Грудной ребенок боится своих рук

Новорожденный пугается своих ручек: причины и что делать?

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку сосательный рефлекс имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были коротко подстрижены, и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Источник

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Читайте также:  Деревянный перстень своими руками

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Источник

​Отучаем ребёнка от рук. Когда начать, что делать?

Одни считают, что ребёнка нужно брать на руки по первому требованию, другие — что его с младенчества нужно приучать к самостоятельности. Кто прав? Где золотая середина? Это мы и попробуем выяснить, а также остановимся на вопросе, как отучить ребёнка от рук. Уж в том-то, что рано или поздно это придётся делать, сомнений быть не может.

Как быть днём?

К матери ребёнка тянет инстинкт — желание почувствовать себя защищённым, вернуться хотя бы относительно к ощущениям в материнской утробе. Дивный новый мир дарит крохе массу новых впечатлений, которые его пугают: это яркий свет, громкие звуки, это холод и жара. В объятиях мамы он успокаивается.

И если в 2–3 месяца это абсолютная норма, то с полугода пора задуматься о том, как окончательно отпустить птенчика в мир, да и носить его постоянно на руках становится тяжело и вредно для спины.

С возрастом ребёнок начинает тянуться к окружающим его вещам, проявлять интерес, включает свою природную любознательность. Мамины ручки — лучшая смотровая площадка, с которой можно пообозревать окрестности. Люлька такого простора, увы, не даёт, недаром некоторые детские психологи называют её «маленькой тюрьмой».

Как избежать ручек и люльки? Класть малыша животом на чистый пол или в специальный трек. Вертясь, ребёнок будет укреплять мышцы, учиться переворачиваться, ползать и в конце концов — ходить. И вы тоже отдохнёте и сможете наконец заняться своими делами.

Получив некоторую свободу передвижений, малыш сам начнётся проситься с рук, и для вашей семьи начнётся новая увлекательная пора: попытки уследить за уползающим непоседой.

А что делать ночью?

Для большинства мам основное мучение наступает с закатом солнца, ведь иных младенцев приходится час укачивать на руках, чтобы они заснули. Как приучить его засыпать в кроватке? Вот несколько советов:

Читайте также:  Изготовление шиньонов своим руками

1. Сядьте вместе с ребёнком в кресло: по крайней мере, спина не так сильно устанет.

2. Выработайте чёткий режим и ни в коем случае его не нарушайте. Конечно, всем хочется отдохнуть и расслабиться, но не стоит разрешать ребёнку спать днём после бессонной ночи, если не хотите повторения перфоманса.

3. Кладите ребёнка в кроватку, но не отходите: поглаживайте его, держите за руку или напевайте, пока он не уснёт.

4. Не стоит оставлять в детской ночник.

5. Днём побольше гуляйте, играйте, проводите время на свежем воздухе, позволяйте малышу исследовать окружающий мир. К вечеру он вымотается и быстро заснёт.

6. Не запрещайте малышу ворочаться и возиться в кроватке — так он устанет быстрее и заснёт спокойнее.

И другие ситуации

Бывают случаи, когда ребёнок в принципе отказывается засыпать где-либо, кроме как на родительских руках. Но обычно это касается болезненных и нервных малышей: их могут мучить колики, диатез и другие неприятности. Как только они излечиваются, малыш спокойно приучается спать самостоятельно.

Ребёнок может разнервничаться из-за приезда родственников. Оно и неудивительно, поставьте себя на место ребёнка: все хватают его на руки, тормошат, играют с ним, пытаются говорить и строить рожицы, вокруг стоит шум, гам, играет музыка, лают собаки и звенят бокалы. Тут и взрослого будут переполнять эмоции, что уж говорить о малыше. Поэтому не в меру шумные «набеги» гостей и родственников на время младенчества лучше сократить. Или попросить гостей вести себя потише.

И всё же — как отучить ребёнка от рук?

Несколько полезных советов:

  • Сокращайте время укачивания на руках — постепенно, конечно.
  • Перед началом «ручного» укачивания укутайте малыша в пелёнку, чтобы он не проснулся из-за прикосновения к холодным простыням.
  • Приготовьте для малыша особую спальную игрушку, например, плюшевого мишку.
  • Практикуйте совместный сон. Ребёнок привыкает засыпать не на руках, при этом близость родителей дарит ему спокойствие.
  • Даже если малыш привык лежать в кроватке, демонстрируйте ему время от времени своё присутствие — подавайте голос, к примеру.

И помните, что никто не знает малыша лучше, чем вы сами — его родители. Любящее сердце мудрее любых книг. Прислушивайтесь к себе и своему ребёнку, и всё будет хорошо.

Источник

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу

Особенности развития новорожденного: гипертонус, срыгивания, сосательный и другие рефлексы

Дмитрий Смирнов детский невролог

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Читайте также:  Как сделать сигнализацию с телефоном своими руками

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

Срыгивания — очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Оцените статью