и можно создавать изгибы. Заготовке дают остыть для фиксации формы.
Склеивают ручку и пятку грифа. Самое важное требование к соединению – прочность. На этом этапе необязательно делать паз на корпусе. Это делают позже при общей сборке всех частей инструмента.
С головкой стоит определиться заранее. Её расположение может быть либо строго вертикальным, либо под наклоном. Второй вариант более простой в изготовлении. Величина наклонного угла составляет не больше 17 градусов. Вертикально расположенную головку делают совместно с ручкой из той же породы дерева.
При наклонной модификации есть два варианта действия: сделать гриф из одного куска цельной массивной деталью или же собрать из пары-тройки элементов.
Стержень
Стержень вклеивают в гриф, чтобы придать инструменту изгиб, укрепить всю конструкцию. Вклеить гриф можно одним из двух способов:
- вверху корпуса под накладку;
- с обратной стороны, закрывая пластиной в качестве декорации.
4 этап
После вырезки, отшлифовки, комплектации всех необходимых частей, начинают собирать.
Самый лучший клей – казеиновый или рыбный.
Последовательность работы.
- Обечайки склеивают, образуя, таким образом, одну деталь, помещают элемент на нижней деке. Сверху фиксируют клеем верхнюю деку. Полученную гитару хорошенько просушивают. Перед этим её нужно сжать, как следует.
- Намечают и вырезают выемку под гриф, вклеивают его.
- Покрывают поверхность корпуса выбранным лаком, делают инкрустацию, натягивают струны. Подставка под гитару может быть вклеена до сборки инструмента или после неё.
Чтобы собрать гитару самому, необходимо запастись временем и терпением. Это сложное мероприятие, на которое потребуется не один день, особенно для тех, кто не имеет достаточного опыта в создании музыкальных инструментов. Важно основательно подойти к работе: выбрать подходящий материал, приготовить все необходимые инструменты, найти или сделать чертежи.
На первых порах можно использовать в качестве сырья фанеру вместо дорогостоящего материала.
Особенного внимания заслуживает гриф, так как именно от него зависит резонансная частота звучания гитары.
Как делают гитару на производстве, вы можете увидеть в следующем видео.
Источник