Гриф с анкером своими руками

MasterGitar.com

Самостоятельно изготовим простой анкер для гитары в домашних условиях. Получим надежный удобный гриф, на котором можно играть по всей его длине.

Анкер гитары — это металлический прут или их конструкция, которая устанавливается в тело грифа, чтобы компенсировать натяжение струн. Существуют разные типы анкеров для гитары. Оставим эту тему для другой статьи.

Наш анкер гитары будет иметь один стержень. Устанавливать его мы будем с тыльной стороны грифа, так как изготавливать новую накладку не входит в наше техническое задание (привести в порядок старый советский гриф с минимальными затратами).

Принцип действия простого анкера гитары

Анкер, который мы будем устанавливать, будет одинарным прутом, который надо зафиксировать с одной стороны. Там сделаем простой загиб. С другой стороны должна быть резьба, соответственно, гайка и упор.

При закручивании гайки прут натягивается. Хитрость состоит в том, что анкер установлен в грифе с некоторым изгибом, когда мы стержень натягиваем, он стремится выпрямиться и, соответственно, выгибает гриф.

Ниже схема работы анкера в утрированных формах. Анкер — синеватая линия . Границы грифа — черные линии. Если натянуть анкер, то он будет пытаться стать короче, а соответсвенно стать более прямым, грифу же придётся согнуться.

Именно для того, чтобы стать короче анкер должен скользить относительно шейки грифа.

На протяжении всей длины анкер гитары должен проскальзывать в пазе.

Иначе он просто не будет работать на изгиб, но должен быть зафиксирован с одного конца, т.е. не прокручиваться там и не смещаться.

Изготовление анкера гитары

Нам нужен стержень диаметром около 5мм. Можно было бы специально найти необходимую заготовку, но решено было использовать шпильку, которую можно купить почти везде, где продаются строительные товары. Ими крепят подвесные потолки. Представляют они из себя стержни с резьбой на всю длину, которая у них около метра.

Исходя из того, что анкер гитары должен проскальзывать в пазе, предлагаю сорвать ненужную резьбу. Есть опасность, что со временем натянутый анкер врежется витками в дерево и усложнится его продольное смещение внутри грифа гитары. Работа анкера может быть нарушена. Полумерой также выглядит просто закрыть его изоляцией.

И так план действий по изготовлению анкера грифа:

  • Отмерять необходимый кусок шпильки
  • Сорвать ненужную резьбу
  • Загнуть фиксируемый конец
  • Надеть тонкостенную термоусаживаемую трубку (ТУТ)
  • Изготовить гайку из латуни

Разрезаем шпильку

Для того, чтобы отмерять необходимый кусок стержня с запасом, надо посмотреть на гриф гитары. Все делается методом прикладывания. У меня даже уже сделан паз, но об этом в другой статье, ссылка будет в конце статьи.

Фиксировать анкер будем между нулевым и первым ладом гитары в самом начале накладки. Заканчиваться анкер должен вместе с пяткой грифа. Но это чистый размер.

Надо оставить запасы примерно по 30мм с каждого конца. Например, чтобы не мучать нужную резьбу в патроне шуропувёрта.

Срываем резьбу

Находим плашку M5, если ваша шпилька с такой резьбой. Определяем тот отрезок, где резьба нам точно не понадобится.

Нежно оберегайте то место, где резьба необходима.

Закрепляете шпильку в шуроповерт или дрель с низкими оборотами. Нам высокие обороты и не нужны.

Обязательно низкие обороты, иначе вращающийся стержень превратится в опасное оружие. На высокой скорости может произойти все что угодно.

Накрутите плашку на некотором расстоянии от конца. Предлагаю оставить немного резьбы и на кусочке, который будет наглухо закреплен. Плашку укрепите в тисках. Теперь медленно вращая будущий анкер, вкручивайтесь и выкручивайтесь, создавая давление на плашку, т.е. анкер закручивается, а вы его тянете на себя и наоборот. Можно немного перекашивать, но это и так само собой будет происходить. Вы увидите как витки начнут беспощадно срезаться. Останутся только неровности, которые уже не будут такими опасными, чтобы врезаться в дерево, особенно с учетом изоляции.

На фото все наоборот. Я закрепил в тиски шуроповерт, чтобы сфотографировать. Один конец анкера уже загнут, а зря.

Загиб на этом этапе мешает. После того как резьба сорвана плашку желательно снять именно с конца, резьба на котором неважна.

Загибание одного конца анкера

Один конец анкера должен быть зафиксирован. Можно просто загнуть буквой «Г». Нагреваете на газе и сгибаете без особых проблем. Радиус изгиба получается достаточно маленький. Тут проблем возникнуть не должно.

Я сначала загнул, а потом сорвал резьбу, рекомендую вам сделать наоборот. Плашка явно пострадала после такого обращения, начала царапать резьбу. Мне не хотелось её снимать через тот конец, где резьба необходима. Если бы я не загнул второй конец, тогда это не было бы проблемой.

Читайте также:  Вентилятор с задержкой выключения своими руками

Изоляция

Я решил «зачехлить» анкер гитары термоусаживаемой изоляцией. Продаётся такая трубочка из резиноподобного материала, которая при нагреве скукоживается прямо на глазах. Для нагрева подходит газовая плитка. Причем продольного уменьшения абсолютно не просисходит. Все очень просто.

Изготовление латунной гайки

Сначала я думал использовать гайку, которая продаётся вместе со шпильками. Но потом всё-таки решил изготовить латунную гайку, так как не понятно какой твердости металл шпильки. Латунь будет точно мягче. И при возможном срыве резьбы, она сорвется именно на гайке. Также латунь не будет изнашивать витки на самом анкере гитары.

  • Приобретается заготовка латуни.
  • Отрезается небольшой кусочек.
  • По центру просверливается отверстие.
  • Нарезается соответствующая резьба.
  • Обычным напильником делается шестигранник под заведомо купленный ключ.

В природе существуют латунные стержни и шестигранники разных размеров. Я нашел стержень с диаметром 10мм. Отрезал от него небольшой кусочек, так чтобы короткой эту гайку назвать было нельзя.

Как сверлить отверстие в латуни

Конечно, что все это просто сделать на элементарном специальном оборудовании, но я исхожу именно из домашних условий.

  • Как можно точнее разметьте центр.
  • Вставьте кусочек в тиски горизонтально.
  • Приставьте сверло.
  • Посмотрите соосность сверху.
  • Посмотрите сбоку.
  • Сохраняя это положение, начинаете сверлить.
  • Смотрите постоянно сверху и сбоку по очереди.
  • Можно повернуть заготовку на 90 градусов. Получается достаточно точно.

Небольшой перекос ничему не мешает. Если купить заготовку латуни с небольшим запасом по диаметру, то недостатки сверления можно скомпенсировать обработкой внешней стороны.

Другой способ, можно как-то закрепить дрель и вдоль некой направляющей двигать заготовку на сверло.

Сверло для резьбы М5 мне посоветовали 4.2мм. Я просверлил 4.1мм, но второй раз попробовал бы 3.9мм. Все-таки руками это не на сверлильном станке, и резьба на шпильке также не высокоточная. Метчик в латуни досверлит необходимое отверстие.

Моя гайка для анкера будет утоплена в тело пятки грифа. Чтобы достать её можно применить сменную насадку на торсионный ключ, на фото размер 9мм. Можно попробовать 8мм. Вороток для насадки сделан из шестигранника, который обработан под квадрат.

Также я подготовил металлический упор и шайбочку. Упор для работы анкера очень важен. Сделайте так, чтобы гайка четко упиралась в упор, а упор не проваливался в канал анкера.

Продолжение работы по ремонту советского грифа — установка этого анкера в шейку грифа.

Источник

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка
Читайте также:  Антипробуксовочная система своими руками

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Оцените статью